Научная статья на тему 'Антитравматическая подготовка в военном образовании будущих офицеров внутренних войск МВД РФ'

Антитравматическая подготовка в военном образовании будущих офицеров внутренних войск МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИТРАВМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / МОДЕЛИРУЕМЫЕ СИТУАЦИИ / СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ANTI-TRAUMATIC TRAINING / HAND-TO-HAND FIGHTING / SIMULATED SITUATIONS / SPORT WRESTLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжов Кирилл Сергеевич, Днепров Сергей Антонович

Статья посвящена обоснованию необходимости, раскрытию сущности и содержания антитравматической подготовки будущих офицеров в военных вузах Внутренних войск МВД РФ. Эта подготовка предусматривает развитие в процессе применения приемов рукопашного боя способности к максимально допустимой реализации защитной функции по отношению к себе и, особенно, по отношению к гражданам, совершающим противоправные насильственные действия, но не утратившим способность после пресечения их действий и исправления стать законопослушными гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжов Кирилл Сергеевич, Днепров Сергей Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-TRAUMATIC TRAINING IN MILITARY EDUCATION OF RAISING OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article focuses on the justifying of the necessity, on the revealing of the essence and content of the special anti-traumatic training of raising officers of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It is aimed at the development in the process of applying of hand-to-hand fighting techniques of the ability of maximum allowed realization of protective function towards oneself and towards citizens that commit unlawful acts of violence but capable to become law-abiding citizens after suppression of their actions and corrections made.

Текст научной работы на тему «Антитравматическая подготовка в военном образовании будущих офицеров внутренних войск МВД РФ»

УДК 37.037.1

АНТИТРАВМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ

К.С. Рыжов, С.А. Днепров

Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости, раскрытию сущности и содержания антитравматической подготовки будущих офицеров в военных вузах Внутренних войск МВД РФ. Эта подготовка предусматривает развитие в процессе применения приемов рукопашного боя способности к максимально допустимой реализации защитной функции по отношению к себе и, особенно, по отношению к гражданам, совершающим противоправные насильственные действия, но не утратившим способность после пресечения их действий и исправления стать законопослушными гражданами.

Ключевые слова: антитравматическая подготовка, рукопашный бой, моделируемые ситуации, спортивные единоборства.

ANTI-TRAUMATIC TRAINING IN MILITARY EDUCATION

OF RAISING OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

K. Ryzhov, S. Dneprov

Abstract. This article focuses on the justifying of the necessity, on the revealing of the essence and content of the special anti-traumatic training of raising officers of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It is aimed at the development in the process of applying of hand-to-hand fighting techniques of the ability of maximum allowed realization of protective function towards oneself and towards citizens that commit unlawful acts of violence but capable to become law-abiding citizens after suppression of their actions and corrections made.

Keywords: anti-traumatic training, hand-to-hand fighting, simulated situations, sport wrestling.

В современных условиях социально-экономической нестабильности сохраняются реальные и потенциальные опасности для жизни и здоровья как блюстителей закона, так и правонарушителей, что создает серьезные угрозы для личности, общества и государства [1, с.154]. В России традиционно вопросы, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина, обеспечением законности, правопорядка, общественной безопасности, являются соответствующей функцией государства, закрепленной в статье 72 Конституции Российской Федерации. В соответствии с законодательством РФ этой деятельностью занимаются сотрудники полиции, но особая роль по поддержанию правопорядка и обеспечению общественной безопасности отводится подразделениям внутренних войск МВД России, которые имеют право применять физическую силу, в том числе, и боевые приемы борьбы против граждан, совершающих активные противоправные насильственные действия в агрессивной форме.

Анализ законов и законодательных актов [2, с.61] показывает, что наиболее опасными правонарушениями, для противодействия которым может быть использована физическая сила, являются: попытки насильственного свержения существующего конституционного

строя, установления диктатуры, дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, всей системы народного хозяйства; использование средств вооруженного насилия со стороны националистических и сепаратистских движений. В соответствии с Законом РФ внутренние войска МВД РФ должны быть готовы к отражению посягательств на права, свободы граждан, но свою деятельность они должны осуществлять в строгих рамках правового поля и с обязательным стремлением к максимальной сохранности жизни и здоровья не только военнослужащих внутренних войск, но и правонарушителей, совершающих насильственные действия [3, с.114]. Несмотря на тяжесть противоправных деяний, каждый из них может впоследствии встать на путь исправления и быть законопослушным гражданином.

Исследование образовательных

потребностей курсантов института МВД России выявило их потребность к защитной деятельности по отношению к гражданам [4, с.156]. У будущих офицеров внутренних войск должна быть сформирована антитравматическая готовность, которую они будут формировать и у своих подчиненных для обеспечения безопасности личности, общества и государства от граждан, совершающих противоправные

насильственные действия. Остановить правонарушителя, прекратить его агрессивные противоправные деяния, но не убивать и не калечить - вот главное в антитравматической готовности. Возникает необходимость в использовании специальных организационных форм, новых тактических приемов и методов [5, с.229].

Мы рассматриваем аспект

антитравматической подготовки, связанный с рукопашным боем. Среди важнейших компонентов такой подготовки особо выделяются приемы самостраховки - это, прежде всего, умение падать, не травмируясь, уходить от ударов и захватов, что является важным фактором при выполнении бросков и других приемов физического воздействия на правонарушителей. Еще в глубокой древности на о. Крит в эпоху минойской цивилизации наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая, проводились боевые игры с агрессивными быками -тавромахии, составной частью которых были акробатические упражнения с целью ухода от поражения рогами быка [6, с.470]. На это были способны только самые искусные спортсмены древности. Так и зарождались первые приемы самостраховки. Подобные игры с быками, по-видимому, существовали и у других народов древности. До сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат» [7, с.127].

Ю.А. Шулика, Я.К. Коблева, А.А. Маслова в книге «Борьба дзюдо: первые уроки» описали отработку особых способов падения, предусматривающих полную самостраховку, которые преподавал своим ученикам в начале прошлого столетия основатель дзюдо Кано Дзигаро. Методы тренировки были весьма жесткими. Два человека раскачивали борца, взяв его за ноги и за руки, а потом бросали как можно дальше - борец должен был приземлиться, не разбившись, на спину или на бок. Борцы прыгали с высокой лестницы спиной вниз на пол или преодолевали, кувыркаясь в воздухе, острый меч, находящийся почти на уровне человеческого роста. Важно отметить, что первые дзюдоисты боролись не на современных сравнительно мягких татами, а на настоящих соломенных циновках, которые едва ли существенно смягчали падение [8, с.320].

Мастера боевых искусств, не ставя перед собой задачи глубокого изучения антитравматической подготовки, обязательно обучали своих учеников отдельным составляющим этой немаловажной части единоборств. Так, например, один из

основоположников борьбы самбо, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР по самбо Анатолий Аркадьевич Харлампиев -исследователь боевых искусств и национальных видов борьбы народов СССР, в своем труде «Борьба самбо» ставил задачи не только самостраховки, но и страховки соперника, т.к. в спортивных состязаниях необходимо тактичное и заботливое отношение самбиста к своим соперникам в процессе проведения броска либо иного технического действия.

Даже во время состязаний самбист обязан страховать своего соперника, предупреждать возможные повреждения и стараться не наносить их, поступая в соответствии с этикой спортсмена [9, с.256]. Очевидно, что, с одной стороны, есть усиливающаяся общественная и государственная потребность в

антитравматической подготовке будущих офицеров внутренних войск, а с другой стороны, в этом направлении спортивной науки о единоборствах пока не проводятся целенаправленные научные исследования. Антитравматическую подготовку пока не выделили в виде самостоятельного направления в подготовке будущих офицеров внутренних войск к рукопашному бою.

Сущность антитравматической готовности военнослужащих внутренних войск заключается в максимально допустимой реализации защитной функции правоохранительных органов в процессе применения приемов борьбы по отношению к гражданам, совершающим противоправные насильственные действия. Её формирование происходит в

антитравматической подготовке.

Антитравматическая подготовка - это целенаправленная планомерно-организованная педагогическая деятельность в структуре раздела «рукопашный бой» дисциплины «физическая подготовка», направленная на формирование у будущих офицеров способности к максимально допустимой реализации защитной функции в процессе применения приемов борьбы по отношению к гражданам, совершающим противоправные насильственные действия. Она должна свести к минимуму как потери среди военнослужащих внутренних войск МВД РФ, так и случаи гибели или калечащего травмирования правонарушителей.

Проведенный нами анализ федеральных образовательных стандартов, рабочих планов дисциплин показал, что в высших военных учебных заведениях внутренних войск пока не выявлены, не обоснованы и не реализованы педагогические условия для формирования у курсантов готовности к максимально защитному

пресечению противоправных насильственных действий граждан, нарушающих общественный порядок.

В военных вузах внутренних войск МВД России в рамках проводимых реформ необходимо организовать специальную антитравматическую подготовку курсантов, свидетельствующую о глубоком знании военного дела, практических умениях и навыках, которые относятся к основным требованиям, предъявляемым государством и обществом к современному офицерскому корпусу. Она обязательно должна отвечать следующим требованиям:

— способствовать успешному и точному выполнению приказов командования, адекватным целям применения внутренних войск;

— развивать заботу каждого офицера о сохранении своей безопасности, здоровья, жизни, репутации и офицерской чести;

— формировать гуманное, максимально допустимое сохранное отношение к правонарушителям как гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, противопоставившей их закону, которые после пресечения их противоправных действий и исправления могут стать законопослушными гражданами;

— сохранения эмоциональной устойчивости в экстремальных ситуациях.

Необходимо максимально использовать все педагогические возможности спортивных единоборств для антитравматической подготовки в процессе профессионального образования будущих офицеров, позволяющей обеспечить необходимую профессиональную готовность курсантов внутренних войск МВД РФ для полного соблюдения прав и свобод одних групп граждан при минимальных потерях для других, прекращения возможной эскалации насилия, разрушающей общественные отношения.

Предстоит выявить, определить и обосновать педагогические условия организации и осуществления антитравматической подготовки военнослужащих. Для пресечения

противоправной деятельности в отношении граждан у будущих офицеров внутренних войск в соответствии с ФГОСом на занятиях по физической подготовке должны формироваться следующие компетенции:

— способность быть верным Военной присяге; беззаветно служить народу Российской Федерации; мужественно и умело защищать Российскую Федерацию (ВПК-1);

— способность самостоятельно и методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной профессиональной деятельности (ОК-9);

— способность постоянно совершенствовать свой профессиональный, интеллектуальный, духовный, нравственный и физический уровень развития; поддерживать образцовый внешний вид и строевую выправку; владеть культурой речи и логическим мышлением (ВПК-3) [10].

Профессиональные компетенции являются интегративными личностными качествами, сформированными в процессе накопления знаний, преобразования знаний в умения, а умений - в навыки, и владения опытом практической деятельности, постепенного приобретения мастерства, формирования позитивного отношения к воинской профессии на основе яркой эмоционально-личностной вовлеченности в нее.

Общеизвестно, что одним из эффективнейших методов подготовки военнослужащих является соревновательный метод, так как он формирует сильную мотивацию. Поэтому все занятия по рукопашному бою приобрели основные черты поединков - соревнований по спортивному и боевому самбо, дзюдо. Для них характерна агонистичность, вызывающая стремление к победе за счет полной мобилизации всех сил и знаний, но при условии сохранного отношения к себе и сопернику-ассистенту.

Формирование антитравматической

готовности будущих офицеров осуществлялось на основе обязательного достижения задач физической подготовки, реализации

закономерностей спортивной тренировки и применения на занятиях методов, идентичных методам подготовки спортсменов в спортивных единоборствах. Для антитравматической подготовки очень важен высокий уровень физического развития, так как военнослужащий внутренних войск в этом направлении должен значительно превосходить нарушителя общественного порядка, для того чтобы полностью контролировать любую ситуацию, в том числе, в условиях, когда численное превосходство не на его стороне.

Для совершенствования скоростно-силовых качеств целесообразно применение упражнений с тяжелым (10 - 15 кг) набивным мячом. Среди таких упражнений особенно эффективны толчки набивного мяча от груди двумя руками - для развития мышц-разгибателей рук (3 - 4 подхода

по 15 - 20 повторений). Метание набивного мяча из-за головы (3 подхода по 10 - 12 повторений) развивает мышцы передней поверхности туловища и рук. Резко усиливаются скоростно-силовые и ударно-динамические

характеристики. Метание набивного мяча через голову назад эффективно для развития мышц задней поверхности туловища (3 подхода по 10 -12 повторений). Броски набивного мяча ногами, предварительно захваченного между стопами (4 подхода по 10 - 12 повторений), эффективны для развития мышц передней поверхности бедра, приводящих мышц бедра и мышц живота. Удары по набивному мячу подошвенной частью стопы (3 подхода по 20 повторений на каждую ногу) для развития приводящих мышц; круговые движения набивным мячом над головой (4 подхода по 10 - 12 повторений) эффективно развивают мышцы туловища.

Обучение травмобезопасной борцовской технике. В процессе изучения различных приемов физического воздействия на правонарушителей каждый курсант должен следить за тем, чтобы у ассистента - партнера по занятию отсутствовали какие бы то ни было болевые ощущения. При выполнении бросков страховка партнёра заключается в смягчении его падения путём направления его тела на перекат. В то же время бросающий должен следить и за собой, чтобы никогда не касаться ковра головой и не ударяться плечом или локтем.

Схватки на выполнение приёмов в направлении передвижения ассистента применялись для того, чтобы военнослужащий научился использовать силу инерции движения правонарушителя и моменты потери им равновесия для проведения приёмов в направлении передвижения правонарушителя. Схватки на сохранение определённых положений использовались для того, чтобы научить будущего офицера внутренних войск с наименьшей затратой сил при сохранении того или иного положения препятствовать проведению приёмов правонарушителем.

Однако, несмотря на соответствующие усилия, на первых занятиях во время обучения борцовской технике каждый курсант неизбежно получал болевые ощущения. Они важны для того, чтобы у будущих офицеров появилась способность дифференциации болевых приемов во время физического воздействия на правонарушителя в зависимости от тяжести противоправных действий правонарушителя, которые надо пресечь.

Видеотренинг. Практически все учебные поединки между курсантами записывались на видео. Это помогло курсантам взглянуть на свои

действия со стороны и тем самым совершить переход от непосредственно пережитого действия к его осмыслению и рефлексии, чтобы напрямую обратиться к собственному опыту, использовать его как учебный материал, который постоянно анализируется,

пересматривается и перестраивается в ходе тренинга. Это позволило избежать ошибок и сформировать у курсантов правильную реакцию на приемы.

Использование аутогенных тренировок. Каждый поединок сопровождался сильным нервным и мышечным напряжением. Важную роль в антитравматической подготовке сыграли программы аутогенных тренировок,

направленных на выработку навыков мышечной релаксации, психической релаксации, борьбы со страхом и выработки уверенности в себе. На первом месте в таких тренингах стоит возможность их использования курсантами самостоятельно, невзирая на воздействия окружающего мира. Программы тренировок включают в себя семидневные систематические самостоятельные ментальные тренинги по 8 - 10 минут. В ходе тренировок мышечной релаксации в курсантах развивалась способность к регуляции и понижению уровня мышечного напряжения. Наблюдая за происходящим в своем теле, будущие офицеры понимали разницу между напряжением и расслаблением и запоминали ощущение релаксации. Тренировка психической релаксации вырабатывала в курсантах навык самостоятельного нахождения способов управлять своим психическим состоянием, снижать свое умственное напряжение после нагрузки, связанной с профессиональной деятельностью. С помощью программы тренировок по борьбе со страхом в будущих офицерах воспитывалась устойчивость к страху с помощью выработки умений владеть собой при его возникновении.

Дыхательная гимнастика. Для готовности к рукопашному бою необходимо не только научиться правильно дышать, но и применять эти знания на практике, достигая гармоничной взаимосвязи действия и дыхания как части этого действия, а главное - постоянно самообучаясь способам развития и совершенствования дыхания. Практика дыхательных упражнений позволила регулировать готовность к рукопашной схватке, а после ее окончания быстро восстановить работоспособность, победить усталость, своевременно насыщая кровь кислородом, выводя углекислый газ, восстановить нормальную дыхательную, сердечную и мозговую деятельность.

Развитие координации движения. Способность действовать в зависимости от окружающей обстановки, стремительно осваивать действия в зависимости от действий противника - это два компонента развития координации - неотъемлемой части антитравматической подготовленности к рукопашному бою, которые необходимы при выполнении служебно-боевых задач. Упражнения для развития координационных способностей постоянно содержали новое, необычное и креативное. Это элементы, которые к началу занятий еще не были освоены курсантами. На первом и втором курсах -кувырок вперед: в группировке, с прямых ног, с захватом скрещенных ног, с набивным мячом в руках (в ногах), без опоры рук. На занятиях на третьем и четвертом курсе отрабатывался полет - кувырок через мяч, через лежащее чучело, через стоящего на четвереньках партнера. Также используются простейшие виды единоборств: «борьба за касание», «наступи на ногу», «всадники», перетягивание через черту, которые сформировали в курсантах навыки основных стоек рукопашного боя, развили чувство дистанции, помогли освоить навыки маневрирования.

Пространственно и темпорально (во времени) разделенные усилия по формированию антитравматической готовности обязательно интегрировались в процессе тренинговых занятий, моделирующих выполнение служебно-боевых задач. В основе каждой из них лежало отражение реальной ситуации в сфере профессиональной деятельности в виде проблемной учебной ситуации. В качестве примера можно привести моделирование такой ситуации, как задержание правонарушителя, неожиданно атакующего военнослужащего в захвате, или задержание правонарушителя, который убегает после требования предъявить документы, применив загиб руки за спину. Страховка ассистента и применение только

травмобезопасных приемов были обязательным условием правильного разрешения таких ситуаций.

Успешное применение разработанных нами моделируемых ситуаций, способствующих подготовке к решению служебно-боевых задач, дало возможность курсантам не только освоить новый для многих из них вид спорта, но и познать радости спортивной победы и горести поражений. Но самое главное - научиться вырабатывать в себе необходимые профессионально-важные умения и навыки, необходимые для обеспечения эффективной антитравматической подготовки

военнослужащих: наблюдательность,

осторожность, уважительное отношение к сопернику, оптимальное (травмабезопасное) применение приемов рукопашного боя, подавление страха, применение приемов самостраховки, адекватное отношение к уровню своей подготовленности. Результаты педагогических наблюдений за выполнением приемов в моделируемых ситуациях, которые адекватно отражали процесс подготовки курсантов к выполнению служебно-боевых задач, сыграли важную роль в исследовании.

Выяснилось, что антитравматическая готовность к рукопашному бою порождает у будущих офицеров внутренних войск убежденность в полной юридической адекватности своих действий и нравственной правоте по отношению к нарушителям общественного порядка, знание своих возможностей и адекватную оценку физических и моральных ресурсов противника в рукопашной схватке. В этой сложнейшей взаимосвязи правовых, нормативно-операциональных и личностных компонентов ведущая роль, несомненно, принадлежит формированию антитравматической готовности, решающим образом определяющей путь к становлению офицера внутренних войск МВД РФ.

1. Об организации психологического обеспечения сотрудников ОВД, включенных в состав временной оперативной группировки сил на территории СевероКавказского региона. Приказ МВД России № 3761997 г., Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел в мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: сборник документов. - Москва: ЦИиНМО ГУК МВД России, 2000. - 154 с.

2. Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 27 августа 2009 г. № 309 «Об утверждении временного порядка реализации во

внутренних войсках МВД России постановления Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 105 (в ред. приказа ГКВВ МВД России от 14.03.2012 № 108)».

3. Майдыков А.Ф. Управление органами внутренних дел в экстремальных условиях / А.Ф. Майдыков. - Москва: Академия МВД СССР, 1989. -114 с.

4. Егошин И.В. Удовлетворение образовательных потребностей курсантов в подготовке к защитной деятельности милиции (на примере Уральского юридического института МВД России) / И.В. Егошин,

С.А. Днепров. - Екатеринбург: Юридическая наука и правоохранительная практика, 2010. - 156 с.

5. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремальной подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел МВД России / В.Н. Смирнов. - Домодедово: ВИПК МВД РФ, 2005. - 229 с.

6. Дьяконов И.М. История древнего мира. Ранняя древность / И.М. Дьяконов. - Москва: Наука, 1989. -470 с.

7. Коркин В.П. Акробатика / В.П. Коркин. -Москва: Физкультура и спорт, 1983. - 127 с.

Сведения об авторах:

Рыжов Кирилл Сергеевич (г. Пермь, Россия), старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, Пермский военный институт внутренних войск МВД России, е-mail: kirillryzhov@mail.ru

Днепров Сергей Антонович (г. Пермь, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной психологии и педагогики, Пермский военный институт внутренних войск МВД России, е-mail: dneprovsergey@gmail.com

Data about the authors:

K. Ryzhov (Perm, Russia), senior lecturer at the Department of Physical Training and Sports, Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, е-mail: kirillryzhov@mail.ru

S. Dneprov (Perm, Russia), doctor of education, full professor, professor at the Department of Military Psychology and Pedagogy, Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, е-mail: dneprovsergey@gmail.com

8. Шуликов Ю.А. Дзюдо: этический идеал доктора Кано / Ю.А. Шуликов, А.А. Маслов, Я.К. Коблев. - Москва: Феникс, 1999. - 320 с.

9. Харлампиев А.А. Борьба самбо / А.А. Харлампиев - Москва: Физкультура и спорт, 1957. -256 с.

10. Иванов А.Г. Рабочая учебная программаизучения дисциплины «Физическая подготовка» / А.Г. Иванов - Пермь: «ПВИ ВВ МВД РФ, 2015. - 4-5 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.