ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Г.И. Боинчану
Кафедра русского и иностранных языков Калининградский юридический институт МВД России
Московский пр-т, 8, Калининград, Россия, 236006
В статье рассматриваются процессы модернизации системы профессиональной подготовки кадров МВД России. В качестве одного из определяющих условий повышения качества образовательного процесса выделяется инновационная компетентность профессорско-преподавательского состава ведомственных учебных заведений.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная компетентность, профессиональная подготовка.
Сложная криминогенная обстановка, сложившаяся в России, изменение форм и методов криминальной активности диктуют потребность в постоянном совершенствовании системы подготовки специалистов органов внутренних дел в образовательных учреждениях МВД России. Как заметил по этому поводу министр внутренних дел России Р.Г. Нургалиев, «...от квалификации сотрудников МВД зависит состояние правопорядка и безопасность граждан... Поэтому главной целью было и остается формирование профессионально подготовленных, высоконравственных защитников правопорядка, способных в любой ситуации эффективно решать задачи, стоящие перед Министерством внутренних дел...» [1. С. 2]. В настоящее время для повышения эффективности борьбы с преступностью принципиально новыми методами МВД России реализуется специальная система мер. Однако укрепить правопорядок, защитить права и интересы граждан, общества, государства от преступных посягательств без квалифицированных специалистов, обладающих правовой культурой, профессиональной компетентностью, высокими морально-нравственными качествами, невозможно.
Одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями системы МВД России, является формирование современной модели образования, призванной обеспечить эффективную профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел. Эта и ряд других задач были определены Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490.
Достижение поставленных целей должно осуществляться как путем реформирования системы ведомственного образования и оценки его качества, так и путем использования положительного опыта по внедрению комплексных проектов модернизации образования, основой которых является повышение уровня профессиональной подготовки, активное использование инновационных подходов, информационных технологий и новейших методик обучения. Вместе с тем очевидно, что при решении указанных задач следует исходить прежде всего из того, что ключевой фигурой образовательного процесса является преподаватель. Дальнейшее реформирование образовательной системы МВД России всецело зависит как от профессионального уровня профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, так и от степени заинтересованности и участия каждого преподавателя в развитии инновационной деятельности в образовании. Инновационное образование никогда не будет таковым, если главные его носители — преподаватели — не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и сделать их главным механизмом в учебном процессе.
Необходимость совершенствования профессиональных качеств профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России в условиях модернизации как общероссийской, так и ведомственной образовательных систем, актуализирует проблему формирования инновационной компетентности педагогических кадров ведомственных образовательных учреждений в условиях глубинных изменений образовательного процесса, необходимости придания ему инновационного характера.
Несмотря на то, что понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно, в настоящее время в отечественной и зарубежной образовательной практике уже накоплен достаточно обширный опыт использования компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, базирующемся на разработанных пси-холого-педагогических теориях и социально-педагогических исследованиях.
Отечественные социологи, психологи и методисты (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.Н. Боголюбова, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Д.А. Махотин, Н.А. Ротота-ева, В.В. Сериков, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков и др.) под компетентностным подходом в самом общем виде понимают основанное на знаниях формирование в процессе обучения и практической деятельности интеллектуально и личност-но обусловленного социально-профессионального качества индивида.
Исследование компетентности в аспекте формирования готовности (в широком смысле этого слова) к профессиональной деятельности привело к появлению
и широкому использованию в педагогической литературе термина «профессионально-педагогическая компетентность». Данному вопросу посвящены работы таких ученых, как Е.В. Бондаревская, В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.И. Панина, Ю.Г. Татур, Т.В. Шадрина и др. Несмотря на имеющееся различие в подходах, исследователи единодушны в том, что «...профессиональная компетентность преподавателя вуза... является одной из важнейших характеристик его деятельности и интегральным качеством личности, выступающим и как результат, и как важнейшее условие эффективности профессионально-педагогической деятельности» [2. С. 9]. Как отмечает Е.Н. Жукатинская, «...профессиональная компетентность педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры» [3. С. 10].
Проблема определения ключевой профессиональной компетентности педагога стала предметом исследования многих ученых. Изучение работ по данной проблематике позволяет выделить следующие ключевые компетенции, составляющие содержание понятия «профессиональная компетентность педагога»: методическая; психолого-педагогическая; компетенция саморазвития; социально-психологическая; поликультурная.
Вместе с тем насущной задачей, стоящей перед высшим образованием на современном этапе его реформирования, является изменение целевых ориентиров, содержания, методов обучения. Как представляется, настало время перехода от «знаниевой» парадигмы, от подготовки «традиционного» педагога к подготовке педагога-исследователя, обладающего обширными методологическими, экологическими (в широком смысле этого слова) знаниями, умеющего вести исследовательский поиск, готового работать в учебном заведении инновационного типа, способного к самообразованию и реализации в педагогической деятельности гуманистических принципов.
Отечественная система образования отличается энциклопедичностью, интеллектуализмом, что является прямым следствием изучения как в школе, так и вузе фундаментальных наук, причем в обязательном порядке. Интеллект выше информированности, а умение нешаблонно думать, искать нетрадиционные подходы к «вечным» проблемам, нацеленность на производство нового знания, потребность в познавательном поиске гораздо важнее объема знаний. В модели современного педагога способность и психологическая готовность к созданию, освоению и использованию новшеств, т.е. умение осуществлять инновационную деятельность, должны занимать центральное место.
Исходя из изложенного, в структуре профессиональной компетентности педагога мы полагаем необходимым выделить в качестве ключевой инновационную компетентность в сфере профессиональной деятельности. В этой связи становится небезынтересным, что основной разработчик компетенций Г. Халаж, рассматривая их формулирование как ответ на вызовы, стоящие перед Европой, относит способность к инновационной деятельности к ключевым компетенциям, которыми должны быть оснащены европейцы [4].
Сопряжение специфических и типологических характеристик исследуемого феномена позволяет определить инновационную компетентность преподавателя высшего учебного заведения системы МВД России в сфере профессиональной деятельности как психический феномен, характеризующий его творческую направленность на качественное преобразование с помощью новых средств практики образовательной деятельности в целях повышения ее эффективности, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения. Как отмечает Н.О. Липатова, «...инновационная компетентность (способность творить, создавать новый продукт, вводить новые технологии и методы в процесс обучения) позволяет преподавателю проявлять свои индивидуальные возможности, самореализовываться в профессиональной деятельности...» [5. С. 167], выступая в качестве меры «...готовности специалиста использовать свой интеллектуальный потенциал для максимально эффективного достижения инновационных целей деятельности» [6. С. 161].
Мы полагаем возможным включить в структуру инновационной компетентности преподавателей образовательных учреждений МВД России в сфере профессиональной деятельности следующие компоненты: мотивационно-ценностный (система знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия развития личности педагога), морально-нравственный (мировоззрение личности, нравственные ценности педагога), когнитивный (совокупность профессионально важных знаний и представлений об особенностях, условиях и средствах инновационной профессиональной деятельности), операциональный (уровень сформированных профессионально важных навыков и умений), коммуникативный (характеризует владение приемами профессионального общения и поведения), рефлексивный (определяет уровень развития самооценки педагога, понимания им собственной значимости в коллективе, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в инновационной профессиональной деятельности).
Содержание каждого структурного компонента инновационной компетентности преподавателя в сфере профессиональной деятельности составляют определенные профессионально важные качества и психические свойства личности педагога, которые в своей совокупности обеспечивает педагогу возможность участия в инновационном поиске в процессе апробации новых экспериментальных методов и технологий по организации образовательных процессов: учебно-воспитательного, учебно-познавательного, процесса контроля и оценки качества образования. При этом в качестве основных условий формирования инновационной компетентности педагогов образовательных учреждений МВД России могут выступать:
— преемственность в развитии инновационных процессов и интеграция их в отечественную, национальную и мировую культуру;
— опережающее конструирование системы инновационного процесса;
— взаимосвязь и взаимодействие науки и практики;
— учитывание результатов независимой периодической экспертизы инновационной деятельности;
— определение степени эффективности обратной связи и анализ результатов реализации инновационных идей;
— становление многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов;
— разработка и широкое внедрение образовательных стандартов высшего профессионального образования;
— разработка инновационных технологий обучения и др.
Проведенный анализ ведомственной вузовской практики свидетельствует
о том, что в ней накоплен определенный опыт по формированию и развитию инновационной компетентности профессорско-преподавательского состава. Проводятся занятия в школах начинающих преподавателей, реализуются планы по педагогическому самосовершенствованию, повышению уровня педагогического мастерства педагогических кадров вузов МВД и др.
Вместе с тем, как совершенно верно отмечает И.В. Горлинский, преподаватель вуза системы МВД России выступает и как воспитатель, и как исследователь, и как организатор-методист [7]. Его профессиональная подготовленность определяется двумя слагаемыми: глубоким знанием своего предмета, теоретических основ конкретной науки и психолого-педагогической образованностью, определяющей высокий уровень педагогического мастерства, готовность к осуществлению инновационной педагогической деятельности.
В настоящее время между этими слагаемыми образовались «ножницы»: если большинство преподавателей учебных заведений МВД России глубоко знают свой предмет и его научные основы, то с методикой обучения и ее творческим обоснованием дело обстоит значительно хуже. Вследствие указанной причины педагоги порой вынуждены строить обучение адъюнктов, слушателей и курсантов во многом на субъективной основе. В результате органы внутренних дел получают зачастую посредственных специалистов, адаптация которых к практической деятельности проходит достаточно долго и сложно.
Как совершенно верно заметил Ю.А. Мешков, «...поиск путей совершенствования образовательного процесса в высшей школе МВД РФ предполагает обращение к личности преподавателя, его педагогической культуре» [8. С. 44]. В системе координат, определяющих формирование и развитие инновационной компетентности, ведущее место принадлежит личностному потенциалу преподавателя и его способности быть субъектом профессиональной деятельности. В этой связи причину недостаточной подготовленности профессорско-преподавательского состава вузов системы МВД России к инновационной педагогической деятельности мы видим в том, что на сегодняшний день используемые формы и методы совершенствования их профессионального мастерства не обеспечивают должного уровня подготовки к этой деятельности. В то же время имеются объективные возможности для улучшения профессиональной подготовки преподавателей к использованию инноваций. Эти возможности мы видим в создании
единой программы вооружения профессорско-преподавательского состава теорией и методикой инновационной деятельности с учетом необходимых для этой деятельности педагогических знаний и умений.
Учитывая сложность и многоаспектность проблемы формирования инновационной компетентности преподавателей высших учебных заведений системы МВД России в сфере профессиональной деятельности, мы полагаем необходимой организацию специальной подготовки к этой деятельности, которая способствовала бы получению, систематизации и обобщению необходимых для этого знаний и умений.
Для решения указанной задачи возможно создание школы инновационного педагогического мастерства в ведомственных учебных заведениях на базе кабинета педагогического мастерства и функционирующую в постоянном взаимодействии с ним. Ее основное назначение — оказание помощи профессорско-преподавательскому составу вуза в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками, изучении новейших достижений современной отечественной и зарубежной педагогики, смежных отраслей знаний, оказание помощи в овладении инновационными технологиями обучения и воспитания, развития творческого и интеллектуального потенциала личности преподавателя.
Таким образом, инновационная компетентность преподавателя высшего учебного заведения системы МВД России отражает уровень его способности к эффективной теоретико-практической и нравственной подготовке будущих специалистов органов внутренних дел и степень готовности к профессиональному развитию в условиях динамики, повышения наукоемкости отраслевых видов деятельности и возрастания личной ответственности педагогических кадров за качество воспитания будущих профессионалов. Формирование этой компетентности является одной из важнейших задач подготовки профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кадровой службе МВД России — 90 лет // Вестник кадровой политики МВД России. — 2008. — № 4. — С. 2—9.
[2] Цырикова Н.П. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза непедагогического профиля в процессе педагогической деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2007.
[3] Жукатинская Е.Н. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2008.
[4] Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27—30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
[5] Липатова Н.О. Модель профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка // Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: Сб. науч. статей. — Самара: Универс-групп, 2005. — С. 160—170.
[6] Полещенко К.Н., Верхогляд Е.В. Развитие и реализация интеллектуального потенциала персонала организации в условиях экономики знаний // Молодежь третьего тысячеле-
тия. XXXIII региональная научно-практическая конференция. — Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. — С. 159—163.
[7] Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М.: Академия МВД России, 1999.
[8] Мешков Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавателей вузов МВД Российской Федерации: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2001.
FORMATION OF INNOVATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
G.I. Boinchanu
Chair of Russian and foreign languages The Kaliningrad legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The Moscow str., 8, Kaliningrad, Russia, 236006
In article processes of modernisation of system of vocational education of shots of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. As one of defining conditions of improvement of quality of educational process innovative competence of the faculty of departmental educational institutions is allocated.
Key words: innovations, innovative activity, innovative process, innovative competence, vocational education.