Научная статья на тему 'Сущность, содержание и основные компоненты феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза'

Сущность, содержание и основные компоненты феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / КОМПОНЕНТЫ САМОРАЗВИТИЯ / TEACHER / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / SELFDEVELOPMENT COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козачок А.И., Лесничий А.В.

Статья посвящена рассмотрению сущностных характеристик феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза. Раскрыты основные компоненты обозначенного феномена и его место в процессе развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE, CONTENTS AND MAIN COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT PHENOMENON OF THE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHER PERSONALITY

The article is devoted to the consideration of the essential characteristics of the professional self-development phenomenon of the military higher education institution teacher personality. The main components of the designated phenomenon and its place in the personality development process are revealed.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и основные компоненты феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза»

УДК 378 К03АЧ0К А. И.

кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО России

E-mail: kaiakadem@rambler.ru ЛЕСНИЧИЙ A.B.

соискатель, кафедра непрерывного образования и новых образовательных технологий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: 58154@mail.ru

UDC378 KOZACHOKA.I.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Federal

Guard Service Academy E-mail: kaiakadem@rambler.ru LESNICHIYA. V.

Applicant, Department of Continuing Education and Modern Educational Technologies, Orel State University

named after I.S. Turgenev E-mail: 58154@mail.ru

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

THE ESSENCE, CONTENTS AND MAIN COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT PHENOMENON OF THE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHER PERSONALITY

Статья посвящена рассмотрению сущностных характеристик феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза. Раскрыты основные компоненты обозначенного феномена и его место в процессе развития личности.

Ключевые слова: преподаватели,, военный вуз, саморазвитие, профессиональное саморазвитие, компоненты саморазвития.

The article is devoted to the consideration of the essential characteristics of the professional self-development phenomenon of the military higher education institution teacher personality. The main components of the designated phenomenon and its place in the personality development process are revealed.

Keywords: teacher, military higher education institution, self-development, professional self-development, self-development components.

Изменения, проходящие в системе высшего образования России, требуют модернизации системы управления вузов и проведения мероприятий по оптимизации их кадрового состава [16]. Кроме того, принятая стратегия развития высшего образования требует активизации деятельности профессорско-преподавательского состава по основным видам деятельности вузов - образовательной и научной деятельности. Совершенствование педагогического мастерства, повышение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности преподавателя. В связи с этим рассмотрение философских и психолого-педагогических аспектов феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза приобретает особую актуальность.

Философская антропология определяет "человека" как основную мировоззренческую категорию. Исходя из этого формируется система представлений о природе, личности и обществе. Личность представляется свободной и развивающейся. Современные гуманистические подходы также основываются на принципе высшей ценности человека как субъекта, но они не учитывают тот факт, что человеческое развитие и саморазвитие имеют социальный фактор.

Позднее ученые стали рассматривать чело-

века как социальное существо (А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский). Исследователи считают, что причины поведения человека находятся в среде, в которой он воспитывался и формировался. Среда и события оказывают влияние на человека. Вместе с тем, события также несут отпечатки личностей. В немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте и др.) взаимодействуют полярные точки зрения - естественнонаучного и гуманитарного сциентизма. Ценна для рассмотрения вопроса саморазвития личности мысль И. Канта, о том что, '"каждая личность - самоцель"

Диалектика рассматривает принципы самопознания и саморазвития личности как "аналога мирового духа" (Г. Гегель). Продолжение и развитие этих идей произошло в диалектическом материализме. Принцип саморазвития (Г. Гегель, К. Маркс) утверждает, что источником и движущими силами саморазвития личности являются сама диалектика развития и различные противоречия.

В процессе саморазвития человеку приходится преодолевать противоречия в самопознании, самоорганизации и самореализации. Предыдущие достижения личности становятся чертой для движения к новым достижениям и определяют перспективы. Диалектический материализм рассматривает объективный мир как еди-

© Козачок А.И., Лесничий A.B. © KozachokA.I., Lesnichiy A.V.

ное целое. Все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Природа, общество и человек находятся в непрерывном закономерном движении и изменении. Процесс саморазвития человека также непрерывен, а внутренние противоречия являются источником и движущей силой развития и самора звития.

Представители русской религиозной философии рассматривали духовность как определяющее свойство человека. Они считали, что нравственное содержание человека зачастую сильнее влияния внешних факторов.

Постепенно философы пришли к мнению, что мир многогранен и его можно рассматривать и оценивать, используя две противоположные и одновременно взаимодополняющие сциентические и антропологические установки (социобиология, неофрейдизм, неомарксизм, неотомизм, экзистенциализм и др.).

Продолжительное время "саморазвитие" рассматривалось как тождественное "самодвижению". Гегель представлял весь мир в виде процесса, находящегося в непрерывном движении, преобразовании и развитии. Источник движения он видел в самом рассматриваемом предмете [7]. Следовательно, рассматриваемый нами феномен - мотивационный внутренний процесс, имеющий целью достижение определенного результата. Движению противопоставляется самопроизвольное изменение самодвижения. Внешние силы при самодвижении играют определяющую или модифицирующую роль [24].

Самодвижение - спонтанное, самопроизвольное изменение некоторой системы под влиянием внутренних факторов и противоречий, с учетом опосредованного воздействия внешних условий и особенностей изменяющейся среды [8]. Саморазвитие является высшим уровнем самодвижения, на котором происходят не хаотические, а направленные, осознанные изменения, приводящие к качественной трансформации элементов системы и их функций, а также появлением и усложнением новых динамических связей и взаимоотношений со средой [25].

Анализ философской литературы [1; 3; 4; 5; 6; 7; 23; 24] показал, что саморазвитие личности - собственный внутренний необходимый процесс изменения индивидуальных качеств личности, возникающий самопроизвольно на основе внутренних противоречий и в результате внешних воздействий. Степень воздействия внешних факторов на личность обратно пропорциональна - чем менее организована ее структура, тем значительней воздействие. Следовательно, усиление независимости от внешних факторов является условием повышения уровня организации личности. Увеличение значения внутренних источников развития повышает уровень саморазвития, вследствие чего изменяющаяся структура личности увеличивает возможность устойчивости и адекватной реакции на внешние воздействия среды.

В работах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна определено, что внешние условия определяют вероятность реализации внутренних возможностей.

A.B. Суворов считает, что «сущность всякого саморазвития заключается в качественном изменении видения мира, самого себя, своей роли в этом мире, перестройке не только в отношении с миром в целом, в общении с другими и самим собой, но и поступках, в деяниях, которые субъект начинает активно практиковать» [20]. Наличие самостоятельности в действиях человека, даже в условиях его принуждения, определяет успех развивающих воздействий [19].

П.Г. Щедровицкий писал, что одним из важных открытий, сделанных философской антропологий, является мысль о том, что человек способен стоить самого себя [27]. Процесс и результат саморазвития человека определены воздействием ряда факторов - наследственности, социальной среды проживания и воспитания.

Многие исследователи считают, что потребности являются одной из основных сил развития человека, которая ведет к преобразованиям. Потребность рассматривается в широком смысле как необходимость в чем-то, а также в узком - как отражение зависимости человека от условий, в которых он существует. В частности, так рассматривает потребности гуманистическая теория личности (Б.Г. Ананьев. А. Маслоу,

B.C. Мерлин и др.). «Пирамида потребностей», предложенная А. Маслоу, показывает изменения потребностей с возрастом человека - от физиологических до самоутверждения личности путем развития. Он считает, что источником мотивов развития является потребность человека реализовывать свои способности. Чем менее они реализовываются. тем сильнее возрастает желание их применять. Чем выше уровень мотивации, тем сильнее способности совершенствуются и развиваются. Ученый сделал важный вывод о том, что мотивы самоактуализации личности находятся на вершине пирамиды мотивов [13].

К. Роджерс отмечает, что человек имеет неограниченный потенциал для самосовершенствования, а не для развития способностей и задатков, которых, возможно, у него нет. Ученый предположил, что все поведение человека вдохновляется и регулируется важнейшим мотивом в жизни - тенденцией к актуализации [9].

Проведенный анализ позволяет сформулировать некоторые существенные характеристики саморазвития'. это процесс самоизменения, проходящий внутри системы. под влиянием ее собственных противоречий; способ реагирования человека на воздействие окружающей его социокультурной среды; сознательное усовершенствование человеком самого себя; только внутренние ресурсы саморазвивающейся системы не могут быть источником длительного существования.

С точки зрения философии под профессиональным саморазвитием личности преподавателя военного вуза будем понимать собственный внутренний процесс изменения профессиональных качеств личности преподавателя военного вуза, возникающий самопроизвольно на основе внутренних противоречий и в результате воздействия внешних факторов.

Психологи изучают личность как субъект деятель-

ности и опыта. Б.Г. Ананьев считает, что личность человека необходимо рассматривать одновременно с четырех сторон: человек как биологический вид, человек как индивид, человек как личность, человек как часть общества [1]. К.А. Абдульханова-Славская описывает личность как субъект деятельности и жизненного пути. Д.Н. Узнадзе трактует личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер [22].

При проведении исследования мы опираемся на предложенную К.К. Платоновым концепцию структуры личности, в которой она рассматривается как динамическая функциональная структура, элементами которой являются: направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. В структуре саморазвития личности выделяются следующие компоненты: ценностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий [15].

С точки зрения синергетических представлений профессиональное саморазвитие личности преподавателя - открытая целостная саморазвивающаяся динамичная нелинейная система. Развитие данной системы обеспечивается ее внутренними потребностями и ресурсами, а также внешней средой вуза (С.П. Курдюмов. И.Р. Пригожин, И.А. Шаршов и др.).

Саморазвитие - процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования в соответствии с жизненными установками (Е. А. Власова).

Анализ публикаций показал, что в настоящее время у ученых отсутствует единое мнение о содержании основных компонентов профессионального саморазвития. Так. Л.Н. Куликова отмечает, что личностное саморазвитие необходимо рассматривать "как сознательное управление своим развитием". Процесс саморазвития рассматривается автором как совокупность процессов самопознания, волевой саморегуляции, самовоспитания, самообладания, повышения собственной продуктивности, духовного самоукрепления, самоопределения, самоактуализации и самореализации [11]. П.И. Третьяков считает, что внутреннюю природу саморазвития личности формируют процессы самоосознания, самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации, саморегуляции [21]. В.Г. Маралов предлагает считать самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию ведущими формами саморазвития [14]. В.И. Андреев рассматривает процесс саморазвития как особый вид творческой деятельности, который образуют самопознание, самоуправление. творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности [2]. Н.Б. Крылова предлагает рассматривать саморазвитие как объединение взаимосвязанных базовых блоков: блок самоорганизации, блок самоопределения, блок самопознания. блок саморегуляции и самореабилитации.

блок самореализации, блок самообразования [9].

Нам близка идея И.А. Шаршова о том, что основными компонентами процесса саморазвития являются: самопознание, самоорганизация, самообразование, самореализация [26]. Данные компоненты могут лечь в основу рассмотрения структуры профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза.

При изучении проблемы профессионального саморазвития личности большинство ученых рассматривают успешность человека в профессиональной деятельности и соответствие его профессиональным требованиям (К.А. Абульханова-Славская, А.К Маркова и др.).

Профессиональное саморазвитие — это внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества [8].

Профессиональная деятельность педагога относится к разряду творческих. Педагог, являясь основным звеном в образовательной и научной деятельности, участвует в учебной, методической, воспитательной и научной работе вуза. Кроме того, исследователи в последнее время выделяют отдельно инновационную деятельность педагога как обладающую своими особенностями. Педагог военного вуза, кроме собственно выполнения своих функций в осуществлении образовательной и научной деятельности вуза, участвует в других видах мероприятий, не характерных для гражданского вуза (несение службы в суточном наряде и карауле, командно-штабные учения, тактико-специальные занятия, учения и пр.). Часть мероприятий, в соответствии с нормативными правовыми актами, может проводиться без ограничения длительности проведения.

Профессиональное саморазвитие основывается на сложной системе стимулов и источников активности. К внутренним факторам, стимулирующим процесс саморазвития, относят самооценку, самоуважение и личную заинтересованность (желание иметь более углубленные знания, использовать приобретенные знания на практике и пр.). К внешним факторам - мнение окружающих, требования и ожидания которых выступают в качестве основного фактора мотивации, определяют направление и глубину необходимого самосовершенствования.

Объективно существующие особенности профессиональной деятельность военного педагога определяют особенности мотивации их труда. Кроме того, на наш взгляд, существенное влияние на мотивацию оказывают сложившиеся традиции подготовки офицерских кадров и межличностные взаимоотношения в воинских коллективах. Таким образом, в военных вузах материальное (денежное) стимулирование деятельности профессорско-преподавательского состава не может быть основным видом. Целесообразно формировать и использовать потенциал нефинансовой мотивации.

При рассмотрении процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза необходимо учитывать качества личности и ее ценностные ориентации, а также профессиональные знания и способности.

На основе выявленных особенностей профессионального саморазвития преподавателя вуза можно сформировать систему методов, включающую: методы развития профессионального самосознания (метод взаимонаблюдения и метод взаиморефлексии); методы развития профессиональных умений (метод взаимного компромиссного согласования и игровое проектирование); методы стимулирования деятельности преподавателя (метод обратной связи и метод рейтинга) и методы контроля процесса профессионального саморазвития (методы самоконтроля и методы коллективного контроля) [12].

Рассмотрение существующих в российских обра-

зовательных учреждениях (организациях) подходов к решению проблемы оценки результатов профессиональной деятельности преподавателей показало, что более технологичной представляется система, в основе которой лежит метод рейтинга. Метод рейтинговой оценки деятельности преподавателей позволяет совместить многие достоинства других известных способов оценки преподавателей, так как не отрицает объективность, систематичность и пр. Он является одним из эффективных методов стимулирования профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава военных вузов на основе психолого-педагогических способов воздействия.

Библиографический список

1. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.

2. Андреев В.П. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособ. Казань, 2005.

3. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. Т. 1.4. 2.

4. Батищее Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. № 3.

5. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1985.

6. БердяевН.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

7. Гегель Г.Ф. Сочинения. М., 1939. Т. 6.

8. Костогрызов Н.Н. Личностно-профессиональное саморазвитие военного педагога в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 186 с.

9. Крыпова Н.Б. Культурология образования = Culturolojy of edikation. М.: Народное образование, 2000. 270 с. (Профессиональная библиотека учителя; сб. № 10; Новые ценности образования).

10. Кряхтунов M.II. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога : матер. Всерос. науч,-пракгич. конф. Ставрополь : Изд-во СГУ, 1999.

11. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности /Л.Н. Куликова. Хабаровск, 1997. 315 с.

12. Лесничий А.В. Анализ методов профессионального саморазвития преподавателя вуза // Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Выпуск 8. Под научной ред. П. И. Образцова. Орел: Издательство Орловского государственного университета, ООО «Горизонт», 2013. 138 с.

13. Мас.Щ'А. Новые рубежи Человеческой природы. М., 1999.

14. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебн. пособ. М., 2002.

15. Платонов К.К. О системе в психологии. М.: Мысль, 1972.

16. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы". "Собрание законодательства РФ", 27.05.2013, № 21, ст. 2671.

17. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.

19. Стопин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.

20. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности : автореф. дис. ... д-ра психол. Наук. М., 1996. 57 с.

21. Третьяков P1.II. Практика управления современной школой. М., 1995. 204 с.

22. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.

23. Философия образования для XXI века: сб. ст. Под ред. Н.Н. Пахомова, Ю.Б. Тупталова. М., 1992. 207 с.

24. Философский энциклопедический словарь: [в 2 т.] Под ред. A.M. Прохорова. М.: Энциклопедия, 1991.

25. ШаршовП.А. Цели и задачи творческого саморазвития личности. //Материалы конференции. Тюмень, 1998.

26. Шариюв I!.. 1. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика: монография. Федеральное агентство по образованию; Моск. пед. гос. ун-т; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р Державина. М.; Тамбов, 2005. 400 с.

27. ЩеёровыцтйГ.П. Избранные труды. М., 1S9S. 800 с.

References

1. AnanyevB.G. Amanasapieceofknowledge/B. G. Ananyev. L., 1968. 339p.

2. Andreyev V.I. Pedagogics of creative self-development: tutorial. Kazan, 2005.

3. Anthology of world philosophy. M.: Mysl\ 1969. V.I. P. 2.

4. Batishchev G. S. To find and solve oneself. Features of culture of deep communication / G. S- Batishchev // Philosophy questions. 1995. №3.

5. Bakhtin M.M. To act philosophy / M. M. Bakhtin // Philosophy and sociology of science and equipment. M, 1985.

6. Berdvaev N.A. Self-knowledge/ЖА. Berdyaev. L.: Lenizdat, 1991.

7. Hegel G.F. Compositions / G.F. Hegel. M, 1939. V. 6.

8. Kostogtvzov NN. Personal-professional self-development of the military teacher in the higher institution : thesis of the candidate of pedagogical science. Krasnodar, 2006. 186 p.

9. Krylova N.B. Education cultural science. ML: National education, 2000. 270 p. (Professional library of a teacher; col. № 10; New values of education).

10. Kryakhtimov M.I. The structure of the social teacher professional self-development process: transactions of All-Russian research and pract. conf. / M.I. Kryakhtunov. Stavropol: SSU publishing house, 1999.

11. Kulikova L.N. Problems of self-development of the personality / L.N. Kulikova. Khabarovsk, 1997. 315 p.

12. LesnichiyA. V The methods analysis of the professional self-development of the higher education institution teacher / A. V. Lesnichiy // Scientific works of faculty of additional professional education and professional development. Release 8 / under a scientific edition of P.I. Obraztsov. Orel: Publishing house of the Orel state university, LLC Gorizont, 2013. 138 p.

13. \ fusion .1. New boundaries of human nature. M, 1999.

14. Maralen' KG. Basics of self-knowledge and self-development: tutorial. M., 2002.

15. Platonov K.K. About a system in psychology / K.K. Platonov. M. : MysF, 1972.

16. The order of the Government of the Russian Federation of 15.05.2013 № 792-r "About the statement of a state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020". "Collection of the legislation of the Russian Federation", 27.05.2013, №21, Art. 2671.

17. Rogers K.R. View of psychotherapy. Formation of a person/K.R. Rogers. M, 1994.

18. Rubenstein S.L. Fundamentals of the general psychology: in 2 v. M.: Pedagogics, 1989. V. 2. 328 p.

19. Stolin V.V. Self-actualization of the personality / V.V. Stolin. M.: Moscow university publishing house, 1983. 284 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Sm'orovA. V. Humanity as a factor of self-development of a personality : author's abstract of Doctor of Psychology scientific paper / Suvorov A.V. M, 1996. 57 p. '

21. Trelyakov P.I. Practice of modem school management /P.I. Tretyakov. M, 1995. 204 p.

22. Uznadze D.N. Psychological researches / D.N. Uznadze. M.: Science, 1966. 451 p.

23. Education philosophy for the 21st century: col. art. / under the edition of. N.N. Pakhomov, Yu.B. Tuptalov. M, 1992. 207 p.

24. Philosophical encyclopedic dictionary: [in 2 v.] / under the. edition of A.M. Prokhorov. M.: Encyclopedia, 1991.

25. Sharshov L 1. Purposes and problems of personality creative self-development / I.A. Sharshov // conference materials. Tyumen, 1998.

26. Sharshov I.A. Professional and creative self-development: methodology, theory, practice: monograph / I.A. Sharshov; Education Federal agency; Moscow pedagogical state university; Tambov state university by G.R. Derzhavin. M.; Tambov, 2005. 400 p.

27. Schedrovitsky G.R. Selected works / G.P Shchedrovitsky. M, 1995. 800 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.