Научная статья на тему 'Психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений в ОВД'

Психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений в ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОПАШНАЯ СХВАТКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕСС / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / PHYSICAL TRAINING / HAND-TO-HAND FIGHT / PSYCHOLOGICAL TRAINING / STRESS / EXTREME SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуралев В.М., Фомин С.А.

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы психологической подготовки сотрудников ОВД, связанных с решением служебно-боевых задач в экстремальных условиях силового противоборства с правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гуралев В.М., Фомин С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological training for officers of special units of law enforcement bodies

The article considers the problematic issues of psychological training for officers of internal affairs bodies dealing with the solution of service and combat tasks in extreme conditions of power struggle between them and the offenders.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений в ОВД»

УДК 796

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

PSYCHOLOGICAL TRAINING FOR OFFICERS OF SPECIAL UNITS OF LAW ENFORCEMENT BODIES

Гуралев Владимир Михайлович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент

gural100@mail.ru

Фомин Сергей Анатольевич,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

fomin.sa@yandex.ru

Ключевые слова:

физическая подготовка, рукопашная схватка, психологическая подготовка, стресс, экстремальные ситуации.

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы психологической подготовки сотрудников ОВД, связанных с решением слу-жебно-боевых задач в экстремальных условиях силового противоборства с правонарушителями.

Keywords:

physical training, hand-to-hand fight, psychological training, stress, extreme situations.

The article considers the problematic issues of psychological training for officers of internal affairs bodies dealing with the solution of service and combat tasks in extreme conditions of power struggle between them and the offenders.

Современными проблемами обеспечения качества служебной деятельности в аспекте применения физической силы и действий в условиях необходимой обороны продиктованы высокие требования к уровню психофизической подготовки сотрудников оперативно-боевых подразделений специального назначения (далее - сотрудники). Работа, связанная с риском и опасностью, требует существенных физических и психологических сил. Чем тяжелее работа, тем выше внутреннее усилие, тем разнообразнее его выражение и воздействие на итоговые результаты деятельности. При выполнении служебных обязанностей сотрудникам приходится сталкиваться с разными психоэмоциональными факторами. Внезапно возникающие ситуации могут оказывать мощное психологическое влияние, повышать уровень внутренних напряжений и отражаться на качестве двигательных действий. Важнейшими психогенными факторами, на наш взгляд, являются:

- большая значимость решаемых задач;

- высокий уровень ответственности за принятие решений;

- высокая цена ошибок и их последствий;

- агрессивные действия лица, подозреваемого в совершении преступлений;

- наличие оружия (холодного или огнестрельного) в руках преступника.

Профессиональная служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов сопровождается психоэмоциональным напряжением (стрессом), вызванным серьезной ответственностью за принятые решения, здоровье и жизнь людей.

Целью психологической подготовки сотрудников подразделений специального назначения является формирование психологической готовности и устойчивости, прежде всего путем самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, получения опыта действий в моделируемых ситуациях боевой обстановки.

Понимание сути психологической подготовки было, на наш взгляд, изложено физиологом И.П. Павловым: «Дело тут не только в силе взаимодействующих раздражителей, сколько в их новизне. Главная реакция пассивно-оборонительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну». Фактор новизны часто выступает пусковым механизмом проявления у человека ранее образованных качеств.

Психоэмоциональное напряжение возникает за счет изменения условий и характера деятельности в разнообразных сочетаниях [1]. Главная задача состоит в том, чтобы в процессе обучения предложить обучающемуся такие условия, в которых будут проявляться необходимые для выполнения боевой задачи психологические качества. Иными словами, в ходе регулярной учебно-боевой подготовки сотрудников исключить из содержания занятий новое и неизвестное, которое может встретиться в действительном бою [3].

Одной из задач психологической подготовки является целенаправленное формирование и закрепление у сотрудников потребных психических образов модели их предстоящих или будущих действий.

В данной трактовке задачи проявляется зависимость - чем больше грядущих психических образов, наиболее соответствующих боевой обстановке, сформируется у обучающегося сотрудника, тем меньше вероятность попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая часто влечет включение пассивно-оборонительного рефлекса и, как следствие, неадекватные действия. Возникшие в сознании образы порождают психологическую модель действия.

Важно учитывать, что форма выполнения того или иного действия устанавливается как его предметным содержанием, так и его значимостью для сотрудника (оценкой результата).

Любая идея, реализуемая в боевой практике, должна быть наполнена убеждениями о необходимости и важности решений поставленных задач, закрепления мотивационных установок, накопления представлений об условиях боя. Для достижения положительного эффекта занятий возможно применение устного метода (убеждение, внушение), основанного на авторитете начальников и специалистов по психологической подготовке.

Эффективность действий сотрудника в большей мере зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют действительности. Для этого сотруднику надлежит наполнить психический образ модели работы: выполнять реальные действия в ходе учебно-тренировочных занятий. В данных условиях можно использовать методы, позволяющие закрепить образную основу модели противоборства посредством тренировки необходимых профессионально важных качеств. В содержание тренировки могут быть включены различные специально-подготовительные упражнения, спортивные игры и поединки по упрощенным правилам различных видов единоборств. Процесс формирования прикладных двигательных навыков, воспитание морально-волевых качеств и собственно психологическая подготовка тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Конечно, кроме морально-волевой подготовки в немалой степени в арсенале у сотрудника должны присутствовать и прикладные двигательные навыки, посредством которых следует добиваться победы в схватке с преступником [2]. Эти два направления подготовки необходимо совершенствовать параллельно. Например, не будет эффективной ударная подготовка, состоящая в основном из имитаций ударов (бой с тенью) и ударов по снаряду. Обоюдный соревновательный бой (схватка) по правилам - один из важных элементов подготовки сотрудника. И чем выше конкуренция, чем больше боев в активе, тем выше уровень подготовленности. Участие в соревнованиях - это всегда стресс, вызванный множеством факторов, например проверкой своих способностей, ответственностью за результат,

публичностью и другими. Способность умело действовать в условиях стресса, сохраняя качество работы, будет постепенно совершенствоваться. Приемы, применяемые в соревновательной (не учебно-тренировочной) схватке твердо запомнятся, и в дальнейшем в экстремальной ситуации исполнитель сможет их выполнять с высокой степенью надежности.

Рассматривая профессиональную деятельность сотрудников с точки зрения применения физической силы в противоборстве с преступником, следует знать, что владение навыками боевых приемов борьбы создает уверенность в своих силах, что, в свою очередь, создает психологическое преимущество над преступником и позволяет захватить инициативу. Инициатива в поединке сотрудника с преступником предполагает действовать агрессивно, заставляя последнего обороняться. В противоборстве с преступником сотруднику очень важно уметь захватить инициативу, заставить противоборствующую сторону отказаться от активных действий. Инициатор всегда опережает и навязывает другой стороне выгодные для него условия борьбы. Владеющий инициативой может тщательно готовить целенаправленные мероприятия, а уступивший ее вынужден будет торопливо решать внезапно возникающие для него проблемы. Преимущества инициативы создают благоприятные условия для успеха во всем поединке.

Таким образом, сотруднику для достижения цели (обезвреживание и капитуляция преступника в физическом противоборстве) необходимо захватить инициативу. Для решения данной задачи следует действовать агрессивно и напористо, используя надежные тактические действия, применить прием или комбинацию боевых приемов борьбы. Барьером на пути решения данной задачи могут стать психические состояния, возникающие из-за угрозы жизни или здоровья сотрудника. Ключевым понятием, отражающим суть субъективных отрицательных переживаний сотрудника, является опасность. Опасность можно определить как стресс-фактор, отражающий осознание сотрудником возможности причинения преступником физического вреда или смерти. Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями и отрицательными психическими состояниями.

Страх - это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Протекание эмоций страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться как по силе, так и по влиянию на поведение. Страх может проявляться в виде возбужденного или подавленного состояния. Научиться управлять страхом, не позволить страху управлять вами - залог успешного результата деятельности. Бороться со страхом не следует. Когда вы боритесь против него, он становится сильнее и еще больше захватывает ваш разум. Страх - это эмоция, а эмоции всегда сильнее логики. Вы можете все проанализировать, понять, что ваш страх бессмысленный, но все

равно будете продолжать бояться. Все испытывают страх, но только успешные люди научились действовать, не обращая на него внимание. Мужественность - это не отсутствие страха, а способность действовать, пренебрегая им.

Рассматривая проблему страха в условиях реального физического противоборства сотрудника и преступника, следует определить, что именно страх, а не противоборствующая сторона, не технические недостатки в действиях, тактике и физической подготовке являются главным противником в рукопашной схватке. Страх есть составная часть инстинкта самосохранения. Его отсутствие является признаком психической патологии. В некоторых случаях страх может быть вытеснен другими сильными эмоциями, например гневом, отчаянием. Но только ременно, именно в данный отрезок времени человек действует крайне неосмотрительно. Не следует стремиться победить страх как таковой в экстремальных ситуациях противоборства с преступником. Необходимо действовать, применяя прикладные навыки, поверить, что если будешь драться, нападать, для того чтобы победить любой ценой, а не сопротивляться, отбиваться, защищаться, то тебя покалечат или убьют. Будь уверен, что в условиях рукопашной схватки с преступником для обеспечения собственной безопасности ты будешь вынужден применить приемы, направленные на причинение серьезного физического ущерба противнику, и ты их применишь. Готовность идти вперед до победы очевидна противнику и создает ощутимое психологическое преимущество в схватке [4].

Таким образом, в содержании психологической подготовки сотрудников оперативно-боевых подразделений органов внутренних дел должны присутствовать приемы и методы, формирующие такие психологические качества, как смелость, инициатива, целеустремленность, находчивость, необходимые для выполнения задачи обеспечения собственной безопасности в экстремальных условиях противоборства с нарушителями закона. Для формирования важных психофизических качеств сотрудника, позволяющих ощутить уверенность в своих силах и получить тем самым психологическое преимущество в поединке с преступником, следует включать в программу физической подготовки соревновательные поединки по спортивным видам единоборств (самбо, дзюдо, бокс).

Библиографический список

1. Горелик, А.В. Актуальные вопросы повышения профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел на занятиях по физической подготовке / А.В. Горелик, В.В. Силантьев // Вестник СибЮИ МВД России. - 2018. - С. 233.

2. Кадочников, А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою / А.А. Кадочников. - Краснодар, 2008.

3. Папкин, А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности : практическое пособие / А.И. Папкин. - М. : МВД РФ, 1996.

4. Тарас, А.Е. Боевая машина / А.Е. Тарас. - Минск, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.