Научная статья на тему 'Определение понятия "качество профессиональной переподготовки руководящего состава инженерно-авиационной службы"'

Определение понятия "качество профессиональной переподготовки руководящего состава инженерно-авиационной службы" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ДВУЕДИНСТВО ЛИЧНОСТНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО КОМПОНЕНТОВ / QUALITY / PROFESSIONAL RETRAINING / AVIATION ENGINEERING SERVICE OVERHEAD PERSONNEL / INTEGRAL CHARACTERISTIC OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / DUAL PERSONALITY AND COMPETENCE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солохин А. В., Волынкина Н. В.

В статье рассматривается профессиональная переподготовка руководящего состава инженерно-авиационной службы. Произведен анализ профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицерских кадров. Обосновано определение понятия «качество профессиональной переподготовки руководящего состава инженерно-авиационной службы». Раскрыта организационная структура интегральной характеристики профессионального развития офицера руководящего состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солохин А. В., Волынкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE CONCEPT "QUALITY OF PROFESSIONAL RETRAINING OF THE AVIATION ENGINEERING SERVICE OVERHEAD PERSONNEL"

The article discusses the professional retraining of the aviation engineering service overhead personnel. The analysis of professional retraining and advanced training of officer personnel. The definition of the concept «quality of professional retraining of the aviation engineering service overhead personnel» is justified. The organizational structure of the integral characteristics of the overhead personnel officer professional development is revealed.

Текст научной работы на тему «Определение понятия "качество профессиональной переподготовки руководящего состава инженерно-авиационной службы"»



УДК 355.237:358.4 ГРНТИ 78.15.79

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ»

А.В. СОЛОХИН

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Н.В. ВОЛЫНКИНА, доктор педагогических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье рассматривается профессиональная переподготовка руководящего состава инженерно-авиационной службы. Произведен анализ профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицерских кадров. Обосновано определение понятия «качество профессиональной переподготовки руководящего состава инженерно-авиационной службы». Раскрыта организационная структура интегральной характеристики профессионального развития офицера руководящего состава.

Ключевые слова: качество, профессиональная переподготовка, руководящий состав инженерно-авиационной службы, интегральная характеристика профессионального развития, двуединство личностного и компетентностного компонентов.

DEFINITION OF THE CONCEPT «QUALITY OF PROFESSIONAL RETRAINING OF THE AVIATION ENGINEERING SERVICE OVERHEAD PERSONNEL»

A.V. SOLOHIN

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) N. V. VOLYNKINA, Doctor of Pedagogical sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article discusses the professional retraining of the aviation engineering service overhead personnel. The analysis of professional retraining and advanced training of officer personnel. The definition of the concept «quality of professional retraining of the aviation engineering service overhead personnel» is justified. The organizational structure of the integral characteristics of the overhead personnel officer professional development is revealed.

Keywords: quality, professional retraining, aviation engineering service overhead personnel, integral characteristic of professional development, dual personality and competence components.

Введение. На современном этапе подготовки высококвалифицированных военных специалистов важную роль играет система дополнительного профессионального образования (ДНО), архитектоника содержания которой позволяет обосновать рациональные пути освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (профессиональной переподготовки) руководящего состава воинских соединений и частей. В связи со значительным усложнением военных технологий, модернизацией вооружения, военной и специальной техники, увеличением объема действий и операций, которые офицер должен выполнить в ограниченные сроки, возрастает актуальность повышения качества профессиональной переподготовки офицерских кадров в системе ДНО в военном вузе.

Актуальность. Геополитические вызовы XXI века обусловливают необходимость разработки новых подходов к совершенствованию и развитию Воздушно-космических сил

и

(ВКС). На совещании с руководством Министерства обороны Российской Федерации и предприятиями оборонно-промышленного комплекса в 2019 году Президент В.В. Путин отметил, «... в вопросах оснащения армии и флота новым оружием и техникой в последние годы удалось серьезно продвинуться вперед: уровень современных вооружений в ВКС составляет 74 %, что указывает на потребность повышения качества профессиональной переподготовки руководящего состава инженерно-авиационной службы (ИАС)».

Отсюда следует, что одной из первостепенных задач строительства ВКС РФ является поэтапное перевооружение авиационных соединений и частей на новую (модернизированную) авиационную технику (АТ), переход на новую систему профессиональной переподготовки авиационных специалистов, прежде всего руководящего состава ИАС. Повышение качества профессиональной переподготовки руководящего состава ИАС является важнейшим фактором в обеспечении безопасности полетов и высокой эффективности боевого применения авиации. При этом, необходимо рассмотреть, что представляет собой качество профессиональной переподготовки руководящего состава ИАС, какова его структурная организация.

Под «руководящим составом инженерно-авиационной службы», на основании руководящих документов, следует понимать должностную категорию, к которой будут относится: старшие инженеры, инженеры части, начальник технико-эксплуатационной части авиационного полка, заместитель командира авиационной эскадрильи по ИАС, начальник технической позиции (специальной инженерной службы), начальники технико-эксплуатационной части звена (отрядов), начальники групп регламента и ремонта, групп обслуживания и регламента, групп обслуживания.

На современном этапе проблему ДПО, в частности профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих, сотрудников силовых ведомств, исследовали И.С. Алаторцева [1], А.Б. Борисюк [2], С.Б. Волков, В.Г. Мелоян, А.Б. Тищенко, Г.М. Щеглов и другие.

В контексте научной задачи целесообразно акцентировать внимание на труды А.М. Некрасова [3]. Ученый утверждал, что организация профессиональной переподготовки должна реализовать право на непрерывное профессиональное развитие на протяжении всей жизни. Вместе с тем, как отмечает И.Н. Данилова [4], ДПО является важным ресурсом в военных образовательных учреждениях МО РФ, поскольку современная парадигма ориентирует офицерские кадры к образованию через всю профессиональную деятельность. Той же точки зрения придерживается Р.А. Климов [5], который рассматривает переподготовку как бесспорно значимое явление, важную составляющую современного профессионального образования.

В статье «Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны» А.А. Деркач [6] рассматривает профессиональную переподготовку как образовательный процесс, направленный на активизацию познавательной деятельности, развитие интеллектуальных способностей, становление личности как руководителя. Мы согласны с ученым в том, что сформированная профессионально-управленческая компетенция определяет высокий уровень управления руководителя, позволяет избежать ошибок во время выполнения профессиональных обязанностей.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы показал, что тема профессиональной переподготовки актуальна и требует тщательной проработки. Тем не менее, можно установить, что исследования в этой области относятся в основном к переподготовке военнослужащих уволенных или увольняемых с военной службы по одной из гражданских специальностей, и очень небольшая доля работ направлена на повышение профессионального уровня, получение новых и совершенствование имеющихся теоретических знаний и практических навыков действующих офицерских кадров. Вопросы повышения качества профессиональной переподготовки руководящего состава ИАС в образовательном процессе военного вуза не получили достаточного исследования в научной литературе, в результате чего возникла недостаточность теоретико-методологических и процессуально-технологических знаний в данной области.

Цель исследования. На основе теоретико-методологического анализа философской, психолого-педагогической литературы по проблемам профессионального образования и нормативных источников обосновать определение понятия «качество профессиональной переподготовки руководящего состава инженерно-авиационной службы».

При исследовании данного вопроса использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, понятийно-терминологический анализ, метод теоретических построений.

Результаты. В контексте теоретико-методологического обоснования повышения качества профессиональной переподготовки руководящего состава ИАС в образовательном процессе военного вуза целесообразно остановиться на самом понятии «качество».

Понятие «качество» в Большой советской энциклопедии трактуется как философская категория, выражающая «неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом...» [7]. Толковый словарь С.И. Ожегова [8] описывает «качество» как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность.

Важные для нашего исследования идеи и положения выдвинуты В.С. Лазаревым [9], понимающего под качеством некую меру соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. По мнению ученого, единый критерий качества профессионального образования определяется как сочетание трех других критериев уровня способности военнослужащего к различным видам служебной деятельности: профессиональной; инновационной и к саморазвитию.

Качество профессиональной переподготовки связано с понятиями «компетенция» и «компетентность».

Согласно Приказа Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 (ред. от 18.01.2016) «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81...» программы повышения квалификации (профессиональной переподготовки) направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. В связи с этим важным для нас является понимание дефиниций «компетенция» и «компетентность». Необходимо отметить, что данные понятия в различных источниках толкуются крайне неоднозначно.

Ценные, для нашего исследования, выводы делает А.В. Хуторской [10], полагающий, что комплексный набор взаимосвязанных личностных качеств (знаний, навыков, умений и способов деятельности) составляет компетенцию, необходимую для качественной профессиональной деятельности в этой сфере.

В письме Минобрнауки России от 22.04.2015 года № ВК 0132/06 под компетенцией понимается динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.

И.А. Зимняя [11] в своем исследовании приходит к выводу о том, что в контексте компетентностного подхода термины «компетентность» и «компетенция» трактуются авторами неоднозначно. В связи с этим, И.А. Зимняя дает свое определение данным понятиям. Так, в ходе анализа понятия «компетенция» автор сопоставляет три выделенные направления трактовки: педагогического, психолого-практического и лингвопсихологического.

В педагогической трактовке компетенция - это объективная данность, заранее отбираемая, структурированная и дидактически организуемая, выступающая как комплекс содержания, необходимого для освоения.

Компетенция в психолого-педагогической трактовке определяется автором, как качество субъекта, как условие успешности освоения им установленного содержания, как совершившееся в результате расширения содержания этого понятия, введение в него самих знаний, умений, рассмотрение компетенции как способности.

Психолого-лингвистическая трактовка раскрывает понятие «компетенция» как изучаемое и изученное, но не актуализируемое еще содержание, выступающее как психическое образование, способов и алгоритмов действий, программ их реализации [11].

Вместе с тем, понятие «компетентность» трактуется И.А. Зимней [11] как прижизненно создаваемое, этносоциокультурно предопределенное, актуализируемое в деятельности, в содействии с другими людьми, основанное на знаниях, личностно и интеллектуально обусловленное интегративное индивидуальное качество человека, которое, развиваясь в образовательном процессе, становится и его результатом.

Существенными для нашего исследования стали мониторинговые исследования терминологического аппарата, используемого в основных документах Болонского процесса, где понятие «компетенция» определяется как динамическая комбинация характеристик (относящихся к знанию и его применению, умениям, навыкам, способностям, ценностям и личностным качествам), описывающая результаты обучения по образовательной программе, то есть то, что необходимо выпускнику вуза для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития, которые он обязан освоить и продемонстрировать [12].

Из анализа работ следует, что определения достаточно вариативны и открыты для дискуссии. В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина [13], которые определяют компетенцию как совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений, а компетентность как способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков. В отличие от компетенции, которую принято рассматривать в виде знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе обучения и образующих содержательную сторону такого обучения, компетентность означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных профессиональных навыков и умений.

Таким образом, можно констатировать, что профессиональная переподготовка руководящего состава ИАС представляет собой совершенствование имеющихся и (или) освоение дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, способов деятельности), а также личностных качеств, необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Развивая данную мысль, можно заключить, что профессиональная переподготовка является одной из составляющих общего профессионального развития руководящего состава ИАС.

На основе понятийно-терминологического анализа следует сделать вывод о том, что качество профессиональной переподготовки руководящего состава ИАС определяется, как соответствие образовательного процесса, направленного на совершенствование интегральной характеристики профессионального развития руководящего состава ИАС, современным требованиям к эффективности применения по назначению новой (модернизированной) авиационной техники.

Вместе с тем, интегральная характеристика профессионального развития руководящего состава ИАС рассматривается как описание совокупности личностных качеств и компетенций руководящего состава ИАС, определяющих его способности эффективно выполнять функциональные обязанности с целью повышения уровня организации инженерно-авиационного обеспечения боевой подготовки и ведения боевых действий авиационных соединений и частей (рисунок 1).

Следует отметить, что в данном контексте профессиональное развитие мы воспринимаем как двуединство личностного и компетентностного компонентов. Личностный блок направлен на развитие личностных качеств, таких как непрерывное саморазвитие и самообразование офицера руководящего состава ИАС, развитие лидерских качеств, духовно-нравственное развитие.

Непрерывное саморазвитие и самообразование реализуется в способности руководителя самостоятельно планировать и реализовывать профессиональную стратегию развития [14]. Развитие лидерских качеств проявляется в способности командира выстраивать отношения с подчиненными. Духовно-нравственное развитие заключается в способности офицера руководящего состава ИАС выполнять воинский долг на основе духовно-нравственной патриотической позиции.

Рисунок 1 - Интегральная характеристика профессионального развития руководящего состава ИАС

Компетентностный блок ставит целью совершенствование профессиональных компетенций, а именно: организационно-управленческих, эксплуатационно-технических и оценочно-прогностических.

Организационно-управленческие компетенции проявляются в способности управлять обеспечением требуемой степени готовности объектов профессиональной деятельности; обеспечить требуемый уровень готовности к боевому применению АТ; организовать и управлять ИАО боевой подготовки и боевых действий авиационных соединений и частей; организовать контроль за соблюдением нормативных требований по сохранению исправности и безопасности полетов при эксплуатации АТ; организовывать взаимодействие ИАС части с частями других видов (родов) ВС РФ и другими видами обеспечения в период подготовки и ведению БД.

Эксплуатационно-технические компетенции раскрываются в способности эффективно использовать боевые, эксплуатационные возможности АТ в различных условиях обстановки, а также способности осуществлять эксплуатации и/или восстановление вооружения, военной и специальной техники.

Оценочно-прогностические компетенции реализуются в способности оценивать обстановку, делать выводы по каждому элементу обстановки с учетом прогноза ее развития, обоснованные расчетами по эффективному использованию сил и средств при подготовке и в ходе боевых действий; в способности выполнять расчеты по ИАО боевой подготовки и боевых действий авиационных соединений и частей.

Отметим, что все компоненты представленных блоков взаимосвязаны и взаимообусловлены, функционируют внутри своего блока и одновременно взаимодействуют с составляющими другого. Качество профессиональной подготовки руководящего состава ИАС зависит от того, насколько полноценно и эффективно реализуется работа по совершенствованию всех компонентов профессионального развития, насколько полно они подвержены педагогическому воздействию.

Выводы. Таким образом, на основе проведенного анализа качества профессиональной переподготовки руководящего состава ИАС дано авторское определение понятия «качество профессиональной переподготовки», а также подробно рассмотрена и раскрыта структура интегральной характеристики профессионального развития офицерских кадров в процессе инженерно-авиационного обеспечения. Установлена зависимость качества исследуемой подготовки от сформированных компетенций в военном вузе и уровня компетентности офицера руководящего состава ИАС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алаторцева И.С. Формирование готовности военных специалистов к самоопределению в гражданских профессиях: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 218 с.

2. Борисюк А.Б. Формирование экономической культуры уволенных в запас военнослужащих при обучении предпринимательству в системе профессионального дополнительного образования: на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 145 с.

3. Некрасов А.М. Развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей сферы образования на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 26 с.

4. Данилова И.Н. Реализация методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 237 с.

5. Климов Р.А. Реализация проблемно-деятельностного обучения в подготовке офицеров к педагогической деятельности в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 171 с.

6. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны / А.А. Деркач // Акмеология. 2017. № 3. С. 12-22.

7. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд. перераб. М.: Мир и образование, 2014. 1376 с.

9. Деятельностный подход к новому пониманию целей высшего образования / В.С. Лазарев // Вузовские вести (МИМ ЛИНК). 1999. №15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ou-link.ru/pub/99vv17.html. (дата обращения 15.10.2019).

10. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Спб.: Питер, 2019. 608 с.

11. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-10.

12. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. д-а пед. наук, профессора В.И. Байденко и д-а тех. наук, профессора Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 142 с.

13. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

теория и методика профессионального образования

14. Волынкина Н.В. Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе: дис. ... доктора пед. наук Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. 454 с.

REFERENCES

1. Alatorceva I.S. Formirovanie gotovnosti voennyh specialistov k samoopredeleniyu v grazhdanskih professiyah: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009. 21S p.

2. Borisyuk A.B. Formirovanie ekonomicheskoj kul'tury uvolennyh v zapas voennosluzhaschih pri obuchenii predprinimatel'stvu v sisteme professional'nogo dopolnitel'nogo obrazovaniya: na primere MGTUim. N/E. Baumana: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 145 p.

3. Nekrasov A.M. Razvitie sistemy professional'noj perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii rukovoditelej sfery obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo i lichnostno-orientirovannogo podhodov (na primere MGTU im. N/E. Baumana): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2G1G. 2б p.

4. Danilova I.N. Realizaciya metodov aktivnogo obucheniya v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii oficerskih kadrov: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011. 237 p.

5. Klimov R.A. Realizaciya problemno-deyatel'nostnogo obucheniya v podgotovke oficerov k pedagogicheskoj deyatel'nosti v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2GB. 171 p.

6. Modernizaciya obrazovaniya kak uslovie operezhayuschego social'no-'ekonomicheskogo razvitiya strany / A.A. Derkach // Akmeologiya. 2017. № 3. pp. 12-22.

7. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya: [v 30 t.] / gl. red. A.M. Prohorov. З-e izd. M.: Sovetskaya 'enciklopediya, 19б9-1978.

В. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / Pod red. prof. L.I. Skvorcova. 28-e izd. pererab. M.: Mir i obrazovanie, 2G14. 1З7б p.

9. Deyatel'nostnyj podhod k novomu ponimaniyu celej vysshego obrazovaniya / V.S. Lazarev // Vuzovskie vesti (MIM LINK). 1999. № 15. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.ou-link.ru/pub/99vvl7.html. (data obrascheniya 15.1G.2G19).

1G. Hutorskoj A.V. Pedagogika. Uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya. Spb.: Piter, 2G19. 6GB p.

11. Zimnyaya I.A. Kompetenciya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii // Inostrannye yazyki v shkole. 2012. № 6. pp. 2-1G.

12. Bolonskij process: glossarij (na osnove opyta monitoringovogo issledovaniya) / Avt. sost.: V.I. Bajdenko, N.A. Selezneva, O.L. Vorozhejkina, E.N. Karacharova, L.N. Tarasyuk / Pod nauch. red. d-a ped. nauk, professora V.I. Bajdenko i d-a teh. nauk, professora N.A. Seleznevoj. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2GG9. 142 p.

13. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). M.: Izdatel'stvo IKAR, 2GG9. 44В s.

14. Volynkina N.V. Infolingvisticheskaya sistema razvitiya intellektual'no-tvorcheskih sposobnostej uchaschejsya molodezhi v vysshej shkole: dis. ... doktora ped. nauk Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2G12. 454 p.

© Солохин А.В., Волынкина Н.В., 2019

Солохин Алексей Владиславович, адъюнкт 210 кафедры управления повседневной деятельностью подразделений, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, Alexay777@mail.ru.

Волынкина Наталия Валериевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, volynkina_n@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.