УДК 378.305.7
ШЕВЧЕНКО Ольга Ивановна,
Федеральное государственное казённое военное
образовательное учреждение Академия Федеральной
службы охраны Российской Федерации
г. Орел, Россия
klio80@bk.ru
НА ПУТИ К ОБНОВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
В статье рассматриваются вопросы обновления образовательного процесса в военных школах страны. Представлен анализ нормативных и правовых актов, регламентирующих качество подготовки будущих специалистов в высшей школе. Автором выявлен ряд причин, которые тормозят модернизацию образовательного процесса в вузе: консервативность военной системы, недостаточное внедрение новых методов в подборе кадров, нежелание и неумение педагогов использовать инновационные формы и методы в подготовке военных специалистов. Затронуты аспекты интеграции учебной и научной деятельности в вузе, способствующие совершенствованию учебных планов, дидактических технологий, тематики научно-исследовательских работ. Раскрывается содержание научной работы слушателей и курсантов, молодых ученых и преподавателей. Описаны основные профессионально значимые качества и способности, необходимые военному специалисту в условиях конкуренции. Представлена система мер, которая позволят выпускать специалистов, стремящихся к повышению уровня своего профессионального мастерства, способных быстро и четко ориентироваться в сложной ситуации, творчески мыслить, решать возложенные на них служебные задачи профессионального характера. Выражена авторская точка зрения на необходимость создания инновационных условий для подготовки будущих военных специалистов в вузе. В статье отражена значимость модернизации учебно-материальной базы военной школы, которая должна обеспечить достойный уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, технического персонала, привлечение высококвалифицированных кадров. Автором обозначены приоритетные направления развития военного образования в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Статья выполнена в русле современных требований, предъявляемых к реформированию военного образования в целом. Она представляет интерес для руководящего состава военных вузов, профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов, адъюнктов, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических и научно-методических семинаров, круглых столов и научно-практических конференций в военных вузах.
Ключевые слова: высшая военная школа, инновационные условия, подготовка кадров, система военного образования.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-196-200
SHEVCHENKO Olga I., The Federal state government military educational institution of higher education The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation,
Orel, Russia klio80@bk.ru
ON THE WAY TO UPDATE THE EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY
UNIVERSITIES
The article deals with the renovation of the educational process in military schools. The analysis of normative and legal acts regulating the future specialists training quality in higher school is made. The author identified a number of reasons that hinder the modernization of the educational process in high school: the conservatism of the military system, the lack of implementation of new methods in the selection of staff, the reluctance and inability of teachers to use innovative forms and methods in the preparation of military specialists. It also touches upon aspects of the integration of educational and scientific activities at the university, contributing to the improvement of curricula, teaching techniques and subjects of scientific research. The content of the scientific work of students and cadets, young scientists and teachers is revealed. The basic professionally important qualities and abilities required of military experts in terms of competitiveness are described. The system of measures, which will allow to turn out specialists that tend to increase their level of professional skills, capable of quick and accurate orientation in a difficult situation, thinking creatively and solving their professional tasks. They expressed the author's point of view on the need to create conditions for innovative training future military experts in high school. The article reflects the importance of upgrading the training facilities of military schools, which should provide a needed level of the teaching staff training, research staff, and technical staff as well as highly qualified personnel attraction. The author denotes the priority areas of military education development under the conditions of the Russian Federation Armed Forces reforming. Article meets the modern requirements imposed on the reform of military education in general. It is of interest to the administrative board of military schools, faculty, researchers, post-graduate students, future bachelors and masters. Article submissions may be used for scientific and pedagogical and scientific-methodical seminars, round tables and scientific conferences in the military academies.
Keywords: higher military school, innovative conditions, training, military education system
В настоящее время в сфере образования происходят глобальные процессы, которые коренным образом меняют подходы к развитию системы военного образования в России. Происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной сферах жизни страны, науке и образовании, которые предъявляют высокие требования к качеству подготовки будущих специалистов в высшей школе. Это отражено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы», приказе Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2013 г. № 1125 «Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России" на 2014-2020 годы» и других нормативных правовых актах. В свою очередь перестраивается и высшая военная школа Российской Федерации в отношении методологии и технологии организации образовательного процесса в военных вузах, создавая инновационные условия обучения для специалистов, бакалавров и магистрантов. Такие условия могут и должны быть созданы на основе основополагающих принципов построения всей системы военного образования. Однако, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность характера обучения и подготовки кадров, традиции, сложившиеся в высшей военной школе, а с другой -активно осваивать новейшие педагогические и информационные технологии в целях реализации новшеств.
На сегодняшний день приоритетной задачей обновления военного образования является оптимизация высших учебных заведений: сокращение значительного количества военных вузов, снижение набора курсантов и слушателей, сокращение численности профессорско-преподавательского состава. Все это негативно отражается на научном потенциале высших военных заведений [1, с. 141].
В целом за последние десять лет (2005-2015 гг.) военные вузы страны подверглись масштабным преобразованиям, в них используются педагогические инновации (модифицирующие, улучшающие, прорывные, интегрирующие нововведения) [2]. Востребованы современные концепции внедрения компетентностного и личностно-ориентированного подходов в подготовку будущих военных специалистов.
Будущий военный специалист, бакалавр, магистр должен обладать высоким уровнем профессиональных способностей, быть самостоятельным, инициативным, умеющим нестандартно мыслить, выбирать оптимальные пути решения, быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, обладать высокой работоспособностью, способностью к ее творческому преобразованию, то есть быть конкурентоспособным.
Анализ научной литературы позволил выделить ряд причин, которые тормозят модернизацию образовательного процесса в военном вузе:
- консервативность военной образовательной системы, трудности внедрения инноваций;
- недостаточное внедрение новых методов в подборе кадров на преподавательские должности;
- нежелание педагогов использовать инновационные формы и методы в подготовке военных специалистов;
- недостаточное использование современных педагогических подходов, используемых для развития личности в образовательном процессе [3, 4].
Известно, что новизна - это основной результат творческого процесса, это свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что ново для одного педагога, заведения, может быть пройденным этапом для других.
Инновационная деятельность в вузе - это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Ее нельзя недооценивать в условиях военного вуза.
Нововведения в области образования А.И. Пригожин в своих трудах рассматривает как процесс с целенаправленной деятельностью людей - инноваторов [5]. Нововведение - это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые элементы (новшества), обеспечивающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение связано во всех смыслах с обновлением. Однако это не всегда и не везде дает положительный результат:
- новое не всегда является средством решения актуальных задач для какого-либо образовательного учреждения;
- многие руководители исходят не из анализа ситуации в нем, а следуют только личным вкусам - «нравится - не нравится»;
- необходима экспериментальная проверка, сопровождающаяся контролем психологов, педагогов, аналитиков;
- каждое новое педагогическое средство имеет две стороны: технологическую и личностную. Это связано с педагогическим мастерством и индивидуальными качествами исполнителей: иногда яркие идеи гибнут в руках неумелых педагогов.
Готовность вуза к созданию инновационных условий для подготовки военных специалистов с педагогической точки зрения выступает как готовность к внедрению педагогических инноваций (реализация возможностей дистанционного обучения, широкое применение телекоммуникационных возможностей в обучении, использование электронных учебников и программ и
т.д.) [6]. Педагогические инновационные условия являются результатом деятельности преподавателей и сотрудников военного образовательного заведения (рис. 1).
Вместе с тем эта готовность вуза проявляется в формировании стойкого инновационного климата как совокупности факторов внешней среды организации, прямо или косвенно влияющих на возможность реализации ее инновационного потенциала. Первоочередной задачей профессорско-преподавательского состава военного вуза является культивирование педагогической культуры как совокупности знаний, умений и навыков комплексного внедрения и всестороннего освоения дидактических новшеств. Все вышесказанное характеризует способность военного вуза к изменению, улучшению, устойчивому развитию и достижению нового качественного состояния с точки зрения создания условий для обучения и воспитания обучающихся в военном вузе.
Рисунок 1. Инновации в образовательной среде военного вуза
Figure 1. Innovation in the educational environment of military university
Необходимо отметить, что подготовка кадров в военных вузах осуществляется в условиях динамично развивающихся потребностей личности, общества и государства, формирования профессиональной компетентности преподавателей. Профессиональная компетентность преподавателя - сформированное ядро знаний, навыков и умений фундаментального и специального («профильного») характера плюс совокупность логического, наглядного, творческого, теоретического и практического мышления.
За последние годы усилились интеграция учебной и научной деятельности в вузах, совершенствование учебных планов, укрупнение тематики научно-исследовательских работ, повышение профессионального мастерства преподавателей и т.д.
Научная работа в вузе направлена на развитие военной теории и практики. Ее основными формами являются фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы (заказные и поисковые), разработка учебников, учебных (учебно-методических) пособий, написание монографий, статей, тезисов докладов, диссертаций и др. с учетом потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации. Научная работа слушателей и курсантов способна формировать и развивать интерес к военно-научному творчеству, творческое мышление и самостоятельность.
В военных вузах разработаны программы проведения факультативных занятий по научной работе с курсантами, ориентированные в том числе и на получение практических навыков по проведению научных исследований, оформлению и апробации их результатов и предназначенные для методического обеспечения факультативных занятий. Курсанты и слушатели принимают активное участие во всероссийских, региональных, ведомственных конкурсах, на высоком уровне представляют свои научные результаты, изобретения, рационализаторские предложения в интересах ведомств (конкурс на соискание медалей Российской академии наук, Всероссийский конкурс на научно-практическую работу РНТОРЭС им А.С. Попова и ряд др.). На базе военных вузов проводятся ведомственные научно-практические конференции («Актуальные проблемы развития технологических систем государственной охраны,
специальной связи и специального информационного обеспечения»), научно-методические семинары («Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса»), круглые столы, на которых курсанты и слушатели приобретают опыт публичных выступлений среди своих коллег и ведения научных дискуссий. Активно ведется рационализаторская, изобретательская и патентно-лицензионная работа.
Молодые ученые и аспиранты военных вузов принимают участие в открытом публичном конкурсе соискателей на получение стипендии Президента Российской Федерации, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики в 2016-2018 гг.
В значительной степени обновлению военного образования способствуют совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников военных вузов.
Качественная подготовка кадров должна способствовать разработке критериев эффективной работы и результативности деятельности; внедрению новых моделей, технологий управления и оценки качества образовательных процессов, деятельности сотрудников и обучающихся в военных вузах. Этому, прежде всего, содействуют внедрение федеральных государственных требований и стандартов нового поколения, разработка квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников по всем военным специальностям и специализациям, использование компетентностного подхода.
Таким образом, эффективность военного образования зависит от качества и своевременности подготовки высококвалифицированных кадров. Реформирование современного высшего военного образования, основанного на новейших технологиях, является важной задачей. При этом необходимо не только модернизировать учебно-материальную базу, но и обеспечивать достойный уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, технического персонала, привлечь высококвалифицированные кадры. Подготовка будущих военных специалистов в вузе требует современных подходов в образовательном процессе, внедрение которых обусловлено широким применением новых учебных программ с опорой на современные дидактические технологии, выполнением научно-исследовательских работ, укреплением материально-технической базы военного вуза.
Приоритетным направлением развития военного образования в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации стало комплектование ведомственных вузов высококвалифицированными военными специалистами. Рассмотренные в статье направления обновления образовательного процесса в военных вузах предопределяют систему мер, которые позволят выпускать специалистов, стремящихся к повышению уровня своего профессионализма и общей культуры, способных быстро и четко ориентироваться и креативно мыслить в условиях динамично меняющегося и развивающегося информационного общества нашей страны, решать возложенные на них служебные задачи профессионального характера.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Голик Н.М. Военное образование в модернизирующемся российском обществе // Вестник ВГУ. Серия Философия. - 2013. - № 1. - С. 140-145.
2. Кошелева А.О. Становление личности в инновационных условиях высшего профессионального образования: монография. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. - 102 с.
3. Кошелева А.О., Шевченко О.И. Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения профессионального мастерства преподавателя в современном вузе: коллективная монография // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - № 7 (7). - С. 153-160.
4. Кошелева А.О., Жигулин С.С., Кулагин С.Н. Компетентностная модель - новый ориентир в подготовке военного специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 8 (52). - С. 206-211.
5. Шевченко О.И. Внедрение информационных и инновационных технологий в высшей школе / Сб. трудов Междун. науч.-практ. конф. «Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире». - Воронеж, 2014. -С. 69-70.
6. Михайлов В.А. Проблема измерения инновационного потенциала вуза // Теория и практика военного образования. - 2012. - № 4. - С. 5-15.
REFERENCES
1. Golik N.M. Military education in modernizing Russian society. [Voennoe obrazovanie v moderniziruyushchemsya Ros-siyskoy obshchestve]. Vestnik VGU. Seriya Filosofiya. 2013. No 1. Pp. 140-145 (inRuss.).
2. Kosheleva A.O. The formation of the individual in terms of higher education innovation. [Stanovlenie lichnosti v inno-vatsionnykh usloviyakh vysshego professional'nogo obrazovaniya]. Monograph. EGU im. A. I. Bunina, 2009. 102 p. (in-Russ.).
3. Kosheleva A.O., Shevchenko O.I. The research activity as the factor of teacher professional skill improvement of the modern university. [Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak faktor povysheniya professional'nogo masterstva prepodavatelya v sovremennom vuze: kollektivnaya monografiya]: collective monograph. Nauka i obrazovanie: sov-remennye trendy. 2015. No 7 (7). Pp. 153-160 (inRuss.).
4. Kosheleva A.O., Zhigulin S.S, Kulagin S.N. Competence model is a new benchmark in the training of military specialists. [Kompetentnostnaya model' - novyy orientir v podgotovke voennogo spetsialista]. Vestnik Tambovskogo universi-teta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2007. No 8 (52). Pp. 206-211 (inRuss.).
5. Shevchenko O.I. The introduction of information and innovation in higher education. [Vnedrenie informatsionnykh i in-novatsionnykh tekhnologiy v vysshey shkole. Sbornik trudov konferentsii: mezhdun. nauchn.-praktich. konferentsii «Razvitie obrazovaniya, pedagogiki i psikhologii v sovremennom mire», g. Voronezh, 2014. Pp. 69-70 (inRuss.).
6. Mikhaylov V.A. The problem of measuring university innovation potential. [Problema izmereniya innovatsionnogo po-tentsiala vuza]. Teoriya i praktika voennogo obrazovaniya. 2012. No 4. Pp. 5-15 (inRuss.).
Информация об авторе
Шевченко Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, сотрудник Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, г. Орел, Россия klio80@bk.ru
Получена: 12.04.2016
Для цитирования статьи: Шевченко О.И. На пути к обновлению образовательного процесса в военных вузах. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2. Часть 2. с. 196-200. Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-196-200
Information about the author
Shevchenko Olga I., Candidate of Pedagogical Sciences, Officer, Academy of Russian Federal Guard Service, Orel, Russia klio80@bk.ru
Received: 12.04.2016
For article citation: Shevchenko O.I. On the way to update the educational process in military universities. [Na puti k obnovleniyu obra-zovatel'nogo protsessa v voennykh vuzakh]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 2. Vol. 2. Pp. 196-200.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-196-200