Научная статья на тему 'Некоторые особенности межличностных отношений субъектов педагогического процесса'

Некоторые особенности межличностных отношений субъектов педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
715
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА / "КРИЗИСНЫЙ ПРОФИЛЬ" / ДИСГАРМОНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / SUBJECTS OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / THE EXPERIENCE OF CRISIS / "CRISIS PROFILE" / DISHARMONY OF INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Юлия Александровна

В статье описаны результаты эмпирического исследования «кризисных профилей» личности педагогов образовательных учреждений различных ступеней образования и их влияние на межличностные отношения субъектов педагогического процесса. Показано, что индикаторами переживания кризиса в межличностных отношениях являются наличие дисгармонии отношений и социально-психологической дистанции в отношениях педагога с остальными участниками педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONS OF SUBJECTS OF PEDAGOGICAL PROCESS

The article describes the results of an empirical study of «crisis profiles» teachers’ personality of educational institutions of various levels of education and their impact on interpersonal relationships of subjects of pedagogical process. It is shown that the indicators of crisis experience in interpersonal relations are disharmony of the relations and sociopsychological distance between the teacher and other participants of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности межличностных отношений субъектов педагогического процесса»

себя зависимыми от своей привычки, поскольку не замечали своей потребности употреблять крепкие напитки или никогда не испытывали «ломку», свойственную наркоманам. Все правильно, если не одно «но»: каждый из них имеет шанс попасть в тяжелую зависимость от своих привычек, даже если они лишь изредка позволяют себе удовольствие насладиться спиртным, сигаретой или наркотиком [3].

Анализ литературы и наше исследование на тему аддиктивной молодежи подводит к выводу: эта проблема в нашем современном обществе не решена, а наоборот, развивается очень быстрыми темпами. Часто в этом виновны сами юноши и их окружение.

В нашей работе мы определили личностные качества аддиктивных юношей. Такие люди склонны к достижению престижа и высокого социального статуса, но не путем причинения вреда другим.

Список литературы

1 Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - Москва : МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. -240 с.

2 Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

3 Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. -Новосибирск: НМИ, 1998.

4 Психология зависимости : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2004. - 592 с.

УДК 159.9.075 Журавлева Ю.А.

Курганский государственный университет, Курган

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье описаны результаты эмпирического исследования «кризисных профилей» личности педагогов образовательных учреждений различных ступеней образования и их влияние на межличностные отношения субъектов педагогического процесса. Показано, что индикаторами переживания кризиса в межличностных отношениях являются наличие дисгармонии отношений и социально-психологической дистанции в отношениях педагога с остальными участниками педагогического процесса.

Ключевые слова: субъекты педагогического процесса, переживание кризиса, «кризисный профиль», дисгармония межличностных отношений.

Zhuravleva Ju.A.

Kurgan State University, Kurgan

SOME FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONS OF SUBJECTS OF PEDAGOGICAL PROCESS

Abstract. The article describes the results of an empirical study of «crisis profiles» teachers' personality of educational institutions of various levels of education and their impact on interpersonal relationships of subjects of pedagogical process. It is shown that the indicators of crisis experience in interpersonal relations are disharmony of the relations and socio- psychological distance between the teacher and other participants of the pedagogical process.

Keywords: subjects of the pedagogical process, the experience of crisis, «crisis profile», disharmony of interpersonal relations.

Введение

Взаимодействие субъектов педагогического процесса, включающее их межличностные отношения - это одна из сторон профессиональной жизни педагога, объединяющая в себе его личностные и профессиональные особенности. Поэтому любые переживания педагога, трудности, с которыми он сталкивается, неизбежно находят свое отражение в его профессиональной деятельности, в том числе и в его отношениях с другими субъектами педагогического процесса. С другой стороны, педагогическое общение требует больших эмоциональных затрат, нередко имеет конфликтогенный характер и само по себе так же может стать причиной переживаний педагога.

Целью педагогического процесса является создание условий для формирования и развития личности воспитанника/обучающегося, на это должна быть направлена активность всех его субъектов. Роль педагога, по нашему мнению, в данном случае является ключевой, так как именно он является «связующим звеном» между всеми участниками педагогического процесса, осуществляя при этом множество функций одновременно.

Такая ответственность требует от педагога не только высокого профессионализма и достаточного уровня развития профессионально важных качеств, но и резервов личности, потенциала личности, позволяющего ему сохранять социально-психологическое и соматическое здоровье, несмотря на высокие энергетические и психоэмоциональные затраты, сохранять свою эффективность как профессионалу.

Кроме этого, для реализации возложенных на них задач воспитателям, учителям, преподавателям, как субъектам педагогического процесса, необходимо обладать навыками конструктивного п е р е ж_и в а н и я н о р м а_т и в н ы х и н е н о р м а т и в н ы х кри-

51

зисов, возникающих как в их повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. В связи с этим проблема изучения «кризисных профилей» и их влияния на межличностные отношения субъектов педагогического процесса приобретает особую значимость.

1 Теоретико-методологическая основа исследования

Для более полного и всестороннего исследования личности педагога как субъекта педагогического процесса мы опираемся на представления В.С. Мерлина об «интегральной индивидуальности» личности, которую образуют соматическая, индивидная, глубинно-психологическая и социально-психологическая системы [9]. Особенности интегральной индивидуальности влияют на глубину и характер переживания кризиса, а также на способы его преодоления, определяя «кризисный профиль» личности педагога. В зависимости от «кризисного профиля» педагога (соотношения величины кризисной нагрузки субъекта и наличия или отсутствия превентивных ресурсов - адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного (деструктивного) преодоления кризиса) может быть определен прогноз дальнейшего развития его личности: благоприятный, неблагоприятный и неопределенный [1; 2]. В данном случае благоприятность рассматривается с позиции влияния переживания кризиса на будущее педагога, на его психологическое и социальное благополучие.

Придерживаясь гуманистического направления в психологии, мы рассматриваем участников педагогического процесса как его субъектов. При этом подразумеваем их активность, способность оказывать влияние на людей и процессы, в том числе и на эффективность самого педагогического процесса, посредством взаимодействия с его субъектами. Характер их взаимодействия, в свою очередь, будет определяться отношением педагогов к процессу в целом и к его участникам в частности. Причем эти влияния, изменения и отношения всегда взаимны, это особый тип взаимосвязи одной личности с другой, поэтому отношения в педагогическом процессе имеют межличностный характер. Как отмечает С.В. Духновский, «вне зависимости от уровня образовательной организации понятия отношения и межличностные отношения являются одними из ведущих в образовательном процессе» [2].

Ответственность за педагогический процесс в большей степени ложиться на педагога как организатора не только обучения и воспитания, но и развития и саморазвития личности воспитанника/ учащегося. Однако это не значит, что субъектами педагогического процесса являются только учитель и ученики, воспитатель и воспитанники. Не менее значимую роль играют и администрация образовательной организации, создавая условия для эффективной реализации педагогического проц е с_с а , и родители у_ч е н и к о в и в о с п и т а н н и ков, 52 -

оказывающих огромное влияние на личность ребенка, на процесс его воспитания, обучения и развития. Не стоит забывать и о том, что все эти субъекты взаимодействуют между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние. В том числе это касается и самих педагогов, активно общающихся между собой в своей профессиональной среде. Поэтому, говоря о субъектах педагогического процесса, изучая особенности их отношений, мы будем рассматривать в качестве основных их представителей - педагогов (воспитателей, учителей, преподавателей), администрацию образовательной организации, воспитанников и учеников, а также их родителей.

Переживание кризиса затрагивает все стороны личности, в том числе и социально-психологическую составляющую, проявляясь во всех системах отношений. Согласно представлениям С.В. Духновского, в рамках социально-психологической системы интегральной индивидуальности индикатором переживания кризиса будет изменение характера межличностных отношений в континууме «гармоничность - дисгармоничность», в частности наличие дисгармонии в межличностных отношениях и социально-психологической дистанции во взаимодействии педагогов с остальными субъектами педагогического процесса. Дистанция в отношениях в данном случае будет проявляться в переживании и понимании близости (отдаленности) между партнерами по общению на различных уровнях: когнитивном, коммуникативном, эмотивном, поведенческом и деятельностном [2]. Когнитивная - это степень взаимопонимания, эмо-тивная - соотношение силы сближающих и удаляющих чувств, коммуникативная - степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость, поведенческая и деятель-ностная предполагает осуществление совместной деятельности в образовательном процессе.

Сокращение или увеличение дистанции может приводить к дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса [2].

Гармония межличностных отношений предполагает не только стабильные, длительные, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у субъектов педагогического процесса отношения. Гармония межличностных отношений предполагает согласие педагога и с самим собой, гармонию внутреннего мира его личности. Для субъективного переживания себя как гармоничной личности в рамках концептуального подхода Л.В. Куликова педагогу необходима согласованность четырех аспектов бытия личности: физического, витального, социального и духовного. Гармоничные отношения может строить личность, переживающая благополучие во всех четырех аспектах.

Следовательно, переживание критической сит у а ц и и м о_жет в_л и я т ь на все с_т о р о н ы ч е л о в е -

ческой жизни, с одной стороны, а с другой - развитие самой критической ситуации будет зависеть от своеобразия человеческой жизни и самого человека, в нашем случае от наличия у педагога ресурсов личности для преодоления возникающих в его личной и профессиональной жизни трудностей, негативных переживаний, несмотря на которые он мог бы сохранять свою эффективность как личность и как профессионал.

2 Методики и эмпирическая база исследования

Нами были обследованы 541 педагог образовательных учреждений различных ступеней образования г. Кургана и Курганской области. Среди них 195 воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее по тексту МДОУ), 216 учителей средних общеобразовательных школ (далее по тексту СОШ), 130 преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений (далее по тексту СПО). Все граждане России, прошедшие обследование по просьбе психолога. Возраст обследованных 44,7±10,4 лет, педагогический стаж 20,30±12,0 лет.

В качестве психодиагностических методик использовали:

• методику «Переживание психологического кризиса личностью» С.В. Духновского (далее по тексту - «ППК»), предназначенную для выявления степени переживания кризиса, «кризисного профиля» и его характеристик, определения прогноза дальнейшего развития обследованного [1];

• методику «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского (далее по тексту - «СОМО»), предназначенную для определения характеристик дисгармонии межличностных отношений (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия) [4];

• методику «Определение социально-психологической дистанции» С.В. Духновского (далее по тексту - «СПД»), предназначенную для оценки степени близости (отдаленности), между взаимодействующими субъектами [2].

Выбор методик обусловлен следующими моментами. Во-первых, они в наибольшей степени соответствуют основной цели исследования, во-вторых, они достаточно хорошо зарекомендовали себя в психолого-педагогических исследованиях [1; 4; 5], в-третьих, их психометрические характе-

ристики, а следовательно и надежность результатов, не вызывают сомнений.

3 Результаты исследования

На первом этапе группа обследованных на основе данных, полученных по методики «ППК» (таблица 1), была разделена на две подгруппы:

1 Педагоги, не переживающие кризис, т. е. обладающие благоприятным «кризисным профилем» (п = 296, что составило 54,7% от всех обследованных).

2 Педагоги, переживающие кризис, т. е. имеющие неблагоприятный «кризисный профиль» (п = 245, что составило 45,3% от общего числа обследованных).

Анализ кризисного профиля личности и его характеристик показывает, что переживающие кризис педагоги значимо отличаются от не переживающих кризис педагогов. В частности, различия наблюдаются в способах эмоционального реагирования личности, особенностях восприятия и оценки ею критической ситуации, оценки пройденного жизненного пути, отношении к окружающим людям и необходимости поддержания социальных контактов с ними. Значимые различия наблюдаются также в уровне психологической устойчивости личности, составляющими которого являются стойкость, стабильность, уравновешенность и сопротивляемость [8].

В группе педагогов, не переживающих кризис, выраженность ситуационных реакций находится на уровне от низкого до пониженного (данные находятся в диапазоне от 57,5 до 80,1 баллов) в сочетании с повышенным уровнем психологической устойчивости (данные находятся в диапазоне от 27,2 до 35,6 баллов). Это свидетельствует о том, что у педагогов данной группы преобладает положительный эмоциональный фон, высокий уровень активности, проявляющийся в том числе и в профессиональной деятельности, межличностные отношения в рамках осуществления которой отличаются гармоничностью, приносят чувство удовлетворения. Повышенная психологическая устойчивость говорит о внутренней готовности противостоять негативным жизненным, в том числе и профессиональным явлениям, о способности к конструктивному разрешению внутри и межличностных противоречий вне зависимости от причин, послуживших их возникновению.

Таблица 1 - Средние значения по методике «Переживание психологического кризиса личностью» «ППК»

Шкалы методики «ППК» Средние значения в баллах Р

Педагоги, переживающие кризис Педагоги, не переживающие кризис

Реакция эмоционального дисбаланса 21,1±6,6 10,5±3,6 22,7 Р<0,001

Пессимистическая реакция 17,3±8,7 9,1±2,6 18,3 Р<0,001

Реакция отрицательного баланса 21,9±4,9 16,2±3,3 15,6 Р<0,001

Реакция демобилизации 16,9±5,6 9,3±3,0 18,9 Р<0,001

Реакция оппозиции 16,4±5,3 10,7±3,5 14,5 Р<0,001

Реакция дезорганизации 19,9±5,5 12,9±4,0 16,9 Р<0,001

Индекс ситуационного реагирования 113,6±25,4 68,8±11,3 25,6 Р<0,001

Психологическая устойчивость 26,3±6,4 31,4±4,2 10,7 Р<0,001

Для группы переживающих кризис педагогов, напротив, характерны повышенные показатели ситуационного реагирования (данные находятся в диапазоне от 88,2 до 139,0 баллов), сопровождающиеся пониженными и низкими показателями психологической устойчивости (данные находятся в диапазоне от 19,9 до 32,7 баллов). Это говорит о том, что у педагогов данной группы преобладают неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенный уровень тревожности, склонность пессимистически оценивать свои перспективы. Возникают ощущение неспособности справляться с возникающими трудностями, напряженность и отчужденность во взаимодействии с другими людьми, дисгармония межличностных отношений.

Соотношение показателей «Индекса ситуационного реагирования» и показателя «Психологическая устойчивость» методики «ППК» позволяет определить «кризисные профили» личности педагогов, переживающих и не переживающих кризис. Так, для группы не переживающих кризис педагогов характерны кризисные профили «Психологическое здоровье» и «Адаптация с благоприятным прогнозом». Для группы переживающих кризис педагогов характерны различные кризисные профили, прогноз которых будет зависеть от наличия или отсутствия личных превентивных ресурсов - адаптационно-компенсаторных способностей личности для преодоления жизненных трудностей. Содержательная интерпретация «кризисных профилей» по методике «ППК» представлена в руководстве по применению данной методики С.В. Духновского [1].

Как было отмечено выше, в группу переживающих кризис педагогов были включены 245 педагогов, среди них 100 воспитателей МДОУ, что составило 51,3% от общего числа обследованных воспитателей; 101 учитель СОШ - 46,8% от общего числа обследованных учителей; 44 преподавателя СПО - 33,9% от общего числа обследованных преподавателей.

Средние значения по шкалам «Индекс ситуационного реагирования» и «Психологическая устойчивость» методики «ППК» у педагогов образовательных учреждений различных ступеней образования, переживающих кризис, представлены в таблице 2.

Анализ кризисных профилей личности педагогов, переживающих кризис, показал, что вос-

питатели МДОУ по сравнению с учителями СОШ (р<0,05) и преподавателями СПО (р<0,01) отличаются более высокими показателями по шкале «индекс ситуационного реагирования». Это может говорить о том, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений отличаются более выраженной реакцией на кризисную ситуацию, склонны к более глубокому ее переживанию.

Учителя СОШ, в отличие от воспитателей МДОУ (р<0,01) и преподавателей СПО (р<0,01), обладают более высоким уровнем психологической устойчивости, дающей ресурсы личности для преодоления трудных жизненных и профессиональных ситуаций.

Для педагогов, переживающих кризис, не зависимо от уровня образовательной организации, в которой они работают, характерен кризисный профиль «Переживание кризиса с неопределенным прогнозом». Это может быть связано с тем, что переживание переломного момента в жизни (кризиса) требует значительного вовлечения психических (психологических) ресурсов, приводящих к снижению психологической устойчивости личности. В результате у педагога могут возникать сомнения в своих силах и возможностях, субъективное ощущение неспособности справляться с возникающими трудностями, снижение активности, повышенная эмоциональная восприимчивость. Все эти переживания, несомненно, оказывают влияние на социальный аспект жизнедеятельности педагогов, способствуя развитию дисгармонии в их отношениях с остальными субъектами педагогического процесса. Проявлениями дисгармоничности отношений могут быть напряженность и отчужденность, стремление дистанцироваться от других людей. Кроме того, утрачивается доверие по отношению к партнеру по общению, чувство эмоциональной близости, желание осуществлять совместную деятельность.

Соотношение показателей «Индекса ситуационного реагирования» и «Психологической устойчивости» позволяет не только диагностировать кризисный профиль личности, но и строить на основе соотношения прогноз ее дальнейшего развития. Полученные нами результаты показали, что для переживающих кризис педагогов прогноз является неопределенным.

Однако более высокие показатели психологической устойчивости в группе учителей СОШ по-

Таблица 2 - Средние значения по шкалам методики «ППК» «Индекс ситуационного реагирования» и «Психологическая устойчивость» у педагогов, переживающих кризис

Шкалы методики «ППК» Средние значения в баллах Р

Воспитатели МДОУ Учителя СОШ Преподаватели СПО

Индекс ситуационного реагирования 119,8±29,9 111,0±19,5 105,4±23,6 ДОУ и СОШ 2,45 Р<0,05

СОШ и СПО 1,39

СПО и ДОУ 3,09 Р<0,01

Психологическая устойчивость 25,2±7,0 28,0±5,4 25,1 ±6,1 ДОУ и СОШ 3,2 Р<0,01

СОШ и СПО 2,76 Р<0,01

СПО и ДОУ 0,07

зволяют прогнозировать благоприятный прогноз в силу увеличения у них личных превентивных ресурсов - адаптационно-компенсаторных способностей для конструктивного преодоления кризиса. В группе воспитателей МДОУ и преподавателей СПО прогноз на момент обследования, как мы уже отметили ранее, остается неопределенным.

Использование методики «СОМО» позволило определить характеристики дисгармонии межличностных отношений, индикаторами которой являются напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между субъектами педагогического процесса. Результаты диагностики по методике «СОМО» представлены в таблице 3.

Представленные в таблице 3 результаты показывают, что значения по шкалам методики «СОМО» в группах педагогов, переживающих кризис, находятся на уровнях ниже среднего и среднем. Исключение составляет выраженность показателя по шкале «Отчужденность в отношениях» в группе воспитателей МДОУ, он находится на уровне выше среднего. Можно говорить о том, что переживание кризиса способствует увеличению дистанции в отношениях воспитателей, осуществляемых ими в рамках своей профессиональной деятельности. Отношения могут становиться менее глубокими, не затрагивающими внутренний мир человека и его эмоциональные переживания. Постепенно может утрачиваться чувство доверия, исчезать ощущение понимания и эмоциональной близости с партнерами по общению. Другими словами, межличностные отношения могут приобретать характер дисгармоничных.

Следует отметить, что показателем дисгармоничности отношений может выступать не только увеличение дистанции в общении, но и, напротив, стремление значительно ее сократить. Так как стремление к установлению чрезмерно близких, порой навязчивых отношений может восприниматься партнерами по общению как нарушение их личного пространства, вызывать негативные эмоции. Результаты методики «СОМО» (значение

итогового балла) показали преобладание именно таких дисгармоничных отношений в группах учителей СОШ и преподавателей СПО, переживающих кризис.

Провести более полный анализ социально-психологического аспекта переживания кризиса педагогами позволило использование методики «Определение социально-психологической дистанции». Результаты обследования педагогов, переживающих кризис, по шкалам методики «СПД» представлены в таблице 4.

Они показывают, что для взаимоотношений, осуществляемых педагогами, переживающими кризис в рамках своей профессиональной деятельности, независимо от уровня образовательного учреждения, в котором они работают, характерны сниженные показатели по шкалам методики «СПД». Это говорит о том, что переживание кризиса приводит к увеличению дистанции в межличностных отношениях субъектов педагогического процесса.

Для всех категорий обследованных педагогов характерно снижение показателей по шкалам «Коммуникативная дистанция» и «Деятельностная дистанция». Данные результаты могут указывать на то, что отношения педагогов, переживающих кризис, с остальными участниками педагогического процесса отличаются недоверием и подозрительностью. Педагоги склонны больше доверять себе и в принятии решений полагаться только на свои силы. Увеличение поведенческой и деятельностной дистанции говорит о нежелании осуществлять что-либо вместе, длительное время находится друг с другом. Вынужденное взаимодействие с партнерами по общению приводит к напряжению, учащению конфликтности в отношениях, а также рассогласованности в процессе совместной деятельности.

Для воспитателей МДОУ и преподавателей СПО, переживающих кризис, характерно увеличение эмотивной дистанции, свидетельствующей о преобладании удаляющих чувств в отношениях.

Таблица 3 - Средние значения по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО» у педагогов, переживающих кризис

Шкалы методики «СОМО» Средние значения

Воспитатели МДОУ Учителя СОШ Преподаватели СПО

Напряженность отношений 30,11±11,69 25,4±8,3 28,1±7,7

Отчужденность в отношениях 47,8±12,4 40,1±10,3 39,9±8,9

Конфликтность в отношениях 27,9±8,3 25,2±6,4 26,7±5,7

Агрессивность в отношениях 25,1±9,0 22,6±8,1 25,3±5,9

Итоговый балл 4 3 3

Таблица 4 - Средние значения по методике «СПД» у педагогов, переживающих кризис

Шкалы методики «СПД» Средние значения

Воспитатели МДОУ Учителя СОШ Преподаватели СПО

Когнитивная дистанция (Сод^) 44,3±8,3 46,5±7,8 39,8±7,6

Коммуникативная дистанция (Сот^) 32,4±6,8 31,0±7,2 33,7±6,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмотивная дистанция (Ето^) 44,8±7,1 46,5±8,1 42,6±5,8

Деятельностная дистанция (АсМ) 32,4±7,9 32,3±8,8 32,2±6,5

Отношения отличаются отчужденностью и эмоциональной холодностью, это «взаимодействие без чувств». У преподавателей СПО, увеличение эмотивной дистанции сопровождается также увеличением когнитивной дистанции. Можно предположить, что переживание кризиса способствует утрате взаимопонимания в отношениях, нежеланию понять и принять особенности партнера. Сниженные показатели по всем шкалам методики «СПД» у преподавателей СПО, вероятно, могут быть обусловлены возрастными особенностями обучающихся. Переживая кризис, оказавшись поглощенными своими проблемами, преподаватели дистанцируются от студентов, считая их уже достаточно взрослыми и самостоятельными и не нуждающимися в таком внимании с их стороны, в каком, например, нуждались бы воспитанники детского сада или учащиеся средней школы.

Заключение

На основании проведенных исследований нами были сделаны следующие выводы:

1 Переживающие кризис педагоги значимо отличаются от не переживающих кризис педагогов по таким показателям, как выраженность ситуационных реакций и уровень психологической устойчивости.

2 Для педагогов, переживающих кризис, не зависимо от уровня образовательной организации, в которой они работают, характерен кризисный профиль «Переживание кризиса с неопределенным прогнозом». Дальнейший прогноз (его благоприятность или неблагоприятность) будет зависеть от развития или утраты личных превентивных ресурсов - адаптационно-компенсаторных способностей педагогов для конструктивного преодоления кризиса.

3 Переживание кризиса воспитателями МДОУ, учителями СОШ и преподавателями СПО сопровождается дисгармонией межличностных отношений, осуществляемых ими в рамках своей профессиональной деятельности.

4 Показателями дисгармонии в отношениях педагогов с остальными субъектами педагогического процесса могут выступать, с одной стороны, отчужденность в отношениях. Наиболее высокий показатель отчужденности выявлен в группе переживающих кризис воспитателей МДОУ. С другой стороны, показателем дисгармоничности отношений может выступать и стремление значительно сократить дистанцию в общении. Так как стремление к установлению чрезмерно близких, порой навязчивых отношений может восприниматься партнерами по общению как нарушение их личного пространства, вызывать негативные эмоции. Такое проявление дисгармонии отношений выявлено в группах учителей СОШ и преподавателей СПО.

5 Переживание кризиса отражается на социально-психологической дистанции между взаимодействующими субъектами педагогического проц е с_с а . В ч а с_т н о с_ти д л я вз а и моот н о ш е н и й , осу-56

ществляемых педагогами, переживающими кризис в рамках своей профессиональной деятельности, независимо от уровня образовательного учреждения, в котором они работают, характерно увеличение дистанции в межличностных отношениях с субъектами педагогического процесса. Наблюдается увеличение коммуникативной и деятельностной дистанций. Это проявляется в снижении доверия по отношению к партнерам по общению, в нежелании осуществлять совместную деятельность, в возникновении стремления дистанцироваться от других людей.

6 У воспитателей МДОУ и преподавателей СПО переживание кризиса может способствовать увеличению эмотивной дистанции во взаимоотношениях. Наличие негативных переживаний способствует преобладанию удаляющих чувств в отношениях педагогов с остальными участниками педагогического процесса. У преподавателей СПО увеличение эмотивной дистанции сопровождается увеличением когнитивной дистанции, проявлением которой является утрата взаимопонимания в отношениях с партнером, нежелание понимать и принимать его особенности.

7 Своевременная диагностика «кризисного профиля» личности будет способствовать профилактике деструктивных переживаний кризиса педагогами, оказывающих свое разрушительное воздействие в том числе и на систему межличностных отношений, осуществляемых ими в рамках своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1 Духновский С. В. Психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью»: руководство по применению. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. - 51 с.

2 Духновский С. В. Психология отношений личности: монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. -380 с.

3 Духновский С. В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - Кострома, 2015. -№ 2. - Т.21. - С.30-35.

4 Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. 54 с.

5 Духновский С. В., Журавлева Ю. А. Соотношение «кризисного профиля» личности с типом психосоматической патологии//Бюллетень науки и практики : сб. /ред.-сост. Е. С. Овечкина. - Нижневартовск, 2016. - Вып. 1. - №1. -

C. 43-49.

6 Журавлева Ю. А., Духновский С. В. Особенности дистанции в межличностных отношениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений переживающих и не переживающих кризис // Успехи современной науки и образования. - Белгород, 2017. - №2. - Т.6. - C. 51-57.

7 Журавлева Ю. А. Некоторые особенности «кризисного профиля» субъектов педагогического процесса // Безопасность и развитие личности в образовании : материалы Всероссийской научно-практической конференции. 19-21 мая 2016 г. - Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2016. - 289 с.

Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 464 с.

9 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - Москва : Педагогика, 1986. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.