Научная статья на тему 'Результаты кластерного анализа в антитравматической подготовке будущих офицеров внутренних войск к единоборствам'

Результаты кластерного анализа в антитравматической подготовке будущих офицеров внутренних войск к единоборствам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИТРАВМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КЛАСТЕРНЫЕ СТРУКТУРЫ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Рыжов Кирилл Сергеевич

В статье представлены результаты констатирующего исследования, цель которого выявление актуального социального опыта жизнедеятельности будущих офицеров внутренних войск, связанного с областью спортивных единоборств. Представленный анализ кластерной структуры показывает уровень сформированности антитравматической готовности курсантов вузов ВВ МВД и потребность в использовании всех педагогических возможностей спортивных единоборств для антитравматической подготовки в процессе профессионального образования будущих офицеров внутренних войск, позволяющую обеспечить необходимую профессиональную готовность для обеспечения полного соблюдения прав и свобод одних групп граждан при минимальных неудобствах для других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Рыжов Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of cluster analysis in injury preventing preparation of the future internal army officers to martial arts

This article gives information about the results of the ascertaining research. The aim of such research is identification of the current social activities experience of the future officers of the internal army, associated with the area of the combat sports. Given analysis of the cluster structure demonstrates the formation of the level of the cadets’ injury prevention readiness and the need in using all educational opportunities of the combat sport for the injury prevention during the educational preparation of the future officers. It gives a chance to provide the professional readiness for securing full observance of the human rights.

Текст научной работы на тему «Результаты кластерного анализа в антитравматической подготовке будущих офицеров внутренних войск к единоборствам»

Статья поступила в редакцию 04.05.2016

УДК 37.037.1

РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА В АНТИТРАВМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК К

ЕДИНОБОРСТВАМ

Сергей Антонович Днепров, доктор педагогических наук, профессор, Кирилл Сергеевич Рыжов, старший преподаватель, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (ПВИ ВВ МВД России),

Пермь

Аннотация

В статье представлены результаты констатирующего исследования, цель которого - выявление актуального социального опыта жизнедеятельности будущих офицеров внутренних войск, связанного с областью спортивных единоборств. Представленный анализ кластерной структуры показывает уровень сформированности антитравматической готовности курсантов вузов ВВ МВД и потребность в использовании всех педагогических возможностей спортивных единоборств для антитравматической подготовки в процессе профессионального образования будущих офицеров внутренних войск, позволяющую обеспечить необходимую профессиональную готовность для обеспечения полного соблюдения прав и свобод одних групп граждан при минимальных неудобствах для других.

Ключевые слова: антитравматическая подготовка, кластерные структуры, рукопашный бой, спортивные единоборства.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p78-82

RESULTS OF CLUSTER ANALYSIS IN INJURY PREVENTING PREPARATION OF

THE FUTURE INTERNAL ARMY OFFICERS TO MARTIAL ARTS

Sergey Kantorovich Dneprov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kirill Sergeevich Ryzhov, the senior teacher, Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Perm

Annotation

This article gives information about the results of the ascertaining research. The aim of such research is identification of the current social activities experience of the future officers of the internal army, associated with the area of the combat sports. Given analysis of the cluster structure demonstrates the formation of the level of the cadets' injury prevention readiness and the need in using all educational opportunities of the combat sport for the injury prevention during the educational preparation of the future officers. It gives a chance to provide the professional readiness for securing full observance of the human rights.

Keywords: injuries prevention preparation, cluster structure, hand-to-hand fighting, combat

sports.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональные умения и навыки офицера внутренних войск МВД России, необходимые для его успешной деятельности, входят в обширный арсенал его компетенций [1] в виде интегративных качеств личности, обеспечивающих готовность к выполнению служебно-боевых задач. Надо уметь анализировать обстановку, ставить цели и решать задачи служебной деятельности, планировать и продуктивно ее осуществлять в соответствии с законами и приказами [2], анализировать достигнутые результаты. К сожалению, как в военное, так и в мирное время существуют значительные моральные и физические угрозы для репутации, воинской чести, жизни и здоровья военнослужащих, которые многократно возрастают в кризисных ситуациях [3].

Травматизм наносит урон здоровью, угрожает жизни, снижает боеготовность, но в системе профессионального образования будущих офицеров внутренних войск МВД России затрагиваются лишь отдельные аспекты антитравматической подготовки. Уникальные возможности спортивных единоборств, комплексное применение которых способно сформировать травмобезопасную готовность курсантов, пока не исследованы и не реализованы.

Антитравматическая подготовка - это целенаправленная планомерно-организованная педагогическая деятельность в структуре раздела «рукопашный бой» дисциплины физическая подготовка, направленная на формирование у будущих офицеров способности к максимально допустимой реализации защитной функции [4, с.156] в процессе применения приемов борьбы по отношению к гражданам, совершающим противоправные насильственные действия.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Чтобы в образовательном процессе военного вуза у курсантов сформировать представления о антитравматической подготовке необходимо в первую очередь выявить их актуальный социальный опыт жизнедеятельности, связанный с областью спортивных единоборств. С этой целью нами был разработан опросник «Что вам известно о спортивных единоборствах?». В 2011-15 гг. нами было проведено анкетирование 150 курсантов первых курсов обучения Пермского военного института внутренних войск МВД. Среди опрошенных юношей 92%, девушек - 8%.

Перед началом анкетирования все курсанты ознакомились с инструкцией, в которой были изложены цели, задачи, порядок анкетирования и правила заполнения анкеты. В процессе опроса создавалась рабочая, творческая обстановка. Анкетирование проводилось анонимно, а результаты анализа информации были представлены курсантам в обобщенном виде.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Поскольку вопросы в анкете имели биноминальную шкалу ответов, что искажает нормальность распределения, нами было принято решение об использовании кластерного анализа (расстояние Манхэттенских кварталов, кластеризация методом Уарда) для интерпретации полученных результатов. В результате были выделены устойчивые кластерные структуры, которые и представляют предмет обсуждения (таблица 1).

Таблица 1

Устойчивые кластерные структуры__

№ Наиболее характерные переменные Процентное соотношение % Коэффициент корреляции R Название кластера

I Подготовительная часть занятия должна составлять не менее 10-15 минут 42,7 0,31 Позитивный когнитивный кластер.

Обучение сложным тактико-техническим способам ведения рукопашной схватки скорее усиливает трав-мобезопасность 29,3

II Я считаю, что лучше всего оценивать качество выполнения травмобезопасных приемов раздела «Рукопашный бой» дисциплины физическая подготовка отметками «Выполнено», «Не выполнено» 34 0,26 Позитивный деятельност-ный кластер

Я считаю, что наиболее травмобезопасная защита от удара ногой снизу по отношению к ассистенту является защита с уходом в сторону 49,3

III На мой взгляд, лучше всего выполнять приемы борьбы с применением захвата, находясь на средней дистанции (2^3 шага). 14 0,54 Негативный деятельност-ный кластер

На мой взгляд, лучше всего выполнять приемы рукопашного боя с автоматом, находясь на дальней дистанции (3^5 шагов) 41,3

№ Наиболее характерные переменные Процентное соотношение % Коэффициент корреляции R Название кластера

IV Я считаю, что задняя подножка наиболее травмобез-опасный прием 18,7 0,27 Негативный мотивационный кластер

Я думаю, что иногда сильнее чувствую боль при падении после бросков, чем большинство людей 24,7

V На мой взгляд, лучше выполнять удары руками и ногами находясь на средней дистанции (2^3 шага) 49,3 0,41 Негативный деятельност-ный кластер

Обучение сложным тактико-техническим способам ведения рукопашной схватки, безусловно, не усиливает травмобезопасность 9,3

VI Я считаю, что на рисунке изображены фазы приема рычаг руки внутрь 16 0,31 Негативный деятельност-ный кластер

Обучение сложным тактико-техническим способам ведения рукопашной схватки, пожалуй, не усиливает травмобезопасность 12

VII Я оценил бы на удовлетворительно свои знания приемов защиты от нападения противника (по 5-балльной шкале) 47,3 0,34 Позитивный мотивационный кластер

Я думаю, что также как и большинство людей чувствую боль при падении после бросков 62,7

VIII Скорее всего, преподаватели на занятиях недостаточно времени уделяют упражнениям по формированию самостраховки при падениях? 7,3 0,25 Негативный деятельност-ный кластер

На мой взгляд, лучше всего выполнять приемы нападения с малой лопатой, находясь вплотную к противнику (0,0^0,5 шага) 5,3

IX Я считаю, что лучше всего оценивать качество выполнения травмобезопасных приемов раздела «Рукопашный бой» дисциплины физическая подготовка отметками «Удовлетворительно», «Неудовлетворительно» 35,3 0,28 Позитивный когнитивный кластер

На мой взгляд, лучше всего выполнять приемы нападения с малой лопатой, находясь на средней дистанции (2^3 шага) 43,3

X Я оценил бы на неудовлетворительно свои знания приемов защиты от нападения противника (по 5-балльной шкале) 14 0,44 Негативный деятельност-ный кластер

Лучше всего выполнять приемы обезоруживания противника при ударах ножом, находясь к нему вплотную (0,0^0,5 шага) 14

В результате анализа ответов по методу Уарда были выделены устойчивые кластерные структуры, в которых отражается своеобразный характер корреляции между уровнями интегральной индивидуальности и внутриуровневые связи факторов с рефлексивными характеристиками качеств личности. В результате нашего анализа ответов на начальном этапе антитравматической подготовки курсанты Пермского военного института ВВ МВД РФ были отнесены к следующим кластерам: позитивный когнитивный, позитивный деятельностный, позитивный мотивационный, негативный деятельностный, негативный мотивационный и противоречивый деятельностный.

В соответствии со своими ответами курсант нами был отнесен к позитивному когнитивному кластеру, если он демонстрировал устойчивую субъектную позицию в обучении рукопашному бою - способности к самостоятельной познавательной деятельности, созданию обобщенных понятий - конструкций из имеющихся представлений знаний, понимал и осмысленно трактовал полученные знания. В позитивный деятельност-ный кластер курсанты распределялись, если понимали, объясняли свои действия и демонстрировали положительные результаты решения ситуационных задач, а в позитивный мотивационный кластер, - если имели адекватное отношение к уровню своей подготовленности к единоборствам. К негативному деятельностному кластеру были отнесены те курсанты, которые занимали объектную позицию в обучении: с одной стороны, у них

были претензии к деятельности преподавателей, что свидетельствовало о внешнем локу-се контроля, а с другой стороны - их ответы показывали, что они пока не овладели практическими умениями разрешения профессионально-ориентированных задач. С одной стороны, у них есть опыт участия в спортивных единоборствах, а с другой стороны - они явно не понимали важности травмобезопасностной подготовки к рукопашному бою.

Испытуемый был отнесен нами к негативному мотивационному кластеру, если для курсанта был характерен страх перед болью в виде её чрезмерного «предощущения». Заинтересованность в травмобезопасности на страхе перед болью значительно ослабляла готовность курсанта к отражению вооруженного нападения, решимость добиться победы в единоборстве.

Испытуемый был распределен нами в противоречивый деятельностный кластер, если по его словам он обладал некоторым опытом в спортивных единоборствах, но не владел приемами рукопашного боя с оружием - с одной стороны. Он оценивал свои владения ниже реального уровня.

В процессе распределения испытуемых по соответствующим группам нами учитывался и фактор коморбидности (сочетанности), но оказалось, что в данном исследовании коморбидность не стала существенным фактором формирования антитравматической подготовки курсантов к рукопашному бою, так как выявились общие закономерности для всех кластеров вне зависимости от пола и формы распределения.

Для повышения достоверности полученных результатов в нашем исследовании кроме метода Уарда использовались методы дискриминантного, корреляционного, дисперсионного и кластерного анализов, критерии Я-Спирмена и и-Манна-Уитни. Надежность полученных результатов обеспечивалась также использованием качественных стандартизированных методик. Используемые диагностические методы прошли все этапы стандартизации и поэтому обладают высокими показателями надежности и различных видов валидности.

Устойчивость и надежность результатов обеспечивалась проверкой повторяемости получаемых статистических закономерностей на различных подгруппах испытуемых, набираемых с использованием таблицы случайных чисел из основной выборки (п=150). При сопоставлении статистических закономерностей, получаемых как не параметрическими, так и параметрическими критериями, выяснилось, что они идентичны, что также говорит об устойчивости результатов. Таким образом, результаты исследования могут распространяться на достаточно большие объемы генеральной совокупности.

Поскольку исследование направлено на выявление общих для всех групп испытуемых показателей, вне зависимости от пола и формы кластера, то работа была построена в следующей последовательности: вначале методами дискриминантного анализа и критерия и-Манна-Уитни определялись переменные, по которым существуют статистически значимые различия между кластерами «позитивный», «негативный» и «противоречивый». Переменные с отсутствием различий были исключены из дальнейшего анализа.

По оставшимся переменным в группе «позитивный» определялись различия между юношами и девушками, для того чтобы в последующий анализ были включены только те переменные, по которым не отмечается статистически значимых различий. Аналогичная процедура была произведена с переменными в группах «негативный» и «противоречивый». Оставшиеся после отсева переменные в группе «позитивный» подверглись кластерному анализу (расстояние Манхэттенских кварталов, кластеризация методом Уарда). Аналогичным образом, переменные в группе «негативный» и «противоречивый» также были подвергнуты кластеризации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После анализа результатов, направленного на выявление уровня сформированно-сти антитравматической готовности курсантов вузов ВВ МВД России, нами были выяв-

лены следующие ее недостатки:

1. У множества курсантов отсутствует осознанность необходимости реализации защитной функции в отношении граждан, совершающих противоправные насильственные действия.

2. Практически для всех курсантов характерно нарушение режима физического развития - основную часть учебного времени они пребывают в состоянии гиподинамии -острой нехватки двигательной активности.

3. Необходима спортизация занятий, предусматривающая соревновательный процесс, что даст возможность развить способность сопоставления личной физической подготовленности с соответствующими физическими кондициями соперников, и которая является неотъемлемой частью антитравматической подготовки к рукопашному бою.

4. Практически все будущие офицеры внутренних войск испытывают большие сложности в выборе наиболее рациональной техники сближения с противником в рукопашной схватке.

5. Отсутствуют необходимые знания, умения и навыки, а главное - понимание необходимости предохранения собственного тела и тела нарушителя общественного порядка от ушибов и травм посредствам приемов страховки и самостраховки.

6. Необходимы целенаправленные педагогические исследования для существенного повышения результативности и эффективности предупреждения травматизма, т.е. реализации педагогических условий по организации и осуществлению антитравматической подготовки курсантов внутренних войск МВД РФ с соблюдением прав и свобод одних групп граждан при минимальных неудобствах для других.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов А.Г. Рабочая учебная программа изучения дисциплины «Физическая подготовка» / А.Г. Иванов - Пермь : ПВИ ВВ МВД РФ, 2015. - 5 с.

2. Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 27 августа 2009 г. № 309 «Об утверждении временного порядка реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 105 (в ред. приказа ГКВВ МВД России от 14.03.2012 № 108)» [электронный ресурс] // URL : http://www.vvmvd.ru/dokumenti/prikaz/. - Дата обращения 01.04.2016.

3. Смирнов, В.Н. Особенности профессиональной экстремальной подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел МВД России / В.Н Смирнов. - Домодедово : ВИПК МВД РФ, 2005. - 229с.

4. Егошин, И.В. Удовлетворение образовательных потребностей курсантов в подготовке к защитной деятельности милиции (на примере Уральского юридического института МВД России) / И.В. Егошин, С.А. Днепров. - Екатеринбург : Юридическая наука и правоохранительная практика, 2010. - 156 с.

REFERENCES

1. Ivanov, A.G. (2015), Working curriculum of the Physical Education discipline, publishing house of Perm Military Institute, Perm.

2. Order of Commander in-chief of internal troops dated 27th of August, 2009, №309 "About the statement of the temporary order of realization in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the resolution of the Government of the Russian Federation dated February, 21, 2008 No. 105", available at: http://www.vvmvd.ru/dokumenti/prikaz/.

3. Smirnov, V.N. (2005), Special extreme professional training of Special Forces, VIPK MVD RF, Domodedovo.

4. Egoshin, I.V. (2010), Meeting of students' educational needs in preparation to protection activity, Jurisprudence and law enforcement practice, Ekaterinburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.