ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.943
Духновский Сергей Витальевич
доктор психологических наук, доцент Курганский государственный университет [email protected]
КРИЗИС И ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье раскрывается представление о кризисе, переживаемом личностью, как нормативно-ненормативном явлении. Переживание нормативного кризиса (например возрастного) всегда сопряжено с его ненормативностью, реализуется в ситуационных реакциях и отражается на характере межличностных отношений. Переживание кризиса связано с возрастными особенностями обследованных субъектов. Тем самым правомерно говорить о том, что полученные эмпирические данные говорят о переживании криза «середины жизни». Однако, как было отмечено выше, в группе субъектов переживающих кризис на момент обследования в течение месяца до тестирования преобладали события преимущественно неприятные для них. Соответственно наряду с возрастным аспектом, переживание кризиса обусловлено событийной насыщенностью жизни субъекта. Показано, что переживание кризиса предполагает функционирование психологической защиты и копинга, реализующиеся в ситуационных реакциях личности. Социально-психологический аспект переживания кризиса представлен особенностями межличностных отношений. В целях профилактики негативных последствий переживания психологического кризиса для самого человека и для других людей, предлагается развитие психологической устойчивости выступающей психогигиеническим фактором саногенного потенциала личности.
Ключевые слова: кризис, переживание, преодоление, защита, копинг, гармония, дисгармония, межличностные отношения.
Наличие кризисов в жизни, на наш взгляд, является явлением необходимонеизбежным. Необходимым, в том плане, что благодаря противоречиям и их разрешению происходит познание субъектом себя, и окружающего мира, в том числе и других людей. Неизбежность кризисов обусловлена индивидуальными, а порой также противоречивыми особенностями субъекта и мира, в котором он живет.
Л.С. Выготский указывал на то, что кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни [4]. Кризис - состояние, возникающее, когда решение жизненно важных проблем при помощи привычных методов оказывается невозможным [9]. В.А. Ананьев, в рамках разработки проблем потрясающей психотерапии и психологии здоровья, отмечал, что кризис - это не только пик страданий (болезни), но и начало избавления от них (выздоровления). Кризис необходим для личностного роста, если он воспринимается как определенное испытание, как ступень, оперевшись на которую можно увидеть новые горизонты, перспективы жизни [2]. Р.А. Ахмеров считает, что кризис переживается как непродуктивность своего жизненного пути. Последняя в свою очередь, может выступать в форме нереализованности (непродуктивность прошлого), опустошенность (непродуктивность настоящего), бесперспективность (непродуктивность будущего) или в их различных сочетаниях [3].
Считаем, что кризис, носит нормативно-ненормативный характер, реализующийся в переживании. Нормативность опосредована противоречием между нормативными структурно-личностными преобразованиями, соответствующими возрасту
и выработанными в культуре задачам развития, и стремлением к сохранению индивидуальной целостности, самотождественности [12]. Ненормативность заключается в том, что переживание кризиса имеет два крайних плюса - преодоление и псевдопреодолние. И субъект, в каждом конкретном случае никогда точно не знает «какой путь он изберет». Образно говоря: «каждый путь человека - прям в глазах его». Именно в ненормативности переживания кризиса реализуется «принцип неопределенности в психологии» [14]. В этом плане кризис - ситуация потрясения, которая по мнению В.А. Ананьева представляет собой поворотный момент биографии, жизни человека, его мировосприятия, когда формируется новый взгляд на действительность. Порой потрясение увязывается с экзистенциальным кризисом, при котором внезапно разрушаются объединенные смыслы, меняется старая частная и формируется новая универсальная система ценностей [2].
В рамках разработанной нами модели переживания [6; 8], субъект проживает кризис на психологическом уровне, используя защитные механизмы и копинг-стратегии, и на социально-психологическом, отражающемся на характере межличностных отношений в континууме их гармоничность-дисгармоничность. Защита, копинг и отношения объективируются в ситуационных реакциях личности, описанных А.Г. Амбрумовой [1]. Указанный выше тезис, является теоретическим обоснованием нашего исследования. Кроме того, в контексте нашей работы будем придерживаться идеи о том, что кризис, несмотря на трудности связанные с его переживанием, обладает большим саногенным, целительным потенциалом, актуализируя скры-
30
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Духновский С.В., 2015
Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования
тые потенциалы и возможности субъекта, способствующие гармоничному сочетанию «пессимизма разума с оптимизмом воли». Далее обратимся к описанию методики и описанию результатов исследования.
Методика исследования. На начальном этапе нами были обследованы 137 субъекта (69 женщин, средний возраст 39,0±2,7 лет и 68 мужчин, средний возраст 41,3±2,9 лет). Таким образом, в исследовании участвовали люди второго периода зрелости, если придерживаться представлений о возрастном составе выборки имеющихся в работах Л.В. Куликова. Это позволяет нам сделать «смелое» предположение о том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные будут относиться к переживанию кризиса «середины жизни». Все обследованные - студенты, заочной формы обучения Курганского государственного университета (граждане России, практически здоровые, прошедшие обследование, как по просьбе психолога, так и по собственной инициативе). Отметим, что на данном этапе изучения заявленной проблемы мы не ставили себе задачу изучить гендерные особенности переживания кризиса.
В качестве психодиагностических методик нами были использованы:
- методика «Переживание психологического кризиса личностью» «ППК» (С.В. Духновский, 2014), для выявления выраженности ситуационных реакций как индикаторов психологического кризиса и психологической устойчивости личности [7];
- методика «Диагностика типологий психологической защиты» «LSI», в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой [13];
- методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан) [5];
- методика «Субъективная оценка межличностных отношений» [5];
- анкета «Причины неудовлетворенности отношениями» [7].
Далее обратимся к описанию результатов исследования. На первом этапе, на основании данных полученных при помощи методики ППК, вся обследованная выборка была разделена на две подгруппы: лица переживающие кризис и лица не переживающие кризис. В первую группу вошли 57 субъектов (30 женщин и 27 мужчин) с повышенными и высокими оценками по шкалам методики «ППК», во вторую субъекты с пониженными и умеренными оценками - 39 женщин и 41 мужчина. Данные по методике «Переживание психологического кризиса личностью» (ППК), представлены в таблице 1.
Результаты, представленные в таблице 1 показывают, что увеличение показателей по ситуационным реакциям в группе переживающих кризис, сочетается с уменьшением показателей по шкале «психологическая устойчивость», и обратная тенденция имеет место в группе не переживающих кризис. Это на наш взгляд обусловлено тем, что психологическая устойчивость (стойкость, соразмерность, сопротивляемость) субъекта является условием саногенного потенциала его личности, фактором, способствующим конструктивному разрешению внутри и межличностных противоречий (вне зависимости от причин их порождающих).
Нами были установлены события (при помощи методики «ППК»), которые переживали субъекты перед обследованием (в последние три - четыре недели). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 1
Средние значения по методике «Переживание психологического кризиса личностью» «ППК»
№ п/п Шкалы методики «ППК» Средние значения
Субъекты, переживающие кризис Субъекты, не переживающие кризис
1. Реакция эмоционального дисбаланса (Эд) 26,2±4,1* 17,0±3,4
2. Пессимистическая реакция (Пс) 23,6±,3,9* 15,1±3,0
3. Реакция отрицательного баланса (Об) 29,0±4,5* 20,2±3,9
4. Реакция демобилизации (Дм) 25,7±3,7* 14,7±3,0
5. Реакция оппозиции (Оп) 26,2±4,1* 17,6±3,3
6. Реакция дезорганизации (Дз) 32,7±4,9* 23,5±4,1
7. Психологическая устойчивость (ПУ) 17,7±3,2 26,9±3,5*
Примечание: * - различия достоверно выше на уровнер<0,05.
Категории событий происходивших в жизни обследованных
Таблица 2
№ п/п События Субъекты, переживающие кризис (%) Субъекты, не переживающие кризис (%)
1. Драматические, печальные 9,1 2,6
2. Неприятные 47,7 14,9
3. Приятные 19,4 10,0
4. Очень радостные 10,4 31,7
5. Примечательных событий не было 13,2 24,5
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
31
ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 3
Средние значения по методике «Диагностика типологий психологической защиты» «LSI»
у обследованных разных групп
№ п/п Шкалы методики «LSI» Средние значения
Субъекты, переживающие кризис Субъекты, не переживающие кризис
1. Отрицание 7,6±2,5* 6,2±2,3
2. Вытеснение (подавление) 6,1±2,0 5,9±2,1
3. Регрессия 5,7±2,0 6,2±2,1
4. Компенсация 5,8±2,4 5,4±1,5
5. Проекция 8,4±2,3* 6,1±2,0
6. Замещение 6,0±1,9 6,3±2,1
7. Интеллектуализация 7,1±2,0* 6,4±2,5
8. Реактивные образования 6,1±1,6 5,9±1,7
Примечание: * - различия достоверно выше на уровнер<0,05.
На основании данных представленных в таблице, правомерно заключить, что переживание кризиса имеет «событийную природу». Однако, вопрос, который в нашем случае остается открытым - какие конкретно события, по мнению субъектов, входят в ту или иную категорию (по степени благоприятности - драматичности). В тоже время полученные данные можно объяснить и выраженной реакцией эмоционального дисбаланса и пессимистической реакцией у субъектов, переживающих кризис на момент обследования.
При описании полученных эмпирических данных будем исходить из того, что в ситуационных реакциях личности, как индикаторов переживания психологического кризиса на непатологическом уровне, находят свое отражение и защитные механизмы, и стратегии совладания субъекта. Результаты полученные по методике «Диагностика типологий психологической защиты» «LSI», в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой представлены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, нами установлены различия в выраженности защитных механизмов между группой субъектов переживающих и не переживающих кризис. Среди защитных механизмов у обследованных переживающих кризис (по сравнению с не переживающими) наиболее выражены такие виды как: проекция (8,4±2,3, против 6,1±2,0), отрицание (7,6±2,5 против 6,2±2,3), рационализация (7,1±2,0 против 6,4±2,5). Укажем, что проекция выражена у 43,1% обследованных, переживающих кризис, тогда как отрицание - у 29,3% и рационализация - у 27,5% обследованных.
Таким образом, можно заключить, что переживание кризиса «середины» жизни сопровождается стремлением субъекта отвергать собственные неприятные, негативные качества и проецировать их другим людям, объяснять свои негативные проявления установкой типа «все так делают». У обследованных субъектов имеет место желание привлечь к себе внимание с целью «безболезненного выражения чувств принятия мира и самого себя», а также обесценивание желаемых, но не достижи-
мых по субъективным причинам целей, преувеличение роли внешних обстоятельств в ситуации невозможности достичь желаемых целей.
В ходе проведенных исследований нами установлена зависимость показателей по шкалам методики «Диагностика типологий психологической защиты» (LSI) с показателями по шкалам методики «Переживание психологического кризиса личностью» (ИНК). Так, показатель по шкале «реакция эмоционального дисбаланса» (методика «ППК») положительно коррелирует с показателем по шкале «проекция» (методика LSI, r=0,46, при р<0,05), показатель по шкале «реакция дезорганизации» (методика НИК) положительно коррелирует с показателями по шкалам «регрессия» (методика LSI, r=0,44, прир<0,05) и «вытеснение» (методика LSI, r=0,47, при р<0,05) с этим же показателем установлена связь показателей по шкале «демобилизация» (методика НИК, r=0,45, при р<0,05), показатель по шкале «пессимизм» связан с показателем по шкале «рационализация» (методика LSI, r=0,41, при р<0,05) .
Наличие корреляционных связей между показателями указанных выше методик позволяет сделать следующее заключение. Связь механизма проекции с реакцией эмоционального дисбаланса, говорит о том, что причину своих «бед, неудач и несчастий» субъект переживающий кризис видит в объектах окружающего мира - других людях, обстоятельствах в которых он находится. Соответственно внешний локус контроля такого человека является источником эмоционального дисбаланса - неблагоприятного чувственного тона в настроении и отношениях. Усиливает эмоциональное неблагополучие и «приписывание» другим людям своих недостатков, своего рода причин своего поведения. Механизм рационализации связан с пессимистической ситуационной реакцией. Мы объясняем это «негативным предвидением» субъекта. Суть в том, что при помощи своего раци-онализирования и «психологизирования» субъект объясняет события своего прошлого, настоящего и будущего, что отражается на возможных (види-
32
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования
мых субъектом) способах преодоления кризиса. Образно говоря, он видит «два варианта решения и оба плохие» (С.В. Петрушин). Соответственно субъект с трудом принимает то или иное решение, его реальная деятельность по разрешению кризиса подменяется «психологизированием и интелектуа-лизированием» с неблагоприятным для него окончанием, что в свою очередь усиливает и без того мрачную окраску и восприятие актуальной и будущей жизненной ситуации. В этом случае у субъекта также доминирует внешний локус контроля -значению обстоятельств придается большая роль. Суть связи механизма вытеснения и ситуационной реакции демобилизации заключается в том, что изменение в сфере контактов в сторону их ограничения или поверхностности, избегание включения в различные формы деятельности кроме социально регламентированных, приводит к уходу, избеганию реальности, непринятию сложившихся обстоятельств жизни. Вытеснение напрямую связано с реакцией дезорганизации - является непосредственным выражением тревожности. Это приводит к дистанцированию субъекта, и, неблагоприятно сказывается на характере межличностных отношений. Механизм регрессии также связан с ситуационной реакцией дезорганизации, как проявления неуверенности в себе сочетающегося со страхом неудачи. Все это приводит к усилению тревожного компонента личности, проявляющегося в психосо-магических реакциях (нарушении пищевого поведения, цикла сон-бодрствование и т.п.).
На сознательном уровне, субъект, переживая кризис, использует копинг-стратегии, как «осознанные варианты бессознательных защит» [10]. На основании данных полученных по методике «Индикатор копинг-стратегий» нами установлено, что у субъектов переживающих кризис и не переживающих таковой представлены следующие стратегии: разрешение, избегание и поиск социальной поддержки. В группе субъектов переживающих кризис стратегия избегание и поиск социальной поддержки находятся на высоком и повышенном уровне (27,3±3,5 и 28,1±4,2 соответственно), тогда как стратегия разрешение проблем в обследованной группе находится на среднем и пониженном уровне (24,6±5,0). В группе обследованных, не
переживающих кризис наиболее выражены стратегия «разрешение проблем» - 29,1±3,1 (стратегия «поиск социальной поддержки» и «избегание» -находятся на среднем уровне (23,5±4,2 и 27,1±3,9 -соответственно).
Анализ полученных эмпирических данных показал, что у субъектов предпочитающие стратегию разрешения (26,7% обследованных лиц переживающих кризис) выражен защитный механизм по типу рационализация, у субъектов с выраженной стратегией поиска социальной поддержки - механизм проекции (35,2% обследованных), а у субъектов предпочитающих избегание - механизмы отрицание и вытеснение (37,1% обследованных переживающих кризис).
Таким образом, результаты исследования показали, что переживание кризиса предполагает включение и механизмов защиты и использование стратегий совладающего поведения. Кроме того рассматривая переживание кризиса в рамках ситуационного реагирования намечаются как минимум четыре тенденции:
- реакция эмоционального дисбаланса - проекция - поиск социальной поддержки;
- реакция дезорганизации - регресс, вытеснение - избегание проблем;
- реакция демобилизации - вытеснение - избегание проблем;
- пессимистическая ситуационная реакция -рационализация - стратегия разрешения проблем.
Далее обратимся к рассмотрению социальнопсихологического аспекта переживания психологического кризиса, для этого обратимся к данным полученным по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (результаты представлены в таблице 4).
Результаты представленные в таблице 4 что у субъектов переживающих кризис данные по шкалам методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) находятся на высоком и повышенном уровне, по сравнению с субъектами не переживающими кризис. На основании этого правомерно заключить, что отношения с другими людьми у субъектов, переживающих кризис - дисгармоничные, предполагающие, отсутствие единства, согласия с другими людьми, преобладание
Таблица 4
Средние значения по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО»,
у обследованных разных групп
№ п/п Шкалы методики «СОМО» Средние значения
Субъекты, переживающие кризис Субъекты, не переживающие кризис
1. Напряженность отношений 37,7±7,1* 30,0±8,4
2. Отчужденность в отношениях 38,8±7,1* 34,1±7,9
3. Конфликтность в отношениях 31,1±7,0* 26,3±6,7
4. Агрессивность в отношениях 31,3±6,6* 26,0±6,9
Примечание: * - различия достоверно выше на уровне р<0,05.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
33
ПСИХОЛОГИЯ
«удаляющих чувств над сближающими» (в терминологии Л.В. Куликова), напряженность, конфликтность, и стремление дистанцироваться от других людей, сопровождаемое отсутствием (или недостатком) доверия, понимания, эмоциональной близости.
В ходе корреляционного анализа нами установлены значимые связи показателей по шкалам методики «Переживание психологического кризиса личностью» (ИНК) и с показателями по шкалам методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО). Отметим наиболее важные из них с точки зрения нашего исследования. Установлено что в случае оппозиционного реагирования при переживании кризиса отношения являются наиболее дисгармоничными (показатель по шкале «Оп» - методика НИК связан со всем показателями по шкалам методики СОМО, коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,37 до 0,43 при р<0,05). Если у субъекта выражена реакция эмоционального дисбаланса, то его отношения с людьми характеризуются большей отчужденностью и напряженностью (коэффициенты корреляции показателя по шкале «Эд» - методика НИК находятся в диапазоне от 0,43 до 0,47 при р<0,05 с показателями по шкалам «Н» и «О» - по методике СОМО). В случаях когда у субъекта переживающего кризис выражена пессимистическая ситуационная реакция то его межличностные отношения характеризуются большей дистантностью, конфликтностью и агрессивностью (коэффициенты корреляции показателя по шкале «Ис» - методика ИИК находятся в диапазоне от 0,39 до 0,45 при р<0,05 с показателями по шкалам «О», «К» и «А» - по методике СОМО). Заслуживает внимания, что в ситуациях, когда у субъектов при переживании кризиса преобладает реакция отрицательного баланса и дезорганизации, то в отношениях имеет место снижение конфликтности и агрессивности. Об этом говорят обратно пропорциональные связи между показателей по шкалам «Об» и «Дз» - методика ИИК с показателями по шкалам «К» и «А» - методика СОМО (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от -0,36 до -0,47 при р<0,05).
На основании проведенных исследований нами были сделаны следующие выводы:
1. Кризис, переживаемый личностью, представляет собой нормативно-ненормативное явление. Иереживание нормативного кризиса (например возрастного) всегда сопряжено с его ненормативностью, реализуется в ситуационных реакциях и отражается на характере межличностных отношений.
2. Переживание кризиса связано с возрастными особенностями обследованных субъектов (в нашем контексте это люди второго периода зрелости). Тем самым правомерно говорить о том, что полученные эмпирические данные говорят о переживании кри-
за «середины жизни». Однако, как было отмечено выше, в группе субъектов переживающих кризис на момент обследования в течение месяца до тестирования преобладали события преимущественно неприятные для них. Соответственно наряду с возрастным аспектом, переживание кризиса (его наличие или отсутствие) обусловлено событийной насыщенностью жизни субъекта.
3. Установлено, что переживание кризиса предполагает функционирование психологической защиты и копинга, реализующиеся в ситуационных реакциях личности. В частности, выявлены следующие взаимосвязи: реакция эмоционального дисбаланса - проекция - поиск социальной поддержки; реакция дезорганизации - регресс, вытеснение - избегание проблем; реакция демобилизации - вытеснение - избегание проблем; пессимистическая ситуационная реакция - рационализация - стратегия разрешения проблем.
4. Социально-психологический аспект переживания кризиса представлен особенностями межличностных отношений. Установлено, что отношения субъектов переживающих кризис носят дисгармоничный характер предполагающий недостаток (или отсутствие) доверия, понимания, эмоциональной близости, напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях.
5. В целях профилактики негативных последствий переживания психологического кризиса для самого человека и для других людей, мы предлагаем развивать психологическую устойчивость. Необходимость этого обусловлена тем, что образно говоря «мы не можем избежать встречи с несчастьем, но в наших силах перестать этой встречи бояться и извлечь из нее пользу». Психологическая устойчивость будет выступать психогигиеническим фактором саногенного потенциала личности.
Библиографический список
1. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. - 1985. - № 6. - С. 107-115.
2. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. -1999. - № 7-8. - С. 15-31.
3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2003. - 1136 с.
5. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. -СПб., Речь, 2010. - 141 с.
6. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 174 с.
7. Духновский С.В. Психология отношений личности. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 380 с.
34
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Гендер: междисциплинарный анализ
8. Духновский С.В., Овчарова Р.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012 - 296 с.
9. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
10. Никольская И.М., Грановкая Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.
11. Петрушин С.В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. - СПб.: Речь, 2009. - 240 с.
12. Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития взрослого человека: дис. ... д-ра психол. наук. - Челябинск, 2007. - 375 с.
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 444-452.
14. Чиркова Т.И. Методологические основы психологии. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
УДК 159.922.1
Воронова Анастасия Валерьевна Мазилов Владимир Александрович
доктор психологических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского
[email protected], [email protected]
ГЕНДЕР: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ
В статье рассматривается история возникновения термина «гендер», получившего широкое распространение в науке в последние десятилетия, подчеркивается междисциплинарный характер данного понятия, анализируются подходы к его определению в таких областях науки, как история, социология, антропология, рассматривается история формирования и развития взглядов на проблему пола и специфика гендерных исследований в психологии. Обращается внимание на существующую в современном обществе тенденцию к изменению полоролевых границ, социальных ролей мужчин и женщин, расширению возможностей личности для самореализации, что, несомненно, указывает на важность социального аспекта в формировании полоролевой самоидентификации. Подчеркивается противоречивость и неоднозначность понятия «пол», обращается внимание на необходимость выделения двух аспектов пола: биологического и социального (гендер), постоянно влияющих друг на друга, т.к. человек является сложной социально-биологической системой. При этом обращается внимание на сложность, связанную с восприятием иностранного термина «гендер» в нашей стране. Формирование гендера рассматривается как неотъемлемая часть социализации человека, а гендерные исследования - как необходимые для формирования более полного представления о личности.
Ключевые слова: гендер, социальный пол, биологический пол, гендерные исследования, социализация, полоролевая самоидентификация, психологический анализ.
Как справедливо отмечают Л.И. Киященко и В.А. Моисеев, «в переживаемое нами время перед философией науки и собственно наукой встали сложные задачи, которые требуют объединения многих дисциплин. Оформляется сфера междисциплинарности. Возникли экологические, технологические, биоэтические и т.п. направления научного исследования, которые требуют согласованных действий и достижения взаимопонимания, установления единых норм поведения. Такого рода теоретико-практические объединения выступают естественным основанием для возникновения и выяснения особенностей функционирования междисциплинарности как одной из форм постнеклассической науки. К указанным особенностям мы также относим следующие. Междисциплинарность как форма объединения современного научного знания возникает как непосредственная реакция на «злободневные», требующие безотлагательного, как правило, в режиме актуального времени решения проблемы. Далее, ситуация неопределенности, и можно сказать загадочности, возникает по сути самого «предмета». Он как бы уже есть, иначе как бы возникло междисциплинар-
ное общение? Но его же еще нет - он лишь только может возникнуть по ходу и в результате контингентного соглашения на основе формирующегося взаимопонимания, в свою очередь влияющего на особенности междисциплинарного общения, где присутствует встреча различных языков, не только дисциплинарно организованных и не только документированных (письменных)» [7, с. 16-17].
Подчеркнем, что проблема междисциплинарных исследований представляет собой проблему и для философии науки, и для философии, и для конкретных дисциплин.
Обратим внимание на то, что использование термина «междисциплинарность» предполагает более или менее четкое представление о дисципли-нарности. Не имея возможности здесь обсуждать этот вопрос, отметим, что дисциплинарность понимается нами вслед за М.К. Петровым, выделяющим восемь составляющих любой дисциплины (Петров, 1991).
В известной статье «Эпистемология междисциплинарных отношений» выдающийся швейцарский эпистемолог Ж. Пиаже [24] различает следующие формы взаимодействия дисциплин:
© Воронова А.В., Мазилов В.А., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
35