Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ В ВУНЦ ВВС «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА» (г. Воронеж): ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ В ВУНЦ ВВС «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА» (г. Воронеж): ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
628
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая подготовка военнослужащих / программа дополнительного профессионального образования / психологическая военно-профессиональная компетенция / психологическая готовность / компоненты психологической готовности / psychological training of military serviceman / program of additional professional education / psychological military-professional competence / psychological readiness / components of psychological readiness.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зибров Геннадий Васильевич, Петровская Мария Владимировна, Семоненко Юрий Федорович, Дерепаско Иван Викторович

В статье представлен анализ эффективности реализации в образовательном пространстве академии программы дополнительного профессионального образования «Основы психологической подготовки» за период 2016–2019 гг. Авторами обобщены проблемные вопросы, связанные с организацией данной программы, представлены результаты мониторинговых исследований динамики психологической готовности офицеров к реализации новой профессиональной компетенции. Выявлена неравномерность и гетерохронность развития отдельных компонентов психологической готовности. Получены данные, свидетельствующие об эффективности новой образовательной программы. Предложены рекомендации по оптимизации процесса формирования у слушателей курсов психологической военнопрофессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зибров Геннадий Васильевич, Петровская Мария Владимировна, Семоненко Юрий Федорович, Дерепаско Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF OFFICERS IN THE MESC AF «N.E. ZHUKOVSKY AND Y.A. GAGARIN AIR FORCE ACADEMY» (VORONEZH): EXPERIENCE, PROBLEMS, SOLUTIONS

The article presents an analysis of the implementation effectiveness of the additional professional education «Fundamentals of psychological training” program in the educational space of the Academy for the period 2016-2019. The authors summarize the problematic issues related to the organization of this program, and present the results of monitoring studies of the officers psychological readiness dynamic to implement a new professional competence. The unevenness and heterochronism of the development of psychological readiness individual components was revealed. The data obtained confirming the effectiveness of the new educational program. Recommendations for optimizing the students psychological military-professional competence formation process are offered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ В ВУНЦ ВВС «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА» (г. Воронеж): ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ»

УДК 159.9:355.23 ГРНТИ 15.81.43

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ В ВУНЦ ВВС «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА» (г. Воронеж): ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

Г.В. ЗИБРОВ, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж) М.В. ПЕТРОВСКАЯ, кандидат психологических наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж) Ю.Ф. СЕМОНЕНКО, кандидат исторических наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)

И.В. ДЕРЕПАСКО

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)

В статье представлен анализ эффективности реализации в образовательном пространстве академии программы дополнительного профессионального образования «Основы психологической подготовки» за период 2016-2019 гг. Авторами обобщены проблемные вопросы, связанные с организацией данной программы, представлены результаты мониторинговых исследований динамики психологической готовности офицеров к реализации новой профессиональной компетенции. Выявлена неравномерность и гетерохронность развития отдельных компонентов психологической готовности. Получены данные, свидетельствующие об эффективности новой образовательной программы. Предложены рекомендации по оптимизации процесса формирования у слушателей курсов психологической военно-профессиональной компетенции.

Ключевые слова: психологическая подготовка военнослужащих, программа дополнительного профессионального образования, психологическая военно-профессиональная компетенция, психологическая готовность, компоненты психологической готовности.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF OFFICERS

IN THE MESC AF «N.E. ZHUKOVSKY AND Y.A. GAGARIN AIR FORCE ACADEMY» (VORONEZH): EXPERIENCE, PROBLEMS, SOLUTIONS

G.V. ZIBROV, Doctor of Pedagogical sciences, Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

M.V. PETROVSKAYA, Candidate of Psychological sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

YU.F. SEMONENKO, Candidate of Historical sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

I.V. DEREPASKO

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article presents an analysis of the implementation effectiveness of the additional professional education «Fundamentals of psychological training" program in the educational space of the Academy for the period 2016-2019. The authors summarize the problematic issues related to the organization of this program, and present the results of monitoring studies of the officers psychological readiness dynamic to implement a new professional competence. The unevenness and heterochronism of the development of psychological readiness individual components was revealed. The data obtained

ы

и

confirming the effectiveness of the new educational program. Recommendations for optimizing the students psychological military-professional competence formation process are offered.

Keywords: psychological training of military serviceman, program of additional professional education, psychological military-professional competence, psychological readiness, components of psychological readiness.

Введение. Процесс развития российской армии сопровождается предъявлением высоких требований к подготовке войск, а также к эффективному осуществлению психологической подготовки личного состава соединений и воинских частей в интересах выполнения ими задач по предназначению. Психологическая подготовка военнослужащих представляет собой организованный и целенаправленный процесс формирования у военнослужащих психологической готовности к выполнению боевых задач и психологической устойчивости к отрицательному действию стрессовых факторов. Однако, несмотря на объективную необходимость совершенствования психологической подготовки личного состава в системе боевой подготовки соединений и воинских частей, поиск путей этого совершенствования ещё не нашёл системного отражения в научной и методической литературе.

Актуальность. События последних лет, разворачивающиеся на военно-политической мировой и российской арене, безусловно, свидетельствуют о необходимости возврата к переосмыслению теоретических и практических наработок военных психологов и психофизиологов и концентрации внимания военных специалистов на оптимизации процесса психологической подготовки в Вооруженных Силах РФ.

Анализ профессиональной подготовки и становления будущих офицеров позволяет говорить, с одной стороны - о высокой востребованности психологической компетентности выпускников военных вузов, с другой - о катастрофическом снижении бюджетного учебного времени на дисциплины, в рамках изучения которых возможно овладение приемами само- и гетерорегуляции психических состояний, формирование и развитие психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в боевых (экстремальных) условиях, навыков конструктивного взаимодействия в воинском коллективе и т.п.

Методы и методики исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; авторские анкеты-опросники; инструментальные методы психологической диагностики (опросник эмпатических способностей Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова, опросник уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой, тест «Диагностика самоактуализации личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина, опросник «Индивидуальный стиль педагогической деятельности» А.К. Марковой, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, опросник аутокомпетентности Е.В. Синбуховой, опросник уровня перцептивно-невербальной компетентности Г.Я. Розена); методы статистической обработки и анализа полученных данных с использованием пакета статистического анализа Statistica 6.0.

Обсуждение результатов. Для решения указанной в начале статьи проблемы в ряде военных вузов, в том числе ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», с 2016/17 учебного года организовано обучение по новой военно-профессиональной компетенции в области психологической подготовки личного состава. В результате освоения программы предполагается овладение офицерами новой психологической военно-профессиональной компетенцией, представленной рядом индикаторов, определяющих способность:

проводить психологическое просвещение военнослужащих по вопросам влияния психогенных факторов повседневной, учебно-боевой и боевой деятельности на психику личного состава и адаптации их к экстремальным условиям воинской деятельности;

использовать психологические технологии и приемы в ходе подготовки личного состава по военно-учетным специальностям на различных этапах слаживания воинских подразделений;

разрабатывать программы, организовывать и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую подготовку военнослужащих;

эффективно применять средства имитации применения оружия, последствий применения оружия, средств моделирования факторов боя и действий противника;

прогнозировать изменения и оценивать функциональное состояние личного состава на различных этапах учебно-боевой и боевой деятельности, обучать этому младших командиров;

использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, направленные на сплочение воинского коллектива и обеспечение совместимости военнослужащих в экипажах, расчетах и отделениях.

К настоящему времени произведено 7 выпусков групп дополнительного профессионального образования по данному направлению, что позволяет сделать некоторые выводы и обозначить ряд проблемных вопросов.

К проведению занятий привлекаются наиболее квалифицированные специалисты академии, из которых:

кандидатов наук, доцентов - 83,3 %;

специалистов, прошедших профессиональную переподготовку по программе «Психология профессиональной деятельности. Теория и методика преподавания психологии» -100 %.

На сегодняшний день на кафедре военно-политической работы по программе психологической подготовки подготовлено 87 офицеров. При этом сразу следует указать на несколько негативных, на наш взгляд, моментов:

прибытие на обучение в Военно-воздушную академию офицеров, чья профессиональная деятельность не связана с Военно-воздушными силами (56,3 % от общего числа слушателей);

наличие в учебных группах офицеров, занимающих должности заместителей командиров по военно-политической работе (37,9 % от общего числа слушателей), в то время как для их обучения существует отдельная образовательная программа;

прибытие на обучение офицеров, не имеющих подчиненный личный состав или имеющих в подчинении 1-3 человека (13,8 % от общего числа слушателей).

Кроме того, нередко на начальном этапе обучения в каждой учебной группе отмечалась невысокая профессиональная мотивация со стороны слушателей данных курсов к овладению психологической военно-профессиональной компетенцией, что каждый раз требовало от профессорско-преподавательского состава, ведущего данные курсы, повышенных усилий и эмоциональных затрат.

Фоновый уровень остаточных психологических знаний приведен на рисунке 1.

3,4 3,3 3,2 3,1 3 2,9 2,8

3,33

1 набор 2 набор 3 набор 4 набор 5 набор 6 набор 7 набор

Рисунок 1 - Средний балл «входного» контроля слушателей учебных групп по «Основам психологической подготовки» (2016-2019 гг.)

Он показал значительные трудности обучаемых:

в понимании общих закономерностей функционирования психики военнослужащего; в осведомленности по вопросам психодиагностики и регуляции психических состояний; в профилактике профессионального выгорания;

в проведении с военнослужащими социально-психологических тренингов по сплочению коллективов, толерантности, предупреждению агрессии (экстремизма), межличностных (межнациональных) и иных конфликтов.

Опрос выявил значительные методические трудности у слушателей и в определении самой психологической подготовки как научной категории. Наиболее частыми ответами на вопрос «Что такое психологическая подготовка военнослужащих?» были следующие:

возможность военнослужащих без особых трудностей, психологического влияния и расстройства проходить военную службу;

подготовка по совершенствованию морально-психологических качеств, которые могут пригодиться в различных ситуациях;

совершенствование морально-психологических качеств;

подготовка военнослужащих к различным ситуациям в ходе повседневной деятельности, несения службы в наряде, в ходе боевых действий в плане психологической устойчивости;

процесс направленного развития у военнослужащих качеств, позволяющих выполнять боевые и другие виды задач в любых условиях обстановки;

подготовка по преодолению неожиданных ситуаций, возникающих в процессе выполнения задач и контролю собственных эмоций;

особый вид подготовки военнослужащих, укрепляющий их моральное и психологическое состояние в повседневной деятельности и особых ситуациях; подготовка к психологическим трудностям войны; подготовка к действиям в стрессовых ситуациях.

Как мы видим, в целом перед нами предстает достаточно упрощенное, поверхностное понимание сущности данного процесса, которое можно подразделить на три основных направления: 1) подготовка (совершенствование) морально-психологических качеств военнослужащего вообще, в целом; 2) подготовка военнослужащего в целом к особым (экстремальным, стрессовым) ситуациям; 3) подготовка военнослужащего в целом к ведению боевых действий [1, с. 63-71].

При этом, и в данном трактовании психологическая подготовка на местах реализуется недостаточно. В ходе опроса слушателей было установлено, что в воинских частях отмечается слабое (поверхностное) участие командования (должностных лиц) в вопросах психологической подготовки личного состава, что подтверждается результатами анализа, представленного в «Организационно-методических указаниях по военно-политической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2019 году».

Тем не менее, процесс обучения офицеров по данному направлению подготовки имеет и свои положительные стороны. Одним из показателей успешности освоения образовательной программы был определен уровень развития у слушателей психологической готовности к реализации новой военно-профессиональной компетенции.

К настоящему времени в психолого-педагогической литературе накоплено достаточное количество теоретико-методологического и экспериментального материала о феномене психологической готовности человека к различным видам деятельности, определены ее сущностные и функциональные характеристики, детерминирующие динамику и устойчивость ее проявлений [2, 3].

Согласно энциклопедическому словарю, психологическая готовность есть одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами [4]. Таковыми могут выступать как личностные особенности (черты характера, тип темперамента и др.), знания, умения и навыки в соответствующей области, так и общая информированность о событиях и их последствиях, уровень подготовленности и др.

Психологическая готовность является целостным личностным явлением, и для ее понимания необходимо выделить те структурные компоненты, из которых она состоит, чтобы целенаправленно воздействовать на наиболее слабые и недостаточно развитые.

Специалисты, занимающиеся вопросами психологической готовности, рассматривают в ее структуре такие компоненты, как:

осознание собственных потребностей, социальных требований или предъявленной задачи; осознание целей, реализация которых удовлетворит потребности выполнения задания; осмысление и оценка условий деятельности, актуализация опыта решения задач, и выполнения подобных требований; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня попыток и необходимости достижения определенного результата; мобилизация сил в соответствии с условиями и заданием, самовнушением относительно достижения целей [5];

мотивационные, познавательные, волевые и психомоторные психические явления [6]; мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный [7]; мотивационный, саморегуляционный, оценочный [8];

мотивационный, эмоционально-волевой, ориентировочно-мобилизационный,

познавательно-оценивающий, операционно-деятельный, когнитивный или интеллектуальный

[9];

мотивационный, познавательный, интеллектуальный, моторный, волевой, эмоциональный

[10].

В рамках настоящего исследования, основываясь на концептуальных положениях теории системогенеза профессиональной деятельности, в структуре психологической готовности слушателей к реализации психологической военно-профессиональной компетенции мы выделили следующие компоненты и показатели их сформированности:

аксиологический (ценностное отношение к другому; стремление к профессиональному самосовершенствованию);

компетентностный (познавательная компетентность; аутокомпетентность; социально-перцептивная компетентность; перцептивно-невербальная компетентность); регулятивный (самоконтроль; самокоррекция); рефлексивный (эмпатия; гибкость в общении).

Для удобства интерпретации результаты психодиагностических процедур были преобразованы в уровни. Результаты освоения образовательной программы показали сходную динамику во всех учебных группах и в усредненном виде представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика развития компонентов психологической готовности к реализации новой военно -профессиональной компетенции у слушателей курсов «Основы психологической подготовки» в ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (п=87)

Компоненты психологическои готовности Уровни сформированности показателей психологической готовности к реализации новой компетенции, %

в начале обучения в конце обучения

высокий средний низкий высокий средний низкий

аксиологический 11,5 41,4 47,1 58,6 41,4 -

компетентностный 17,3 36,8 45,9 32,1 62,1 5,8

регулятивный 27,6 43,7 28,7 47,1 47,1 5,8

рефлексивный 10,4 48,3 41,3 14,9 73,6 11,5

Как видно из представленных результатов, основные компоненты психологической готовности слушателей к реализации новой компетенции развиваются неравномерно и гетерохронно. Наибольшие показатели сформированности структуры психологической готовности (по методике А.Я. Карпова) зафиксированы в аксиологическом компоненте. К окончанию обучения у всех слушателей без исключения наблюдалась устойчивая мотивация на

дальнейшее профессиональное развитие, в том числе по новой компетенции, произошли позитивные изменения в оценке окружающих, трансформировалась иерархия ценностей психологической подготовки. Наименьшая динамика развития сформированности структуры психологической готовности обнаружена в рефлексивном компоненте. Для слушателей явилось серьезной проблемой научиться проявлять гибкость, пластичность поведения, развить в себе эмпатийные способности, освободиться от косности и ригидности мышления и поведения. По показателям сформированности структуры компетентностного и регулятивного компонентов мы наблюдали устойчивую позитивную динамику, позволяющую предположить, что в случае продолжения обучения по данной образовательной программе или самообучения результаты были бы более высокими.

Обобщая опыт организации и реализации дополнительной образовательной программы «Основы психологической подготовки», можно сформулировать ряд предложений и рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс формирования у офицеров психологической военно-профессиональной компетенции:

выработать единый методологический подход к организации профессионально-психологического сопровождения обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Основы психологической подготовки»;

усилить контроль со стороны психологической службы ВКС в части касающейся отбора кандидатов для обучения по данной образовательной программе;

активизировать научно-исследовательскую деятельность (в том числе и с привлечением слушателей курсов) по проблематике психологической подготовки военнослужащих;

стимулировать разработку и издание необходимой учебно-методической литературы, в которой будут раскрываться вопросы прикладного характера для максимально всесторонней подготовки офицеров к психологическому обеспечению деятельности подразделений;

внедрять в образовательный процесс методы, способствующие активации деятельности обучающихся по самостоятельному поиску решений основных проблемных вопросов и ситуаций в процессе принятия решения по организации психологической подготовки военнослужащих;

определить и реализовать в образовательной практике организационные и психолого-педагогические условия расширения у офицеров «психологического актива» целевого психологического ресурса (персонального, межперсонального, надперсонального, эколого-эргономического, замещающего), определяющего потенциальную психологическую готовность к реализации новой военно-профессиональной компетенции;

расширять образовательное пространство как творческой и научной площадки за счет привлечения к проведению занятий не только профессорско-преподавательского состава академии, но и ведущих специалистов психологических служб других ведомств и вузов, проведения выездных занятий, мастер-классов, «школ выживания» и др.;

использовать наиболее эффективные формы для формирования психологической готовности к реализации психологической военно-профессиональной компетенции, такие как: психологическое просвещение (распространение полезных для боевой деятельности знаний путем использования аудиальных, визуальных, аудио-визуальных, игровых методов и средств, комплексов виртуальной реальности, боевых тренажеров), психологическая закалка (тренировка механизмов стрессового реагирования и формирования эффективных копинг-стратегий в ходе занятий по боевой подготовке в поле, на боевых тренажерах и в комплексах виртуальной реальности), психотактика (формирование операционального компонента боевых действий и взаимодействия, ресурса коллективизма в процессе компьютерных и спортивно -тактических игр (пейнтбол, страйкбол, хардбол, лазертаг), а также действий в групповых комплексах виртуальной реальности), психотехники (обучение военнослужащих приемам психической релаксации и эмоционально-волевой мобилизации: экспресс-приемов, аутотренинга, нервно-мышечной релаксации, визуализации и др.);

совершенствовать с учетом специфики деятельности подразделений программы социально-психологических и психофизиологических тренингов стрессоустойчивости с использованием моделирования задач высокой сложности (неопределенность, ограниченность по времени, преодоление препятствий/помех различной сложности, противоборство/соревнование, минимальная видимость), включая манипуляции с объектами в виртуальном пространстве, с применением интерактивного управления и адаптивной биологической обратной связью.

Выводы. Приведенные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. Переоснащение войск новейшими образцами техники и вооружения, повышение эффективности системы военного управления не снижают, а повышают значимость человеческого фактора в решении учебно-боевых и боевых задач, что, безусловно, требует новых подходов к психологической подготовке военнослужащих, а значит и к профессиональной подготовке должностных лиц, ее организующих. Реализация на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) программы дополнительного профессионального образования «Основы психологической подготовки» выявила проблемные вопросы организации не только психологической подготовки военнослужащих в частях и подразделениях, но и профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц, ее осуществляющих. У большинства слушателей курсов на начальном этапе обучения отмечается низкий уровень остаточных психолого-педагогических знаний, недостаточная мотивация к обучению, скептицизм, неверие в возможности психологических ресурсов. В процессе освоения образовательной программы слушатели курсов успешно овладевают профессиональными компетенциями в соответствии с квалификационными требованиями, что отражается на уровне развития всех компонентов (аксиологический, компетентностный, рефлекторный, регулятивный) психологической готовности к реализации новой профессиональной компетенции.

Таким образом, можно сделать заключение о безусловной целесообразности введения данных курсов, позволяющих повысить профессионально-психологическую компетентность офицеров в рамках имеющейся квалификации, определить векторы дальнейшего профессионального развития, и в целом оптимизировать процесс организации и управления психологической подготовкой личного состава.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петровская М.В. Актуальные вопросы психологической подготовки курсантов военных вузов на современном этапе развития системы военно-политической работы / М.В. Петровская, Ю.Ф. Семоненко, А.В. Столяров, И.В. Дерепаско // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 2 (46). С. 63-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 2. С. 60-62.

3. Тихомирова Ю.М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 6-9.

4. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Под ред. Б.А. Душкова, А.В. Королева, Б.А. Смирнова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/psihologicheskaja-gotovnost (дата обращения 15.11.2019).

5. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.

6. Столяренко A.M. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / Под ред. A.M. Столяренко. М.: ЮHИТИ-ДAHA, 2001. 639 с.

7. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дисс. ... канд.психол.наук. M., 1997. 188 с.

8. Крюкова Т.Б. Структурные компоненты психологической готовности будущих инженеров электроэнергетической отрасли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/Psihologia/10_102609.doc.htm (дата обращения 16.11.2019).

9. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. № 6. С. 117-121.

10. Корчемный ПА. Психологическая подготовка летного состава Военно-воздушных сил к активным боевым действиям в условиях современной войны: дисс. ... докт.психол.наук. M., 1990. С. 92-111.

REFERENCES

1. Petrovskaya M.V. Aktual'nye voprosy psihologicheskoj podgotovki kursantov voennyh vuzov na sovremennom 'etape razvitiya sistemy voenno-politicheskoj raboty / M.V. Petrovskaya, Yu.F. Semonenko, A.V. Stolyarov, I.V. Derepasko // Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2019. № 2 (46). pp. б3-71.

2. Kucheryavenko I.A. Problema psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti // Molodoj uchenyj. 2G11. № 12. T. 2. pp. 6G-62.

3. Tihomirova Yu.M. Teoreticheskij analiz strukturnyh komponentov psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti // Psihologicheskie nauki: teoriya i praktika: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, mart 2G14 g.). M.: Buki-Vedi, 2G14. pp. б-9.

4. 'Enciklopedicheskij slovar': Psihologiya truda, upravleniya, inzhenernaya psihologiya i ergonomika / Pod red. B.A. Dushkova, A.V. Koroleva, B.A. Smirnova ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://vocabulary.ru/dictionary/89б/word/psihologicheskaja-gotovnost (data obrascheniya 15.11.2G19).

5. D'yachenko M.I. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti / M.I. D'yachenko, L A. Kandybovich. Minsk: Izd-vo BGU, 197б. 17б p.

6. Stolyarenko A.M. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov / Pod red. A.M. Stolyarenko. M.: YuNITI-DANA, 2GG1. б39 p.

7. Dmitrieva O.B. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti molodyh specialistov k professional'noj deyatel'nosti: diss. ... kand.psihol.nauk. M., 1997. 188 p.

8. Kryukova T.B. Strukturnye komponenty psihologicheskoj gotovnosti buduschih inzhenerov 'elektro'energeticheskoj otrasli ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/Psihologia/10_102609.doc.htm (data obrascheniya 16.11.2G19).

9. Zhukova V.F. Psihologo-pedagogicheskij analiz kategorii «psihologicheskaya gotovnost'» // Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2012. № 6. pp. 117-121.

10. Korchemnyj P.A. Psihologicheskaya podgotovka letnogo sostava Voenno-vozdushnyh sil k aktivnym boevym dejstviyam v usloviyah sovremennoj vojny: diss. ... dokt.psihol.nauk. M., 1990. pp. 92-111.

© Зибров Г.В., Петровская M3., Семоненко Ю.Ф., Дерепаско И.В., 2020

Зибров Геннадий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, начальник Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54A.

Петровская Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].

Семоненко Юрий Федорович, кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].

Дерепаско Иван Викторович, начальник курса, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.