Научная статья на тему 'Научно-методические аспекты решения проблемы депривирующего воздействия среды военного вуза на обучающихся'

Научно-методические аспекты решения проблемы депривирующего воздействия среды военного вуза на обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда вуза / депривация / депривация курсантов / депривирующее воздействие среды / модель психолого-педагогического сопровождения / educational environment of the University / deprivation / cadet’s deprivation / depriving influence of the environment / model of psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зибров Геннадий Васильевич, Белошицкий Александр Владимирович, Скибо Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются научно-методические аспекты решения проблемы депривации в образовательной среде военного вуза, представленные в разработанной модели психологопедагогического сопровождения курсантов и программе психолого-педагогической поддержки в преодолении психической депривации в образовательной среде военного вуза. Предлагаются направлениями деятельности по предупреждению депривации: условия, создаваемые в вузе и формирующие его среду, деятельность по актуализации личностных ресурсов курсантов в преодолении депривационного воздействия среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зибров Геннадий Васильевич, Белошицкий Александр Владимирович, Скибо Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

sCientifiC methodoloGiCal asPeCts of solVinG the Problem of the dePriVinG influenCe of the militarY uniVersitY enVironment on students

The article discusses the scientific and methodological aspects of solving the problem of deprivation in the educational environment of a military University, presented in the developed model of psychological and pedagogical support for cadets and the program of psychological and pedagogical support in overcoming mental deprivation in the educational environment of a military University. Authors suggests the following activities to prevent deprivation: conditions created in the University and forming its environment, activities to update the personal resources of cadets in overcoming the deprivation impact of the environment.

Текст научной работы на тему «Научно-методические аспекты решения проблемы депривирующего воздействия среды военного вуза на обучающихся»

УДК 355:159.9 ГРНТИ 78.21.15

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРИВИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА НА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Г.В. ЗИБРОВ, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

А.В. БЕЛОШИЦКИЙ, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Т.Ю. СКИБО, кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье рассматриваются научно-методические аспекты решения проблемы депривации в образовательной среде военного вуза, представленные в разработанной модели психолого-педагогического сопровождения курсантов и программе психолого-педагогической поддержки в преодолении психической депривации в образовательной среде военного вуза. Предлагаются направлениями деятельности по предупреждению депривации: условия, создаваемые в вузе и формирующие его среду, деятельность по актуализации личностных ресурсов курсантов в преодолении депривационного воздействия среды.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, депривация, депривация курсантов, депривирующее воздействие среды, модель психолого-педагогического сопровождения.

scientific methodological aspects of solving the problem of the depriving influence of the military university environment on students

G.V. ZIBROV, Doctor of Pedagogical sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) A.V. BELOSHITSKIY, Doctor of Pedagogical sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) T. YU. SKIBO, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article discusses the scientific and methodological aspects of solving the problem of deprivation in the educational environment of a military University, presented in the developed model of psychological and pedagogical support for cadets and the program of psychological and pedagogical support in overcoming mental deprivation in the educational environment of a military University. Authors suggests the following activities to prevent deprivation: conditions created in the University and forming its environment, activities to update the personal resources of cadets in overcoming the deprivation impact of the environment.

Keywords: educational environment of the University, deprivation, cadet's deprivation, depriving influence of the environment, model of psychological and pedagogical support.

Введение. Профессия военнослужащего признана Всемирной организацией здравоохранения одной из самых сложных и включена в первую десятку наиболее опасных. Содержание и условия осуществления военно-профессиональной деятельности имеют свои особенности, ведущие к различного рода профессиональным деформациям. Основными среди них выделяем: фрустрацию, ситуативную, переходящую в личностную; тревожность;

различные варианты саморазрушающего поведения, предпосылки для формирования которых создаются в процессе подготовки будущих офицеров в военном вузе. Речь идет о специфических условиях службы, жизнедеятельности и учебы, которые сопряжены с рядом существенных ограничений (территориальная замкнутость, гомогенный состав воинского коллектива, строго заданные субординационные отношения, регламентация жизнедеятельности уставами и другими руководящими документами и т. д.). В совокупности названные факторы дают основание полагать, что депривация, как невозможность или ограниченность в реализации базовых потребностей человека, является неотъемлемым атрибутом военной службы, существенно влияющим на физическое и психическое состояние военнослужащих.

Актуальность. Объективно о наличии данной проблемы свидетельствуют документы, направленные на профилактику и коррекцию дезадаптивных состояний военнослужащих: Приказы Министра обороны Российской Федерации (от 22 февраля 2019 г. № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации»; от 30 декабря 2015 г. № 855 дсп; от 04.08.2014 г. № 533 «О системе работы должностных лиц и органов военного управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих ВС РФ»; от 10 июня 2014 г. № 388 «О комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов»)и др.

Обязательным условием организации военного образования является реализация принципов создания искусственной (или временной) изоляции, с одной стороны, обеспечивающей его специфику, с другой - вызывающей негативные следствия на когнитивном и поведенческом уровне у тех курсантов, которые не смогли адаптироваться к условиям учебы и жизни в военном вузе [1]. Существуют проблемы осознания и осмысления курсантами военной службы и учебы в военном вузе. Связано это с тем, что абитуриенты и курсанты первого курса не имеют четких, адекватных реальности представлений об особенностях организации и специфике жизнедеятельности в военном вузе, зачастую они не готовы к существенным физическим нагрузкам, интенсивному интеллектуальному труду, психическому напряжению в процессе учебной и служебной деятельности. Это создает предпосылки для возникновения различных видов депривации и, как следствие, снижения качества подготовки будущих офицеров к выполнению ими задач военно-профессиональной деятельности и самореализации в ней. В связи с этим преподаватели и офицеры курсового звена должны иметь инструментарий для снижения депривационного воздействия среды военного вуза на курсантов, позволяющий нивелировать риск, предотвратить девиантное поведение, что обусловливает актуальность данной работы.

Анализ разработанности проблемы депривационного воздействия среды военного вуза на курсантов свидетельствует о том, что отдельные аспекты депривации на социальном, психическом и психофизиологическом уровне представлены в трудах Н.А. Андрияновой, Г.А. Броневицкого, А.А. Диденко, Р.Г. Побегайлова. Возникновение и развитие депривации в особых условиях с объективно большим депривационным потенциалом - в закрытых гарнизонах, условиях боевых действий, изолированных групп и т. п. - рассмотрено в работах Н.А. Андрияновой, К.А. Бервицкого, Л.Н. Бережновой, А.А. Даниленко, А.В. Онищенко, О.В. Стрелковой и др.

Теоретико-методологическую основу для проведения исследования составляют труды, посвященные механизмам развития различных видов депривации (Б.Г. Ананьев, Е.Г. Алексеенкова, А.В. Боенко, Й. Лангмейер, А.Г. Маклаков, З. Матейчек, В.Н. Мясищев, О.А. Орехов).

В становлении профессиональной Я-концепции будущего офицера, ценностных оснований осуществления им военно-профессиональной деятельности и механизмов адаптации к ней, принципиально значимым является этап ее освоения в процессе профессиональной

подготовки в военном вузе. Именно этот этап профессионализации представлял особый интерес.

Объектом исследования являлась среда военного вуза как целостное специфическое образование, предметом - депривирующее воздействие среды военного вуза на курсантов.

Цель исследования заключалась в разработке научно-методических аспектов решения проблемы депривирующего воздействия среды военного вуза на обучающихся и предупреждения возникновения отклоняющегося поведения.

Основное внимание на первом этапе работы в 2018 г. было посвящено анализу и обобщению теоретических исследований по проблеме депривации военнослужащих и проведению констатирующего эксперимента на базе Военно-воздушной академии, что позволило: определить специфику депривационного воздействия среды военного вуза на курсантов, выявить основные депривирующие факторы, негативно влияющие на обучающихся, и степень их воздействия, проанализировать особенности использования курсантами копинг-стратегий и стратегий совладающего поведения в ситуации депривации.

В эксперименте приняли участие 509 курсантов из 30 групп (293 первокурсника и 216 обучающихся на 4 курсе). Основным результатом констатирующего эксперимента стало выявление депривационного воздействия среды военного вуза. Его испытывают все курсанты-первокурсники и 92 % курсантов, обучающихся на 4 курсе (на 1 курсе опросных листов с нулевым выбором нет, в 26 % анкет маркированы все факторы со средней балльной оценкой 3,87 балла из 10 возможных; на 4 курсе 8 % анкет с нулевым выбором, 3 % анкет с выбором всех депривирующих факторов со средней оценкой 4,61 балла).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что наибольшее депривационное воздействие в профессиональном военном образовании на курсантов оказывают следующие факторы: адаптации на первом курсе и мотивации на четвертом. Фактор адаптации к условиям военного вуза остается актуальным и на старших курсах, а фактор мотивации связан с тем, что у части курсантов нет устойчивого адекватного представления о будущей профессиональной деятельности по предназначению, что не обеспечивает самоутверждение в правильности выбора профессии и снижает устремленность ее осваивать. Количество выборов курсантами 1 и 4 курсов депривирующих факторов представлено на рисунке 1.

60,00

11 курс % ■ 4 курс %

50,00

40,00

30,00

20,00

10,00

0,00

Рисунок 1 - Количество выборов курсантами депривирующих факторов

На рисунке 1: 1 - адаптация к новым условиям учебы и жизнедеятельности; 2 - недостаточная база собственной подготовки; 3 - недостаточная преемственность образования в системе школа-вуз; 4 - низкий уровень согласованности во взаимодействии преподавателей и курсантов; 5 - отсутствие стимулирующей коммуникации у преподавателя; 6 - недостаточные профессионализм и компетентность преподавателей; 7 - трудности социального взаимодействия (по вертикали и горизонтали); 8 - ограничения в удовлетворении образовательных потребностей; 9 - ограничения в самореализации в образовательной деятельности; 10 - ограничение в получении образования, определяющего конкурентоспособность будущего офицера; 11 - недостаточное качество образовательных услуг; 12 - отсутствие практики получения дополнительного образования, повышающего качество профессиональной подготовки; 13 - неправильная мотивация; 14 - разочарование в выборе профессии; 15 - невозможность удовлетворить свои базовые потребности в питании, жилье, медицинском обслуживании, образовании; 16 - субъективное восприятие и болезненное переживание собственного положения как более худшего по сравнению с положением других; 17 - другое.

Факторами с большим депривационным потенциалом также являются: психологический микроклимат в учебной группе, стиль руководства и индивидуально-педагогической деятельности офицеров и преподавателей, распорядок жизни и деятельности курсантов в академии, возможности для организации досуга и личной жизни, препятствия для самореализации обучающихся в образовательной деятельности. При этом выявлено усиление действия депривирующих факторов на курсантов более старших курсов в том случае, если процесс их адаптации был затруднен и не получил положительного завершения.

Также определена специфика депривационного воздействия среды военного вуза на курсантов, состоящая в наличии эффекта стимульного обеднения и преобладании таких видов депривации, как социально-психологическая и образовательная, что нашло отражение в графическом выражении видов депривации по количеству выборов курсантами депривирующих факторов на рисунке 2.

Рисунок 2 - Виды депривации по количеству выборов курсантами депривирующих факторов

При этом важно представлять, как будут действовать испытуемые под влиянием данных факторов. Для этого были проанализированы особенности использования курсантами копинг-стратегий и стратегий совладающего поведения в ситуации депривации. Обобщенные результаты тестирования курсантов по методике Д. Амирхана свидетельствуют о том, что базовые стратегии поведения, с которыми курсанты приходят на 1 курс в качестве личностных образований, практически не изменяются под воздействием среды военного вуза.

Итоги тестирования курсантов 1 и 4 курсов по методике Э. Хейма показали, что они отдают предпочтение наиболее адаптивным копинг-стратегиям: «придание смысла» и «проблемный анализ» в когнитивной сфере, «оптимизм» - в эмоциональной сфере, «отвлечение» и «сотрудничество» - в поведенческой сфере.

В целом исследование показало, что выраженного депривационного синдрома и тенденций к формированию псевдосовладающего поведения не выявлено. В связи с этим организация превентивной социально-психологической терапии депривации курсантов в условиях образовательной среды академии будет иметь особенности, обусловленные следующими характеристиками самой среды:

материально-предметный компонент образовательной среды военного вуза характеризуется отсутствием необходимого доступа к информационным ресурсам, недостаточной представленностью исследовательских лабораторий, центров инновационной деятельности;

социокультурный компонент образовательной среды характеризуется недостаточно эффективной работой социально-психологической службы в данном направлении, низким уровнем толерантности к неуспевающим курсантам, фактическим отсутствием тренингов и эффективных способов коррекционно-развивающей работы. При этом отмечается, что кураторство учебных групп, осуществляемое курсовыми руководителями достаточно эффективно;

деятельностный (психодидактический) компонент характеризуется авторитарным стилем общения субъектов активные и интерактивные методы обучения не являются приоритетными в применении, не создаются творческие мастерские и инициативные группы курсантов, действующие по различным направлениям.

В целом полученные на первом этапе исследования результаты, с одной стороны, позволили сделать вывод о закономерном снижении воздействия депривирующих факторов на курсантов к старшим курсам, об их адаптации к условиям учебы и жизнедеятельности; с другой - о качестве преодоления действия депривирующих факторов курсантами, которое зависит как от их индивидуальных особенностей и готовности к адекватному восприятию новых объективно существующих условий, так и определяется средовыми условиями образовательного учреждения. В логике сделанного заключения очевидно, что депривация в образовательном процессе может быть снижена и/или преодолена, если данные условия подвергнутся целенаправленному изменению и коррекции, что созвучно выводам, сделанным ведущим отечественным исследователем депривации в образовательном процессе Л.Н. Бережновой [2].

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование депривации курсантов позволили выделить научно-методические аспекты решения проблемы депривирующего воздействия среды военного вуза на курсантов.

Прежде всего, обоснованы социально-психологические, психолого-педагогические и организационно-педагогические условия снижения депривирующего воздействия среды военного вуза на курсантов, ведущими среди которых выступают: создание адаптивной образовательной среды, развитие профессиональной мотивации курсантов на основе непрагматической познавательной потребности, обеспечение готовности преподавателей и командиров курсантских подразделений к работе по снижению депривационного воздействия среды на курсантов [3].

офицерами и тактическими

образовательной среды образовательного процесса,

ы

Содержание выделенных условий свидетельствует о том, что основным направлением деятельности по ослаблению депривационного воздействия среды военного вуза на обучающихся является ориентация на их саморазвитие, что возможно при создании условий, способствующих гуманизации и гуманитаризации военного образования. В образовательном процессе, осуществляемом на основе гуманизации и гуманитаризации образования, движущей силой профессионально-личностного развития обучающегося является конструктивное разрешение противоречия, возникающего между достигнутым уровнем самореализации на данном этапе и возможностями для педагогического влияния и взаимодействия, которыми располагает отдельный преподаватель и педагогическое сообщество в целом [4]. Смысл этого влияния и взаимодействия заключается в создании условий для адекватного «здесь и сейчас» и прогностически выверенного для статуса «офицер, военный специалист» самовосприятия, осознания курсантами необходимости и усиления потребности в самоактуализации в учебно-профессиональной деятельности, в раскрытии перспектив саморазвития и самореализации.

Обобщенные и систематизированные результаты исследования представлены в разработанной модели психолого-педагогического сопровождения курсантов в образовательной среде военного вуза на рисунке 3.

Данная модель включает: подходы и принципы; условия преодоления депривационного воздействия среды; компоненты образовательной среды, определяющие возможность реализации выделенных условий; содержание, средства и технологии педагогической поддержки и сопровождения курсантов как механизма преодоления депривационных факторов в образовательном процессе; показатели результативности работы в ценностно-целевом, организационно-деятельностном и результативном компонентах.

Подходом первого уровня в разработке модели был аксиологический подход, ориентирующий, что решение проблемы депривации связано, прежде всего, со смысложизненными ориентациями обучающихся и личностным смыслом понятий «стать офицером, военным профессионалом». Реализация выделенного базового условия, связанного с развитием непрагматической мотивации учения, направлена, прежде всего, на формирование навыков самопрогнозирования, самоорганизации и самоконтроля, и должна обеспечить запуск и эффективное функционирование защитных механизмов преодоления депривации в идеальном плане (сознании) курсанта, построение индивидуальной траектории противодействия депривационным факторам, что в целом будет способствовать сохранению физического и психического здоровья курсантов, гармоничному сочетанию учебной и служебной деятельности.

При моделировании психолого-педагогического сопровождения курсантов в образовательной среде военного вуза было установлено, что его эффективность может быть обеспечена только при взаимодействии и заинтересованном участии всех субъектов образовательного процесса: курсантов, преподавателей, курсовых офицеров, специалистов психологической службы, руководящего состава. Подготовка к предупреждению депривации курсантов в образовательном процессе может проводится реализацией дополнительных программ профессионального образования, что позволит повысить профессиональную компетентность и одновременно стать действенным средством преодоления депривации в образовательной среде военного вуза. Для этого предлагается «Программа психолого-педагогической поддержки курсантов в преодолении психической депривации в образовательной среде военного вуза», структура которой представлена на рисунке 4.

Программа состоит из: психологического практикума (тренинга) «Психология депривации» для курсантов, рассчитанного на 48 часов; программы повышения квалификации «Личность в условиях психической депривации» для преподавателей и офицеров (54 часа); программы однодневного семинара-практикума для психологов «Предупреждение депривации в образовательном процессе» (8 часов).

ЦЕЛЬ

предупреждение депривации курсантов в образовательной среде военного вуза ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ ориентация на саморазвитие курсанта

ЗАДАЧИ

обогащение межличностного и

собственно педагогического взаимодействия

дополнение функций преподавателя и офицера-наставника

оптимизация

стиля деятельности и

общения педагогического и командного состава

поощрение самостоятельности

обучающегося в учебной и военно-профессиональной деятельности

формирование у курсанта готовности к выбору путей

реализации образовательных возможностей

развитие качеств гуманной личности -доброжелательности, способности к сопереживанию, уважению себя и других

ПОДХОДЫ

Ценностный

Деятельностныи

Системный

Личностно-ориентированный

Психологический

Субъективно-объективный

ф ПРИНЦИПЫ ф

непрерывного вовлечения в разнообразные виды деятельности

взаимосвязи и целостности работы по предупреждению депривации

индивидуальной работы с курсантами

развития непрагматической познавательной потребности

изменения восприятия депривационных условий

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

о _

5 $

а

в к 1

а '!18

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ компонент КОММУНИКАТИВНЫЙ компонент ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ компонент

«место-ситуация» «персонализация» «территориальность»

Содержание и методы обучения -психодидактические условия развития личности Межличностные отношения и социокультурные условия их осуществления Материальные факторы образовательного процесса

|| £ о

II

1) создание в военном вузе адаптивной образовательной среды;

2)обеспечение готовности педагогического и офицерского состава к работе по снижению депривационного воздействия среды военного вуза на курсантов

1) наличие внутренних индивидуально-психологических особенностей личности, обеспечивающих преодоление психической депривации;

2) целенаправленная работа по формированию социально-психологической структуры первичных воинских коллективов

1) развитие профессиональной мотивации курсанта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) активизация внутренних ресурсов и развитие индивидуально-психологических личностно-значимых качеств курсантов

3) обеспечение возможности удовлетворения значимых потребностей курсантов в развитии и самореализации

Организационно-педагогические условия снижения депривации

Социально-психологические условия снижения депривации

Психолого-педагогические условия снижения депривации

Основы психоэкологии

Программа превентивной социально-психологической терапии депривации и оказания помощи депривированным Методы социально-психологической реинтеграции депривированных в образовательной и повседневной деятельности Программа повышения квалификации для преподавателей и офицеров «Личность в условиях психической депривации»

РЕЗУЛЬТАТ

преодоление депривации курсантов в образовательной среде военного вуза

Когнитивная сфера

Ценностно-эмоциональная сфера

Поведенческая сфера

снижение конфликтности, открытость в общении, взаимоуважение, стремление к самопознанию

высокая удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса качеством взаимоотношений, защищенность, самопримятие, самораскрытие обучающегося

положительная динамика личных достижений, готовность к самореализации

Рисунок 3 - Модель психолого-педагогического сопровождения курсантов в образовательной среде военного вуза

При этом деятельность по предупреждению депривации должна быть организована как особое по содержанию и качеству многоуровневое взаимодействие, основанное на понимании, сопереживании и содействии в решении затруднений и проблем, возникающих в

ы

образовательном процессе (метод педагогической поддержки), и принципе индивидуальной работы с курсантами.

В модели и программе отражены научно-обоснованные рекомендации, предполагающие реализацию различных стратегий педагогической поддержки в зависимости от качества мотивации и уровня личностного и профессионального развития курсантов. Представленные на рисунке 4 стратегии педагогической поддержки имеют иерархический характер и должны реализовываться последовательно в рамках различных тактик взаимодействия с обучающимися. Отличительными особенностями деятельности по реализации различных стратегий будут содержание и формы работы, направленные на достижение баланса между уровнем развития и характером мотивации курсантов к учебной и военно-профессиональной деятельности. Общим признаком в реализации стратегий педагогической поддержки является гуманистическая направленность, ценностное отношение к личности, процессу ее саморазвития и самореализации в учебной и военно-профессиональной деятельности.

Психологическая поддержка курсантов в преодолении психической депривации включает эмоциональную, информационную, личностно-развивающую и организационно-методическую виды поддержки, которые осуществляются в рамках социально-психологической работы и в учебном процессе. Это деятельность по психологическому просвещению, психологической профилактике, организации коррекционно-развивающей работы, осуществляемая преподавателями, командирами при активном содействии специалистов психологической службы.

Рисунок 4 - Программа психолого-педагогической поддержки курсантов в преодолении психической депривации в образовательной среде военного вуза

Психолого-педагогическое сопровождение курсантов в образовательной среде военного вуза должно быть адресным, направленным не только собственно на профилактику депривации в культурно-образовательной среде вуза, но и на преодоление эффекта «отчуждающего обучения».

Основной целью работы является формирование у будущих офицеров установки на возможность самостоятельного преодоления образовательной депривации. Достижение данной цели возможно только при активном и целенаправленном взаимодействии всех субъектов образовательного пространства по созданию выделенных социально-психологических, педагогических и организационно-методических условий, а также по активизации личностных ресурсов обучающихся как субъектов разных видов деятельности и развития у них качеств, которые обеспечивают самостоятельное преодоление психической депривации, и прежде всего «адекватную самооценку и позитивную Я-концепцию личности, развитую способность к рефлексии и целеполаганию, ассертивность, высокий уровень развития познавательной активности и навыков саморегуляции, представленность коммуникативных и творческих способностей» [5].

Выводы. Результаты исследования феномена депривации в условиях военного вуза подтверждают, что значимыми научно-методическими аспектами решения проблемы депривирующего воздействия среды военного вуза на обучающихся являются: гуманистическая направленность обучения и военно-служебной деятельности; согласованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; доминанта деятельностной формы реализации стратегий и тактик педагогической поддержки, состоящей в самостоятельном и осознанном преодолении депривации курсантами на основе переосмысления собственных ресурсов и возможностей изменения отношения к проблеме; методы психолого-педагогической коррекции курсантов должны быть направлены на развитие у них положительных представлений о себе и своем будущем в военно-профессиональной сфере.

Решение проблемы депривирующего воздействия среды военного вуза в практике подготовки будущих офицеров связано с внедрением основ психоэкологии и социопетальных способов организации жизненного пространства, разработкой и реализацией критериев психологически безопасной образовательной среды, использованием методов социально-психологической реинтеграции депривированных курсантов. Это обеспечит предупреждение или снижение депривации курсантов в образовательном процессе: на когнитивном уровне - в открытости и признании объективности и истинности опыта, стремлении к самопознанию и самоуважению, самопринятии, снижении конфликтности и принятии другого; на ценностно-эмоциональном уровне - в удовлетворенности качеством жизни и взаимодействия с другими, наличии стойкого положительного эмоционального фона, чувстве защищенности, дающем основание для самораскрытия и реализации в образовательной и военно-профессиональной деятельности; на поведенческом уровне - в самоактуализации и положительной динамике личностных достижений, удовлетворяющих ожиданиям обучающегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 253 с.

2. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 253 с.

3. Скибо Т.Ю. Условия снижения депривационного воздействия среды военного вуза на курсантов / Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Гуманитарно-педагогической академии. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2019. С. 193-199.

4. Гуманитарная технология в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Бережновой, В.И. Богословского. СПб.: Книжный Дом, 2007. 240 с.

5. Психическая депривация: хрестоматия / сост. Н.Н. Крыгина. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003. 369 с.

REFERENCES

1. Kondrat'ev M.Yu. Social'naya psihologiya zakrytyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. SPb.: Piter, 2005. 253 p.

2. Berezhnova L.N. Preduprezhdenie deprivacii v obrazovatel'nom processe. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2000. 253 p.

3. Skibo T.Yu. Usloviya snizheniya deprivacionnogo vozdejstviya sredy voennogo vuza na kursantov / Profilaktika deviantnogo povedeniya detej i molodezhi: regional'nye modeli i tehnologii: sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 75-letiyu Gumanitarno-pedagogicheskoj akademii. Simferopol': OOO «Izdatel'stvo Tipografiya «Arial», 2019. pp. 193-199.

4. Gumanitarnaya tehnologiya v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede: preduprezhdenie kul'turnoj deprivacii: ucheb. posobie / pod red. L.N. Berezhnovoj, V.I. Bogoslovskogo. SPb.: Knizhnyj Dom, 2007. 240 p.

5. Psihicheskaya deprivaciya: hrestomatiya / sost. N.N. Krygina. Magnitogorsk: Izd-vo MaGU, 2003. 369 p.

© Зибров Г.В., Белошицкий А.В., Скибо Т.Ю., 2020

Зибров Геннадий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, начальник Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Белошицкий Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, начальник центра организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Скибо Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно -исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, tatskibo@yandex.ru.

ы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.