УДК 378.124 ГРНТИ 14.15.07
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
X*
Т.В.ЛАРИНА, доктор педагогических наук, доцент
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
В статье рассматриваются особенности инновационной педагогической деятельности в военных вузах в соответствии со стратегией инновационного развития Российской Федерации. Обосновывается необходимость применения в образовательном процессе авторских наработок на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих профессиональную специфику, при этом повышающих наукоемкость образовательных программ. Представлены дидактические условия, при которых педагогические технологии обучения будут удовлетворять требованиям инновационного подхода.
Ключевые слова: обеспечение качества; инновационная педагогическая деятельность; инновационное развитие; инновационный процесс; инновационный потенциал; педагогические технологии; результаты исследований научных школ.
INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITIES AS QUALITY
ASSURANCE OF EDUCATION FACTOR
T. V. LARINA, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
The article discusses the features of innovative pedagogical activity in military educational institution in line with the strategy of innovative development of the Russian Federation. The necessity of the use of copyright in the educational process development based on the results of scientific research of the university schools, taking into сconsideration professional peculiarities, and the increasing knowledge-based educational programs. Didactic conditions under which educational learning technology will meet the requirements of an innovative approach are presented.
Keywords: quality assurance, innovative educational activities, innovative development, innovation process, innovation potential, educational technology, the results of scientific research schools.
Введение. В современных условиях педагогическая парадигма предполагает смену созерцательной установки в педагогической системе обеспечения качества военного образования на инновационную деятельность, когда приоритетом является становление
и развитие творческой личности российского офицера. В этой качественной переориентации неизбежно обновление качественных параметров системы обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов военных вузов. Актуальным направлением обеспечения качества на сегодняшний день является обеспечение системы военного образования хорошо подготовленными научно-педагогическими кадрами и специалистами. В своей статье о современных требованиях, предъявляемых к профессиональной подготовке офицерских кадров, начальник ВУНЦ ВВС «ВВА» генерал-полковник Г.В. Зибров отмечает, что «военные преподаватели, не имеющие высоких духовно-нравственных и педагогических качеств, наносят вред высшей военной школе, качеству подготовки курсантов. <...>. ... военные преподаватели не должны быть формальными исполнителями. За каждым учебным занятием им необходимо видеть конкретного курсанта или слушателя». [1, с.15].
Анализ теоретических источников [1,3,5,7] в контексте исследуемой проблемы и практический опыт преподавания в военном вузе позволил констатировать тот факт, что одним из приоритетных направлений в работе педагога высшей военной школы по обеспечению качества образования является использование им педагогических технологий. Исследование источников данного инновационного процесса - одно из важных условий эффективного внедрения инноваций, так как именно они вызывают инновационный процесс и определяют его содержание. Инновационный процесс характеризуется комплексом причин, которые можно рассматривать как детерминирующие его факторные переменные - источники, условия и факторы. Если же говорить о том, откуда берут истоки инновации последнего периода, то надо иметь в виду следующие обстоятельства:
- стремительное развитие общества, культуры и образования;
- необходимость обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в вузах, при которой инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;
- изменение объема и состава учебных дисциплин, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
- избирательный, исследовательский характер учебно-воспитательной деятельности;
- изменение характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
Актуальность. В высших учебных заведениях, а в частности в высшей военной школе с начала нового века идет поиск наиболее эффективных способов организации образовательного процесса, но в них никогда не соединялись вместе инновационная деятельность и обеспечение качества образования. Обновленная и инновационная педагогическая теория и практика обеспечения качества должна бесперебойно функционировать в единой педагогической системе высшего военно-профессионального образования. Результатом теоретической рефлексии в педагогической системе обеспечения качества является теоретический анализ, принятие ряда допущений и идеализаций, моделирование изучаемых явлений и процессов, учет и творческая реализация которых будет способствовать повышению качества обучения и воспитания слушателей и курсантов военных вузов. На сегодняшний день стремительное развитие новых технологий привело к необходимости новых сущностных изменений, новых способов деятельности при подготовке высококвалифицированных военных кадров.
В своей речи, на совещании по вопросам развития системы военного образования в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище 15 ноября 2013 года В.В. Путин отметил, что «... выпускники военных вузов должны быть готовы решать
самые сложные задачи. А для этого нужно запускать самые эффективные образовательные программы, постоянно анализировать, как выпускники служат в войсках, какие знания и навыки, полученные в училищах и академиях, они применяют, а какие остаются невостребованными. На этой основе нужно оперативно корректировать учебные программы, совершенствовать обучающие технологии, внедрять в учебный процесс всё новое, что есть в нашей стране и за рубежом, учитывать в подготовке кадров вероятные изменения в характере вооружённой борьбы».
Офицерские кадры должны быть хорошо образованны в области фундаментальных и прикладных наук, уметь самостоятельно вести научные и инженерные разработки, находить и использовать необходимую информацию, в том числе и из зарубежных источников.
В настоящий момент в РФ имеется широкая сеть военных и гражданских вузов по подготовке будущих офицеров. Основным видом деятельности которых является подготовка офицерских кадров по основным профессиональным образовательным программам (ОПОП). Основные профессиональные образовательные программы в военных вузах по подготовке военных специалистов сформированы таким образом, что в них сочетаются современные компьютерные и образовательные технологии, частично или полностью основанные на научных разработках преподавателей, научных исследованиях, которые обеспечивают высокое качество образовательного процесса в высшей военной школе.
Среди инновационных педагогических технологий, обеспечивающих качество военного образования, применяемых в «ВВА имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» при реализации образовательных программ, следует в первую очередь выделить разработку авторских курсов или разделов дисциплин, составленных на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих профессиональную специфику. Переход на новые формы обучения с использованием авторских наработок, несомненно, повышает наукоемкость основных профессиональных образовательных программ высшего образования, но требует больших временных затрат профессорско-преподавательского состава и возможен лишь при активном использовании результатов актуальных научных исследований [2, с. 60-63].
Рисунок 1
Актуальным на сегодняшний день является то, что содержание и организация обучения в вузе должна базироваться на обязательном использовании методов и технологий интерактивного подхода при освоении дисциплин учебного плана. Основной акцент при этом следует делать на следующие интерактивные технологии: проблемные задания, технологию проблемного обучения, индивидуальную работу, проектную тех-
нологию, ролевые игры, мозговой штурм и другие [3, с.26-29]. Результативность используемых педагогических технологий в дальнейшем будет, безусловно, подтверждена успешной профессиональной деятельностью выпускников с перспективами профессионального и карьерного роста.
Необходимо подчеркнуть, что образовательный процесс в военно-учебных заведениях должен быть организован в соответствии с поставленной задачей инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [4] в целях обеспечения высокого качества образования. Особую актуальность при этом приобретают и методы управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза, направленные на развитие у обучающихся инновационного типа мышления. Инновационная образовательная деятельность в военной школе - это совокупность педагогических приемов и стимулов, направленных на развитие у курсантов и слушателей способностей к самообразованию, а так же психологической, теоретической и практической их готовности к самообучению и к деятельности по решению научных и учебно-профессиональных задач. [5]. Развитие мотивационного и целеполагающего компонентов образовательной деятельности курсантов и слушателей, обучение способам самопознания, формирование умений решать творческие задачи, обеспечение взаимодействия интеллектуальной и личностной рефлексии, отработка компонентов деятельности самообучения и самообразования в их единстве и взаимосвязи - вот основные направления инновационной деятельности обучающихся и преподавателя [6]. Последовательное продвижение к более высокому уровню развития, овладение общими приемами и способами в каждом виде осваиваемой деятельности на основе инновационных педагогических технологий позволит обучающимся в процессе реализации образовательных задач повысить свои личностные и профессиональные качества.
Рисунок 2
Для того чтобы педагогические технологии обучения удовлетворяли требованиям инновационного подхода, руководящему и профессорско-преподавательскому составу важно обеспечить создание в военном вузе следующих дидактических условий:
- адекватность имеющихся средств и способов развития способностей курсантов и слушателей к самообразованию;
- осуществление управления развитием способностей к самообразованию курсантов и слушателей в процессе постоянного взаимодействия, при их активной самостоятельной деятельности и руководящей деятельности преподавателя;
- формирование у обучающихся умений самостоятельной индивидуальной работы и умений определять цели своего дальнейшего личностного и профессионального роста.
Безусловно, большая часть работы в данном направлении ложится на плечи военных и гражданских преподавателей, осуществляющих свою деятельность в высших военно-учебных заведениях. Поэтому политика обеспечения качества образования начинается с формирования преподавательского корпуса, создания в вузах таких условий, при которых преподаватель будет иметь возможность реализовать свой научный и педагогический потенциал, повысить профессиональное мастерство и проявить творческую инициативу по внедрению новых образовательных технологий в целях совершенствования образовательного процесса.
Структура профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений на сегодняшний день включает два самостоятельных «типовых элемента», две группы - «военный преподаватель» и «гражданский преподаватель». Главное классифицирующее различие заключается в том, что «военный преподаватель» - это военнослужащий, «гражданский преподаватель» - это сотрудник высшего учебного заведения, также как и военный преподаватель занимающийся преподаванием и обучением в военном вузе. Привлечение гражданских педагогов к преподаванию в военных вузах не отменяет базовые направления военной подготовки (строевая подготовка, огневая подготовка, физическая подготовка, караульная служба и др.), а наоборот способствует гуманизации образования [7]. На сегодняшний день, преподаванию дисциплин, в которых задействованы гражданские преподаватели, отведено значительное место в учебных планах высших военных учебных заведений. Содержание, организация и методика проведения занятий, как военно-профессионального, так и гуманитарного, социального и экономического цикла реализуется в соответствии с федеральными государственными стандартами и квалификационными требованиями, что в свою очередь ставит гражданских преподавателей практически в равные условия с военными преподавателями. Безусловно, офицер-преподаватель является для курсантов и слушателей примером для подражания, демонстрируя такие качества как организаторские способности, выдержку, терпение, настойчивость, требовательность, формирует нравственный облик, духовный мир и внутреннюю культуру военнослужащего.
Вместе с тем, конструктивная, организаторская и коммуникативно-обучающая деятельность любого преподавателя, как гражданского, так и военного, является одним из положительных условий развития способностей у слушателей и курсантов, так как в конечном итоге не знания и не отдельные умения педагога обеспечивают развивающий эффект, а их воплощение и реальное поведение. Используя в своей деятельности творческий потенциал, педагогическую увлеченность, креативность, совершенствуя свою профессиональную деятельность путем реализации современных и эффективных способов, методов, технологий, педагог готов к реализации своей инновационной деятельности. С целью обеспечения высокого качества обучения он активно применяет в своей деятельности «педагогику сотрудничества», меняя авторитарный стиль общения на демократический. Роль преподавателя - «внешнего организатора» - недостаточна, между участниками должно быть взаимодействие, т.е. взаимная связь собеседников. Преподаватель является не только организатором (модератором) взаимодействия, но и его непосредственным участником [8]. В контексте инновационной педагогической деятельности, обучающая, воспитывающая, организующая и исследовательская функции преподавателя наполняются новым содержанием. На первый план выходит потребность создания благоприятного климата на занятиях, сотрудничества и сотворчества преподавателя и обучающихся [9]. Главное в работе любого преподавателя, а в частности преподавателя военного вуза, дать возможность слушателям и курсантам приобрести первичный опыт самостоятельной работы при решении поставленной преподавателем задачи, с последующим применением теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности.
На современном уровне развития цивилизации особую роль играет инновационный потенциал общества, которое нуждается в людях, способных системно и конструктивно мыслить, быстро находить нужную информацию, принимать адекватные решения, создавать принципиально новые идеи в различных областях знания. А это в свою очередь формирует социальный заказ на новые подходы в системе образования, новое педагогическое мышление, новое отношение педагога к своей деятельности, результатом которой должно быть воспитание «инновационного человека». Для этого в образовательной сфере любого уровня должен царить дух творчества, постоянного поиска, которые являются питательной средой для новых идей, исканий, достижений.
Профессиональная ориентация на инновационную деятельность сосредоточивается во время обучения в вузе и зависит в первую очередь от инновационного поведения педагога, готового к обновлениям, внедрению современных методов и технологий обучения. Инновационное поведение педагога - совокупность внешних проявлений его личности, в которых раскрывается внутреннее «Я» (мироощущение, мировоззрение, личностные особенности), направленные на изменение составляющих современной системы образования.
Выводы. Современный преподаватель военного вуза, независимо от его классификационного различия, должен обладать особой организацией его практической и мыслительной деятельности, иметь способность внедрять идеи личностно-ориентированного образования, оригинально решать актуальные учебно-воспитательные и социокультурные проблемы. Готовность педагога к инновационной деятельности определяется как его личностным потенциалом, так и организацией оптимальной образовательной среды вуза, направленной на инновационность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зибров, Г.В. Современные требования к профессиональной подготовке офицерских кадров в высшей военной школе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 15-20.
2. Краснова Г.А. К вопросу о создании и реализации совместных магистерских образовательных программ // Инновации в образовании. 2010. № 10. С. 60-63.
3. Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 26-29.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. М.: Минэкономразвития России, 2010. С. 105.
5. Белошицкий А.В. Становление субъектности офицеров в образовательном процессе военного вуза: монография. М.-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 232 с.
6. Барабанщиков А.В., Звягинцев В.Г. Педагогика высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. 134 с.
7. Колонтаев В.А. Качество жизни преподавателей военных вузов: субъективные и объективные показатели [Электронный ресурс] // Вестник СГТУ. 2010. № 1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/kachestvo-zhizni-prepodavateley-voennyh-vuzov-subektivnye-i-obektivnye-pokazateli (дата обращения: 14.02.2017).
8. Овсянникова О.Н., Абрамкина О.Г., Егорушкина Т.Д. Основные подходы к развитию дивергентного мышления у студентов при формировании иноязычной компетенции [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40). URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=45
9. Кваша Б.Ф. Акмеология: методологический аспект : Учебное пособие / Б.Ф. Кваша, В.С. Олейников, А.В. Щеглов; под ред. В.С. Олейникова. СПб.: СПбГУ, СПб академия МВД России, 1998. С. 107.
BIBLIOGRAPHY
1. Zibrov G.V. Up-to-date requirements for professional officers' training in higher military education // Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education. 2015. No. 4. P. 15-20.
2. Krasnova G.A. Revisiting creation and realization of master joint education programs // Innovation in education. 2010. No. 10. P. 60-63.
3. Antyuhov А^. Project-based learning at universities: challenges and opportunities // Higher education in Russia. 2010. No. 10. P. 26-29.
4. Strategy of innovation development in Russian Federation for the period until 2020. M.: The Ministry Of Economic Development, 2010. p. 105.
5. Beloshitskiy А^. Officers' personal enhancement in military educational process: monography. М.-Voronezh: Publishing House NPO «MODEK», 2006. P. 232.
6. Barabanshikov A.V., Zvyagintsev V.G. Military universities pedagogy. М.: MPA, 1985. P.134.
7. Kolontaev V.A. Living standards of military universities professors: subjective and objective criteria [Electronic resource] // Vestnik SGTU. 2010. No. 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-prepodavateley-voennyh-vuzov-subektivnye-i-obektivnye-pokazateli (accessed 14.02.2017).
8. Ovsyannikova О.К, Abramkina О.&, Egorushkina T.D. General approaches to students' divergent thinking during foreign language competence formation [Electronic resource] // Scientific Notes: electronic scientific journal of the Kursk State University. 2016. No. 4 (40). URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=45
9. Kvasha B.F., Oleynikov V.S., Sheglov А^. Acmeology: methodological aspect : Textbook / Under the Editorship of V.S. Oleynikov. SPb.: SPbGU, SPb Russian Academy of MIA, 1998. P. 107.
© Ларина Т В., 2017
Ларина Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected]