Научная статья на тему 'Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования'

Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3143
730
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ПЕРЕЖИВАНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / ЗАЩИТА / КОПИНГ / ГАРМОНИЯ / ДИСГАРМОНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CRISIS / GRIEF / OVERCOMING / PROTECTION / COPING / HARMONY / DISHARMONY / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Духновский Сергей Витальевич

В статье раскрывается представление о кризисе, переживаемом личностью, как нормативно-ненормативном явлении. Переживание нормативного кризиса (например возрастного) всегда сопряжено с его ненормативностью, реализуется в ситуационных реакциях и отражается на характере межличностных отношений. Переживание кризиса связано с возрастными особенностями обследованных субъектов. Тем самым правомерно говорить о том, что полученные эмпирические данные говорят о переживании криза «середины жизни». Однако, как было отмечено выше, в группе субъектов переживающих кризис на момент обследования в течение месяца до тестирования преобладали события преимущественно неприятные для них. Соответственно наряду с возрастным аспектом, переживание кризиса обусловлено событийной насыщенностью жизни субъекта. Показано, что переживание кризиса предполагает функционирование психологической защиты и копинга, реализующиеся в ситуационных реакциях личности. Социально-психологический аспект переживания кризиса представлен особенностями межличностных отношений. В целях профилактики негативных последствий переживания психологического кризиса для самого человека и для других людей, предлагается развитие психологической устойчивости выступающей психогигиеническим фактором саногенного потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The crisis and its experience of individual: results of empirical research

The article reveals the notion of crisis experienced by the person as normative-non-normative phenomenon. The experience of the normative crisis (e.g. age) is always associated with its normativity, is implemented in situational reactions and reflect the nature of interpersonal relationships. The experience of crisis due to age characteristics of the examined subjects. Accordingly, along with the age aspect, the experience of crisis event is due to the saturation of the life of the subject. It is shown that the experience of crisis presupposes the existence of psychological protection and coping, which is realised in the situational responses of the individual. In particular, revealed the following relationship: the reaction of emotional imbalance projection searching for social support; response disorganisation regression, displacement avoiding problems; reaction demobilisation displacement avoiding problems; pessimistic situational reaction rationalisation strategy of solving problems. Sociopsychological aspect of the experience of the crisis is presented by the peculiarities of interpersonal relations. It is established that the relationship of subjects in crisis are of disharmonious nature involving the lack (or absence) of trust, understanding, emotional closeness, tension, alienation, conflict and aggression in relationships. In order to prevent the negative consequences of experiencing a psychological crisis for the individual and for others, the development of psychological resilience serving psycho-hygienic factor sanogenic potential of the individual is proposed.

Текст научной работы на тему «Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.943

Духновский Сергей Витальевич

доктор психологических наук, доцент Курганский государственный университет dukhnovskysv@mail.ru

КРИЗИС И ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье раскрывается представление о кризисе, переживаемом личностью, как нормативно-ненормативном явлении. Переживание нормативного кризиса (например возрастного) всегда сопряжено с его ненормативностью, реализуется в ситуационных реакциях и отражается на характере межличностных отношений. Переживание кризиса связано с возрастными особенностями обследованных субъектов. Тем самым правомерно говорить о том, что полученные эмпирические данные говорят о переживании криза «середины жизни». Однако, как было отмечено выше, в группе субъектов переживающих кризис на момент обследования в течение месяца до тестирования преобладали события преимущественно неприятные для них. Соответственно наряду с возрастным аспектом, переживание кризиса обусловлено событийной насыщенностью жизни субъекта. Показано, что переживание кризиса предполагает функционирование психологической защиты и копинга, реализующиеся в ситуационных реакциях личности. Социально-психологический аспект переживания кризиса представлен особенностями межличностных отношений. В целях профилактики негативных последствий переживания психологического кризиса для самого человека и для других людей, предлагается развитие психологической устойчивости выступающей психогигиеническим фактором саногенного потенциала личности.

Ключевые слова: кризис, переживание, преодоление, защита, копинг, гармония, дисгармония, межличностные отношения.

Наличие кризисов в жизни, на наш взгляд, является явлением необходимонеизбежным. Необходимым, в том плане, что благодаря противоречиям и их разрешению происходит познание субъектом себя, и окружающего мира, в том числе и других людей. Неизбежность кризисов обусловлена индивидуальными, а порой также противоречивыми особенностями субъекта и мира, в котором он живет.

Л.С. Выготский указывал на то, что кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни [4]. Кризис - состояние, возникающее, когда решение жизненно важных проблем при помощи привычных методов оказывается невозможным [9]. В.А. Ананьев, в рамках разработки проблем потрясающей психотерапии и психологии здоровья, отмечал, что кризис - это не только пик страданий (болезни), но и начало избавления от них (выздоровления). Кризис необходим для личностного роста, если он воспринимается как определенное испытание, как ступень, оперевшись на которую можно увидеть новые горизонты, перспективы жизни [2]. Р.А. Ахмеров считает, что кризис переживается как непродуктивность своего жизненного пути. Последняя в свою очередь, может выступать в форме нереализованности (непродуктивность прошлого), опустошенность (непродуктивность настоящего), бесперспективность (непродуктивность будущего) или в их различных сочетаниях [3].

Считаем, что кризис, носит нормативно-ненормативный характер, реализующийся в переживании. Нормативность опосредована противоречием между нормативными структурно-личностными преобразованиями, соответствующими возрасту

и выработанными в культуре задачам развития, и стремлением к сохранению индивидуальной целостности, самотождественности [12]. Ненормативность заключается в том, что переживание кризиса имеет два крайних плюса - преодоление и псевдопреодолние. И субъект, в каждом конкретном случае никогда точно не знает «какой путь он изберет». Образно говоря: «каждый путь человека - прям в глазах его». Именно в ненормативности переживания кризиса реализуется «принцип неопределенности в психологии» [14]. В этом плане кризис - ситуация потрясения, которая по мнению В.А. Ананьева представляет собой поворотный момент биографии, жизни человека, его мировосприятия, когда формируется новый взгляд на действительность. Порой потрясение увязывается с экзистенциальным кризисом, при котором внезапно разрушаются объединенные смыслы, меняется старая частная и формируется новая универсальная система ценностей [2].

В рамках разработанной нами модели переживания [6; 8], субъект проживает кризис на психологическом уровне, используя защитные механизмы и копинг-стратегии, и на социально-психологическом, отражающемся на характере межличностных отношений в континууме их гармоничность-дисгармоничность. Защита, копинг и отношения объективируются в ситуационных реакциях личности, описанных А.Г. Амбрумовой [1]. Указанный выше тезис, является теоретическим обоснованием нашего исследования. Кроме того, в контексте нашей работы будем придерживаться идеи о том, что кризис, несмотря на трудности связанные с его переживанием, обладает большим саногенным, целительным потенциалом, актуализируя скры-

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Духновский С.В., 2015

Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования

тые потенциалы и возможности субъекта, способствующие гармоничному сочетанию «пессимизма разума с оптимизмом воли». Далее обратимся к описанию методики и описанию результатов исследования.

Методика исследования. На начальном этапе нами были обследованы 137 субъекта (69 женщин, средний возраст 39,0±2,7 лет и 68 мужчин, средний возраст 41,3±2,9 лет). Таким образом, в исследовании участвовали люди второго периода зрелости, если придерживаться представлений о возрастном составе выборки имеющихся в работах Л.В. Куликова. Это позволяет нам сделать «смелое» предположение о том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные будут относиться к переживанию кризиса «середины жизни». Все обследованные - студенты, заочной формы обучения Курганского государственного университета (граждане России, практически здоровые, прошедшие обследование, как по просьбе психолога, так и по собственной инициативе). Отметим, что на данном этапе изучения заявленной проблемы мы не ставили себе задачу изучить гендерные особенности переживания кризиса.

В качестве психодиагностических методик нами были использованы:

- методика «Переживание психологического кризиса личностью» «ППК» (С.В. Духновский, 2014), для выявления выраженности ситуационных реакций как индикаторов психологического кризиса и психологической устойчивости личности [7];

- методика «Диагностика типологий психологической защиты» «LSI», в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой [13];

- методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан) [5];

- методика «Субъективная оценка межличностных отношений» [5];

- анкета «Причины неудовлетворенности отношениями» [7].

Далее обратимся к описанию результатов исследования. На первом этапе, на основании данных полученных при помощи методики ППК, вся обследованная выборка была разделена на две подгруппы: лица переживающие кризис и лица не переживающие кризис. В первую группу вошли 57 субъектов (30 женщин и 27 мужчин) с повышенными и высокими оценками по шкалам методики «ППК», во вторую субъекты с пониженными и умеренными оценками - 39 женщин и 41 мужчина. Данные по методике «Переживание психологического кризиса личностью» (ППК), представлены в таблице 1.

Результаты, представленные в таблице 1 показывают, что увеличение показателей по ситуационным реакциям в группе переживающих кризис, сочетается с уменьшением показателей по шкале «психологическая устойчивость», и обратная тенденция имеет место в группе не переживающих кризис. Это на наш взгляд обусловлено тем, что психологическая устойчивость (стойкость, соразмерность, сопротивляемость) субъекта является условием саногенного потенциала его личности, фактором, способствующим конструктивному разрешению внутри и межличностных противоречий (вне зависимости от причин их порождающих).

Нами были установлены события (при помощи методики «ППК»), которые переживали субъекты перед обследованием (в последние три - четыре недели). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 1

Средние значения по методике «Переживание психологического кризиса личностью» «ППК»

№ п/п Шкалы методики «ППК» Средние значения

Субъекты, переживающие кризис Субъекты, не переживающие кризис

1. Реакция эмоционального дисбаланса (Эд) 26,2±4,1* 17,0±3,4

2. Пессимистическая реакция (Пс) 23,6±,3,9* 15,1±3,0

3. Реакция отрицательного баланса (Об) 29,0±4,5* 20,2±3,9

4. Реакция демобилизации (Дм) 25,7±3,7* 14,7±3,0

5. Реакция оппозиции (Оп) 26,2±4,1* 17,6±3,3

6. Реакция дезорганизации (Дз) 32,7±4,9* 23,5±4,1

7. Психологическая устойчивость (ПУ) 17,7±3,2 26,9±3,5*

Примечание: * - различия достоверно выше на уровнер<0,05.

Категории событий происходивших в жизни обследованных

Таблица 2

№ п/п События Субъекты, переживающие кризис (%) Субъекты, не переживающие кризис (%)

1. Драматические, печальные 9,1 2,6

2. Неприятные 47,7 14,9

3. Приятные 19,4 10,0

4. Очень радостные 10,4 31,7

5. Примечательных событий не было 13,2 24,5

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

31

ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 3

Средние значения по методике «Диагностика типологий психологической защиты» «LSI»

у обследованных разных групп

№ п/п Шкалы методики «LSI» Средние значения

Субъекты, переживающие кризис Субъекты, не переживающие кризис

1. Отрицание 7,6±2,5* 6,2±2,3

2. Вытеснение (подавление) 6,1±2,0 5,9±2,1

3. Регрессия 5,7±2,0 6,2±2,1

4. Компенсация 5,8±2,4 5,4±1,5

5. Проекция 8,4±2,3* 6,1±2,0

6. Замещение 6,0±1,9 6,3±2,1

7. Интеллектуализация 7,1±2,0* 6,4±2,5

8. Реактивные образования 6,1±1,6 5,9±1,7

Примечание: * - различия достоверно выше на уровнер<0,05.

На основании данных представленных в таблице, правомерно заключить, что переживание кризиса имеет «событийную природу». Однако, вопрос, который в нашем случае остается открытым - какие конкретно события, по мнению субъектов, входят в ту или иную категорию (по степени благоприятности - драматичности). В тоже время полученные данные можно объяснить и выраженной реакцией эмоционального дисбаланса и пессимистической реакцией у субъектов, переживающих кризис на момент обследования.

При описании полученных эмпирических данных будем исходить из того, что в ситуационных реакциях личности, как индикаторов переживания психологического кризиса на непатологическом уровне, находят свое отражение и защитные механизмы, и стратегии совладания субъекта. Результаты полученные по методике «Диагностика типологий психологической защиты» «LSI», в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, нами установлены различия в выраженности защитных механизмов между группой субъектов переживающих и не переживающих кризис. Среди защитных механизмов у обследованных переживающих кризис (по сравнению с не переживающими) наиболее выражены такие виды как: проекция (8,4±2,3, против 6,1±2,0), отрицание (7,6±2,5 против 6,2±2,3), рационализация (7,1±2,0 против 6,4±2,5). Укажем, что проекция выражена у 43,1% обследованных, переживающих кризис, тогда как отрицание - у 29,3% и рационализация - у 27,5% обследованных.

Таким образом, можно заключить, что переживание кризиса «середины» жизни сопровождается стремлением субъекта отвергать собственные неприятные, негативные качества и проецировать их другим людям, объяснять свои негативные проявления установкой типа «все так делают». У обследованных субъектов имеет место желание привлечь к себе внимание с целью «безболезненного выражения чувств принятия мира и самого себя», а также обесценивание желаемых, но не достижи-

мых по субъективным причинам целей, преувеличение роли внешних обстоятельств в ситуации невозможности достичь желаемых целей.

В ходе проведенных исследований нами установлена зависимость показателей по шкалам методики «Диагностика типологий психологической защиты» (LSI) с показателями по шкалам методики «Переживание психологического кризиса личностью» (ИНК). Так, показатель по шкале «реакция эмоционального дисбаланса» (методика «ППК») положительно коррелирует с показателем по шкале «проекция» (методика LSI, r=0,46, при р<0,05), показатель по шкале «реакция дезорганизации» (методика НИК) положительно коррелирует с показателями по шкалам «регрессия» (методика LSI, r=0,44, прир<0,05) и «вытеснение» (методика LSI, r=0,47, при р<0,05) с этим же показателем установлена связь показателей по шкале «демобилизация» (методика НИК, r=0,45, при р<0,05), показатель по шкале «пессимизм» связан с показателем по шкале «рационализация» (методика LSI, r=0,41, при р<0,05) .

Наличие корреляционных связей между показателями указанных выше методик позволяет сделать следующее заключение. Связь механизма проекции с реакцией эмоционального дисбаланса, говорит о том, что причину своих «бед, неудач и несчастий» субъект переживающий кризис видит в объектах окружающего мира - других людях, обстоятельствах в которых он находится. Соответственно внешний локус контроля такого человека является источником эмоционального дисбаланса - неблагоприятного чувственного тона в настроении и отношениях. Усиливает эмоциональное неблагополучие и «приписывание» другим людям своих недостатков, своего рода причин своего поведения. Механизм рационализации связан с пессимистической ситуационной реакцией. Мы объясняем это «негативным предвидением» субъекта. Суть в том, что при помощи своего раци-онализирования и «психологизирования» субъект объясняет события своего прошлого, настоящего и будущего, что отражается на возможных (види-

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования

мых субъектом) способах преодоления кризиса. Образно говоря, он видит «два варианта решения и оба плохие» (С.В. Петрушин). Соответственно субъект с трудом принимает то или иное решение, его реальная деятельность по разрешению кризиса подменяется «психологизированием и интелектуа-лизированием» с неблагоприятным для него окончанием, что в свою очередь усиливает и без того мрачную окраску и восприятие актуальной и будущей жизненной ситуации. В этом случае у субъекта также доминирует внешний локус контроля -значению обстоятельств придается большая роль. Суть связи механизма вытеснения и ситуационной реакции демобилизации заключается в том, что изменение в сфере контактов в сторону их ограничения или поверхностности, избегание включения в различные формы деятельности кроме социально регламентированных, приводит к уходу, избеганию реальности, непринятию сложившихся обстоятельств жизни. Вытеснение напрямую связано с реакцией дезорганизации - является непосредственным выражением тревожности. Это приводит к дистанцированию субъекта, и, неблагоприятно сказывается на характере межличностных отношений. Механизм регрессии также связан с ситуационной реакцией дезорганизации, как проявления неуверенности в себе сочетающегося со страхом неудачи. Все это приводит к усилению тревожного компонента личности, проявляющегося в психосо-магических реакциях (нарушении пищевого поведения, цикла сон-бодрствование и т.п.).

На сознательном уровне, субъект, переживая кризис, использует копинг-стратегии, как «осознанные варианты бессознательных защит» [10]. На основании данных полученных по методике «Индикатор копинг-стратегий» нами установлено, что у субъектов переживающих кризис и не переживающих таковой представлены следующие стратегии: разрешение, избегание и поиск социальной поддержки. В группе субъектов переживающих кризис стратегия избегание и поиск социальной поддержки находятся на высоком и повышенном уровне (27,3±3,5 и 28,1±4,2 соответственно), тогда как стратегия разрешение проблем в обследованной группе находится на среднем и пониженном уровне (24,6±5,0). В группе обследованных, не

переживающих кризис наиболее выражены стратегия «разрешение проблем» - 29,1±3,1 (стратегия «поиск социальной поддержки» и «избегание» -находятся на среднем уровне (23,5±4,2 и 27,1±3,9 -соответственно).

Анализ полученных эмпирических данных показал, что у субъектов предпочитающие стратегию разрешения (26,7% обследованных лиц переживающих кризис) выражен защитный механизм по типу рационализация, у субъектов с выраженной стратегией поиска социальной поддержки - механизм проекции (35,2% обследованных), а у субъектов предпочитающих избегание - механизмы отрицание и вытеснение (37,1% обследованных переживающих кризис).

Таким образом, результаты исследования показали, что переживание кризиса предполагает включение и механизмов защиты и использование стратегий совладающего поведения. Кроме того рассматривая переживание кризиса в рамках ситуационного реагирования намечаются как минимум четыре тенденции:

- реакция эмоционального дисбаланса - проекция - поиск социальной поддержки;

- реакция дезорганизации - регресс, вытеснение - избегание проблем;

- реакция демобилизации - вытеснение - избегание проблем;

- пессимистическая ситуационная реакция -рационализация - стратегия разрешения проблем.

Далее обратимся к рассмотрению социальнопсихологического аспекта переживания психологического кризиса, для этого обратимся к данным полученным по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (результаты представлены в таблице 4).

Результаты представленные в таблице 4 что у субъектов переживающих кризис данные по шкалам методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) находятся на высоком и повышенном уровне, по сравнению с субъектами не переживающими кризис. На основании этого правомерно заключить, что отношения с другими людьми у субъектов, переживающих кризис - дисгармоничные, предполагающие, отсутствие единства, согласия с другими людьми, преобладание

Таблица 4

Средние значения по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО»,

у обследованных разных групп

№ п/п Шкалы методики «СОМО» Средние значения

Субъекты, переживающие кризис Субъекты, не переживающие кризис

1. Напряженность отношений 37,7±7,1* 30,0±8,4

2. Отчужденность в отношениях 38,8±7,1* 34,1±7,9

3. Конфликтность в отношениях 31,1±7,0* 26,3±6,7

4. Агрессивность в отношениях 31,3±6,6* 26,0±6,9

Примечание: * - различия достоверно выше на уровне р<0,05.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

33

ПСИХОЛОГИЯ

«удаляющих чувств над сближающими» (в терминологии Л.В. Куликова), напряженность, конфликтность, и стремление дистанцироваться от других людей, сопровождаемое отсутствием (или недостатком) доверия, понимания, эмоциональной близости.

В ходе корреляционного анализа нами установлены значимые связи показателей по шкалам методики «Переживание психологического кризиса личностью» (ИНК) и с показателями по шкалам методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО). Отметим наиболее важные из них с точки зрения нашего исследования. Установлено что в случае оппозиционного реагирования при переживании кризиса отношения являются наиболее дисгармоничными (показатель по шкале «Оп» - методика НИК связан со всем показателями по шкалам методики СОМО, коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,37 до 0,43 при р<0,05). Если у субъекта выражена реакция эмоционального дисбаланса, то его отношения с людьми характеризуются большей отчужденностью и напряженностью (коэффициенты корреляции показателя по шкале «Эд» - методика НИК находятся в диапазоне от 0,43 до 0,47 при р<0,05 с показателями по шкалам «Н» и «О» - по методике СОМО). В случаях когда у субъекта переживающего кризис выражена пессимистическая ситуационная реакция то его межличностные отношения характеризуются большей дистантностью, конфликтностью и агрессивностью (коэффициенты корреляции показателя по шкале «Ис» - методика ИИК находятся в диапазоне от 0,39 до 0,45 при р<0,05 с показателями по шкалам «О», «К» и «А» - по методике СОМО). Заслуживает внимания, что в ситуациях, когда у субъектов при переживании кризиса преобладает реакция отрицательного баланса и дезорганизации, то в отношениях имеет место снижение конфликтности и агрессивности. Об этом говорят обратно пропорциональные связи между показателей по шкалам «Об» и «Дз» - методика ИИК с показателями по шкалам «К» и «А» - методика СОМО (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от -0,36 до -0,47 при р<0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенных исследований нами были сделаны следующие выводы:

1. Кризис, переживаемый личностью, представляет собой нормативно-ненормативное явление. Иереживание нормативного кризиса (например возрастного) всегда сопряжено с его ненормативностью, реализуется в ситуационных реакциях и отражается на характере межличностных отношений.

2. Переживание кризиса связано с возрастными особенностями обследованных субъектов (в нашем контексте это люди второго периода зрелости). Тем самым правомерно говорить о том, что полученные эмпирические данные говорят о переживании кри-

за «середины жизни». Однако, как было отмечено выше, в группе субъектов переживающих кризис на момент обследования в течение месяца до тестирования преобладали события преимущественно неприятные для них. Соответственно наряду с возрастным аспектом, переживание кризиса (его наличие или отсутствие) обусловлено событийной насыщенностью жизни субъекта.

3. Установлено, что переживание кризиса предполагает функционирование психологической защиты и копинга, реализующиеся в ситуационных реакциях личности. В частности, выявлены следующие взаимосвязи: реакция эмоционального дисбаланса - проекция - поиск социальной поддержки; реакция дезорганизации - регресс, вытеснение - избегание проблем; реакция демобилизации - вытеснение - избегание проблем; пессимистическая ситуационная реакция - рационализация - стратегия разрешения проблем.

4. Социально-психологический аспект переживания кризиса представлен особенностями межличностных отношений. Установлено, что отношения субъектов переживающих кризис носят дисгармоничный характер предполагающий недостаток (или отсутствие) доверия, понимания, эмоциональной близости, напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях.

5. В целях профилактики негативных последствий переживания психологического кризиса для самого человека и для других людей, мы предлагаем развивать психологическую устойчивость. Необходимость этого обусловлена тем, что образно говоря «мы не можем избежать встречи с несчастьем, но в наших силах перестать этой встречи бояться и извлечь из нее пользу». Психологическая устойчивость будет выступать психогигиеническим фактором саногенного потенциала личности.

Библиографический список

1. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. - 1985. - № 6. - С. 107-115.

2. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. -1999. - № 7-8. - С. 15-31.

3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2003. - 1136 с.

5. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. -СПб., Речь, 2010. - 141 с.

6. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 174 с.

7. Духновский С.В. Психология отношений личности. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 380 с.

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Гендер: междисциплинарный анализ

8. Духновский С.В., Овчарова Р.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012 - 296 с.

9. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

10. Никольская И.М., Грановкая Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.

11. Петрушин С.В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. - СПб.: Речь, 2009. - 240 с.

12. Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития взрослого человека: дис. ... д-ра психол. наук. - Челябинск, 2007. - 375 с.

13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 444-452.

14. Чиркова Т.И. Методологические основы психологии. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. - 416 с.

УДК 159.922.1

Воронова Анастасия Валерьевна Мазилов Владимир Александрович

доктор психологических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского

ligea@inbox.ru, v.mazilov@yspu.org

ГЕНДЕР: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ

В статье рассматривается история возникновения термина «гендер», получившего широкое распространение в науке в последние десятилетия, подчеркивается междисциплинарный характер данного понятия, анализируются подходы к его определению в таких областях науки, как история, социология, антропология, рассматривается история формирования и развития взглядов на проблему пола и специфика гендерных исследований в психологии. Обращается внимание на существующую в современном обществе тенденцию к изменению полоролевых границ, социальных ролей мужчин и женщин, расширению возможностей личности для самореализации, что, несомненно, указывает на важность социального аспекта в формировании полоролевой самоидентификации. Подчеркивается противоречивость и неоднозначность понятия «пол», обращается внимание на необходимость выделения двух аспектов пола: биологического и социального (гендер), постоянно влияющих друг на друга, т.к. человек является сложной социально-биологической системой. При этом обращается внимание на сложность, связанную с восприятием иностранного термина «гендер» в нашей стране. Формирование гендера рассматривается как неотъемлемая часть социализации человека, а гендерные исследования - как необходимые для формирования более полного представления о личности.

Ключевые слова: гендер, социальный пол, биологический пол, гендерные исследования, социализация, полоролевая самоидентификация, психологический анализ.

Как справедливо отмечают Л.И. Киященко и В.А. Моисеев, «в переживаемое нами время перед философией науки и собственно наукой встали сложные задачи, которые требуют объединения многих дисциплин. Оформляется сфера междисциплинарности. Возникли экологические, технологические, биоэтические и т.п. направления научного исследования, которые требуют согласованных действий и достижения взаимопонимания, установления единых норм поведения. Такого рода теоретико-практические объединения выступают естественным основанием для возникновения и выяснения особенностей функционирования междисциплинарности как одной из форм постнеклассической науки. К указанным особенностям мы также относим следующие. Междисциплинарность как форма объединения современного научного знания возникает как непосредственная реакция на «злободневные», требующие безотлагательного, как правило, в режиме актуального времени решения проблемы. Далее, ситуация неопределенности, и можно сказать загадочности, возникает по сути самого «предмета». Он как бы уже есть, иначе как бы возникло междисциплинар-

ное общение? Но его же еще нет - он лишь только может возникнуть по ходу и в результате контингентного соглашения на основе формирующегося взаимопонимания, в свою очередь влияющего на особенности междисциплинарного общения, где присутствует встреча различных языков, не только дисциплинарно организованных и не только документированных (письменных)» [7, с. 16-17].

Подчеркнем, что проблема междисциплинарных исследований представляет собой проблему и для философии науки, и для философии, и для конкретных дисциплин.

Обратим внимание на то, что использование термина «междисциплинарность» предполагает более или менее четкое представление о дисципли-нарности. Не имея возможности здесь обсуждать этот вопрос, отметим, что дисциплинарность понимается нами вслед за М.К. Петровым, выделяющим восемь составляющих любой дисциплины (Петров, 1991).

В известной статье «Эпистемология междисциплинарных отношений» выдающийся швейцарский эпистемолог Ж. Пиаже [24] различает следующие формы взаимодействия дисциплин:

© Воронова А.В., Мазилов В.А., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.