ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9.35.08 С.В. Духновский
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курган
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА ЛИЧНОСТЬЮ (ППК)»: ОПИСАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье дается описание психодиагностической методики «Переживание кризиса личностью» (ППК), направленной на выявление и оценку степени переживания кризиса, кризисного профиля личности и его характеристик, определение прогноза дальнейшего развития обследованного. Показано, что представленная методика дает возможность осуществить достаточно дифференцированную количественную оценку параметров переживания кризиса. Опросник требует минимального времени для проведения и обработки и пригоден для изучения переживания кризиса в целях выявления группы риска для профилактики и помощи в преодолении кризиса, диагностики риска совершения суицидальных действий, работы с людьми с ограниченными возможностями, выявления компенсаторных возможностей для реабилитации больных, профилактики и коррекции возможных профессиональных деформаций и де-струкций, разработки программ, направленных на развитие и поддержание здоровья, а также в научно-исследовательских целях.
Ключевые слова: психодиагностика, кризис, кризисный профиль, ситуационные реакции, психологическая устойчивость.
S.V. Dukhnovskiy
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Kurgan
PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUE «EXPERIENCE OF CRISIS BY THE PERSONALITY (PPK)»: DESCRIPTION AND POSSIBILITIES OF USE
Abstract. In the article psychodiagnostic technique «Experience of crisis by the personality» (PPK) is described, aimed at identification and assessment of level of experience of crisis, a crisis profile of the personality and its characteristics, definition of the forecast of the further development of the studied. It is shown that the presented technique gives the chance to carry out rather differentiated 30
quantitative assessment of parameters of experience of crisis. The questionnaire demands the minimum time for carrying out and processing and is suitable for studying of experience of crisis for identification of risk group for prevention and help in overcoming crisis; diagnostics of risk of commission of suicide actions; work with physically disabled people; identification of compensatory opportunities for rehabilitation of patients; prevention and correction of possible professional deformations and destructions; development of the programs aimed at the development and maintenance of health and also in the research purposes.
Keywords: psychodiagnostics, crisis, crisis profile, situational reactions, psychological stability.
С внедрением психологической службы в различные сферы жизнедеятельности людей возросла потребность в методических материалах, способствующих повышению эффективности работы психолога. Специфика его деятельности обусловливает характер и способы получения профессиональной информации. Одним из таких способов выступает психодиагностика. Создание компактного и надежного психодиагностического инструмента, а также грамотное его использование повышает эффективность профессиональной деятельности психолога.
При разработке методики «Переживание кризиса личностью» (ППК) использовали следующие теоретические положения. Рассматривая понятие «кризис», опирались на положения кризисной теории развития личности В.А. Ананьева [2]; переживание кризиса рассматривали с точки зрения эмоционально-информационной природы субъективной реальности, описанной Б.С. Шалютиным [17]; при описании кризисного профиля личности использовали представление об интегральной индивидуальности человека В.С. Мерлина [12], о её глубинно-психологических свойствах, представленных в работах А.В. Смирнова [15], Л. Сонди [16]; описывая ситуационные реакции личности на непатологическом уровне, опирались на позицию А.Г. Амбрумовой [1], а при рассмотрении психологической устойчивости личности обращались к работам Л.В. Куликова [10]; при описании прогноза переживания кризиса использовали положения теории онтогенетической психосоматики [3].
Ключевыми понятиями в рамках представленной методики выступают кризис, переживание кризиса, кризисный профиль, прогноз развития личности.
Кризис - личностно-ситуативное явление в жизни человека, феноменологичное по своей природе. Момент, событие жизни приобретает «кризисную нагрузку» только благодаря переживанию, и что самое важное - только в переживании. Суть
в том, что, как отмечал В.А. Ананьев, «не имеет значения само событие с точки зрения внешней характеристики, его эмоционального накала, а имеет значение способ переработки, преодоления и влияние его на дальнейшую жизнь человека» [2]. Для кризиса важное значение имеет его «прочувствование, возможно даже интуитивное», осознание некой предельной точки, «пограничной черты». Это возможно только благодаря его переживанию человеком.
Переживание кризиса - его проживание (исходя из этимологии слова), представляющее собой сознательную или бессознательную активность субъекта (когнитивную, эмотивную, поведенческую), отражающуюся на отношениях с миром природным (предметным), социальным (в том числе и со значимыми людьми), внутренним миром (отношение к себе). Переживание кризиса носит процессуальный характер, связано с ори-ентационными процессами субъекта, подразумевающими поиск определенного направления из бесконечного и безграничного континуума возможностей. С позиции эмоционально-информационной природы субъективной реальности [17] будем рассматривать переживание как процесс поиска решения той или иной проблемной ситуации (имеющей личностную или ситуативную обусловленность) при отсутствии готового ответа на некоторые ее воздействия. Это определяется пониманием человека переживающего как открытой, нелинейной, сложной, самоорганизующейся системы, которая, по мнению В.А. Ананьева, «представляет собой блуждающий по многовариантным путям жизненного поля процесс» [2]. Выражением переживания кризиса, его глубины и характера является «кризисный профиль» личности субъекта.
Кризисный профиль личности - отражение содержательных характеристик интегральной индивидуальности субъекта, переживающего (не переживающего) острый, переломный момент в своей жизни, как «системы свойств человека (со стороны ее индивидуального своеобразия), начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе» [12]. Кризисный профиль личности предполагает оценку состояния следующих систем индивидуальности субъекта:
- свойства организма (общесоматические, нейродинамические);
- психические свойства: психодинамические (эмоциональность, энергичность, темп, импульсивность, пластичность), психологические (особенности психического состояния и настроения, зрелость личности и её благополучие);
- глубинно-психологические особенности: побуждения, задающие направление всей деятельности человека (побуждение контакта, побуждение «Я», сексуальное и пароксизмальное побуждение);
- социально-психологические особенности: характер отношений с другими людьми (гармо-
ничность - дисгармоничность межличностных отношений).
Индекс ситуационного реагирования представляет собой выраженность ситуационных реакций личности, проходящих на непатологическом уровне и связанных с возникновением психологического кризиса, описанных А.Г. Амбрумовой [1]. К ним относятся реакция эмоционального дисбаланса, пессимизм, отрицательный баланс, демобилизация, оппозиция и дезорганизация.
Психологическая устойчивость - это «качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях» [10, 92]. Психологическая устойчивость предполагает личный (индивидуальный) превентивный ресурс -«комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов. Отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и в соответствии с направленностью личности создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации» [11].
Кризисный профиль в зависимости от соотношения выраженности «Индекса ситуационного реагирования» и «Психологической устойчивости» включает в себя прогноз дальнейшего развития личности.
Прогноз, даваемый по результатам тестирования методикой «ППК», базируется на результатах исследований [7], которые показали взаимодополняемость авторской концепции переживания кризиса и теории онтогенетической психосоматики В.А. Ананьева [3]. На основании этого нами были определены следующие виды прогнозов субъектов с разным кризисным профилем, получаемым по методике «ППК»: благоприятный, неблагоприятный и неопределенный.
Неблагоприятный прогноз с возможным развитием субъекта по «пассивно-гетерономному» типу личности.
Благоприятный прогноз с возможным развитием субъекта по «активно-автономному» и «уравновешенному» типу личности.
Неопределенный прогноз. Его благоприятность и неблагоприятность будет определяться увеличением (или снижением) показателей «Индекс ситуационного реагирования» и «Психологическая устойчивость» в соотношении друг с другом. В случаях повышения психологической устойчивости при прежнем уровне ситуационного реагирования возможен благоприятный прогноз с развитием по «уравновешенному» типу личности. В случаях понижения психологической устойчивости при прежнем уровне ситуационного реагирования возможен неблагоприятный прогноз
31
с развитием по «пассивно-гетерономному» типу личности.
В завершение отметим, что представленные выше теоретические положения послужили обоснованием разработанной нами психодиагностической методики «Переживание кризиса личностью» (ППК).
Основноеназначениеметодики«Переживание кризиса личностью» (ППК) - выявление степени (глубины) переживания кризиса, кризисного профиля личности и его характеристик, определение прогноза дальнейшего развития обследованного.
Форма проведения: индивидуальная и групповая, компьютерная.
Структура: методика содержит семь основных шкал и одну вспомогательную.
1 Шкала «Реакция эмоционального дисбаланса» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я нахожусь в унынии, грущу.
- В последнее время Я переживаю неприятные для меня эмоции, чаще, чем приятные
2 Шкала «Пессимистическая реакция» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я стараюсь не доверять окружающим.
- В последнее время Я мрачно воспринимаю окружающий мир.
3 Шкала «Реакция отрицательного баланса» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я начинаю часто оглядываться на прожитые годы, оцениваю свое прошлое и перспективы будущего.
- В последнее время Я подсчитываю положительные и отрицательные моменты своей жизни.
4 Шкала «Реакция демобилизации» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я чувствую себя никому не нужным.
- В последнее время Я стремлюсь дистанцироваться от других людей.
5 Шкала «Реакция оппозиции» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я раздражаюсь на окружающих людей и на то, что они делают.
- В последнее время Я начал считать, что в моих бедах и неудачах виноваты другие люди.
6 Шкала «Реакция дезорганизации» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я часто тревожусь, беспокоюсь о чем-либо.
- В последнее время Я не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться.
7 Шкала «Психологическая устойчивость» (6 пунктов).
Примеры пунктов:
- В последнее время Я легко могу отказаться
от целей, которые считаю реально или потенциально недостижимыми.
- В последнее время Я верю в то, что возникающие в моей жизни трудности будут успешно преодолены.
8 Шкала «Положительный - отрицательный образ себя» (вспомогательная), позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую) и его адекватность.
Применительно к методике «ППК» «кризисный профиль» определяется соотношением показателя «Индекс ситуационного реагирования», определяющего величину кризисной нагрузки субъекта, и показателя «Психологическая устойчивость», определяющего наличие (отсутствие) личных превентивных ресурсов - адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного (деструктивного) преодоления кризиса.
Представленный диагностический инструмент - методика «ППК» позволяет выявить девять кризисных профилей интегральной индивидуальности обследуемого субъекта:
1 Деструктивное переживание острого кризиса с неблагоприятным прогнозом.
2 Переживание острого кризиса с благоприятным прогнозом.
3 Конструктивное переживание острого кризиса с благоприятным прогнозом.
4 Деструктивное переживание кризиса с неблагоприятным прогнозом.
5 Переживание кризиса с неопределенным прогнозом.
6 Конструктивное переживание кризиса с благоприятным прогнозом.
7 Психологическое здоровье с благоприятным прогнозом.
8 Адаптация с благоприятным прогнозом.
9 Истощение с неопределенным прогнозом.
Методика «ППК» обладает следующими признаками, согласно «Российскому стандарту тестирования» [4], позволяющими отнести её к категории тестов:
• стандартизированный набор вопросов (методика «ППТ» содержит 48 пунктов);
• наличие измерительных шкал, позволяющих выразить полученные результаты количественно;
• связь каждого ответа на каждое задание с измерительными шкалами, т.е. наличие «ключей» к тесту;
• стандартизированная процедура проведения методики, включая однозначную (стандартную) инструкцию для тестируемого;
• возможность автоматической (без участия человека) обработки результатов, т. е. формализованная система подсчета баллов с помощью «ключей»;
• тестовые нормы - фиксированные границы перевода тестовых баллов в оценочные категории для каждой шкалы методики и для оценки кризисного профиля личности;
• формализованная модель интерпретации результатов и рекомендации по принятию тех или
иных решений, связанных с определенными интервалами значений на шкалах и сочетанием значений шкал методики «ППК»;
• направленность на индивидуальную количественную характеристику оценки кризисного профиля и его составляющих, одного человека.
Качество разработанной нами психодиагностической методики для оценки степени (глубины) переживания кризиса, кризисного профиля личности и его характеристик, определение прогноза дальнейшего развития обследованного обеспечиваются благодаря их соответствию следующим критериям:
- наличию данных, подтверждающих надежность тестовых шкал на количественном уровне;
- наличию данных, подтверждающих валид-ность тестовых шкал методики «Переживание кризиса личностью» (ППК) на качественном и количественном уровнях;
- наличию данных, подтверждающих репрезентативность тестовых норм для разных категорий людей;
- наличию формализованных процедур, позволяющих установить достоверность отдельного протокола тестирования.
По завершении тестирования с использованием психодиагностической методики «Переживание кризиса личностью» (ППК) обследованному дается обратная связь - информация по результатам диагностики.
Как указывают Н.А. Батурин и соавторы, «предоставление тестируемым обратной связи в той или иной форме является обязательным и необходимым как в ситуации консультирования, так и экспертизы. Отсутствие обратной связи признается ошибочным как в силу несоответствия морально-этическим нормам, так и по причине повышения вероятности принятия ошибочных решений и/или отсутствия развивающего эффекта от проведенного тестирования» [4, 115]. При этом обратная связь, даваемая по результатам использования психодиагностической методики «Переживание кризиса личностью» (ППК), может выполнять следующие функции:
• информационная функция предполагает открытое информирование субъекта о результатах тестирования;
• верификационная функция - уточнение и дополнение результатов тестирования;
• мотивирующая функция заключается в формировании конструктивного отношения к результатам тестирования и позитивного восприятия аналогичных оценочных процедур в дальнейшем;
• развивающая функция - это стимулирование тестируемого к развитию;
• организационная функция предполагает оповещение тестируемого об организационно-управленческих решениях, принимающихся на основе результатов тестирования (например, приглашение кандидата на следующий этап отбора).
В качестве форм обратной связи, даваемой по результатам использования психодиагности-
ческого комплекса, могут быть использованы следующие:
- краткая или развернутая обратная связь. Дается в виде либо короткого утверждения о кризисном профиле и его характеристиках, либо развернутого сообщения о потенциале тестируемого (о его преимуществах) в аспекте профилактики и превенции деструктивного переживания кризиса;
- устная или письменная. Она может даваться в виде либо устного сообщения, либо автоматизированного письменного отчета по результатам тестирования;
- немедленная или отсроченная обратная связь дается либо сразу по завершении тестирования, либо по прошествии некоторого времени с момента его завершения. Как указывают Н.А. Батурин и соавторы, «немедленная обратная связь является более предпочтительней, однако в её отсутствие необходимо сориентировать тестируемого по срокам получения отсроченной обратной связи. Отсрочка не должна превышать один месяц» [4, 115].
Далее обратимся к описанию общей (краткой) характеристики методики «ППК».
Категория методики: методики исследования личности.
Процедура опроса. Методика может проводиться как в групповом варианте, так и в индивидуальном, возраст обследуемых от 16 до 65 лет.
Время тестирования: 20-25 минут.
Форма проведения: карандаш-бумага и компьютерная. Компьютерная версия методики прошла государственную регистрацию электронного ресурса «Тест-ППК» (свидетельство № 21313).
Регистрация осуществлялась объединенным фондом электронных ресурсов «Наука и образование» при ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования [6].
Обработка результатов: ручная и компьютерная.
Основные психометрические характеристики методики «Переживание кризиса личностью» (ППК) отражены в следующих публикациях автора [5; 7; 8; 9 и др.]. Методика «ППК» отвечает основным психометрическим требованиям, предъявляемым к разработке профессиональных психодиагностических инструментов [13; 14].
Стандартизация методики. Расчет нормативных показателей проводился на выборке 1764 человека, все граждане России, практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе или по просьбе психолога (882 мужчины и 882 женщины). Все обследованные -лица юношеского (17-21 год для мужчин и 16-20 лет для женщин), а также первого (22-34 года для мужчин и 21-34 года для женщин) и второго периодов зрелости (35-59 лет для мужчин и 35-54 года для женщин).
Для выведения интегральной оценки по каждой шкале была использована наиболее распространенная кумулятивная модель - суммирова-
33
ние чисел-ответов, поставленных испытуемыми в пунктах, относящихся к данной шкале. В большинстве опросников используются пункты с дву-мя-тремя градациями (вариантами) ответов. Мы использовали в каждом пункте шкалу с довольно большим числом градаций - с семью. Длина шкалы имеет такое количество градаций, которое позволяет обследуемому достаточно дифференцированно выразить свое отношение (согласие с предъявленным суждением), в то же время нет излишнего числа градаций, превышающего возможную субъективную точность оценок.
Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу. Затем «сырые» баллы переводятся в стандартные Т-баллы (оценки) по нормативным таблицам, соответствующим полу обследуемого. Для удобства регистрации результатов можно использовать «Лист для ответов» либо компьютерную версию методики.
Далее приведем пример диагностического отчета по методике «Переживание кризиса личностью» (ППК) больного с диагнозом - «Рак простаты».
Диагностический отчет ФИО: АИВ Дата опроса: 19.03.18 Возраст: 43 Пол: мужской Должность: главная группа Субъект А.И.В., возраст 43 года, диагноз «Рак простаты рТ2аШМ0, II стадия». Послеоперационный период протекал без осложнений, послеоперационное гистологическое заключение выглядело следующим образом: «Умеренно дифференцированная аденокарцино-ма предстательной железы, с поражением обеих долей, без признаков прорастания капсулы и инвазии семенных пузырьков. Индекс Глисона 6 (3+3). Роста опухоли по линиям резекции не обнаружено». После удаления уретрального дренажа на 12-е сутки после операции начал мочится самостоятельно, редкие эпизоды недержания мочи, рана зажила первичным натяжением, линия швов без признаков инфицирования.
Послеоперационное тестирование проводилось в день выписки пациента из отделения, когда уже появлялась возможность оценить наличие послеоперационных осложнений, определить план дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий, прогноз на течение заболевания.
В послеоперационном периоде у больного выражен кризисный профиль «Адаптация с благоприятным прогнозом» (пониженный индекс ситуационного реагирования 43 Т-балла и умеренный показатель психологической устойчивости личности 54 Т-балла).
Возможно наличие трудностей и проблем в жизни, которые субъект старается конструктивно разрешить, что приводит к дополнительному вовлечению психических (психологических) ресурсов и снижению психологической устойчивости. Умеренный уровень психологической устой-
чивости. Недостаток веры в себя, сомнение в своих возможностях, возможна частичная депри-вация основных жизненных потребностей (самореализации, самоуважения, самоутверждения). Сложности при соизмерении уровня напряжения с ресурсами своей психики и организма. Снижение превентивных ресурсов - адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного преодоления возникающих жизненных трудностей.
Высокая энергичность и сниженная эмоциональность. Характерна повышенная готовность познавать, действовать, менять существующую ситуацию, если она не отвечает желаниям и планам субъекта. Пониженная аффективная восприимчивость субъекта, пониженная чувствительность к эмоциогенным воздействиям, высокие пороги возникновения эмоциональной реакции. Уменьшено количество внешних воздействий и внутренних раздражителей, в ответ на которые возникает эмоциональная реакция.
Благоприятное психическое состояние. Активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации; есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности; ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей; жизнерадостность. Преобладает положительный эмоциональный фон. Выражено желание действовать. Повышенная оценка личностной успешности.
Прогноз благоприятный в силу умеренно выраженной психологической устойчивости и наличия, хотя и на среднем уровне, личных превентивных ресурсов - адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного преодоления кризиса. Возможно развитие по «активно-автономному типу» личности. К характеристикам данного типа относятся:
- самостоятельность, критичность к другим, упрямство, напористость;
- низкий уровень тревожности;
- ориентация на достижение успеха;
- экспансивный тип реагирования;
- бессознательное желание утвердить себя в глазах других людей, стремление представить себя в лучшем, гиперсоциальном свете;
- эгоцентризм в сочетании с отрицанием собственных недостатков,
- ригидная направленность на изменение других, но не себя;
- постоянное ожидание обид со стороны окружающих;
- недостаточная эмоциональная отзывчивость;
- педантизм.
Патогенными условиями для данного типа личности могут выступать вынужденная социальная мобильность, быстроменяющийся темп жизнедеятельности, условия непризнания.
В завершение отметим следующее. Представленная методика «Переживание кризиса личностью» (ППК) пригодна для использования в
целях выявления группы риска для профилактики и помощи в преодолении кризиса, диагностики риска совершения суицидальных действий, работы с людьми с ограниченными возможностями, выявления компенсаторных возможностей для реабилитации больных, профилактики и коррекции возможных профессиональных деформаций и деструкций, разработки программ, направленных на развитие и поддержание здоровья, а также в научно-исследовательских целях. В качестве требований к специалисту, использующему данную методику, выступают следующие: должен иметь образование не ниже бакалавра, а желательно - магистра психологии либо быть сертифицированным практическим психологом, также должен прослушать специализированные курсы по психологии кризисов, их психологической диагностике.
Список литературы
1 Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. №6. С. 107-115.
2 Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. №7-8. С. 15-31.
3 Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. Санкт-Петербург : Речь, 2006. 384 с.
4 Батурин Н. А. и др. Российский стандарт тестирования персонала // Организационная психология. 2015. Т.5.
№ 2. С. 67-138.
5 Духновский С. В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования // Вестник Костромского государственного университета
им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2015. Т.21. № 2. С. 30-35.
6 Духновский С. В. Программное средство «Тест-ППК» -психологическая диагностика переживания кризиса личностью. Москва : ФГНУ ИНИПИ РАО, ОФЭРНиО № 21313 от 02.11.2015.
7 Духновский С. В., Журавлева Ю. А. Соотношение «кризисного профиля» личности с типом психосоматической патологии // Бюллетень науки и практики. Нижневартовск, 2016. Вып. 1. С.43-49.
8 Духновский С. В. Особенности кризисного профиля личности госслужащих с разным уровнем социальной нормативности // Бюллетень науки и практики. Нижневартовск, 2016. № 8(9). С.228-236.
9 Журавлева Ю. А., Духновский С. В. Особенности дистанции в межличностных отношениях воспитателей дошкольных учреждений переживающих и не переживающих кризис // Успехи современной науки и образования. 2017.
Т. 6. №2. С.51-57
10 Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 464 с.
11 Малыхина Я. В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома» : дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург : РГПУ, 2004.
12 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва : Педагогика, 1986. 256 с.
13 Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1998.
14 Психометрика: Введение. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 445 с.
15 Смирнов А. В. Екатеринбургские лекции по экспериментальной диагностики побуждений Леопольда Зонди: учебное пособие. Екатеринбург : Университет, 2005. 256 с.
16 Сонди Л. Судьбоанализ. Москва : Три квадрата, 2007. 480 с.
17 Шалютин Б. С. Душа и тело. Курган : Изд-во Курганского университета, 1997. 230 с.
References
1 Ambrumova A. G. Analiz sostoyanij psihologicheskogo krizisa i ih dinamika //Psihologicheskij zhurnal. - 1985. - №6. -S. 107-115.
2 Anan'ev V.A. Vvedenie vpotryasayushchuyu psihoterapiyu // ZHurnal prakticheskogo psihologa. - 1999. - №7-8. - S. 15-31.
3 Anan'ev V.A. Osnovy psihologii zdorov'ya. Kniga 1. Konceptual'nye osnovy psihologii zdorov'ya. - SPb. : Rech', 2006. - 384 s.
4 Baturin N.A. i dr. Rossijskij standart testirovaniya personala // Organizacionnaya psihologiya. - 2015. - T. 5. - № 2. - S. 67-138.
5 Duhnovskij S. V. Krizis i ego perezhivanie lichnost'yu: rezul'taty ehmpiricheskogo issledovaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya «Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika». - 2015. - T.21, - № 2. - S. 30-35.
6 Duhnovskij S.V. Programmnoe sredstvo «Test-PPK» -psihologicheskaya diagnostika perezhivaniya krizisa lichnost'yu. -Moskva: FGNUINIPI RAO, OFEHRNiO № 21313 ot 02.11.2015.
7 Duhnovskij S.V., ZHuravleva YU.A. Sootnoshenie «krizisnogo profilya» lichnosti s tipom psihosomaticheskoj patologii//Byulleten' nauki i praktiki. - Nizhnevartovsk, 2016. -Vyp. 1. - S.43-49.
8 Duhnovskij S. V. Osobennosti krizisnogo profilya lichnosti gossluzhashchih s raznym urovnem social'noj normativnosti// Byulleten' nauki i praktiki. - Nizhnevartovsk, 2016. - № 8(9).
- S. 228-236.
9 ZHuravleva YU.A., Duhnovskij S.V. Osobennosti distancii v mezhlichnostnyh otnosheniyah vospitatelej doshkol'nyh uchrezhdenij perezhivayushchih i ne perezhivayushchih krizis // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2017. - Tom 6. -№2. - S.51-57
10 Kulikov L. V. Psihogigiena lichnosti. Voprosy psihologicheskoj ustojchivosti i psihoprofilaktiki : uchebnoe posobie. - SPb. : Piter, 2004. - 464 s.
11 Malyhina YA. V. Social'no-psihologicheskie aspekty sistemnojprofilaktiki «obshchego deviantnogo sindroma» : dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb. : RGPU, 2004.
12 Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. - M.: Pedagogika, 1986. - 256 s.
13 Normy professional'noj ehtiki dlya razrabotchikov i pol'zovatelej psihodiagnosticheskih metodik. Standartnye trebovaniya k psihologicheskim testam. - YAroslavl', NPC «Psihodiagnostika», 1998.
14 Psihometrika: Vvedenie. - CHelyabinsk: Izdatel'skij centr YUUrGU, 2010. - 445 s.
15 Smirnov A.V. Ekaterinburgskie lekcii po ehksperimental'noj diagnostiki pobuzhdenij Leopol'da Zondi : uchebnoe posobie. -Ekaterinburg : Universitet, 2005. - 256 s.
16 Sondi L. Sud'boanaliz. - M.: Tri kvadrata, 2007. - 480 s.
17 SHalyutin B.S. Dusha i telo. - Kurgan : Izd-vo Kurganskogo universiteta, 1997. - 230 s.
УДК 159.9 Ю.А. Малюшина
Курганский государственный университет, Курган
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧ ИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В данной статье приводятся результаты проведенного эмпирического исследования стрессоустойчивости в подростковом возрасте, проведен сравнительный ре-