УДК 378.126.014
ББК Ч448.042 + Ч448.478
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова
Социально-экономические трансформации общества, образовательные реформы актуализировали ряд проблем, связанных с внедрением ФГОС ВПО нового поколения, переходом на многоуровневую систему, изменением условий функционирования вузов, в частности, проблемы отсутствия достаточных профессиональных психолого-педагогических компетенций у преподавателей вузов. Цель исследования - обоснование профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей как средства развития их личностно-профессиональных ресурсов. Проведен анализ практического опыта авторов в реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки психолого-педагогической направленности. Выявлены личностно-профессиональ-ные ресурсы преподавателей вузов; обосновано, что образовательные программы профессиональной переподготовки «Психология профессиональной деятельности» и «Педагогика высшей школы», «Международный преподаватель инженерного вуза» способствуют развитию личностно-профессиональных ресурсов преподавателей вузов. Научная новизна заключается в разработке психолого-педагогической системы профессиональной переподготовки преподавателей, обеспечивающей формирование высокого уровня их международной конкурентоспособности и личностного профессионализма. Практическая значимость содержится в разработке ряда дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки преподавателей высшей школы «Психология профессиональной деятельности» и «Педагогика высшей школы», а также программы «Международный преподаватель инженерного вуза» в многолетней реализации программ профессиональной переподготовки по указанным направлениям; обучение по этим программам прошли почти все преподаватели Казанского национального исследовательского технологического университета и Казанского высшего военного командного училища.
Ключевые слова: преподаватели инженерных вузов, профессиональная психолого-педагогическая переподготовка.
Современные социальные изменения и трансформации системы высшего профессионального образования обусловливают всё большую значимость процесса развития системы профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей высшей школы, под которым понимается образовательный процесс, предполагающий реализацию новых психолого-педагогических подходов, концептуальных идей в соответствии с изменяющимися запросами страны, социума, вузов, самих преподавателей и производственных сфер.
Говоря о ресурсах личности как психологическом понятии, стоит привести исследования современного западного психолога S. НэЬйэИ [9] который считает, что «человеческий ресурс» - это то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Психологические личностные ресурсы состоят из следующих компонентов:
1) материальные объекты как объективные факторы или внешняя среда, обусловливающая социально-личностное поведение субъекта (доход, дом, транспорт, одежда, материальные ценности);
2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние факторы (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.);
3) психические и физические состояния;
4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения значимых для личности целей [9].
Ядром ресурсной концепции S. НэЬАэИ является принцип сохранения ресурсов: каждая личность стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптималь-
но использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы.
Профессия педагога, преподавателя вуза тесно связана с общением с большим количеством людей: студенты, их родители, коллеги, представители администраций различных социальных институтов, возрастающая интеграция современного высшего профессионального образования в международное пространство, развивающиеся инновационные технологии и многие другие социально-психологические факторы позволяют отнести данную профессию к области профессий с повышенным эмоциональным выгоранием.
Современные специалисты в области высшего профессионального образования считают, что «общие требования к преподавателю высшей школы могут быть сформулированы следующим образом:
• профессиональная компетентность, основывающаяся на специальной научной, практической и психолого-педагогической подготовке;
• общекультурная гуманитарная компетентность, включающая знание основ мировой культуры, наличие гуманистических личностных качеств, ответственность за результаты собственной деятельности; мотивацию к самосовершенствованию;
• креативность, предполагающая сфор-мированность нестандартного мышления, владение инновационной стратегией и тактикой, гибкую адаптацию к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности;
• коммуникативная компетентность, включающая развитую речь, владение иностранными языками, владение современными средствами связи и основами компьютерной грамотности, умение составлять деловые бумаги, а также другие элементы общения;
• социально-экономическая компетентность, включающая развитую речь, владение основами современной экономики, знание основ и стратегии бизнеса, основ экологии и права» [7].
Следовательно, необходимо сформировать у преподавателей организаций высшего образования навыки сохранения своего психического здоровья, оптимизации своих эмоциональных затрат в межличностном общении; умения максимально активизировать свой интеллектуальный потенциал; помочь адаптироваться в системе отношений с зару-
бежными коллегами. Весь комплекс подобных знаний, умений, навыков и профессионально-личностных компетенций преподаватели могут получить в ходе профессиональной переподготовки по программам психолого-педагогической направленности.
Подобные дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки «Психология профессиональной деятельности» и «Педагогика высшей школы», «Международный преподаватель инженерного вуза» реализуются в Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала в ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» с 1994 года. Более того, ЦППКП КНИТУ аккредитован Международным обществом по инженерной педагогике (образованию) - International Society for Engineering Education (IGIP). После успешного прохождения обучения по программе «Инженерная педагогика» (240 часов) преподаватель получает сертификат «Международный преподаватель инженерного вуза», дающий право на ведение профессиональной деятельности в 38 странах мира [1, 3, 6].
Учебный план дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Психология профессиональной деятельности» (510 аудиторных часов) выстроен по модульному принципу. 25 дисциплин (19 зачётов и 6 экзаменов) разделены на 4 модуля: 1) введение, 2) естественнонаучные дисциплины, 3) общие профессиональные дисциплины, 4) дисциплины специализации.
Программа «Педагогика высшей школы» (508 аудиторных часов) состоит из 43 дисциплин, распределённых на 7 модулей. Предполагается, что слушатели проходят инженерно-педагогическую практику: слушатели посещают занятия своих коллег-преподавателей инженерных специальностей, выстраивают и проводят свои занятия.
Итоговая аттестация по дополнительным профессиональным программам может проводиться либо в форме итогового междисциплинарного экзамена, либо защиты итоговой аттестационной работы.
Международная программа по инженерной педагогике (240 часов) предполагает комплекс дисциплин, предписанных curriculum Международным обществом по инженерной педагогике (образованию) - International Society for Engineering Education (IGIP): 17 дисциплин (17 зачётов) и итоговый междисцип-
линарный экзамен. Аккредитацию каждого слушателя проводит Российский мониторинговый комитет Международного общества по инженерной педагогике (образованию) - International Society for Engineering Education (IGIP) по представленным документам слушателя. Основных требований три: инженерное образование, знание английского (или немецкого языка), успешное прохождение обучения по программе «Инженерная педагогика» [2].
Все документы оформляются на английском или немецком языках.
Следует отметить, что качество профессиональной подготовки преподавателей высшей школы во многом определяется эффективностью использования возможностей созданной в вузах образовательной среды и активного вовлечения преподавателей в максимально эффективное использование её дидактического потенциала.
Интегрируя всё вышесказанное, мы разработали Концепцию развития системы профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов, позволяющую подготовить преподавателей к функционированию в современных социокультурных условиях; расширить терминологическое пространство проблемы организации профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов в контексте ведущих концептуальных идей.
Концепция включает в себя:
• основные этапы становления системы профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов за период образовательных реформ;
• цели и задачи системы профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов, обусловленные целями высшего профессионального образования;
• технологию организации профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов (закономерности и принципы функционирования; методы, формы и средства);
• управление системой профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов;
• этапы реализации концепции;
• приоритеты совершенствования системы профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов;
• системно-функциональный, личностно-деятельностный и интегративный подходы -основополагающие в проектировании и фор-
мировании содержания профессионально-педагогической подготовки.
В последние годы на качество профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей высшей школы повлияло уменьшение числа педагогических институтов и педагогических университетов, выполнявших важную функцию переподготовки преподавательских кадров. Значительно сократилась сеть образовательных организаций переподготовки и повышения квалификации, в результате многие достижения отечественной высшей школы в области переподготовки преподавательских кадров были утрачены. В инженерных вузах подавляющее большинство преподавателей-предметников не имеют ни педагогического, ни психологического образования, а курсы повышения квалификации в большинстве своём носят краткосрочный характер и не могут в полном объёме сформировать необходимые профессионально-личностные компетенции [5].
Как показывает практика, в современных вузах проблема воспроизводства научно-педагогических кадров по-прежнему стоит крайне актуально. Согласно статистике, несмотря на увеличение доли преподавателей среднего возраста (30-40 лет), во многих вузах численность преподавателей старше 50 лет составляет более 40 %.
Тем самым в системе высшего профессионального образования возникла ситуация, когда, с одной стороны, сокращается число преподавателей, имеющих психолого-педагогическое образование, а с другой, постоянно возрастают требования к уровню профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава.
Выявленные проблемы детерминировали необходимость организации системы профессиональной переподготовки преподавателей высшей школы. Определённый импульс для её становления и развития был получен в результате введения программ профессиональной переподготовки «Преподаватель вышей школы», «Психология профессиональной деятельности» и «Инженерная педагогика». В рамках данных программ заложены задачи по подготовке преподавателей высшей школы нового типа, уровень компетентности которых позволил бы на практике, а не декларативно реализовать инновационную модель образования, эффективно функционировать в изменившихся условиях. Сложившаяся ситуация требует дальнейшего развития систе-
мы профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей высшей школы.
В современном научно-организационном поле реализации идеи эффективной психолого-педагогической переподготовки преподавателя высшей школы сложился ряд проблем, основная из которых - это отсутствие выраженного положительного эффекта в результате функционирования данной системы. Подобное явление можно связать с тем, что во многих вузах доминируют традиционные подходы при создании организационных условий для формирования системы переподготовки преподавателей высшей школы: введение же в систему профессиональной переподготовки программ профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей вузов «Преподаватель высшей школы» и «Психология профессиональной деятельности» окажет положительное действие на динамику данного процесса. Содержание модулей данных программ ориентировано на компетентностный формат, на специфику профессиональной психолого-педагогической деятельности в условиях развитой образовательной среды современного вуза. При этом обеспечить данные условия возможно только при максимальной согласованности структур вуза в процессе управления качеством подготовки преподавателей высшей школы [1, 8].
Для решения проблем профессиональной переподготовки преподавателей вузов необходимо отталкиваться как от теоретического анализа сложившейся ситуации - определения методологических ориентиров, инновационной сущности, структуры и содержания переподготовки преподавателей высшей школы, разработки и обоснования концепции развития системы переподготовки преподавателей высшей школы с учётом перевода высшего профессионального образования на ФГОС ВПО нового поколения, так и от апплицирования разработок непосредственно в образовательный процесс, разработки и внедрения психологической и педагогической программ, реализации концепции в образовательной практике, проверки её эффективности.
Предполагается, что в условиях качественных изменений в системе высшего профессионального образования усиливается противоречие между повышением требований к организации, содержанию системы переподготовки преподавателей высшей школы и не-
достаточной эффективностью её функционирования, не позволяющей в полной мере удовлетворять потребность вузов в квалифицированных кадрах, обладающих уровнем профессиональной компетентности, соответствующем объективным требованиям образовательной реальности [5].
Решить такую проблему возможно за счёт разработки концепции развития системы профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей высшей школы и ее реализации по следующим основным путям:
• совершенствование переподготовки преподавателей высшей школы в условиях постоянно усложняющейся образовательной среды вуза;
• повышение эффективности педагогического сопровождения студентов, магистрантов, аспирантов;
• проектирование индивидуальных образовательных маршрутов переподготовки преподавателей на основе реализации элективных курсов;
• вовлечение студентов, магистрантов, аспирантов в научно-исследовательскую работу вуза;
• использование современных форм организации воспитательной работы и упрочение их вклада в формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя высшей школы.
Выявлены основные тенденции становления и развития системы переподготовки преподавателей высшей школы в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике, заключающиеся в ориентации системы и концепции профессиональной психолого-педагогической переподготовки на формирование высококвалифицированного преподавателя высшей школы, ориентированного на активную профессиональную деятельность в международном пространстве. Систематизированы подходы к организации переподготовки преподавателей высшей школы на современном этапе развития системы высшего профессионального образования российских и зарубежных вузов по принципам системности и интегративности образовательного процесса; адекватности его содержания и форм принципам реализации личностно-социально-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе. Обоснованная совокупность внешних и внутренних детерминант обусловливает направления развития отечест-
венной системы переподготовки преподавателей высшей школы за период образовательных реформ.
Среди компонентов отечественной системы психолого-педагогической переподготовки преподавателей на современном этапе можно выделить следующие: эволюционность, опережающий характер развития; инноваци-онность, адаптивность, интегративность, информационность, наблюдаемость и идентифицируемость. Концепция развития системы профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей высшей школы должна предполагать подготовку преподавателей высшей школы к функционированию в современных социокультуных условиях, расширять терминологическое пространство проблемы организации профессиональной психолого-педагогической переподготовки преподавателей высшей школы в контексте ведущих концептуальных идей.
Литература
1. Иванов, В.Г. Проектирование содер-профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы /В.Г. Иванов. - Казань: Карпол, 1997. -258 с.
2. Инженерное образование в стране и мире: вызовы и решения (итоги международного симпозиума и международной научной школы / В.В. Кондратьев, Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, М.Н. Кузнецова //Казан. наука. -2013. - № 10. - С. 13-21.
3. Казакова, У.А. Значимость ряда характеристик системы дополнительного
образования в процессе формирования профессионального сознания слушателей / У.А. Казакова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 12. - С. 179-181.
4. Казакова, У.А. Ценностные приоритеты преподавателей высшей школы и их удовлетворённость качеством жизни / У.А. Казакова // Казан. пед. журнал. - 2008. -№ 7. - С. 13-22.
5. Кудрявцев, Ю.М. Основные принципы и закономерности функционирования и развития воспитательной системы высшего учебного заведения / Ю.М. Кудрявцев, О.Ю. Макарова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. -Т. 15, № 8. - С. 56-63.
6. Кудрявцев, Ю.М. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высших учебных заведений к воспитательной работе с социально запущенными студентами / Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова // Казан. наука. - 2012. - №7. - С. 12-20.
7. Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: моногр. / А.А. Кирсанов, В.Г. Иванов, Л.И. Гурье и др. - Казань: Карпол, 1997. -293 с.
8. Проблемы научно-исследовательской деятельности преподавателя высшей школы: учеб. пособие / И. Ф. Албегова, М.Н. Гаранина, Г.И. Ибрагимов и др. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2012. - 317с.
9. Hob foil, S. Resource conservation as a strategy for community psychology / S. Hobfoll, R.S. Lilly // Journal of Community Psychology. -1993. - 21. - 128-148.
Кудрявцев Юрий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методологии инженерной деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет, [email protected].
Казакова Ульяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методологии инженерной деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет, [email protected].
Поступила в редакцию 3 сентября 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2014, vol. 6, no. 4, pp. 85-91
PROFESSIONAL RETRAINING OF UNIVERSITY STAFF AS INSTRUMENT OF DEVELOPEMENT OF PERSONAL RESOURCES
Yu.M. Kudrjavtsev, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation, [email protected],
U.A. Kazakova, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation, [email protected]
Changes in social and economic life of the society as well as educational reforms have highlighted the problems connected with the introduction of new educational standards, transition to a multi-level system and higher education institution management, in particular, the lack of professional psycho-pedagogical competencies of university staff. The paper is aimed to make a rationale for the professional retraining of university staff as a means of developing their personal professional resources. The analysis of authors' first-hand experience in the implementation of additional professional programs was made. Personal and professional resources of university staff have been identified; educational retraining programs "Psychology of Professional Activities" and "Pedagogy of Higher Education", "International Lecturer of Engineering Institute" have proved to be efficient in developing personal and professional resources of the university staff. The retraining system of the university staff in the sphere of psychology and pedagogy has been developed that provides high international competitiveness and proficiency of the university staff. A number of retraining programs: "Psychology of Professional Activity", "Pedagogy of Higher Education" and "International Lecturer of Engineering Institute" have been developed. All the staff of the Kazan National Research Technological University and the Kazan Higher Military Command School have been retrained.
Keywords: staff of engineering higher schools, professional psychological and pedagogical retraining programmes.
References
1. Albegova I.F., Garanina M.N., Ibragimov G.I., Kondrat'ev V.V., Kudryavtsev Yu.M., Redin L.V., Utkin V.E., Utkin Yu.V. Problemy nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti prepodavatelya vysshey shkoly [Problems of Research Activities of High School Teacher]. Kazan', MOiN RT Publ., 2012.317 p.
2. Ivanov V.G. Proektirovanie soderzhaniya professional'no-pedagogicheskoy podgotovki prepodavatelya vysshey tekhnicheskoy shkoly [Designing a Content of Vocational Training Teacher of Higher Technical School]. Kazan', Karpol Publ., 1997. 258 p.
3. Kazakova U.A. [Significance of a Number of Characteristics of the System of Additional Education in the Formation of Professional Consciousness of Students]. Bulletin of Kazan Technological University, 2010, no. 12, pp. 179-181. (in Russ.)
4. Kudrjavtsev Yu.M., Kazakova U.A. [Psychological and Pedagogical Training of Teachers of Higher Educational Institutions for Educational Work with Social Neglected Students]. Kazan Science, 2012, no. 7, pp. 12-20. (in Russ.)
5. Kazakova U.A. [Value Priorities of High School Teachers and Their Satisfaction with a Qqua-lity of Life]. Kazan Pedagogical Journal, 2008, no. 7, pp. 13-22. (in Russ.)
6. Kirsanov A.A., Ivanov V.G., Gur'e L.I., Kuramshin I.Ya., Rogov M.G., Chirkunova S.K., Zarminov A.E. Metodologicheskie i metodicheskie osnovy professional'no-pedagogicheskoy podgotovki prepodavatelya vysshey tekhnicheskoy shkoly [Methodological and Methodical Foundations of Vocational Training Teacher of the Higher Technical School]. Kazan', Karpol Publ., 1997. 293 p.
7. Kondrat'ev V.V., Kudryavtsev Yu.M., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. [Engineering Education in the Country and the World: Challenges and Solutions (the Results of the International Symposium and the International Scientific School]. Kazan Science, 2013, no. 10, pp. 13-21. (in Russ.)
8. Kudryavtsev Yu.M., Makarova O.Yu. [Basic Principles and Laws of Functioning and Development of Educational System of Higher Education Institution]. Bulletin of Kazan Technological University, 2012, no. 8, vol. 15, pp. 56-63. (in Russ.)
9. Hobfoll S., Lilly R.S. Resource Conservation as a Strategy for Community Psychology. Journal of Community Psychology, 1993, no. 21, pp. 128-148.
Received 3 September 2014