Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной деятельности студентов через использование электронных образовательных ресурсов'

Активизация самостоятельной деятельности студентов через использование электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / CREATIVE LEVEL / ELECTRONIC EDUCATIONAL COMPLEX / INFORMATIZATION OF EDUCATION SYSTEM / INDEPENDENT ACTIVITY / MARKS OF STUDENTS' PROGRESS / METHOD OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL COMPLEX / TESTING STUDENTS' READINESS LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кыдырбаева Галия Турысбаевна

В данной статье рассматриваются возможности электронного обучения как способ активизации самостоятельной работы студентов. Также представлена модель готовности студентов к самостоятельной деятельности, основанной на развитии познавательного интереса, системы мониторинга для самостоятельной познавательной деятельности, критерии оценки формирования познавательной деятельности, а также проблемы формирования готовности человека к различным видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кыдырбаева Галия Турысбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

This article discusses the possibilities of e-learning as a way of activation of independent work of students. Also we present a model of readiness of students for independent activity based on the development of cognitive interest, monitoring system for independent cognitive activity, criteria for evaluation of formation of cognitive activity, as well as the problems of formation of individual’s readiness for the different activities.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной деятельности студентов через использование электронных образовательных ресурсов»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 2 2016

УДК 37.041

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Кыдырбаева Галия Турысбаевна

кандидат педагогических наук

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова

Талдыкорган (Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности электронного обучения как способ активизации самостоятельной работы студентов. Также представлена модель готовности студентов к самостоятельной деятельности, основанной на развитии познавательного интереса, системы мониторинга для самостоятельной познавательной деятельности, критерии оценки формирования познавательной деятельности, а также проблемы формирования готовности человека к различным видам деятельности.

Ключевые слова: творческий уровень, электронный образовательный комплекс, информатизации системы образования, самостоятельная деятельность, тестирование студентов.

ACTIVIZATION OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Kydyrbayeva Galiya Turisbaevna

PhD

Zhetysu state university named after I. Zhansugurov Taldykorgan (Kazakhstan)

Abstract. This article discusses the possibilities of e-learning as a way of activation of independent work of students. Also we present a model of readiness of students for independent activity based on the development of cognitive interest, monitoring system for independent cognitive activity, criteria for evaluation of formation of cognitive activity, as well as the problems of formation of individual's readiness for the different activities.

Key words: Creative level, electronic educational complex, Informatization of education system, independent activity, marks of students' progress, method of using electronic educational complex, testing students' readiness level.

Информатизация системы образования, переход на новую парадигму, основанную на современных информационно-коммуникационных технологиях может обеспечить подготовку выпускников, отвечающих современным требованиям.

Процесс профессиональной подготовки в вузах характеризуется также нарастающей интеграцией средств и методов традиционного и электронного обучения; изменением содержания, форм и методов обучения на основе применения; активным внедрением электронных обучающих комплексов, ориентированных на создание единого информационного пространства; свободным доступом к сети Интернет, создани-

ем Интернет-порталов, объединением вузов в единую информационную систему, с целью внедрения информационной системы мониторинга, анализа и дистанционной формы обучения.

Внедрение информационных коммуникационных технологий в учебный процесс вузов способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, а информатика становится одной из основных научных дисциплин в системе высшего образования.

Основополагающим элементом обучения в вузах является информационно-технологическая среда с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства, т.е. основной упор в ней должен делаться на создание технически оснащенной и включающей в себя большое количество информации обучающей среды, обладающей гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной в плане эффективного использования учебного времени.

Анализируя исследования С.А. Бешенкова, Е.Ы. Бидайбекова, В.В. Гриншкуна, Ж.А. Караева, Н.Н. Моисеева, Д.С. Байгожановой, Г.К. Нурмухамбетовой, А.Е. Сагымбаевой, К.М. Байгушевой, Ж.Р. Орын-баевой мы пришли к выводу, что в процессе обучения информатике необходимо постоянное обновление версий изучаемых средств ИКТ, использование новых пользовательских сред и систем программирования. В связи с этим можно определить, с нашей точки зрения, одну из важнейших проблем в области обучения. Система подготовки должна обеспечивать такой уровень, который позволил бы обучающимся в своей будущей профессиональной деятельности быстро адаптироваться к инновациям в области ИКТ.

В этой связи назрела необходимость в разработке и внедрении в процесс обучения электронных обучающих комплексов.

В Республике Казахстан имеется определенный опыт создания электронных обучающих комплексов. Так, в русле исследований, проведенных учеными научной школы Г.К. Нургалиевой, разработаны функ-

циональная модель электронной методической системы по методике обучения математике, электронно-исследовательская система как информационно-технологический ресурс формирования исследовательской деятельности, электронная программа «Мониторинг профессионального образования».

На основе анализа разработанных и внедренных электронных образовательных ресурсов казахстанских ученых мы пришли к выводу, что электронные обучающие комплексы позволяют:

- создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся, самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

- применять весь спектр возможностей современных ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог;

- использовать в процессе обучения возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

- объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности студентов, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень учебной подготовки, объективно оценивать результативность обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

- управлять обучением адекватно интеллектуальному уровню конкретного студента, уровню его знаний, умений, навыков, особенностями проявления его мотивации;

- создавать основу для постоянного и оперативного общения преподавателей, студентов и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

Все эти широкие педагогические возможности создают благоприятную почву для активизации самостоятельной деятельности студентов.

На основе изучения научных работ ученых Б.П. Есипова, Ж.А. Караева, М.А. Кусаинова, П.И. Пидкасистого, О.И. Садыковой, мы выделили, что самостоятельная деятельность и самостоятельная познавательная деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Действительно, самостоятельная деятельность обучающихся - это целенаправленная, управляемая самим учащимся познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования и протекающая при интенсивном формировании личности учащихся, росте их самосознания, в определении призвания, жизненных планов. При этом обучающийся сам (или с помощью преподавателя) определяет образовательную цель, содержание познавательной деятельности, объем и пути организации своей работы.

При разработке модели готовности студентов к самостоятельной деятельности мы опирались на исследования уровней развития познавательного интереса [1], системы мониторинга самостоятельной познавательной деятельности [2], критериев сформированности познавательной активности [3], а также проблем формирования готовности личности к различным видам деятельности [4] и др.

Готовность - это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности [4]. Мы исходим из того, что готовность - это интегративное личностное образование, целостный комплекс, включающий в себя мотивационные, содержательные и операционные характеристики. Готовность студентов к самостоятельной деятельности, на наш взгляд, включает в себя совокупность трех взаимосвязанных структурных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями:

- мотивационный компонент, выражающий мотивы, интересы, стремления и потребности личности учащегося к самостоятельной познавательной деятельности;

- содержательный компонент, объединяющий совокупность знаний о сущности самостоятельной деятельности, ее методах и приемах и осознанное к ней отношение;

- операционный компонент, включающий комплекс умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Данные критериально-показательные характеристики позволили выделить нам три уровня готовности обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности: копирующе-воспроизводящий, продуктивно-интерпретирующий, конструктивно-творческий.

Для побуждения обучающихся совершать самостоятельную познавательную деятельность, необходима, прежде всего, мотивация. Наиболее распространенными мотивами, побуждающими обучающихся совершать самостоятельную познавательную деятельность, являются социально-значимые мотивы, связанные с реализацией идеалов и жизненных планов учащихся. Именно они придают самостоятельной познавательной деятельности необходимую устойчивость, целенаправленность, систематичность, способствуют повышению уровня готовности учащихся осуществлять самостоятельную познавательную деятельность. Из психолого-педагогической литературы мы знаем, что основными характеристиками потребностей являются сила, периодичность возникновения, способы удовлетворения, предметное содержание. Данные характеристики использованы нами в качестве показателей, характеризующих мотивационный критерий.

Так, копирующе-воспроизводящий уровень определяется широкими, но недостаточно определенными и устойчивыми мотивами самостоятельной деятельности (любознательностью, интересом к предмету, ко всему окружающему), элементарным, не очень стойким, зачастую не-

осознанным интересом к новым фактам, явлениям. Учащихся характеризует стремление воспроизвести знания по заданному образцу

Ведущими мотивами при продуктивно-интерпретирующем уровне готовности студентов к самостоятельной деятельности являются рост самосознания, осознание себя как члена общества, готовящегося после выхода из вуза занять в нем определенное место, осознанное стремление к развитию познавательных умений, потребность в реализации всех звеньев процесса познания и т.д.

Обучающиеся с конструктивно-творческим уровнем готовности отличают стойкий интерес к предмету, к установлению причинно-следственных связей, выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений; стремление не только проникнуть глубоко в сущность изучаемых явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ познания.

Содержательный критерий определений уровня готовности студентов к самостоятельной деятельности характеризуется следующим показателями.

Копирующе-воспроизводящий уровень предполагает отсутствие осознанного отношения к самостоятельной деятельности, непонимание ее значимости, незнание приемов и методов самостоятельной деятельности, а знания, получаемые учащимися самостоятельно, носят локальный характер, не объединяются с другими, бессистемны.

Продуктивно-интерпретирующий уровень готовности включает в себя осознание самостоятельной деятельности как средства реализации идеалов, решения жизненных планов личности, совершенствование знаний о приемах самостоятельной работы, осознание значимости рациональной организации самостоятельной деятельности: постановки задачи, определения средств для ее выполнения, объема работы, интенсификации методов и т.д.

Конструктивно-творческий уровень по содержательному критерию характеризуется осознанием социально-экономической значимости полученных знаний; выявлением и корректировкой недостатка в знаниях, неточности в действиях; формированием адекватных представлений о своих возможностях; усвоением способов деятельности по самоконтролю и самооценке.

Для студентов с самым низким, копирующе-воспроизводящим уровнем готовности характерно владение самыми элементарными познавательными умениями: выполнение упражнений «по образцу», или механическое воспроизведение страниц учебника. Они еще сознательно не ставят определенных целей для своей деятельности, не отбирают, следовательно, и средств их реализации, организация самостоятельной деятельности стихийна, обращение к другим источникам учебной информации случайно, нецеленаправленно, эпизодично. Задания выполняются путем буквального, не преобразовательного использования предложенного варианта, без обоснования последовательности действий. Обучающиеся с этим уровнем не столько познает, сколько запоминает то, что сообщает ему преподаватель или учебная литература.

Продуктивно-интерпретирующий уровень наблюдается у студентов, которые уже целенаправленно организуют свою самостоятельную деятельность. Их отличает более высокий уровень познавательных умений при выполнении ими индивидуальных заданий, обращение к дополнительным источникам информации, задания выполняются правильно, действия обоснованы, однако предлагаются их традиционные решения.

И, наконец, самый высокий уровень - конструктивно-творческий - характеризуется овладением умениями определять цели самообразования, оценивать свои возможности и согласно с ними корректировать свои задачи; умениями строить самостоятельную деятельность более рационально. Этот уровень предполагает также самостоятельный поиск

решения проблем, возникших в процессе познавательной и практической деятельности, перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; видение новой функции знакомого объекта, альтернативы решения проблемы и (или) способа её решения; комбинирование ранее усвоенных способов деятельности (решений) в новый способ; построение оригинального способа решения проблемы при наличии других, известных индивиду способов. Предоставленные задания выполняются правильно, все действия обоснованы, предложено нетрадиционное решение или выдвинуто несколько способов решения.

Таким образом, для активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся необходимо создание таких условий, при которых формируются вышеуказанные уровни готовности к самостоятельной деятельности.

Список использованных источников

1. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1998. 208 с.

2. Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45-48.

3. Садыкова О.И. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2003. 194 с.

4. Односум Л.А. Формирование готовности к самостоятельной творческой деятельности у будущего инженера в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2006. 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.