БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №1 2016 г.
http://www. bulletennauki. com/
УДК 159.9.072.43
СООТНОШЕНИЕ «КРИЗИСНОГО ПРОФИЛЯ» ЛИЧНОСТИ С ТИПОМ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
RATIO OF “A CRISIS PROFILE” OF THE PERSONALITY WITH TYPE OF
PSYCHOSOMATIC PATHOLOGY
©Духновский С. В.,
д-р психол. наук,
Курганский государственный университет, г. Курган
dukhnovskysv@mail. ru ©Dukhnovsky S. V., Doctor of psychological sciences, Kurgan State University, Kurgan [email protected] ©Журавлева Ю. А., Курганский государственный университет, г. Курган
zhurava.psi@mail. ru ©Zhuravleva J. A., Kurgan State University, Kurgan [email protected]
Аннотация: в статье описаны результаты эмпирического исследования соотношения кризисного профиля личности и возможного типа психосоматической патологии. Показано, что разные кризисные профили имеют различный прогноз психосоматической патологии: от благоприятного (развитие по уравновешенному и активно-автономному типу личности) до неблагоприятного (развитие по пассивно-гетерономному типу личности). Для проведения исследований была разработана психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью». Основное назначение методики — выявление профиля интегральной индивидуальности субъекта, переживающего (не переживающего) кризис и прогноза его возможного развития. В процессе работы было обследовано 834 человека (417 лиц женского пола и 417 — мужского) в возрасте от 16 до 65 лет (больше 16 и меньше 65 лет). Результаты статистически обработали. Полученные данные являются результатом валидизации диагностических отчетов по методике «Переживание кризиса личностью».
Abstract: in article results of empirical research of a ratio of a crisis profile of the personality and possible type of psychosomatic pathology are described. It is shown that different crisis profiles have various forecast of psychosomatic pathology: from favorable (development on counterbalanced and active independently to type of the personality) to adverse (development of passive and heteronomous type of personality). The psychodiagnostic technique “Experience of crisis by the personality” was developed for carrying out researches. A basic purpose of a technique — identification of a profile of integrated identity of the subject worrying (not worrying) crisis and the forecast of its possible development. In the course of work 834 persons (417 female persons and 417 — man's) aged from 16 till 65 years (more than 16 and less than 65 years) were examined. Results statistically processed. The obtained data are result of a validization of diagnostic reports on a technique “Experience of crisis by the personality”.
43
БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №1 2016 г.
http://www. bulletennauki. com/
Ключевые слова: переживание кризиса, психологическая диагностика, кризисный профиль, прогноз, психосоматика.
Keywords: crisis experience, psychological diagnostics, crisis profile, forecast, psychosomatics.
С внедрением психологической службы в различные сферы жизнедеятельности людей возросла потребность в методических материалах, способствующих повышению эффективности работы психолога. Специфика его деятельности обусловливает характер и способы получения профессиональной информации. Одним из таких способов выступает психодиагностика. Создание компактного и надежного психодиагностического инструмента, а также грамотное его использование повышает результативность и продуктивность профессиональной деятельности психолога.
На основании проведенных исследований и полученных эмпирических данных [4] нами была разработана психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью» (ППК). Основное назначение методики — выявление профиля интегральной индивидуальности субъекта, переживающего (не переживающего) кризис и прогноза его возможного развития.
Теоретическое обоснование диагностируемого конструкта
В методике «ППК» заложены представление об интегральной индивидуальности субъекта (В.С. Мерлин), и о его глубинно-психологических свойствах (Л. Зонди), представления о ситуационных реакциях личности в условиях психологического кризиса, проходящих на непатологическом уровне (А. Г. Амбрумова) и психологической устойчивости личности (Л. В. Куликов).
Интегральная индивидуальность, согласно В. С. Мерлину [6] — это система свойств человека (со стороны ее индивидуального своеобразия), начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе; это целостная характеристика индивидуальных свойств человека.
Интегральную индивидуальность образуют:
- Индивидуальные свойства организма: общесоматические, нейродинамические.
- Индивидуальные психические свойства: психодинамические (свойства темперамента — эмоциональность, энергичность, темп, импульсивность, пластичность), психические свойства личности (особенности психического состояния и настроения, зрелость личности и ее благополучие).
- Социально-психологическая, предполагающая гармоничность-дисгармоничность межличностных отношений личности (доверие, понимание, эмоциональная близость, напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях).
В нашей работе будем использовать «расширенное» представление об интегральной индивидуальности личности, за счет включения в нее системы индивидуальных глубиннопсихологических свойств субъекта. С точки зрения судьбоанализа [7] эта система включает в себя побуждения, задающие направление всей деятельности человека, являющимися своего рода «корнями», на которые опирается существование человека (побуждение контакта, побуждение «Я», сексуальное и пароксизмальное побуждения).
В ходе проведенных исследований [3] нами установлено, что в переживании кризиса (острого, резкого перелома в жизни) «участвуют» перечисленные выше системы интегральной индивидуальности личности.
44
БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №1 2016 г.
http://www. bulletennauki. com/
При рассмотрении переживания кризиса мы придерживались позиции А. Г. Амбрумовой [5], согласно которой его переживание проявляется в ситуационных реакциях субъекта, проходящих на непатологическом уровне: реакции эмоционального дисбаланса, демобилизации, пессимизма, отрицательного баланса, дезорганизации и оппозиции.
Рассматривая психологическую устойчивость как наличие личных превентивных ресурсов (адаптационно-компенсаторных способностей) для конструктивного преодоления кризиса, использовали представление Л. В. Куликова [1] о психологической устойчивости как качестве личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость; оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных ситуациях.
Далее обратимся к краткому описанию структуры методики «Переживание кризиса личностью» (III ПК).
Форма проведения: индивидуальная, групповая и компьютерная.
Структура: методика содержит 7 шкал.
1. Шкала «Реакция эмоционального дисбаланса» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я нахожусь в унынии, грущу.
- В последнее время Я переживаю неприятные для меня эмоции, чаще, чем приятные.
2. Шкала «Пессимистическая реакция» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я стараюсь не доверять окружающим.
- В последнее время Я «мрачно» воспринимаю окружающий мир.
3. Шкала «Реакция отрицательного баланса» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я начинаю часто «оглядываться» на прожитые годы, оцениваю свое прошлое и перспективы будущего.
- В последнее время Я подсчитываю положительные и отрицательные моменты своей жизни.
4. Шкала «Реакция демобилизации» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я чувствую себя никому не нужным.
- В последнее время Я стремлюсь дистанцироваться от других людей.
5. Шкала «Реакция оппозиции» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я раздражаюсь на окружающих людей и на то, что они делают.
- В последнее время Я начал считать, что в моих бедах и неудачах виноваты другие люди.
6. Шкала «Реакция дезорганизации» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я часто тревожусь, беспокоюсь о чем-либо.
45
БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №1 2016 г.
http://www. bulletennauki. com/
- В последнее время Я не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться.
7. Шкала «Психологическая устойчивость» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я легко могу отказаться от целей, которые считаю реально или потенциально недостижимыми.
- В последнее время Я верю в то, что возникающие в моей жизни трудности будут успешно преодолены.
Время выполнения: 20-25 минут.
Информация о стандартизации. Нормативная выборка: 834 человека (417 лиц женского пола и 417 — мужского) в возрасте от 16 до 65 лет (больше 16 и меньше 65 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе или предложению психолога. Все граждане России.
«Кризисный профиль» определяется соотношением показателей «Индекс ситуационного реагирования» и «Психологическая устойчивость». Показатель «Индекс ситуационного реагирования» (включающий в себя сумму «сырых» значений по шкалам ситуационных реакций) определяет величину кризисной нагрузки субъекта, тогда как показатель «Психологическая устойчивость», определяет наличие (отсутствие) личных превентивных ресурсов.
Мы исходим из того, что профессиональный психодиагностический инструмент, которым является представленная методика «ППК», должен не только выявлять, диагностировать переживание кризиса (или его отсутствие), но и позволял бы строить с его помощью прогноз. Соответственно валидный диагностический отчет должен включать в себя возможный прогноз развития личности с разным кризисным профилем. Таким образом, перед нами встала задача выявить возможное развитие психосоматической патологии личности с разным кризисным профилем. Для ее решения нами было проведено исследование, основные результаты которого представлены ниже.
Методика исследования.
В качестве объекта выступили работники образовательной сферы. Нами было обследовано 834 человека (417 лиц женского пола и 417 — мужского) в возрасте от 16 до 65 лет (больше 16 и меньше 65 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе или предложению психолога. Все граждане России. Отметим, что данное исследование проводилось в рамках стандартизации методики «Переживание кризиса личностью».
В качестве психодиагностических методик использовали:
- методику «Переживание кризиса личностью» (ППК),
- разработанную нами анкету, в которой субъекту (респонденту) предлагается выбрать и оценить по семибалльной шкале выраженность у себя характеристик личности, соответствующих тому или иному типу психосоматической патологии, согласно типологии личности В.А. Ананьева [2, с. 180].
Результаты исследований.
На первом этапе при помощи методики ППК, нами были выявлены субъекты, имеющие тот или иной кризисный профиль. Далее, используя качественный анализ нами было установлено у субъектов с каким кризисным профилем выражены характеристики того или иного типа психосоматической патологии. Результаты представлены в Таблице 1.
46
БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №1 2016 г.
http://www. bulletennauki. com/
На основании данных представленных в таблице, правомерно сделать следующее заключение. В рамках проведенных исследований нашла свое эмпирическое подтверждение гипотеза о взаимодополняемости концепции двухмерного переживания кризиса [4, с. 285] и теории онтогенетической психосоматики В. А. Ананьева [2]. В частности, нами были установлены зависимости между получаемым кризисным профилем и типами личности с психосоматической патологией. Таким образом, нами были определены следующие виды прогнозов для личности с разным кризисным профилем, получаемым по методике «ППК»: благоприятный, неблагоприятный и неопределенный.
Таблица 1.
СООТНОШЕНИЕ КРИЗИСНОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ С ТИПОМ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Кризисные профили Типы психосоматической патологии
Активно- гетерономный тип Пассивно- гетерономный тип Уравновешенный тип
Чел. % Чел. % Чел. %
Деструктивное переживание острого кризиса с неблагоприятным прогнозом 0 0,0 95 11,3 0 0,0
Переживание острого кризиса с благоприятным прогнозом 101 12,1 0 0,0 0 0,0
Конструктивное переживание острого кризиса с благоприятным прогнозом 0 0,0 0 0,0 99 11,8
Деструктивное переживание кризиса с неблагоприятным прогнозом 79 9,4 0 0,0 0 0,0
Переживание кризиса с неопределенным прогнозом 30 3,5 36 4,3 0 0,0
Конструктивное переживание кризиса с благоприятным прогнозом 0 0,0 0 0,0 107 12,8
Психологическое здоровье с благоприятным прогнозом 0 0,0 0 0,0 149 17,8
Адаптация с благоприятным прогнозом 105 12,5 0 0,0 0 0,0
Истощение с неопределенным прогнозом 18 2,1 15 1,7 0 0,0
Общее количество 333 39,9 146 17,5 355 42,6
Неблагоприятный прогноз (наиболее характерно для деструктивного переживания острого кризиса). Возможно развитие по «пассивно-гетерономному» типу личности.
Благоприятный прогноз (наиболее характерно для переживания острого кризиса). Возможно развитие по «активно-автономному» типу личности.
47
БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №1 2016 г.
http://www. bulletennauki. com/
Благоприятный прогноз (наиболее характерно для конструктивного переживания острого кризиса). Возможно развитие по «уравновешенному» типу личности.
Неопределенный прогноз. Его благоприятность и неблагоприятность будет определяться увеличением (или снижением) показателей «Индекс ситуационного реагирования» и «Психологическая устойчивость» в соотношении друг с другом. В случаях повышения психологической устойчивости при прежнем уровне ситуационного реагирования возможен благоприятный прогноз с развитием по «уравновешенному» типу личности. В случаях понижения психологической устойчивости при прежнем уровне ситуационного реагирования возможен неблагоприятный прогноз с развитием по «пассивно-гетерономному» типу личности.
В завершение отметим, что использованная нами методика «Переживание кризиса личностью» отвечает основным психометрическим требованиям, предъявляемым к психологическим тестам. Методика позволяет выявить прогноз психосоматического развития личности, переживающей кризис. Кроме того, разработанную психодиагностическую методику «Переживание кризиса личностью» (ППК) правомерно использовать в психологической, психолого-педагогической, психотерапевтической практике, а также в рамках оценки (в том числе и экспертной) персонала. В частности, цели использования методики «ППК» могут быть следующими. Осуществление профилактики деструктивного переживания кризиса, предполагающей развитие антропологического идеала (потенциалов здоровья) личности, развитие и поддержание здоровья (соматического и психологического), проведение и оценка индивидуально-психологических и личностно-профессиональных особенностей личности.
Список литературы:
1. Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985, №6. С.107-115.
2. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. // Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
3. Духновский С. В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». Кострома, 2015. №2. Т. 21. С. 30-35.
4. Духновский С. В. Психология отношений личности: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 380 с.
5. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
6. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
7. Смирнов А. В. Екатеринбургские лекции по экспериментальные диагностики побуждений Леопольда Зонди: учебное пособие. Екатеринбург: Университет, 2005. 256 с.
References:
1. Ambrumova A. G. Analiz sostojanij psihologicheskogo krizisa i ih dinamika // Psihologicheskij zhurnal. 1985, №6. S. 107-115.
2. Anan'ev V. A. Osnovy psihologii zdorov'ja. // Kniga 1. Konceptual'nye osnovy psihologii zdorov'ja. SPb.: Rech', 2006. 384 s.
48
БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ - BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №1 2016 г.
http://www. bulletennauki. com/
3. Duhnovskij S. V. Krizis i ego perezhivanie lichnost'ju: rezul'taty jempiricheskogo issledovanija // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: «Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika». Kostroma, 2015. №2. T. 21. S. 30-35.
4. Duhnovskij S. V. Psihologija otnoshenij lichnosti: monografija. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2014. 380 s.
5. Kulikov L. V. Psihogigiena lichnosti. Voprosy psihologicheskoj ustojchivosti i psihoprofilaktiki: Uchebnoe posobie. SPb.: Piter, 2004. 464 s.
6. Merlin V. S. Ocherk integral'nogo issledovanija individual'nosti. M.: Pedagogika, 1986. 256 s.
7. Smirnov A. V. Ekaterinburgskie lekcii po jeksperimental'noj diagnostiki pobuzhdenij Leopol'da Zondi: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Universitet, 2005. 256 s.
Работа поступила в редакцию 18.12.2015 г.
Принята к публикации 25.12.2015 г.
49