УДК 372.874
Тебеньков Константин Александрович
кандидат педагогических наук
Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Пермь, Россия
Гитман Елена Константиновна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия,
614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: pedagog@pspu.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АДЪЮНКТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Konstantin A. Tebenkov
PhD
Perm Military Institute MVD of Russia, Perm, Russia
Yelena K. Gitman
PhD, Professor, Department of Pedagogy
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm. Russia 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu.ru
FORMATION OF INNOVATIVE COMPETENCE OF GRADUATEDS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Аннотация. В статье дается обоснование необходимости формирования инновационной компетентности выпускников адъюнктуры. Рассматриваются сущность и структура инновационной компетентности. Раскрываются теоретические представления о проектировании содержания и процесса формирования инновационной компетентности.
Ключевые слова: система подготовки научных кадров; инновационная деятельность; педагогическая деятельность; послевузовское профессиональное образование.
Abstract. In article justification of need of formation of innovative competence of graduates of graduate military course is given. The essence and structure of innovative competence are considered. Theoretical ideas of design of the contents and process of formation of innovative competence are considered.
© Тебеньков К.А., Гитман Е.К., 2015
Key words: system of training of scientific shots; innovative activity; pedagogical activity; postgraduate professional education.
Научно-технический прогресс и стратегия инновационного развития государства диктуют новые требования к уровню военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в целом и к уровню профессионализма научно -педагогических кадров военных вузов в частности. Значительная роль в этом процессе отводится адъюнктурам военных институтов, занимающимся подготовкой научно-педагогических кадров в интересах внутренних войск. В настоящее время особенно остро ощущается потребность в модернизации содержания и процесса обучения в адъюнктуре, создания предпосылок для выработки инновационной составляющей военно-профессиональной подготовки офицеров - выпускников адъюнктур военных институтов внутренних войск МВД России [10].
Инновационная компетентность становится связующим звеном между реалиями современной жизни, процессом боевой подготовки и уровнем готовности выпускников адъюнктур военных институтов внутренних войск МВД России к исполнению своих должностных и функциональных обязанностей [8]. Сформированная у адъюнктов инновационная компетентность позволит решать задачи становления нового облика внутренних войск МВД России в условиях инновационного развития государства [9]. Адъюнктура должна задавать стиль деятельности преподавательского коллектива, определять поле научных интересов, выдвигать талантливых специалистов, способных к вершинным достижениям военного мастерства. В этом видится миссия адъюнктуры как структурного подразделения, обеспечивающего модернизацию военного образования в военном вузе и в целом в отрасли.
Научно-педагогические кадры - это люди, профессионалы своего дела, способные совмещать интеллектуальные и технологические достижения научно-технического прогресса, тем самым обеспечивать всестороннее развитие и становление внутренних войск нового времени. Это должны быть специалисты, обладающие особой подготовкой, владеющие специфическими знаниями, имеющие соответствующие компетенции, обеспечивающие эффективное внедрение и использование инновационных технологий в практической повседневной и служебно-боевой деятельности внутренних войск. Готовность военного педагога к восприятию инноваций и их практическому применению в служебно-боевой деятельности является существенным отличием от педагога, работающего по традиционной системе, обладающего педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться высоких результатов в боевой подготовке [4]. В последнее время решение задач научного обеспечения обретает тесную связь с подготовкой офицеров к инновационной
педагогической деятельности. В этой связи формирование готовности будущего педагога к ней является составляющей его профессионального развития. На сегодняшний день выработка новых путей эффективной профессионально-педагогической подготовки будущих преподавателей вузов внутренних войск МВД России к инновационной педагогической деятельности является приоритетным направлением подготовки офицерских кадров высшей квалификации [2]. Однако анализ теории и практики подготовки офицерских кадров высшей квалификации позволил выделить ряд недостатков'.
недостаточность в системе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации военных институтов внутренних войск целостных научно обоснованных концепций и технологий управления качеством подготовки научных и научно-педагогических кадров;
- низкая эффективность реализации научного, педагогического, творческого потенциалов отдельных субъектов системы подготовки офицерских кадров высшей квалификации.
В качестве путей совершенствования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации как одного из факторов обеспечения безопасности государства можно выделить следующие иерархические цели совершенствования подготовки офицерских кадров высшей квалификации [5]:
- повышение роли науки в военном образовании;
усиление научной составляющей военного образования, что актуализирует необходимость подготовки научно -педагогических кадров в сфере научной и инновационной деятельности;
развитие научно-инновационной педагогической деятельности адъюнктов, что обусловлено потребностью в высококвалифицированных научно-педагогических кадрах как одного из факторов реформирования системы образования.
Основой для систематизации процесса подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации служит компетентностный подход, который трансформируется затем в цели, содержание, формы, методы, технологии, диагностику и критерии оценки этого процесса. Использование идей компетентностного подхода позволило выявить комплекс компетентностей, необходимых офицерам - специалистам высшей квалификации для осуществления научно-педагогической деятельности. В этот комплекс входят: методологическая компетентность, иноязычная компетентность и профессионально-педагогическая компетентность. В исследовании [11] обосновано, что инновационная компетентность также является значимым компонентом вышеозначенного комплекса, поскольку инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Сущность инновационной компетентности может быть представлена как совокупность фундаментальных знаний, способность к обучению, креативность
и системность мышления, а также эвристичность, синергетичность и гибкость при выработке решений, психологических механизмов самообразования, комплексного поведения и градиентного развития, деятельностных механизмов в сфере внедрения научного продукта.
Выпускник адъюнктуры, обладающий сформированной инновационной компетентностью, более подготовлен к выполнению задач обучения офицерских кадров внутренних войск, может более качественно выполнять поставленные перед ним служебно-боевые задачи мирного и военного времени, способен творчески и рационально мыслить, что позволит ему более качественно организовывать всестороннее обеспечение боевой службы личного состава [1].
Таким образом, можно дать следующее определение: инновационная компетентность - это способность адъюнкта осуществлять инновационную деятельность и готовность к реализации мероприятий инновационной деятельности, формирующиеся в процессе научно -исследовательской работы. Данное определение дает представление о структуре инновационной компетентности адъюнкта.
Компонент инновационной компетентности «способность осуществлять инновационную деятельность» обусловлен целями и задачами, содержанием инновационной деятельности и может быть представлен в виде определенного набора компетенций, которыми должен обладать выпускник адъюнктуры: способность к накоплению знаний, способность к творчеству, способность к самоактуализации и самосовершенствованию, способность к внедрению научного продукта.
Компонент инновационной компетентности «готовность
к осуществлению инновационной деятельности» характеризуется сформированностью ряда личностных качеств адъюнктов: когнитивных, творческих, мотивационно-ценностных, организационно-коммуникативных и деятельностных.
В качестве средств формирования инновационной компетентности выпускников адъюнктуры могут быть предложены механизмы управления формированием инновационной компетентности и механизмы реализации программ подготовки офицерских кадров высшей квалификации [3].
Механизмы управления включают в себя:
- механизмы, направленные на получение новых научных знаний;
- механизмы подготовки к внедрению научного продукта;
- смешанные механизмы.
Механизмы реализации включают в себя:
- индивидуализацию образования;
- информатизацию образования;
- опережающее образование;
- междисциплинарное образование;
- реализацию современных образовательных технологий.
Процесс подготовки адъюнктов военных институтов внутренних войск представляет собой сложный, целенаправленный, относительно самостоятельный педагогический процесс, основной целью которого является освоение системы теоретических знаний и формирование специфических умений и навыков, необходимых адъюнктам для успешного написания диссертационного исследования в установленные сроки, а также совершенствование военно-профессиональных качеств личности офицера, способствующих успешному выполнению им поставленных служебно-боевых задач [6].
Формирование инновационной компетентности должно быть органично встроено в этот процесс, который будет более эффективным, если наряду с уже используемыми элементами системы подготовки офицеров будут внедрены компоненты в изменение процесса обучения по программам подготовки офицерских кадров высшей квалификации и изменение научно-исследовательской составляющей процесса подготовки адъюнктов.
В качестве одного из изменений процесса подготовки адъюнктов в условиях необходимости формирования у них инновационной компетентности была разработана и внедрена в основную образовательную программу рабочая учебная программа курса «Основы инновационной деятельности». Целью данного курса является создание условий для формирования у адъюнктов инновационной компетентности. Наряду с практической целью -формированием инновационной компетентности - данный курс в военном институте решает образовательные и воспитательные цели. Достижение образовательных целей осуществляется в аспекте модернизации специального образования, означает расширение кругозора обучаемых, повышение уровня их общей культуры и образованности, а также культуры мышления, общения и речи [7]. Воспитательный потенциал курса «Основы инновационной деятельности» реализуется путем формирования стремления к научной и педагогической деятельности.
В исследовании [11] была разработана и обоснована модель формирования инновационной компетентности адъюнктов военных институтов внутренних войск МВД России. Эта модель включает в себя концептуальный, организационно-методический и контрольно-результативный блоки, которые направлены на формирование у обучаемых способности к самосовершенствованию, восприимчивости к инновационным открытиям, способности видеть элементы нового в относительно устоявшемся, инновационное мышление по принципу «под проблему», умение преподавателя работать в пространстве взаимодействия естественных, технических и социальных наук, перевод практико-инновационной деятельности в теоретическую форму (алгоритм, программа, методика), доведение теоретической разработки до практического воплощения в образовательном процессе или повседневной деятельности, расширение кругозора обучаемых,
74
повышение уровня их общей культуры и образованности, а также культуры мышления, общения и речи. Воспитательный потенциал разработанной модели реализуется путем формирования стремления к научной и педагогической деятельности.
В качестве заключения можно сформулировать следующие положения.
1. Инновационная компетентность адъюнктов (по научно -педагогическим специальностям) способствует повышению общего уровня профессиональной подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и наряду с методологической, иноязычной и профессионально -педагогической компетентностями входит в состав комплекса компетентностей, необходимых выпускнику адъюнктуры.
2. Формирование инновационной компетентности выпускника адъюнктуры происходит в процессе подготовки в адъюнктуре, включает в себя освоение основной образовательной программы и качественное выполнение мероприятий научно-исследовательской деятельности. Модель формирования инновационной компетентности адъюнктов включает в себя цели и принципы, организационно-методическое обеспечение процесса формирования инновационной компетентности и корректировку результатов работы.
3. Совершенствование профессиональной подготовки адъюнктов военных институтов внутренних войск МВД России на основе внедрения в процесс обучения элементов инноватики осуществляется путем реализации комплекса мероприятий по совершенствованию и изменению содержательного наполнения основных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Список литературы
1. Боинчану Г.И. Формирование инновационной компетентности преподавателя учебного заведения МВД России // Вестник РУДН. - 2010. -№ 30.
2. Гитман Е.К., Тебеньков К.А. Инновационные преобразования высшего военного профессионального образования в системе МВД России // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 2. - С. 51-61.
3. Гитман М.Б., Гитман Е.К., Тебеньков К.А. Методика применения современных механизмов и инструментов контроля сформированности инновационной компетентности при подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 12. - С. 233-238.
4. Гитман М.Б., Гитман Е.К., Черкасов В.Д. Готовность к инновационной деятельности как фактор профессионального отбора в аспирантуру // Регионология. - 2009. - № 2. - С. 194-203.
5. Гитман Е.К., Тебеньков К.А., Цариев Е.А. Внедрение элементов инноватики в процесс подготовки адъюнктов военных институтов внутренних
войск МВД России // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 1. -С. 82-85.
6. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Фёдоров И.В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно -педагогических кадров: монография. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. тех. ун-та, 2009. - 308 с.
7. Звягинцева Н.Ю. Формирование инновационной компетентности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. -2009. - № 4. - С. 43-46.
8. Иванов В.Г. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» // Вестник Казанского технологического университета. -2011. - № 4. - С. 242-244
9. Казеннов С.Ю., Кумачев В.Н. «Инновационные вооруженные силы?» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=36006.
10. Киевский А.В. Адъюнктура военного института по педагогическим специальностям как образовательное пространство инновационного опыта: сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. конф. «Развитие ведомственной науки в XXI веке». - Волгоград, 2013. - С. 112.
11. Тебеньков К.А. Формирование инновационной компетентности адъюнктов военных институтов внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2014.