Научная статья на тему 'Некоторые вопросы обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Некоторые вопросы обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / NAMING / PHYSICAL TRAINING / COMBAT TRICKS OF WRESTLING / MODELING / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуралев В.М., Евтушенко А.А.

В статье рассматриваются вопросы методики обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. Обосновывается эффективность применения методов моделирования и сопряженного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуралев В.М., Евтушенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some methodical aspects of training cadets of the educational organizations of the MIA of Russia to combat tricks of wrestling

The article considers the issues of methodology of training cadets of the educational organizations of the MIA of Russia to combat tricks of wrestling. Efficiency of the application of modeling and conjugated methods is being justified.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 799.31

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

SOME METHODICAL ASPECTS OF TRAINING CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA TO COMBAT TRICKS OF WRESTLING

Гуралев Владимир Михайлович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Cибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент

gurall00@mail.ru

Евтушенко Александр Анатольевич,

преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

aevtushenko.1972@mail.ru Ключевые слова:

обучение, физическая подготовка, В статье рассматриваются вопросы методики обучения боевые приемы борьбы, моделирова- боевым приемам борьбы курсантов и слушателей в образование, курсанты, слушатели, двигатель- тельных организациях МВД России. Обосновывается эффек-ный навык. тивность применения методов моделирования и сопряженного воздействия.

Keywords:

naming, physical training, combat tricks of wrestling, modeling, cadets.

The article considers the issues of methodology of training cadets of the educational organizations of the MIA of Russia to combat tricks of wrestling. Efficiency of the application

of modeling and conjugated methods is being justified.

Известно, что значительные экономические и политические изменения в России оказали негативное влияние на уровень криминогенной обстановки в стране. Организованная преступность и другие формы противоправного поведения граждан стали реальной угрозой национальной безопасности нашего государства [2, с. 97]. Согласно статистическим данным в последнее время увеличилось число нападений на сотрудников полиции, в том числе с применением различных видов холодного и огнестрельного оружия [3, с. 140]. По мнению экспертов, в сложившихся условиях от сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) потребуется не только высокий профессионализм, заключающийся в доскональном знании правовых условий и пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия,но и высокий уровень владения боевыми приемами борьбы [6, с. 37]. Слабую подготовку в плане владения боевыми приемами борьбы показывают, как правило, участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовой службы, дежурных частей и следственных подразделений. Д. Е. Сафонов высказывал мнение, что существующая система оценки владения боевыми приемами борьбы не позволяет определить уровень владения ими, потому как предусматривается выполнение их на несопротивляющемся партнере [8, с. 299]. В МВД России, по данным И.В. Медведева, в 2015 году процент происшествий, связанных с телесными повреждениями, причиненными сотрудникам патрульно-постовой службы полиции при исполнении ими служебных обязанностей, увеличился на 16,5%. Главными причинами аналитики указывают слабую физическую подготовленность сотрудников, тактическую безграмотность и психологическую незрелость [5, с. 244]. Некоторая часть сотрудников не способна эффективно применять физическую силу для подавления правонарушений и преступлений, неумело действуют в экстремальных ситуациях, не способны противостоять преступникам в противоборстве. Это возможно объяснить как нерешительностью в применении табельного оружия, так и низким уровнем сформированности навыков применения боевых приемов борьбы, слабой психологической и физической подготовленностью. Такое положение дел можно объяснить недостаточной разработанностью учебно-методических материалов, которые регламентируют учебный процесс по физической подготовке в образовательных организациях МВД России и в территориальных ОВД.

На сегодняшний день вопрос подготовки высококвалифицированных кадров остается актуальным для образовательных организаций МВД России. Стоит заметить, что целью физической подготовки является формирование физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также к успешному применению физической силы, в том числе специальных приемов задержания и со-

провождения [4, с. 13]. На практических занятиях по физической подготовке, моделируя ситуации служебной деятельности, у обучающихся необходимо воспитывать умение принимать правильные решения для выбора подходящего приема или действия, целью которых является обеспечение самозащиты и последующее сковывание правонарушителя. Условия, при которых сдающий зает или экзамен сотрудник должен продемонстрировать навыки ведения боевых приемов боя, должны выражаться в отсутствии в данный момент информации о действиях нападающего. Необходимо отметить, что к использованию метода моделирования на занятиях следует подходить постепенно, предварительно подготовив обучающихся, дав им необходимые базовые знания, так как на первом этапе в силу несформированной базы знаний и умений использование вышеуказанного метода будет небезопасным, в том числе из-за повышенной вероятности получить травму. [9, с. 169]. Закрепощенность оппонента, высокая скорость ударной конечности при нанесении удара в условиях оптимальной дистанции или взаимного захвата могут отрицательно сказаться на применении защитного действия или приема обучающимся. Вероятнее всего причиной станет слабая техническая подготовленность обучающегося. Согласно дидактическим принципам обучения двигательным действиям для формирования навыков противоборства в условиях маневренной схватки или поединка скоростно-силовые показатели действий ассистента должны повышаться с увеличением уровня технической подготовленности обучающегося. Поэтому целесообразно применять методику моделирования ситуаций служебной деятельности на практических занятиях по физической подготовке на более поздних этапах обучения.

Процесс овладения техническими действиями в соответствии с принципами теории и методики физического воспитания распределяется на несколько стадий: первая - этап начального разучивания; вторая - этап формирования двигательного умения; третья - этап формирования двигательного навыка [1, с. 56]. Завершающим этапом обучения методом моделирования служебно-боевых ситуаций должно стать завершение формирования двигательного действия как двигательного умения, которое обеспечивает приблизительно полное его освоение. В связи с этим важно совершенствовать техническую составляющую приема, делая акцент на правильность движений во времени, в пространстве и на величину применяемых усилий, пытаться достигнуть их общей координации и ритмичности в составе элементов слитного действия при постепенно усложняющихся обстоятельствах [7]. Важно также повышать эффективность самоконтроля, добиваться необходимой степени контроля над созданием основных операций и их корректировкой в процессе действия. Уровень проявления силы и скорости при выполнении действий на этой фазе, как правило, увеличивается, но это

оправданно в той мере, в какой главный механизм техники не искажается. Для того чтобы изучать технику двигательного действия, необходимы многократные повторения упражнений с установкой на оптимальное выполнение двигательной задачи, ликвидацию ошибок для лучшего и более быстрого освоения движений. Двигательное действие, сформированное многократным повторением и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык. Навык быстро возникает и закрепляется, когда совокупность действий, формирующих его, повторяется достаточно часто и стереотипно. Сначала нужно использовать больше стандартных и повторных упражнений. В то же время важно стремиться к устранению всех мешающих факторов (помех) и созданию условий, способствующих точному воспроизведению параметров техники в процессе выполнения действия. В дальнейшем, расширяя диапазон варьирования навыка, целесообразно использовать технику выполнения прогрессивно усложняющихся заданий по применению усвоенного действия в игровых и соревновательных условиях.

Надежность двигательных навыков также зависит от степени развития ряда физических и психических качеств человека, в частности специальной выносливости и психоэмоциональной устойчивости. На завершающем этапе отработки действия внедряется сопряженный эффект, заключающийся в том, что в тренировочные занятия сознательно вводятся дополнительные трудности, требующие мобилизации физических и психических сил. Степень сложности следует подбирать так, чтобы не искажалась техника основного механизма движений. Оптимальное сочетание шаблонной повторяемости и изменений способов выполнения упражнений, направленных на отработку действия, предполагает достижение положительного результата в условиях соблюдения принципа регулярности.

Нарушение взаимосвязи между проверкой усвоения двигательного навыка и двигательной способностью может выражаться, с одной стороны, преждевременным и чрезмерным закреплением навыка на достаточно высоком уровне функциональных возможностей организма (навык в данном случае ограничивает мобилизацию функций), а с другой стороны, значительным увеличением скорости движений, интенсивности и длительности усилий, может привнести в процесс обучения ненужные трудности, оказывающие влияние на технические характеристики двигательного действия. Задача состоит в обеспечении оптимальной согласованности процесса совершенствования техники действия и воспитания двигательных качеств. В качестве средства достижения цели надлежит использовать соответствующие подготовительные упражнения в сочетании с методами позонного освоения интенсивности и сопутствующего воздействия.

Целесообразность использования имитационного метода боевого контакта на занятиях по физической подготовке курсантов в образовательных организациях МВД России в условиях отсутствия информации о планируемых наступательных действиях условного нарушителя по отношению к обучаемому не вызывает сомнений у специалистов по рукопашному бою. Безусловно, этот метод формирует у сотрудника умение быстро принимать решения и действовать в соответствии с возникшей экстремальной ситуацией. Однако в процессе проведения защитных действий в этих условиях двигательная конструкция приема может существенно измениться как по форме, так и по пространственно-временным и динамическим параметрам. Прием может быть выполнен медленно и неуверенно по причине нарушения темпа-ритма движений сдающего сотрудника и его ассистента [1, с. 34]. Двигательное выражение приема может изменить форму в результате неадекватной реакции условного правонарушителя на расслабляющий удар оцениваемого сотрудника. К примеру, ассистент при обозначении удара перестарался в проявлении состояния расслабленности и поспешил максимально низко наклонить туловище. Поза ассистента с низко наклоненным вперед туловищем не способствует выполнению приема «загиб руки за спину нырком». Следовательно, при демонстрации данного приема сотрудник неизбежно совершит серьезную ошибку.

При выполнении боевого приема борьбы «загиб руки за спину рывком» в соответствие с описанием сотрудник изначально должен схватить левой рукой правое предплечье ассистента и после этого нанести расслабляющий удар голенью правой ноги по внутренней стороне его правого бедра или правым локтем в грудь. И только после этого захватить правой рукой за плечо хватом сверху или снизу.

Скорее всего, применяя такой прием на правонарушителе, оказывающем реальное сопротивление, сотруднику не удастся захватить его руку левой рукой за предплечье и поднять ее до уровня груди, чтобы подхватить правой рукой снизу и начать скручивать внутрь. При этом обоснованность и эффективность расслабляющего удара впередистоящей ногой по внутренней стороне бедра правонарушителя нам представляется спорной.

Полагаем, удар впередистоящей ногой не приведет к ожидаемым последствиям в виде болевого шока, расслабленности или потери равновесия. Поэтому, по нашему мнению, было бы правильным одновременно выполнять захват за запястье двумя руками и после наносить сильный удар сзадистоящей ногой (ступней) в живот с целью шокирования и приведения правонарушителя в состояние неустойчивого равновесия.

Известно, что человеческий организм воспринимает потерю равновесия как приоритетную угрозу потери целостности системы. Исходя из этого, находясь в состоянии неустойчивого равновесия, противник не будет способен нане-

сти сильный удар или осуществить какие-либо противодействия. В процессе восстановления устойчивого равновесия правонарушитель наиболее уязвим для проведения ему болевого приема. Необходимо отметить, что все болевые приемы должны выполняться в момент утраты или восстановления нарушителем устойчивого положения. При обучении болевым приемам курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России преподавателям следует подбирать упражнения, воспитывающие у обучающихся вестибулярную устойчивость (кувырки, колесо, рандаты и прочие подобные). При выполнении упражнений, направленных на построение деятельности, обеспечивающей частичную потерю устойчивости партнера, необходимо сохранять собственную динамическую устойчивость.

С целью формирования навыков применения боевых приемов борьбы и воспитания соответствующих психологических качеств обучающихся (смелости, инициативы, целеустремленности, решительности, морально-волевых качеств) необходимо руководствоваться результатами анализа случаев силового противостояния между сотрудником и правонарушителем. Ситуации противоборства сотрудника с правонарушителем характеризуются непредсказуемостью и вариативностью действий, используемых последним. Исходя из этого, на занятиях по физической подготовке по теме «Практика применения боевых приемов борьбы» следует моделировать типичные ситуации поведения и поз правонарушителя в условиях обоюдного захвата за одежду. Важно формировать вариативный навык приема, обладающий свойством изменяться в зависимости от условий, характера и динамики действий оппонента в схватке. А оценивать действия сотрудника следует, учитывая динамику действий ассистента, при этом ассистент, находящийся в роли правонарушителя, может повести себя неадекватно. Например, не наклонится после обозначения расслабляющего удара; преждевременно начнет падать, избегая возможных болевых ощущений и так далее. Внешне вариативный прием будет противоречить нормативному описанию, следовательно, эксперты оценят его на оценку «неудовлетворительно».

Таким образом, с целью формирования навыков боевых приемов борьбы, воспитания у обучающихся смелости, решительности, инициативы и находчивости на занятиях по физической подготовке необходимо использовать методику моделирования служебных боевых ситуаций контактного поединка. При этом важно активно использовать вариативные приемы и действия в зависимости от складывающейся ситуации в поединке.

Библиографический список

1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

2. Гончаров, Н.Н. Формирование боевых приемов борьбы, как компонент профессионально прикладной физической подготовки сотрудников МВД России / Н.Н. Гончаров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 97-100.

3. Горбатов, В.В. О совершенствовании обучения курсантов образовательных учреждений МВД России силовому задержанию преступников на занятиях по тактико-специальной подготовке / В.В. Горбатов, М.Ю. Никифоров // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 1(57). - С. 139-141.

4. Кузнецов, С.В. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.И. Воронов ; под ред. С.В. Кузнецова. -М. : ДГСК МВД России, 2016. - 328 с.

5. Медведев, И.В. Проблемы обучения боевым приемам борьбы слушателей факультетов профессиональной подготовки МВД России / И.В. Медведев, В.В. Семенов // Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2016. - С. 244.

6. Обеспечение практической направленности обучения на занятиях по физической подготовке в вузах МВД РФ / В.М. Гуралев и др. // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. - 2016. - № 52-3. - С. 34-41.

7. Осипов, А.Ю. Совершенствование методической базы обучения боевым приемам борьбы сотрудников МВД России / А.Ю. Осипов, В.М. Гуралев, А.А. Евтушенко // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 54-7. - С. 76-83.

8. Сафонов, Д.Е. О некоторых путях повышения эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России / Д.Е. Сафонов // Общество и право. - 2010. - № 4(31). - С. 299-300.

9. Силантьев, В.В. Моделирование ситуации при обучении боевым приемам борьбы и оценки выполнения задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России / В.В. Силантьев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-2. - С. 169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.