Научная статья на тему 'Психологическая подготовка сотрудников ОВД'

Психологическая подготовка сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4357
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Торопов В. А.

В статье рассмотрена проблема формирования психологической готовности сотрудников ОВД для успешного выполнения служебно-боевых задач в напряженной профессиональной деятельности средствами огневой и физической подготовки.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Торопов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article is considered the problem of formation of psychological readiness of employees of militia for successful performance of duties-fighting tasks in intense professional work by means weapon and physical preparation.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников ОВД»

4. Вдовиченко В.П. Индивидуальная боевая подготовка сотрудников милиции: Учебное пособие. - Н. Новгород: Нижегородская высшая школа МВД РФ, 1994. - 86 с.

5. Гимазетдинов Ф.М. Совершенствование процесса обучения стрельбе из табельного оружия в криминальных ситуациях курсантов специальных средних учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 25 с.

6. Курс стрельб из боевого стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (КС-98). - М., 1998. - 56 с.

7. Торопов В.А. Огневая подготовка: Учебник / Под общей ред. В.П. Сальникова. -М., 2004. - 400 с.

8. Торопов В.А. Реализация принципов обучения в процессе занятий по огневой подготовке // Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, перспективы: Материалы межведомственной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 7 апреля 2000 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: СПбУ МВД России, 2000.

9. Торопов В.А. Стрельба из пистолета в реальных условиях. - СПб.: ВШ МВД РФ, 1995. - 110 с.

10. Указание министра внутренних дел РФ № 1/1284 «О мерах по обеспечению сохранности вооружения, повышения уровня огневой и физической подготовки». - М., 1994.

11. Шелковникова Е. Хочешь выжить - вооружайся? Огнестрельное оружие, преступность и личная безопасность: есть ли взаимосвязь // Мир безопасности. - 1997. - № 2. - С. 67-69.

12. Шикин А. Боевая стрельба из пистолета: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Мир безопасности», 2000. - 250 с.

13. Шикин А. Перенос направлений стрельбы // Мир безопасности. - 2000. - № 7. -С. 88-92.

В.А. Торопов*

Психологическая подготовка сотрудников ОВД

В статье рассмотрена проблема формирования психологической готовности сотрудников ОВД для успешного выполнения служебно-боевых задач в напряженной профессиональной деятельности средствами огневой и физической подготовки.

In article is considered the problem of formation of psychological readiness of employees of militia for successful performance of duties-fighting tasks in intense professional work by means weapon and physical preparation.

а) Психологическая подготовка сотрудников ОВД

средствами физической подготовки

В литературных источниках по физической культуре психологическая подготовка, как правило, рассматривается как отдельный раздел тренировочного процесса, но психологические и педагогические особенности в процессе занятий по физической подготовке необходимо рассматривать в комплексе.

В процессе учебно-тренировочных занятий часто приходится наблюдать, как обучаемые уверено занимаются на спортивных снарядах, тренажерах и как быстро пропадает эта уверенность, когда они находятся на контрольных занятиях или на соревнованиях: в них проявляются растерянность, скованность в действиях, неуверенность в себе. Обучаемые забывают не только то, чему их научили, но некоторые - даже свой домашний адрес. Это естественная реакция человека на действия, связанные с опасностью, риском. Зачеты, соревнования - не обыденное и не частое явление, они ассоциируются у обучаемых с чувствами боязни, страха, ответственности, тревоги, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы и затормаживают ее функциональную деятельность, вызывают состояние напряженности всех систем организма и психики человека. Признаками этого состояния являются:

- повышение частоты пульса и дыхания;

- потливость ладоней;

* Профессор кафедры ФК и ПЕ Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

- раскоординация движении;

- увеличение тремора рук;

- замедление или ускорение простои двигательной реакции и т. д.

Все эти изменения создают отрицательную доминанту, которая негативно влияет на технику выполнения упражнения и затормаживает проявление непрочно сформировавшихся двигательных навыков. При этом наблюдаются следующие ошибки в технике выполнения упражнении:

- при выполнении боевых приёмов борьбы - неправильная изготовка к бою (прямые ноги, неустойчивое положение при выполнении приёмов) и, как следствие этих ошибок, - неправильные хваты, при падениях не соблюдается техника выполнения приёмов самостраховки, что ведёт к травматизму и т. д.;

- при выполнении беговых упражнении - нарушение техники при постановке ноги, при работе рук и т. д.;

- в спортивных играх - ошибки при приёме мяча, передаче, подаче и т. д.;

- на лыжноИ подготовке - нарушение техники лыжных ходов, что ведёт к большоИ потере сил.

Следствие этих ошибок - невыполнение учебных нормативов и т. д.

На занятиях по стрелковому спорту и огневоИ подготовке:

- увеличивается время прицеливания;

- изменяется воздействие на спусковоИ крючок (дергание и т. д.);

- нарушается темп и ритм стрельбы;

- замедляется или ускоряется подъём оружия при стрельбе по появляющимся целям;

- при стрельбе по движущимся целям понижается точность подъёма руки с оружием, переноса её на следующую цель и т.д.

Взаимосвязь между психологическим состоянием и изменениями в технике выполнения упражнения зависит от индивидуальных особенностей организма человека, от уровня обученности, а также от времени суток и условиИ, в которых он находится.

Опытные сотрудники, спортсмены могут управлять своим состоянием и показывать высокие и стабильные результаты. Эта способность вырабатывается в процессе учебно-тренировочных занятиИ, где одновременно совершенствуется техническая и психологическая подготовка.

Психологическая подготовка - это процесс, направленныИ на создание оптимального психологического состояния, формирование внутреннеИ готовности сотрудника, способствующеИ реализации наиболее совершенноИ техники в процессе выполнения упражнения для достижения высоких результатов в сложноИ и напряженноИ обстановке (стрессовых ситуациях).

В процессе психологической подготовки у обучаемых необходимо воспитывать следующие качества:

- умение воздеИствовать на себя, «брать себя в руки»;

- отключаться от всего постороннего, отвлекающего внимание для выполнения упражнения (реплики, овации зрителеИ, вспышки фотоаппаратов и т. д.);

- концентрировать внимание, сосредотачиваться на главном перед выполнением упражнения, мысленно проконтролировать свои деИствия;

- в процессе выполнения упражнения не думать ни о чем, полностью отключить вторую сигнальную систему и положиться на сформировавшиИся двигательныИ стереотип;

- тренировать устоИчивость центральноИ нервноИ системы к воздеИствию неблагоприятных факторов;

- воспитывать смелость и решительность, инициативу и находчивость, уверенность в своих силах;

- целенаправленно использовать правила аутогенноИ и идеомоторноИ тренировок.

Для психологическоИ подготовки целесообразно использовать следующие средства:

- выполнение упражнения по заданию (обучаемому предлагается выполнить упражнение, акцентируя внимание на чистоту выполнения какого либо элемента);

- выполнение упражнения на фоне физическоИ нагрузки;

- изучение правил идеомоторноИ, аутогенноИ тренировок;

- мотивация, поощрение в ходе учебно-тренировочных занятиИ;

- моделирование экстремальных ситуациИ, характерных для деятельности спортсмена (ответственные соревнования, шумовые, звуковые, световые эффекты и т. д.);

- для снятия психологического напряжения, волнения пред стартом необходимо сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов (гипервентиляция) и мысленно повторить технику выполнения упражнения или его отдельных элементов.

Из вышесказанного следует, что организация занятиИ по физическоИ подготовке и методика их проведения должны решаться с учётом психолого-педагогических особенностеИ.

Педагогические особенности предусматривают:

- изучение мер безопасности;

- воспитание способности оценивать обстановку, предвидеть её изменения в различных ситуациях, оперативно мыслить;

- умение руководить подчинёнными и отдавать распоряжения в критических ситуациях;

- умение решать задачи психологической подготовки методами педагогического воздействия на обучаемых.

Психологические особенности заключаются в том, чтобы:

- научить сотрудников ОВД преодолевать волнение перед стартом;

- совершенствовать процесс адаптации к предстартовому состоянию;

- воспитывать и совершенствовать побудительную волевую функцию - выполнять упражнение на отлично;

- формировать психологическую готовность к действиям в опасных ситуациях методами педагогического воздействия.

Для успешного выступления спортсменов высшей квалификации (мастер спорта и выше) необходимо в психологическом аспекте рассмотреть проблему внутреннего мира, внутреннего состояния спортсмена, как духовного потенциала мобилизации его практической деятельности в достижении высоких результатов.

О внутреннем мире человека и его значении в практической деятельности пока еще мало данных. Недостаточная разработанность этой проблемы объясняется причиной интимности данной информации и нежеланием субъекта «открывать себя» кому бы то ни было, а тем более постороннему исследователю (P.M. Загайнов).

На сегодняшний день сложилось общепринятое представление о внутреннем мире человека как о его душевном и интеллектуальном состоянии, являющемся отражением личной жизни субъекта и его деятельности.

Наблюдение за жизнью и деятельностью спортсменов высшей квалификации (P.M. Загайнов, 1970-2006 гг.) показало, что внутренний мир человека - понятие несоизмеримо более сложное и широкое и как внутренний феномен личности играет самую активную роль в его жизни и деятельности. Особенно это заметно на примере мотивационных процессов, источником которых всегда является внутренний мир. Именно в своем внутреннем мире человек находит те духовные силы, которые позволяют ему максимально мобилизоваться на очередное сверхусилие и преодоление себя. Следовательно, содержание внутреннего мира личности есть совокупность всех явлений и предметов действительности, отраженных психикой человека, имеющих для него ценность, связанную с его значимыми переживаниями.

В данном случае внутренний мир личности рассматривается как результат следующих показаний:

- ценность ориентации (люди, личные жизненные принципы, планы, цели, результаты прошлого, настоящего и будущего, самооценка, общественная оценка и т.д.);

- значимых переживаний (переживание всего, что имеет значение для данного субъекта).

Анализ литературы по психологии о «переживаниях» показывает особую роль работ Ф.В.

Бассина, в которых поддерживалась связь проблем кризиса в жизни человека с динамикой его внутреннего мира, с необходимостью ориентироваться в первую очередь на значимые переживания.

В процессе исследования проблемы кризисных ситуаций в спортивной деятельности (P.M. Зачайнов) было установлено, что значимые переживания являются основным признаком кризисных ситуаций. Экспериментальным путем было определено 12 значимых переживаний, характеризующих внутренний мир спортсмена в которых достаточно полно отражена специфика его деятельности и жизни.

Это переживания: одиночества, боязни поражения, неуверенности, неудовлетворенности, ответственности, конкуренции, лидерства, публичности, несбалансированной основной и не основной деятельности, переоценка действительности (ценностей), психологическая усталость, переживание предстоящего завершения спортивной деятельности и карьеры.

Как правило, в определенной ситуации спортивной деятельности значимые переживания могут доминировать и соответствовать сложившейся ситуации. Значимые переживания с помощью практического психолога могут также трансформироваться, т.е. переходить из категории неконструктивного в категорию конструктивного, а следовательно, менее значимого или совершенно не значимого переживания.

Для реализации трансформации значимых переживаний целесообразно проводить следующие мероприятия:

- умение тренера проводить с учениками доверительные беседы;

- ведение спортсменом психологического дневника, «дневника значимых переживаний», в котором он рассказывает обо всех кризисных ситуациях, которые имели место в течение дня.

Из вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

- обеспечить победу спортсмену над самим собой, над своим внутренним миром поможет практический психолог;

- каждый специалист физической культуры и спорта (преподаватель, тренер) должен самостоятельно совершенствоваться как практический психолог;

- в специальных вузах физической культуры и спорта на кафедре психологии и педагогики ввести курс подготовки практических психологов.

б) Психологическая подготовка сотрудников ОВД

средствами огневой подготовки

Для формирования психологической готовности к профессиональной деятельности сотруднику ОВД необходимо знать характеристику тех условий, в которых она проходит.

Профессиональная деятельность сотрудника постоянно связана с опасностями, неожиданными явлениями, проблемными ситуациями «стрелять или не стрелять» и т.д. Поэтому на сотрудников ОВД, несущих службу в таких условиях, воздействует ряд факторов:

- приказ начальника;

- чувство ответственности за порученное дело;

- желание обезвредить преступника;

- препятствия, мешающие выполнить поставленную задачу (сопротивление преступника, недооценка его возможностей, ситуативная обстановка, т.е. условия, в которых идет задержание, и т. д.);

- инстинкт самосохранения.

Исходя из этого, возникает необходимость воспитания готовности к успешным действиям в служебно-боевой обстановке, которая предопределяет стремление обезвредить и захватить преступника, чувствуя свое превосходство, уверенность в своих силах для решения поставленных задач.

Таким образом, находясь в условиях опасной ситуации, сотрудник ОВД в первую очередь должен научиться оперативно оценивать ее и принимать правильное решение, а также управлять своим поведением, предвидеть изменения обстановки. Если он является старшим на объекте -умело руководить подчиненными и отдавать распоряжения в критических ситуациях.

Оценка обстановки и принятие того или иного решения - это не просто мышление, это сложная психическая деятельность, определяемая направленностью личности, ее характером, способностями, мышлением, чувствами, волей, знаниями, подготовленностью и т. д.

При выполнении боевой задачи сотрудник милиции действует или активно осмысленно, или импульсивно. В первом случае он как бы стоит над ситуацией, во втором - его поведение обусловливается ею.

Следовательно, его действия находятся в прямой зависимости от уровня его подготовленности, и может наступить момент, когда они станут малоуправляемыми. Эта тенденция проявляется сильнее тогда, когда условно-рефлекторные связи (навыки) сформированы не в адекватных условиях, т.е. в условиях, не схожих с условиями боевой обстановки.

Экстремальные ситуации, как правило, активизируют инстинкт самосохранения, защитную функцию и приводят сотрудника в состояние разумных ответных действий. Если же он психологически и физически не готов к этому, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции: туннельное видение, частичная глухота, отказ моторных функций, повышенный стресс, внезапный шок, потеря чувства времени.

Прежде всего перечисленные негативные реакции проявляются на фоне испуга, который затормаживает реакции человека и предрасполагает его к нецелесообразным действиям. В зависимости от дальнейшего развития опасной ситуации испуг может перерасти в страх, ужас или панику.

Поведение сотрудника ОВД в опасной ситуации определяется не только проявлением негативных реакций на фоне страха. В отличие от новичков, опасность у подготовленных сотрудников вызывает боевое возбуждение, которое характеризуется состоянием боевой готовности, связанной с активной сознательной деятельностью, стремлением к достижению поставленной цели. Боевое возбуждение порождает бесстрашие, которое в дальнейшем превращается в психологическое свойство личности. Принятие решений осуществляется на основе не только мыслительных операций, но и угадывания замысла преступника. В этом случае боевые действия милиционера определяются процессами антиципаций, т.е. предвидения. Антиципирующий эффект базируется на специальных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знаниях, мышлении и поступающеИ извне информации (команд, жестов, поз, передвижения и т. п.).

Правильное решение и последующая реализация их, как правило, принимаются посредством сформированных навыков и умениИ к боевым деИствиям. Мыслительные процессы при этом проходят сжато. Для принятия решения и его реализации необходимо минимальное время. Особенно затруднены они тогда, когда сотруднику приходится деИствовать в незнакомоИ или непривычноИ ситуации.

Психомоторная реализация осуществляется в виде движениИ, приемов и боевых деИствиИ. При этом большое значение имеют сенсомоторная координация, быстрота и точность деИствия.

В опасноИ обстановке перед работником милиции могут возникнуть проблемные ситуации: нападать на преступника или защищаться, атаковать его прямо или с обманом, спешить на помощь товарищу или осмотреться.

Исходя из этого, работник милиции может предварительно планировать свои деИствия, заранее определяя их содержание, т.е. деИствовать преднамеренно. Прекращать или менять их по ходу изменения обстановки, иначе говоря, деИствовать преднамеренно-экспромтно.

Иногда конфликтная ситуация может возникнуть внезапно, в момент недостаточноИ готовности милиционера вступить в единоборство. В таких случаях он должен будет, мгновенно оценив ситуацию, поступать экспромтно. Это наиболее трудныИ вариант деИствия.

Вышеизложенное дает нам право сделать следующие выводы.

1. ВысокиИ уровень развития психологическоИ подготовленности у работников милиции обеспечивает им более адекватное поведение и деИствия, создает предпосылки для задержания и обезвреживания преступников.

2. В процессе занятиИ по боевоИ подготовке (тактическая, огневая, физическая) необходимо создавать такие ситуации, которые способствовали бы формированию у обучаемых смелости, решительности и уверенности в своих силах для выполнения служебно-боевых задач в направленноИ профессиональноИ деятельности.

А как готовить сотрудников ОВД для успешного выполнения служебно-боевых задач в напряженноИ профессиональноИ деятельности?

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД предъявляет повышенные требования к их психологическому состоянию, которое находит свое выражение в переживании личностью конкретного отношения к возможным результатам актуального отрезка напряженноИ профессиональноИ деятельности. Трудовая деятельность сотрудника заключает следующиИ перечень мероприятиИ: усиленныИ вариант несения службы, специальные оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, условия чрезвычаИного положения, обеспечение и поддержание порядка при проведении массовых мероприятиИ (праздники, концерты, спортивные соревнования и др.)

Жизнь профессионала - это непрерывная череда разнообразных психических состояниИ. Однако все они имеют одну индивидуальную особенность - являются текущеИ модификациеИ психики конкретноИ личности (В.Н. Мясищев, Л.С. ВыготскиИ, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.О. Прохоров, В.Ф. Сопов и др.)

По мнению перечисленных авторов, подобныИ подход позволяет выделить в напряженноИ профессиональноИ деятельности шесть актуальных отрезков: обучение навыку, совершенствование навыка, рекреация, актуализация потребности в достижении, реализация потребности в достижении, осознание результата реализации.

На актуальном отрезке «обучение навыку» предметом является навык как результат усилиИ по воспроизведению определенноИ учебноИ программы.

На отрезке «совершенствование навыка» предметом становится уже уровень развития не только навыка, но и систем, обеспечивающих этот навык: энергетических, регулирующих, стабилизирующих, реализующих.

АктуальныИ отрезок «рекреация» в качестве предмета деятельности имеет ту нервно-психическую энергию, восстановление котороИ обеспечивает последующее выполнение тренировочных упражнениИ.

На отрезке деятельности «актуализация потребности в достижении» предметом становится уровень готовности всех систем организма. Здесь он контролируется, поддерживается или повышается с применением всех доступных средств и методов.

На актуальном отрезке «реализация потребности в достижении» традиционно предметом деятельности называется профессиональныИ результат, но это не соответствует деИствительности. В ходе реализации профессионал оперирует своими резервами, и в зависимости от хода событиИ

стремиться еще до их окончания (т.е. до достижения конечного результата) достичь пределов своих резервов, используя различные способы, прежде всего психологической мобилизации.

На отрезке деятельности «осознание результата реализации» предметом деятельности является результат, достигнутый профессионалом чуть раньше - в ходе реализации.

Каждый из нас имеет свои специфические предметы, цели, задачи, средства и мотивы, которые возникают в начале отрезка и исчерпывают себя в конце, при достижении ожидаемого результата (В.Ф. Сопов).

Исследования, проведенные в Санкт-Петербургском университете МВД России, показали, что в каждом актуальном отрезке деятельность наиболее эффективна при доминировании определенного профессионально-важного психического состояния. Такой подход позволяет создать наиболее полный образ действий, в котором соединяются представления и об элементах движения, и о мыслительных операциях, и о психическом состоянии, в котором они совершаются наиболее эффективно. Этот вывод необходимо учитывать при организации и проведении занятий по служебной, огневой, тактической, физической подготовке и по другим дисциплинам.

Список литературы

1. Барабанщиков A.B., Давыдов В.П., Утлик З.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. - М.: Воениздат, 1986. - 240 с.

2. Березин М.Б. Психическая и психологическая адаптация человека. - М.: Мысль, 1988.

- С. 214.

3. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1981. - 140 с.

4. Васильев В. Л. Психологическая культура правоохранительной деятельности. -СПб., 1997. - 118 с.

5. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.А. Корчевного, Л.Г. Лаптева. В.Г. Михайловского. - М.: Изд. Совершенство, 1998. - 384 с.

6. Кадетов В.В. Применение войск специального назначения в современных условиях // Военная мысль. - 1995. - № 4. - 24 с.

7. Кругликов В.Н. Активность личности в обучении // Психологическое и педагогическое обеспечение подготовки профессионала с высшим образованием: проблемы теории и практики: Материалы II межвузовской научно-методической конференции. - СПб., 1999. - С. 81-83.

8. Марищук В.Л. Принципы и методы обучения в военной педагогике и физической подготовке.

- Л.: ВДКИФК, 1990. - 57 с.

9. Марищук В.Л., Романенко Н.В. Психология физической подготовки и спорта - СПб.: ВИФК, 2003, - 392 с.

10. Никитенкова А.С., Федорова В.В. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. - СПб., 1998. - С. 69.

11. Опыт организации и ведения боевых действий на территории Республики Афганистан: Учебное пособие. - М., 1988. - 298 с.

12. Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. - М., 1987. - С.36-59.

13. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А.В.Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1989. - 386 с.

14. Рекомендации по применению методов научного исследования физического состояния, психических качеств и профессиональной подготовки военнослужащих / Под общ. ред. Т.Т. Джамгарова и Н.В. Сысоева. - Л.: ВДКФФКиС, 1971. - 91 с.

15. Савелий М.Ф. Организация и тактика специальных групп при задержании вооруженных преступников в укрытии // Спецназ. - 1996. - № 4. - С. 21-22; 1997. - № 1. - С. 18.

16. Опыт действий Федеральных войск против незаконных формирований на территории Чеченской республики: Сборник боевых примеров. Ч. 1. - М.: ВАФ, 1997. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.