доброта, трудолюбие, соучастие), 45% опрашиваемых продемонстрировали высокие показатели, 45% - средние, 10% - низкие.
Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности Р.М. Шамионова и М.В. Григорьевой определила, что у 41% учащихся высокий (выше среднего) показатель, т.е. когнитивный, эмоционально-статусный, мотивационный и поведенческий компоненты социально-ориентированной активности развиваются гармонично; у 45% - средний, т.е. все компоненты развиваются равномерно в среднем темпе; у 14% - низкий (ниже среднего).
Таким образом, обработка результатов методик показала, что у большей части учеников класса на высоком и среднем уровнях развиты коммуникативные и организаторские способности, способность выражать нравственные качества и показатель социально-ориентированной активности, однако имеется несколько учащихся, у которых данные показатели сформированности социальной активности развиты на низком уровне.
После диагностики была проведена консультация с респондентами, на которой определились ориентиры дальнейшей работы. Было принято решение организовать в лицее следующие виды внеурочной деятельности: хобби-клубы по интересам, литературный и хореографический кружки. Также в направлении деятельности педагога-психолога запланировано проведение лекций, семинаров и круглых столов по формированию социальной активности для учащихся, их родителей и педагогов школы, организация волонтерской деятельности и благотворительных акций совместно с учениками и их родителями.
Список литературы
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: Московский психолого-педагогический социальный институт; Воронеж: НПО Модэк, 2001. 352 с.
2. Ермолова Т.В. Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы / Т.В. Ермолова. Москва: МГППУ, 2006. С. 46-52.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2001. 464 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
12 3
Величко А.И. , Облизов А.В. , Мегрикян И.Г.
1Величко Алексей Иванович - старший преподаватель; 2Облизов Александр Викторович - студент; 3Мегрикян Ирина Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация: в данной статье рассматриваются влияние чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на психику учащихся, возможные последствия, а также раскрывается значимость психологической подготовки обучающихся к действиям в неблагоприятных условиях ЧС.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, психологическая подготовка, влияние, последствия, экстремальная психология.
Для человека защищенность его жизни, безопасного существования всегда было главной потребностью жизнедеятельности. В наше время всё больше и больше возрастает количество и масштабы различных катастроф, природных явлений, аварий и террористических актов, соответственно и ущерб экономике и экологии наносимый ими увеличивается многократно. Именно в таких непростых условиях перед государством стоит важная задача, а именно подготовка подрастающего поколения, формирования у них личности безопасного типа поведения. Отсутствие навыков грамотного поведения в экстремальных ситуациях, неспособность чётко и быстро действовать стало недопустимой роскошью в повседневной жизни. В следствии возрастает ответственность преподаватель в том, чтобы не только дать необходимые знания в доступной мере, но и научить применять полученные знания, умения и навыки на практике, то есть в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выражающихся в готовности быстро и чётко действовать. Это, в свою очередь, безусловно, требует разработки всё более новых приёмов, методов и технологий, способных совершенствовать умения и навыки обучающихся, развивать психическую сферу как основной компонент формирования готовности к действиям в условиях ЧС.
Морально-психологический фактор имеет большое значение для готовности действовать в условиях экстремальных ситуаций.
Морально-психологическое воздействие на психику людей в условиях экстремальных ситуаций может вызвать такие неблагоприятные последствия как стрессы, психические расстройства [1]. Картина разрушений, полного опустошения, прямая угроза жизни негативно воздействуют на психику людей. В определённых случаях не исключается возможность нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
Чаще всего, люди, не получившие ни малейшей психологической подготовки, испытывают чувство страха и стремятся как можно быстрее покинуть опасную зону, другие могут получить психологической шок, как правило, сопровождаемый оцепенением. В этот момент контроль сознания над чувствами и волей к действиям ослабевает или полностью теряется, человек не способен мыслить ясно и разумно.
Нервные процессы в данный момент могут проявляться по-разному. У одних расширяются зрачки, нарушается дыхание, сердцебиение многократно учащается, пробегает холодный пот, сила в мышцах как будто бы пропадает, меняется голос и способность строить предложения. Так же, известны случаи, когда человек, испытавший сильный страх умирал от резкого нарушения работы сердца [3].
Человек способен пребывать в таком состоянии достаточно длительное время, от нескольких часов до нескольких суток. Спасательные отряды, заявляют, что достаточно часто при ликвидации последствий каких либо чрезвычайных ситуаций, аварий или катастроф, наблюдают людей в бессознательном состоянии, бесцельно бродячих по территории ЧС, в полной тишине и с потерянным взглядом.
В связи с этим возросла значимость изучения влияния экстремальных и чрезвычайных ситуаций на психику людей, появилась необходимость в развитии новой сферы психологической науки - экстремальной психологии.
Экстремальная психология - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов (Психология. Словарь, 1990).
Экстремальные и чрезвычайные ситуации ставят перед людьми большие проблемы и трудности, требуют запредельных усилий, напряжения, возможности
49
человека выходят на другой уровень. В чрезвычайной ситуации, как правило, решающее значение имеют именно действия человек. Они определяют уровень подготовленности человека к решению трудностей и способности сохранять способность к нормальному мышлению. Взглянув на историю последних десятилетий, виден рост количества ЧС, что повышает значимость психологической подготовки населения к действиям в условиях ЧС [2].
Чрезвычайные ситуации и экстремальные условия значительно оказывают негативное влияние на чувство безопасности у людей. Вера в то, что их жизнь под контролем, и они защищены пропадает. Это приводит к развитию болезненных состояний - травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.
В отличие от прошлого, когда основной проблемой были такие последствия экстремальных ситуаций, как численность смертей, различных заболеваний, уровень травматизма, Сейчас многих специалистов также волнует и последствия для психосоциального и психического здоровья людей. Специалисты, которые проводили работу с людьми, которые перенесли какую-либо катастрофу, стали обращать внимание, что последствия для психики могут быть такими же серьёзными, как и соматические, могут привести к серьёзным психическим заболеваниям и социальным проблемам, как у индивида, так и группы людей и общества целиком. Это обуславливает значимость психологической подготовки человека в целом.
В результате проведенного мной исследования действий людей в условиях ЧС, можно выделить стандартные первичные реакцию людей:
1) Паника (у людей возникает чувство растерянности, они следуют за толпой, не понимая, что происходит.) По статистике 60-70% пострадавших в условия ЧС поддаются панике и не знают, что им делать.
2) Шок, оцепенение (в результате сильного психологического потрясения многие люди не способны ясно мыслить, оцепенение в мышцах не позволяет им двигаться, они чувствуют скованность, но не могут с ней бороться.) 20% пострадавших
3) «Или ты, или тебя» (пропадает всякое осознание ответственности за свои действия, люди совершают неоправданные поступки, аргументируя это тем, что у них не было другого выбора, зачастую только усугубляя ситуацию.) 5-10% пострадавших.
4) Ожидание помощи (бездействие людей, в надежде на то, что им кто-то поможет)
Тут цифра меняется в зависимости от возрастной категории. Дети зачастую ждут помощи, взрослые же пытаются предпринять какие либо действия.
5) Готовность к действиям. По статистике из 10 людей, сохранить ясность ума, построить порядок действий и следовать заданному плану, удаётся 1-2 людям.
Поведение и действия человека в экстремальных ситуациях определяется множеством факторов. Но в целом, чтобы мобилизовать необходимые качества, выполнить все необходимые задачи как можно быстрее и при этом сохранить физическое и психическое благополучие, могут лишь те люди, которые имеют высокий уровень психологической готовности к действиям в условиях ЧС и обладающие волевыми качествами личности.
Исходя из всего вышесказанного, как отмечал М.Б. Сулла, одним из важнейших факторов исключения неблагоприятных явлений в жизни человека должно быть воспитание полной готовности к действиям, исключающим опасность.
Данная подготовка должна быть непрерывной, последовательной и систематической. Она должна начинаться с раннего детства и продолжаться на протяжении всего учебного процесса. Воспитание готовности к безопасной деятельности является неотъемлемой частью общего гуманистического образования [4].
Список литературы
1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. М.: ЭКСМО, 2005. 960 с.
2. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. М.: АСТ, 2000. 480 с.
3. ГостюшинА.В. Человек в экстремальных ситуациях. М.: Открытый мир, 1995. 196 с.
4. Сулла М.Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной деятельности (В виде науч. докл.). М., 1998 44 с.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ Токанов М.М.1, Темербекова А.А.2, Смагулов Е.Ж.3
1Токанов Мансур Маратович - докторант, образовательная программа по физико-математическому направлению, факультет
естествознания,
Жетысуский университет им. И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Республика Казахстан;
2Темербекова Альбина Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра математики, физики и информатики, физико-математический факультет, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск; 3Смагулов Есенгали Жексембаевич - доктор педагогических наук, профессор, образовательная программа по физико-математическому направлению, факультет
естествознания,
Жетысуский университет им. И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Республика Казахстан
Аннотация: ИКТ проникли во все сферы жизни и не оставили в стороне систему образования. Средства ИКТ сегодня используются не только на уроках информатики, но и на любом другом предмете. Основные причины этого: повышенный интерес обучающихся к компьютерным технологиям, повышение наглядности предоставляемого материала за счет применения технических средств, рост мотивации и познавательного интереса обучающихся и пр. К средствам ИКТ, которые применяются на уроках математики, относятся: компьютер, проектор и экран, цифровые образовательные ресурсы, использование их в процессе обучения дает возможность представить учебный материал более наглядно. Ключевые слова: персональные компьютеры, интерактивная доска, мультимедийные технологии, интернет, проектор.
В настоящее время математическая наука широко развивается. Поэтому для реализации раскрытия содержания обучения математике необходима потребность в новых средствах информационных технологий. Используя передовые достижения современных информационных технологий на уроках математики, можно развивать компетентность учащихся, организуя познавательную деятельность.
Возможности информационных технологий для учителей:
• учитель находится в непрерывном поиске,
• повышается ответственность в формировании личности,
• умение применять инновационные технологии, метод,
• повышение вызывает интерес у молодых специалистов,
• обменом опытом с другими учителями-предметниками в школе,