Научная статья на тему 'Эволюция боевых приемов борьбы в органах внутренних дел РФ (правоприменительные и организационно-тактические аспекты)'

Эволюция боевых приемов борьбы в органах внутренних дел РФ (правоприменительные и организационно-тактические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
513
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАСТАВЛЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / РАССЛАБЛЯЮЩИЙ УДАР / СИСТЕМА МОНИТОРИН ГА / PHYSICAL TRAINING / INSTRUCTION / POLICE / FIGHTING TECHNIQUES OF WRESTLING / RELAXING BLOW / MONITORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горелик А.В., Евтушенко А.А.

На основе анализа действующего правового регулирования и судебной практики по вопросам применения сотрудниками полиции физической силы авторы определяют направления дальнейшего совершенствования не только непосредственно боевых приемов борьбы, но и организации оперативно-служебной деятельности в указанной сфере в целом, включая предложения по оптимизации нормативного регулирования на законодательном и подзаконном уровнях. Предмет исследования охватывает период с 1996 г. по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горелик А.В., Евтушенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of fighting techniques of wrestling in law-enforcement bodies of the russian federation (law-enforcement and organizational and tactical aspects)

The trends of legal regulation and application practice of fighting techniques of wrestling in the Internal Affairs bodies are investigated in the article. The necessity of creation of departmental system of monitoring of wrestling fighting technique application by the staff of law-enforcement bodies (police) after occurrence of situations of real confrontation with offenders is proved. It is noted that the lack of statistical data on the methods of apprehending offenders does not allow for a full objective assessment of the effectiveness of the technical Arsenal of methods used by the officers of the Internal Affairs bodies (police), it does not contribute to the awareness of law enforcement officers about the response of the delinquents, both physically and tactically. On the basis of the analysis of the current legal regulation and judicial practice on the use of physical force by police officers, the authors determine the directions of further improvement of not only directly fighting techniques, but also the organization of operational and service activities in this area in general, including proposals for the optimization of normative regulation at the legislative and subordinate level. The subject of the study covers the period from 1996 to the present.

Текст научной работы на тему «Эволюция боевых приемов борьбы в органах внутренних дел РФ (правоприменительные и организационно-тактические аспекты)»

УДК 342.922.03

ЭВОЛЮЦИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

EVOLUTION OF FIGHTING TECHNIQUES OF WRESTLING IN LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION (LAW-ENFORCEMENT AND ORGANIZATIONAL AND TACTICAL ASPECTS)

Горелик Андрей Витальевич,

преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

andgorelik@yandex.ru

Евтушенко Александр Анатольевич,

преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

aevtushenko.1972@mail.ru

Ключевые слова:

физическая подготовка, наставление, полиция, боевые приемы борьбы, расслабляющий удар, система мониторин-

га.

В статье исследованы тенденции правового регулирования и практики применения боевых приемов борьбы в органах внутренних дел. Обосновывается необходимость создания ведомственной системы мониторинга применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел (полиции) после возникновения ситуаций реального противоборства с правонарушителями. Отмечается, что отсутствие статистических данных о способах задержания правонарушителей не позволяет в полной мере провести объективную оценку эффективности используемого сотрудниками органов внутренних дел (полиции) технического арсенала приемов, не способствует информированности правоприменителей об ответном противо-

Keywords:

physical training, instruction, police, fighting techniques of wrestling, relaxing blow, monitoring system.

действии со стороны делинквентов как в физическом, так и в тактическом плане.

На основе анализа действующего правового регулирования и судебной практики по вопросам применения сотрудниками полиции физической силы авторы определяют направления дальнейшего совершенствования не только непосредственно боевых приемов борьбы, но и организации оперативно-служебной деятельности в указанной сфере в целом, включая предложения по оптимизации нормативного регулирования на законодательном и подзаконном уровнях. Предмет исследования охватывает период с 1996 г. по настоящее время.

The trends of legal regulation and application practice of fighting techniques of wrestling in the Internal Affairs bodies are investigated in the article. The necessity of creation of departmental system of monitoring of wrestling fighting technique application by the staff of law-enforcement bodies (police) after occurrence of situations of real confrontation with offenders is proved. It is noted that the lack of statistical data on the methods of apprehending offenders does not allow for a full objective assessment of the effectiveness of the technical Arsenal of methods used by the officers of the Internal Affairs bodies (police), it does not contribute to the awareness of law enforcement officers about the response of the delinquents, both physically and tactically.

On the basis of the analysis of the current legal regulation and judicial practice on the use of physical force by police officers, the authors determine the directions of further improvement of not only directly fighting techniques, but also the organization of operational and service activities in this area in general, including proposals for the optimization of normative regulation at the legislative and subordinate level. The subject of the study covers the period from 1996 to the present.

Как известно, главными юридическими инструментами являются процесс, власть, принуждение. Сотрудники органов внутренних дел (далее - ОВД), прежде всего полиции, являясь представителями государства, в рамках своей компетенции активно используют вышеуказанный инструментарий, в том числе меры непосредственного принуждения. Применение боевых приемов борьбы (далее - БПБ), как правило, связано с ограничением прав

граждан, пресечением правонарушений. В то же время в масштабах страны нередки случаи, когда сотрудникам полиции приходится применять БПБ против преступных элементов, которые подготовлены к ведению рукопашного боя. При этом, как правило, делинквенты не останавливаются и перед применением физического насилия, порой в самых жестоких его проявлениях. Так, относительно недавние события в стране свидетельствуют, что, например, террористическая угроза часто проявляется в новых формах - это нападения на полицию и граждан с использованием холодного оружия. Существующая реальность диктует необходимость для сотрудников ОВД быть готовыми к любому виду опасности.

С совершенствованием законодательства и юридической практики основания для применения БПБ сотрудниками ОВД также получили свое развитие и оформление. Так как БПБ являются разновидностью физической силы, то они должны применяться в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон).

Анализ норм Закона позволяет утверждать, что порядок применения БПБ во временном периоде можно представить как действия сотрудников ОВД до, в момент и после их применения.

Именно поэтому во многом от того, насколько квалифицированно и тактически грамотно сотрудники ОВД (полиции) будут реализовывать имеющийся арсенал БПБ, зависит состояние правопорядка и уровень доверия со стороны общества к деятельности полиции.

Стоит напомнить, что обязательным ограничением на применение физической силы в соответствии со ст. 20 Закона является невозможность выполнения возложенных на полицию обязанностей несиловыми способами.

В свое время А.П. Коренев, говоря о реализации административно-правовых норм, справедливо указывал на то, что «правоприменение, как и всякая общественно полезная деятельность, должно быть научно организовано. Сущность этого требования состоит в необходимости добиваться максимума эффективности правоприменительного процесса при минимальных затратах сил и средств на его осуществление...» [8, с. 32].

Рассматривая терминологическую сторону вопроса, отметим, что понятие «эволюция» происходит от латинского слова «еуо^юп» - развертывание, что обозначает одну из форм движения, непрерывного, постепенного развития, количественного изменения [13, с. 361].

Предтечей понятия БПБ, получившего законодательную «прописку» еще в законе Российской Федерации «О милиции», являлась отечественная система самозащиты без оружия (САМБО).

Анализ устоявшихся в юридической науке мнений позволяет утверждать, что, во-первых, БПБ являются одной из форм применения физической силы,

то есть активных действий с целью пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, а также самозащиты сотрудника ОВД [17], а во-вторых, это понятие собирательное, которое может включать в себя приемы из любых систем рукопашного боя, бокса, дзюдо, самбо, каратэ и т.п., либо не входить ни в одну из них [3].

Результаты детального анализа БПБ позволяют разделить позицию профессора Ю.П. Соловья о том, что составители первого Наставления по физической подготовке для сотрудников ОВД допустили ошибку, включив в раздел «Боевые приемы борьбы НФП-96» не только удары и защиту от ударов, болевые приемы, удушающие приемы, броски, освобождения от захватов и обхватов, пресечение действий вооруженного преступника, способы помощи, способы наружного осмотра, связывания, но и способы надевания наручников, действия с использованием средств индивидуальной защиты и активной обороны, приемы рукопашного боя с автоматом [3].

Именно данная нормативная неточность, на наш взгляд, стала предпосылкой к возникновению не разрешенного до сих пор конфликта соотношения формы и содержания БПБ в действующем Наставлении по организации физической подготовки для сотрудников ОВД, утвержденном приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 (далее - НОФП - 2017 г.).

В связи с этим в настоящей работе БПБ будут рассмотрены нами как «силовые физические действия без применения специальных средств и огнестрельного оружия, состоящие в причинении лицу, против которого они применяются, боли или телесных повреждений» [17].

Полагаем, что утверждения группы авторитетных исследователей - специалистов в области БПБ, которые еще 20 лет назад считали, что «в настоящее время нецелесообразно искать, обосновывать и вводить какие-либо новые приемы самозащиты и задержания, поскольку имеющийся арсенал боевых приемов борьбы достаточно надежно обеспечивает личную безопасность и эффективность действий при единоборстве с правонарушителями» [7, с. 4], можно отнести к отправному этапу исследования эволюции БПБ на современном этапе.

Тем не менее за последние десятилетия были приняты множество нормативных правовых актов управления, направленных на совершенствование процесса физической подготовки сотрудников ОВД, в том числе третье по счету в новейшей истории России НОФП - 2017 г.

Таким образом, использование с целью совершенствования физической подготовки принципа «гибкого администрирования» свидетельствует о том, что процесс физической подготовки является непрерывным и отставание по указанному направлению профессиональной подготовки от существующих вызовов со стороны преступных элементов недопустимо. Поэтому путь к созданию оптимального арсенала БПБ в органах внутренних дел Российской Федерации продолжается.

Важно понимать, что перспективы совершенствования уровня владения сотрудниками БПБ во многом связаны с развитием их представлений о них как о специфических прикладных двигательных действиях, а также, что является не менее значимым, технико-тактических и психолого-правовых аспектах их квалифицированного применения.

Действительно, системный анализ существующей «модели пропорционального применения физической силы» [10, с. 53] показывает, что применение БПБ рекомендовано при таком типе силы сопротивления, как «активное сопротивление». При типах силы сопротивления «активное противодействие» и «вооруженное нападение» сотрудники в полной мере имеют возможность по своему усмотрению применять БПБ, в том числе ударную технику [10, с. 55].

Таким образом, к делинквентам, которые не оказывают активного сопротивления, применение БПБ (ударов, бросков и.т.п.) неприемлемо.

Справедливо, на наш взгляд, утверждает А.Ю. Плешивцев, что в предшествующих Наставлениях по физической подготовке основная часть БПБ, которые должен освоить сотрудник полиции, направлена на противодействие активному сопротивлению и нападению правонарушителей, «боевым же приемам борьбы, которые эффективно применяются в ситуациях неповиновения правонарушителей, в рамках учебного процесса на практических занятиях в образовательных организациях МВД России уделяется крайне мало времени» [16].

Представляется, в основу действующего НОФП - 2017 г. были заложены элементы концептуальной модели применения сотрудниками ОВД (полиции) физической силы [11], которые основываются на принципах правомерности, разумной достаточности и пропорциональности применения физической силы и позволяют в полной мере использовать их для разрешения конфликтных ситуаций, связанных с ограничением свободы передвижения правонарушителей, оказывающих сопротивление.

Эволюция БПБ, находящихся в действующем НОФП - 2017 г. и в его предшественниках, показывает, что из их перечня постепенно исчезли прикладные действия, связанные с ударной техникой головой, техникой борьбы в партере. В связи с этим закономерно возникает вопрос об обоснованности такого рода оптимизаций БПБ и предпочтения одних перед другими. Интересно, что каких-либо научных данных, свидетельствующих о неэффективности вышеприведенных приемов, в открытых источниках мы обнаружить не смогли.

В качестве ответа на поставленный выше вопрос следует принять мнение профессора В.Н. Лаврова, который полагает, что подобные качественные и количественные изменения - это результат отсутствия учета работ по научному обеспечению физической подготовки сотрудников полиции, выполненных по заказу МВД России, многочисленных публикаций специалистов физической подготовки, написанных по итогам на-

учно-практических конференций, проводимых образовательными учреждениями МВД России [12, с. 139].

Получить наиболее полное представление об эволюции БПБ в действующем Наставлении поможет анализ существовавших и существующих тенденций в их развитии.

Как известно, выделение главной направленности во взглядах или действиях - важнейший момент как исторического, так и структурно-функционального анализа любого развивающегося объекта. Основой постижения ведущих тенденций становления объекта выступает диалектика возможности и действительности [2, с. 674].

Исходя из этого, основное направление развития полицейской техники БПБ на современном этапе связано с усилением роли ударной техники, а в особенности так называемого «расслабляющего удара» в структуре подавляющего количества БПБ, который ранее именовался в среде сотрудников ОВД СССР как «спецудар», «рассредоточивающий удар» [15, с. 52].

В первоначальной редакции НФП-96 термин «расслабляющий удар» отсутствовал, поэтому в качестве доминанты при выполнении БПБ не предусматривалось обязательное его нанесение. В п. 11.3.1 НФП-96 предписывалось наносить удар (удары) «при нападении нескольких противников, вооруженном нападении и в других случаях, когда проведение приемов без нанесения ударов невозможно (в качестве упреждающих действий, а также действий, создающих благоприятные условия для проведения болевых приемов, бросков и т.п.)». Иными словами, сотрудник сам определял возможность нанесения удара, главное без ущерба для боевого темпа выполнения приема. Кроме того, принятие решения сотрудником ОВД о применении БПБ тесно коррелируется с принципом комбинирования и является составной частью действий по выведению атакуемого из равновесия с последующим задержанием.

Тем не менее универсального решения, когда сотрудник может (должен) первым нанести удар, нет, в том числе и потому, что сотрудники ОВД, принимая решение на применение БПБ, находятся, как правило, в условиях информационного недостатка.

С момента вступления в силу приказа МВД России от 15 мая 2001 г. № 510 «О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г. № 412» удар стал использоваться в качестве обязательного критерия оценки физического ограничения свободы передвижения «правонарушителя». В дальнейшем эта тенденция приобрела титульный характер.

Иными словами, сегодня расслабляющий удар можно воспринимать с нескольких сторон: как самостоятельный боевой прием борьбы; как составную часть комплекса прикладных двигательных действий.

При этом все БПБ, в том числе удары, болевые приемы, в сущности своей, обладают специфической особенностью, которая проявляется в процессе их выполнения, то есть последствиями ударов могут быть травмы различной степени тяжести.

В то же время назначение расслабляющего удара видится в том, чтобы, «не причиняя вреда здоровью человека» [10, с. 140], создать благоприятную ситуацию для последующего задержания субъекта, которому адресован удар.

Результаты анализа БПБ, входящих в раздел VII НОФП - 2017 г., показывают, что существует более 10 способов (вариантов) нанесения расслабляющих ударов по уязвимым местам на теле человека, в том числе и при выполнении бросков. Кроме того, при описании количественных операций, необходимых для квалифицированного выполнения БПБ, составители НОФП - 2017 г. предписывают в п. 53.4.1 наносить расслабляющий удар.

Остается презюмировать, что наблюдаемое усложнение технической стороны выполнения БПБ в НОФП-2017 г. не связано с заформализованностью предполагаемых технических действий сотрудников, прошло научную апробацию, и для разработки многочисленных вариантов нанесения расслабляющего удара были использованы принципы экономии сил и простоты движений, а также знания анатомофизиологических основ человека и т.п.

Следовательно, присутствие вариативности и многообразия расслабляющих ударов в НОФП - 2017 г. позволит сотруднику в зависимости от меняющейся обстановки реального противоборства выбрать тот или иной способ нанесения удара, что также будет способствовать расширению диапазона тактических действий.

Однако отдельные исследователи в области БПБ, изучив «феномен расслабляющего удара», скептически оценивают его эффективность, настаивая на том, что при его нанесении очень сложно соблюсти баланс желаемого и действительного результата.

Во-первых, по мнению В.М. Гуралева, на учебных занятиях по физической подготовке такой удар в большинстве случаев имитируется, то есть обозначается сотрудником, его наносящим, а во-вторых, также симулируется состояние беспомощности сотрудником, принимающим удар [6]. Подобное положение дел может способствовать примитивизации представлений у сотрудников ОВД о полицейской ударной технике и созданию иллюзии сформированности навыка БПБ.

В целях недопущения перехода указанной выше «вредной» привычки и постепенного перехода в отрицательный навык, а также уменьшения травматизма среди сотрудников НОФП - 2017 г. предписывает отрабатывать БПБ, в том числе при нанесении ударов использовать защитное снаряжение.

Однако для определения уровня владения БПБ оцениваются только при-

емы задержания и защитные действия от атак правонарушителя. При этом к определенному пробелу в формировании ударной техники у сотрудников ОВД можно отнести то, что непосредственно техника нанесения ударов сотрудником как таковая не оценивается, и, как следствие, у сотрудников не поддерживается должная мотивация к совершенствованию навыков ударной техники.

Изучая дальнейшие перспективы развития БПБ в аспекте расслабляющего удара, важно заметить, что наметившаяся гуманизация в его технической составляющей может создать препятствие на пути повышения его эффективности применительно к случаям реального задержания делинквентов. Так как сейчас, согласно НОФП - 2107 г., предписывается наносить (обозначать) рассматриваемые удары по мягким тканям человека. Кроме того, с учетом особенностей расслабляющих ударов считаем, что имеется необходимость выделить их в отдельную группу БПБ.

Вновь следует напомнить, что применение сотрудниками БПБ имеет ярко выраженную специфику и происходит, как правило, в условиях, отличных от тех, которые складываются при применении приемов армейского рукопашного боя. В основном это связано с задержанием невооруженных граждан, нередко находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, и при принятии решения для нанесения, например, расслабляющего удара, сотрудник должен оценить обстановку (уровень и силу сопротивления).

При этом А.Р. Косиковский и Н.В. Лукашов считают, что «применение травмирующих, а тем более летальных воздействий со стороны сотрудников не оправдано» и предлагают классифицировать БПБ на две основные группы: не травмирующие (мало травмирующие) и жесткие, в том числе летальные [9].

Присоединяясь к вышеприведенному мнению, добавим, что большинство граждан болезненно реагируют на силовое воздействие со стороны полиции и желают более гуманного к себе отношения.

Между тем применение сотрудниками травмирующих БПБ нельзя исключить и оно будет с большой вероятностью обоснованным в случае возникновения опасной для жизни и здоровья сотрудника ситуации, например в случае группового или вооруженного нападения. Кроме того, сложность в достижении цели расслабляющего удара обусловлена и тем, что силу наносимого удара нельзя точно дозировать, прежде всего в экстремальных ситуациях, да и результат от предполагаемого удара может оказаться большим, чем рассчитывал сотрудник, наносящий удар.

Для разрешения спорных ситуаций по вопросу правомерности применения сотрудниками ОВД физической силы можно рекомендовать использовать возможности специальных знаний, например ситуационной медико-криминалистической судебной экспертизы, которые помогут заинтересованным органам дать объективную оценку по факту применения БПБ.

Еще одним заметным шагом в развитии БПБ стало появление п. 56.30 в НОФП - 2017 г. Анализ его содержания позволяет сотрудникам самостоятельно выбирать вид БПБ, с помощью которого будет задержан нападающий ассистент, и, что важно, защищающийся не «привязан» к описанию техники выполнения того или иного приема.

Таким образом, по этим характеристикам п. 56.30 может претендовать на универсальный характер и предоставлять возможность для сотрудника действовать при нападении на него в широком диапазоне, по его усмотрению, что в достаточной мере позволяет проявить смелость, решительность, инициативу и находчивость, что соотносится с целью занятий по БПБ.

Тем не менее системный анализ п. 56.23 и п. 56.30 НОФП - 2017 г. показывает, что п. 56.30 имеет дискуссионный момент. Так, по предлагаемому для сотрудников алгоритму действий, когда вместо того чтобы в ответ на начавшееся нападение первыми выполнить активные упреждающие действия, во главу защиты от ударов поставлено ожидание, сводящееся к оборонительным действиям (приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»), что, по нашему мнению, ставит под угрозу личную безопасность сотрудников.

Следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о том, что ожидать «начала посягательства», «первого удара» - это значит подвергнуться риску, пострадать от преступника и не быть в состоянии защитить охраняемые интересы [1, с. 162], а своевременность действий наступательного характера позволит сделать их более эффективными при отражении и пресечении общественно опасного посягательства [14].

Стоит напомнить, что «не влечет уголовной ответственности умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства»1.

Судебное толкование рассматриваемого вопроса также сводится к тому, что «закон не содержит указаний на то, что только после начала оказания активного противодействия полицейский вправе применять физическую силу, что не исключает возможности ее применения на опережение в зависимости от сложившейся ситуации и характера действий и поведения правонарушителя»2.

1 О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19.

2 Апелляционное определение Московского городского суда от 1 июля 2015 г. по делу № 108122/2015.

Согласно правовой позиции высшей судебной инстанции допускается причинение «упреждающего» вреда посягающему до непосредственного осуществления посягательства3.

В целях повышения уровня личной безопасности сотрудников, а также пополнения технико-тактического арсенала НОФП - 2017 г. активными наступательными действиями требуется корректировка его нормы. Для этого необходимо внести изменения в пункт 56.23 НОФП - 2017 г., дополнив его после слова «отбивов» словами «, или с нанесением упреждающих ударов.».

В целом же, характеризуя НОФП - 2017 г. с точки зрения постепенного количественного изменения, следует поддержать мнение В.А. Глубокого, который, исследовав Наставление по организации физической подготовки сотрудников ОВД, полагает, что в целом оно соответствует требованиям, предъявляемым служебной деятельностью сотрудника полиции. Большой плюс действующего Наставления заключается в критериях оценивания БПБ. В нем достаточно приемов и действий, владение которыми позволит эффективно защищаться от ударов руками, ногами, ножом (предметом) [5].

Считаем, что следующим эффективным шагом, направленным на дальнейшее совершенствование БПБ, будет организация централизованной системы ведомственной отчетности практики применения БПБ сотрудниками ОВД. Она должна включать в себя обязательный системный мониторинг БПБ, который, во-первых, позволит в полной мере дать объективную оценку применяемого сотрудниками арсенала БПБ в реальном «силовом» противоборстве, во-вторых, приведет к повышению уровня информированности правоприменителей об ответном противодействии со стороны правонарушителей как в физическом, так и в тактическом плане.

Источником информации для такого мониторинга и последующего его статистического анализа должны стать «только те данные, которые получены из официальных документов» [4], в нашем случае - из рапортов сотрудников о применении БПБ (ударов, бросков, удушающих приемов, ограничивающих свободу передвижения приемов и т.д.) как разновидности физической силы.

В связи с этим считаем необходимым внести изменения в часть 8 статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», дополнив ее после слова «рапорт» словами «, в котором указывается вид боевого приема борьбы, если он применялся.».

Необходимо также отметить, что первым идею изучения практики применения приемов предложил и реализовал В.А. Спиридонов, который организовал работу правоохранительных органов в начале ХХ века таким образом, что

3 О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19.

«сотрудники ВЧК после задержания преступника заполняли анкеты, в которых указывали, каким приемом он был задержан» [15, с. 32].

В современных условиях полученные данные будут способствовать решению проблемы упорядочения содержания учебного материала по БПБ с выделением наиболее действенных приемов. Все это в конечном результате повысит уровень служебно-прикладной физической подготовки сотрудников и приведет к дальнейшему росту профессиональной квалификации должностных лиц, призванных обеспечивать правопорядок в нашей стране.

Высказанные предложения и замечания - только попытка рассмотреть отдельные направления эволюции БПБ. Поэтому приглашаем всех заинтересованных лиц к дальнейшей дискуссии по заявленной проблематике.

Библиографический список

1. Уголовное право России. Части Общая и Особенная : учебник / под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2015. - С. 162.

2. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 674.

3. Аврутин, Ю.Е Федеральный закон «О полиции» : коммента-ий / Ю.Е. Аврутин [и др.]. - М. : Проспект, 2012 // СПС КонсультантПлюс.

4. Бекетов, О.И. Совершенствование организационных форм изучения физических условий и правовых оснований применения и использования сотрудниками органов внутренних дел табельного оружия / О.И. Бекетов, Н.В. Астафьев // Полицейское право. - 2006. - № 3(7).

5. Глубокий, В.А. Методика обучения сотрудников полиции защитам от ударов руками, ногами, ножом (предметом) / В.А. Глубокий // Дискурс. - 2018. - № 1(15). - С. 49.

6. Гуралев, В.М. Компетентностный подход на занятиях по физической подготовке / В.М. Гуралев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник трудов конференции. - Орел : Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, 2016. - С. 39.

7. Колюхов, В.Г. Построение процесса обучения боевым приемам борьбы : методические рекомендации / В.Г. Колюхов, В.И. Лисицин, В.Ф. Улыбышева. -М. : МЦ при ГУК МВД России, 1998. - С. 4.

8. Коренев, А.П. Административное право. Общая и особенная части : учебник. - М., 1986. - С. 32.

9. Косиковский, А.Р. Полицейское самбо как инструмент специальной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / А.Р. Косиковский, Н.В. Лукашов // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 2(42).

10. Кузнецов, С.В Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : учебник / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.И. Воронов. - М. : ДГСК МВД России, 2016.

11. Кузнецов, С.В. Концептуальная модель применения сотрудниками полиции физической силы / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону : РЮИ МВД России, 2016.

12. Лавров, В.Н. О проблемах в разработке нормативных документов, лежащих в основе компетентностного подхода к физической подготовке сотрудников полиции / В.Н. Лавров // Технологии практико-ориентированного обучения : материалы межвузовской учебно-методической конференции. - Омск : Омская академия МВД России, 2014.

13. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов / С.М. Локшина. - М., 1966.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Меркурьев, В.В. Необходимая оборона: проблема своевременности оборонительных действий при угрозе посягательства / В.В. Меркурьев, И.А. Тараканов // Право в Вооруженных Силах. - 2017. -№ 6 // СПС КонсультантПлюс.

15. Песлякас, В. Вопросы правомерности причинения вреда лицу, совершившему общественно опасное деяние, при его задержании / В. Песлякас, Г. Николаенок // Бюллетень МВД Литовской ССР. - 1988. - № 2. - С. 52.

16. Плешивцев, А.Ю. Методика обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на основе типологии противодействия правонарушителей сотрудникам полиции : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А.Ю. Плешивцев. - М., 2015.

17. Соловей, Ю.П. Правовое регулирование применения сотрудниками полиции физической силы / Ю.П. Соловей // Административное право и процесс. -2012. - № 7 // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.