competence, tutor support.
Nizhnik Svetlana Gennadyevna, engineer, nezhnost@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Rannich Viktor Nikolaevich, PhD. ped. Sciences, Professor, vik nik r@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 355.0357
МОДЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА
П.И. Образцов, А.И. Козачок, А.В. Лесничий
Рассматриваются вопросы оценки результатов профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава военного вуза в условиях стратегических изменений в системе высшего образования, решения задач по улучшению кадрового состава образовательных организаций. Предлагается использование системы оценки на основе метода рейтинга.
Ключевые слова: преподаватель, военный вуз, рейтинг, модель.
Изменение стратегической направленности высшего образования требует пересмотра и модернизации системы управления всех вузов, в том числе военных. Руководству вузов поставлены задачи по улучшению кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности, по формированию резерва управленческих кадров и реализации программ развития участников резерва [5, 6].
Сегодня значительно изменилась социальная роль образования -обществу необходимы выпускники вузов, готовые к решению широкого круга задач в условиях быстро меняющейся обстановки. Особенно это касается выпускников военных вузов. Однако педагогическая реальность, которой свойственна некоторая инерционность, меняется медленнее, чем требования к ней. Образование не успевает за изменениями жизни общества. Наблюдается противоречие между быстро возрастающими требованиями и медленно растущими профессиональными возможностями педагогов. Сегодня нужны педагоги образованные, патриотичные, отличающиеся мобильностью, гибкостью, способные принимать решения и прогнозировать их последствия.
Проблемы в образовании побуждают педагогов к совместным действиям, направленным на совершенствование основных направлений деятельности вуза. Таким образом, с учетом уровня развития образования совершенствование деятельности преподавателей переходит в разряд общих задач образования. Потенциал для самостоятельного решения
данного вопроса может сформировать и развивать система педагогической поддержки. В ней должны быть созданы педагогические условия, поддерживающие саморазвитие преподавателей в профессиональной деятельности. Кроме того, должны обеспечиваться системные и последовательные процессы совместных действий преподавателей по изменению педагогической реальности. Осмысление результатов труда коллектива преподавателей, полученных посредством мониторинга их деятельности, служит активизации процессов оценки педагогами результатов своей личной деятельности и проектирования целей саморазвития. Следовательно, по-прежнему актуальна проблема объективной оценки профессиональной деятельности как отдельного педагога, так и педагогических коллективов различной численности. Проблема не проста, так как результаты оценивания затрагивают самолюбие и честолюбие конкретного педагога, они отражаются как на отношениях преподавателя к коллегам, так и на отношениях коллектива, в общем, к своему члену.
Педагогическая деятельность относится к разряду творческих, в ней возможны различные подходы к оценке результативности и качества. При этом надо учитывать, что деятельность преподавателя вуза многогранна. Педагог, являясь основным звеном в образовательной и научной деятельности, участвует в учебной, методической, воспитательной и научной работе вуза. Кроме того, педагог военного вуза участвует в других видах работ, не характерных для гражданского вуза (несение службы в суточном наряде, тактико-специальные занятия, учения и пр.). Часть мероприятий, в соответствии с ведомственными приказами, может осуществляться без ограничения длительности проведения, что затрудняет их оценку.
В связи с этим многие критерии деятельности преподавателя военного вуза трудно формализуемы. Их выбор зависит от множества не всегда явно связанных факторов. Очевидно, что наиболее объективной оценкой деятельности военного педагога будет не оценка траектории достижения результата, а оценка собственно конечного результата. Кроме качественных критериев оценки, необходимы объективные количественные параметры, характеризующие педагогическую деятельность, не зависящие от каких-либо субъективных факторов. В результате изучения проблемы мы пришли к выводу, что для создания системы объективной оценки деятельности педагогов и подразделений вуза как элемента системы менеджмента качества образовательной деятельности необходимо сочетание количественных и качественных методов оценки. Система не должна быть громоздкой, в нее должны включаться только объективные показатели.
Рассмотрение существующих в российских образовательных учреждениях (организациях) подходов к решению проблемы оценки
результатов профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава показало, что более технологичной представляется система, в основе которой лежит метод рейтинга [1, 2]. Метод рейтинговой оценки деятельности преподавателей позволяет совместить многие достоинства других известных способов оценки преподавателей, так как не отрицает объективность, систематичность и пр. Его использование во многом устраняет существенные недостатки оценки деятельности преподавателей - субъективность и отсутствие количественных показателей педагогической деятельности.
Создание системы определения рейтинга преподавателей и подразделений военного вуза предполагает обеспечение решения нескольких управленческих задач:
- руководство вуза, факультетов и кафедр получает с требуемой степенью детализации информацию о результатах деятельности, что позволяет своевременно оказывать влияние на деятельность преподавателей, кафедр и факультетов;
- заведующие и преподаватели кафедр имеют возможность оценить свое место внутри подразделения или категории должностей, а также место подразделения среди остальных и спланировать свою дальнейшую работу.
Результаты определения рейтинга в большой степени зависят от достоверности первичных данных. Их неточность может быть обусловлена несовершенством терминологии при описании первичных показателей или умышленным изменением значений показателей. Задача повышения достоверности исходных данных должна решаться за счет как совершенствования терминологии (методическое обеспечение), так и проверки их правильности (организационное обеспечение).
Система определения рейтинга не только управленческая, но и педагогическая, решающая ряд педагогических задач преподавателей:
- формирование системы научных знаний о природе педагогической деятельности и ее результатах;
- овладение приемами и способами самооценки и оценки качества деятельности;
- развитие рефлексивных способностей;
- формирование потребности к самооценке результатов педагогической деятельности;
- развитие способности к самопознанию, овладение приемами и методами самосовершенствования.
Методики определения рейтинга разработаны и внедрены во многих вузах страны, в том числе в Белгородском государственном университете, Волгоградском государственном техническом университете, Гродненском государственном университете, Красноярском государственном педагогическом университете, Петербургском государственном
университете путей сообщения, Самарской государственной экономической академии, Томском политехническом университете и во многих других вузах, в том числе военных.
Подходы руководства вузов к формированию и реализации методики определения рейтинга преподавателей зависят от стратегических и тактических целей вузов. Но в преобладающем большинстве оценка деятельности профессорско-преподавательского состава вуза осуществляется по показателям оценки учебно-методической (УМР), научной и воспитательной работы.
В предлагаемой нами модели рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава военного вуза деятельность оценивается системой показателей, численными значениями для которых являются (рис. 1): квалификационный потенциал (КП), накопленный за весь период деятельности и приобретенный за рассматриваемый период; результативность учебной работы за учебный год и методической работы за рассматриваемый период; результативность воспитательной (ВР) и научной (НР) работы за рассматриваемый период.
Рис. 1. Формирование данных для определения рейтинга преподавателей и кафедр
Формирование данных кафедры производится путем суммирования данных преподавателей и ряда дополнительных данных. Для учета особенностей деятельности преподавателей, кафедры военного вуза условно делятся на две группы: выпускающие, на которых ведется дипломное проектирование и сдаются государственные экзамены в процессе реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, и невыпускающие. Реализация модели позволяет определить рейтинг: преподавателей кафедр; начальников (заведующих) кафедр, их заместителей и профессоров кафедр с учетом группы кафедр и категории должностей; кафедр вуза (в двух группах -выпускающих и невыпускающих).
Рейтинг преподавателей определяется путем прямого сравнения фактических значений по каждому показателю (построение убывающего ряда) и последующей свертки показателей с учетом их весовых коэффициентов с последующим ранжированием номеров мест преподавателей.
Порядок расчета рейтинга преподавателей:
1. Таблица сводных данных для определения рейтинга заполняется на основании данных, представленных преподавателями и соответствующими отделами вуза. Данные указываются в абсолютном значении.
2. Среди абсолютных значений одного показателя (в строке) определяется его максимальное значение.
3. Для каждого преподавателя определяется относительное значение показателя как отношение абсолютного значения индивидуального показателя к максимуму в группе значений.
4. Определяется относительное значение показателя для каждого преподавателя с учетом веса показателя (в строке) как произведение относительного значения показателя (п. 3.) и веса этого показателя (определяющего его относительную важность (сложность) по отношению к другим показателям раздела).
5. Суммируются полученные значения отдельно по разделам (пп. 1-4).
6. Полученные значения делятся на максимально возможный балл раздела - сумму весовых баллов показателей в соответствующем разделе с учетом категории кафедры и квалификационного потенциала
преподавателя: Р/кп , рУМР , рВР , рНР .
7. В каждом разделе для каждого преподавателя определяются
занятые им места: , %МР , ^ВР , НН> .
8. Для каждого преподавателя определяется сумма значений по разделам:
Рп = К • РКП + К2 • РУМР + К3 • РвР + к4 • РНР >
где К = 0,2; К = 0,5; К3 = 0,1; К4 = 0,2 - весовые баллы, определяющие соотношение временных объемов видов деятельности в соответствии с инструкциями по нормированию основных работ военного вуза. Значения баллов ежегодно согласовываются с представителями подразделений вуза.
9. Полученные значения ранжируются в порядке возрастания значений. Результат ранжирования является рейтингом преподавателей.
С целью подготовки, обработки и предоставления информации о результатах деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов, оптимизации временных затрат на проверку информации, повышения достоверности данных создаются базы данных подразделений вуза (рис. 2), а на их основе - объединенная база данных, позволяющая программно реализовать методику определения рейтинга.
Рис. 2. Формирование баз данных подразделений и вуза
Рейтинговая оценка результатов профессиональной деятельности преподавателей имеет педагогический, социальный и экономический аспекты. Она помогает руководству вузов и его подразделений принимать более обоснованные управленческие решения. Ее внедрение может быть связано с установлением стимулирующих выплат. Результаты определения рейтинга за один или несколько периодов оценки могут стать основой для
подготовки материалов по аттестации педагогов. Рейтинговая оценка оказывает помощь при формировании приоритетных целей в области управления качеством и профессиональной мотивации.
Опыт использования в одном из военных вузов в течение ряда лет системы определения рейтинга для оценки результатов профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава показал, что:
- в методической работе стимулирована деятельность по разработке и поддержанию в актуальном состоянии учебно-методических комплексов дисциплин, что, безусловно, сказывается на качестве проведенных занятий;
- профессорско-преподавательский состав активно работает над подготовкой рукописей монографий, учебных пособий, в том числе с рекомендованным грифом "учебной пособие". Сведения о динамике подготовки рукописей приведены в таблице.
Динамика подготовки рукописей в военном вузе
Виды изданий 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Учебные пособия с грифом Минобрнауки 2 1 2 2 1
Учебные пособия с грифом федерального органа исполнительной власти 4 5 3 3 5
Учебные пособия с грифом учебно-методического объединения по образованию 6 7 7 9 8
Монографии 3 4 6 7 7
- сформирована устойчивая тенденция активности преподавателей в проведении различных мероприятий воспитательной направленности с обучающимися и коллегами, что способствует сплачиванию воинских коллективов различной численности;
- существует некоторое постоянно расширяющееся множество различных результатов научной деятельности преподавателей.
Следует отметить, что метод рейтинга - один из наиболее эффективных методов стимулирования профессиональной деятельности, направленных на активизацию профессиональной деятельности преподавателей вузов на основе психологических способов воздействия [3]. Результат определения рейтинга является мощным мотивом, оказывающим активизирующее влияние на профессиональную деятельность преподавателя и соответственно на его профессиональное саморазвитие [4]. Особенную ценность метод рейтинга получает в вузах с ограниченными возможностями материального (денежного и
неденежного) стимулирования деятельности профессорско-преподавательского состава или в вузах, где денежное стимулирование не возможно, к числу которых относятся военные вузы.
Список литературы
1. Васильева Е.Ю. Оценка деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах: монография. Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2005. 170 с.
2. Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 159 с.
3. Лесничий А.В. Анализ методов профессионального саморазвития преподавателя вуза // Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Вып.8 / науч. ред. П. И. Образцова. Орел: Изд-во Орлов. гос. ун-та; ООО "Горизонт", 2013. 138 с.
4. Лесничий А.В. Рейтинговая оценка деятельности как средство профессионального саморазвития личности преподавателя вуза // Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Курск, Курский государственный университет, 10-11 апреля 2014 года / под ред. А. В. Репринцева: в 2 т. Т.2. Курск: ООО "Мечта", 2014. 385 с.
5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года". "Собрание законодательства РФ". 02.01.2012.
№ 1. Ст. 216.
6. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы". "Собрание законодательства РФ". 27.05.2013. № 21. Ст. 2671.
Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., _fdpo@univ-orel.ru, зав. кафедрой, Россия, Орел, Орловский государственный университет,
Козачок Александр Иванович, канд. пед. наук, доц., kaiakadem@rambler.ru, Россия, Орел, Академия ФСО России,
Лесничий Андрей Владимирович, соискатель, 58154@,mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет
RATING MODEL OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHING STAFF
ACTIVITY
P.I. Obraztsov, A.I. Kozachok, A.V. Lesnichiy
The issues of rating the results of military higher education institution teaching staff professional activity under the conditions of strategic changes in the higher education system and solving the problems of improving the educational organizations personnel are considered. The application of the assessment system on the basis of the rating method is proposed.
Key words: teacher, military higher education institution, rating, model.
Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, head of department, fdpo@Mniv-orel.ru, Russia, Orel, Orel State University,
Kozachok Aleksandr Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor,kaiakadem@rambler.ru, Russia, Orel, The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation,
Lesnichiy Andrey Vladimirovich, competitioner, 58154@,mail.ru, Russia, Orel, Orel State University
УДК 355.0357
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П.И. Образцов, А.И. Козачок, И.В. Ревков
Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию на практике педагогической технологии адаптации курсантов младших годов обучения к профессионально-служебной деятельности c учетом особенностей образовательной среды военного вуза.
Ключевые слова: адаптация к профессионально-служебной деятельности, педагогическая технология, педагогические условия.
Практическая реализация современных педагогических технологий требует формирования специальной адаптивной образовательной среды, базирующейся на реализации теоретических моделей лежащих в ее основе педагогических процессов и их целей [1]. Не исключением является и педагогическая технология адаптации курсантов младших годов обучения