УДК 378 КОШЕЛЕВА А.О.
доктор педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики профессионального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: alisadoctor@ya.ru ШЕВЧЕНКО О.И.
кандидат педагогических наук, сотрудник, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации E-mail: klio80@mail.ru АРХИПЕНКО М.А.
кандидат педагогических наук, сотрудник, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации E-mail: Miralissa365@yandex.ru
UDC378 KOSHELEVA A.O.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate professor, Department of Theory and Methods of Professional Education, Orel State University E-mail: alisadoctor@ya.ru SHEVCHENKO O.I.
Candidate of Pedagogical Sciences, Staffer, The Academy of Federal Guard Service of the Russian Federation
E-mail: klio80@mail.ru ARKHIPENKO M.A. Candidate of pedagogical science, Staffer, The Academy of Federal Guard Service of the Russian Federation E-mail: Miralissa365@yandex.ru
ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
EFFECTIVE ACTIVITY OF A TEACHER AT A DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONTEXT OF INTEGRATING SCIENCE AND EDUCATION
В статье раскрыты приоритетные направления развития качества образования в высшей школе, рассматриваются условия интеграции науки и образования в российских вузах. Сформулированы основные задачи научно педагогического состава, в соответствии с тенденциями интеграции науки и образования, описаны ведущие критерии эффективности деятельности преподавателя ведомственного вуза. Уделено внимание специфике педагогического процесса в ведомственном вузе, с точки зрения результативности деятельности научно-педагогического состава.
Ключевые слова: научно-педагогический состав, компетентность, педагогическое мастерство, ведомственный вуз, инновационно педагогические условия, интеграция науки и образования.
The article reveals the priority directions for the development of the quality of education in the higher school. The conditions for the integration of science and education in Russian universities are examined. The main tasks of the scientific and pedagogical staff are formulated. In accordance with the tendencies of the integration of science and education the leading criteria for the effectiveness of the teacher's activity of the departmental higher educational institution are described. Attention is paid to the specifics of the pedagogical process in the departmental institution in terms of the effectiveness of the scientific and pedagogical staff activity.
Keywords: scientific and pedagogical staff, competence, pedagogical skill, departmental higher educational institution, innovative and pedagogical conditions, integration of science and education.
В настоящее время в образовании происходят глобальные процессы, которые коренным образом меняют подходы к развитию системы военного образования в России. Это обусловлено кардинальными изменениями в экономической, политической, социальной и научной сферах жизни страны. Высшая военная школа перестраивается в отношении методологии и технологии организации образовательного процесса, создаются инновационные условия обучения для бакалавров, специалистов, магистров, адъюнктов. Вместе с тем, с одной стороны - необходимо сохранить фундаментальность характера обучения и подготовки военных кадров, традиции, сложившиеся в высшей военной школе, а с другой - активно осваивать новейшие педагогические и информационные технологии в целях реализации новшеств [4, с. 196, 197].
В целом, за последние десять лет (2007-2017 гг.), ведомственные вузы страны подверглись масштабным преобразованиям, в обучении курсантов активно используются педагогические инновации (модифицирующие, улучшающие, прорывные, интегрирующие нововведения). Востребованы современные концепции внедрения компетентностного, личностно-ориентированного и интегративного подходов в подготовку будущих военных профессионалов.
Судя по тому, что научные исследования стали сердцевиной технологической культуры многих стран мира, образование «ослеплено» возможностью использовать потенциал науки и технологий в целях достижения качества обучения и поддержания творческой инициативы ученых и педагогов не только в прикладных, но и в
© Кошелева А.О., Шевченко О.И., Архипенко М.А. © Kosheleva A.O., Shevchenko O.I., Arkhipenko M.A.
фундаментальных исследованиях [2]. Интеграция науки и образования - тенденция, которая в начале XXI века стала одной из базовых категорий современной теории и методики профессионального образования.
Интеграция - это универсальный феномен, относящийся прежде всего к явлениям материального и духовного бытия, процесс, имеющий свои закономерности и принципы. Вместе с тем, результатом интеграции являются такие ценности, как: объединение, соединение, восстановление единства (В.С. Готт, М.А. Розов, Э.П. Семенюк, А. Д. Урсул, В.А. Энгельгардт и др.).
Приоритетными направлениями при реализации задач интеграции науки и образования в ведомственном вузе являются:
- актуализация содержания форм и методов обучения за счет активного использования в образовательном процессе результатов и технологий научного поиска, повышения на этой основе эффективности самостоятельной творческой деятельности курсантов;
- внедрение высоких интеллектуальных технологий, предусматривающих формирование знания с целью получения нового интеллектуального продукта;
- развитие и использование дистанционных форм обучения;
- создание педагогических условий для применения инновационных средств обучения в образовательном процессе.
Вместе с тем, ведомственным вузам страны, как никогда ранее необходимы компетентные педагоги, способные решать профессиональные задачи не только на нормативно-инструктивном уровне, а на более высоком - творческом. Следовательно, нужно создавать условия, которые бы обеспечили перспективы профессионального роста для наиболее талантливых и профессионально мотивированных преподавателей.
Однако, это требует значительных усилий как со стороны администрации и руководства вуза, так и со стороны преподавателей. Тем более, что в условиях интеграции науки и образования предъявляются новые требования к преподавателю вуза.
Поскольку для решения задач подготовки компетентного военного профессионала, а также проведения методологических, комплексных и практико-ориентированных исследований в военной сфере необходимы высококвалифицированные научно-педагогические кадры высшей квалификации, то необходимо для инновационного образовательного процесса, ориентированного на профессионально-творческую подготовку специалистов, использовать в обучении нетрадиционные задачи с избыточными или недостаточными, противоречивыми, а иногда и намеренно недостоверными исходными данными, которые имеют множественные и вероятностные решения. Это позволит развивать их креативное и продуктивное мышление.
Формирование профессиональных компетенций выпускников военно-учебных заведений в научно-исследовательской деятельности происходит так: в рамках единого учебно-научно-воспитательного про-
цесса на кафедрах разрабатываются и реализуются инновационные военно-научные проекты. При этом осуществляется совместная и одновременно индивидуализированная профессиональная подготовка курсантов (слушателей) разных курсов, направлений и специальностей высшего образования в составе единой учебно-проектной группы, которая работает по заказу и при прямом участии научно-исследовательских организаций. Подготовка и защита выпускных квалификационных работ могут осуществляться в учебно-проектных бюро (группах), а их реализация - в малых инновационных предприятиях при вузах (учебно-опытных мастерских). Кроме того, на последние возлагается задача реализации разработок, выполненных курсантами и слушателями в учебно-проектных бюро (группах). В целом интегративный подход является стержневым элементом в организации совместной учебной и научной деятельности учебно-проектной группы курсантов (слушателей), преподавателей вуза и сотрудников научно-исследовательских организаций. При этом появляется возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от способностей курсантов и слушателей. Реализация данных предложений потребует, в том числе, и гибкости организационно-штатной структуры военно-учебных заведений. Очевидно, необходимо будет вводить должности штатных руководителей этих учебно-проектных групп или эти обязанности в функционал преподавательского состава кафедр.
Инициатором создания учебно-проектного бюро может стать любая ведущая (выпускающая) кафедра или кафедра фундаментальной подготовки, обладающая военно-научной или научно-технической идеей, для полноценной реализации которой необходимо организовать совместную работу специалистов различных направлений и специальностей.
Состав учебно-проектных групп может комплектоваться на конкурсной основе только лучшими курсантами и слушателями, обучение которых ведется на основе индивидуальных учебных планов, скоординированных с конкретной проектной группой и основной образовательной программой по военной специальности. Этим самым обеспечиваются различные образовательные траектории, позволяющие реализовать базовый, повышенный или универсальный уровень подготовки [2, с. 67].
Необходимо создание инновационно-
педагогических условий в ведомственных вузах, которые будут стимулировать преподавательскую активность наиболее одаренных и компетентных преподавателей вузов [3, с. 229]. Безусловно, вопросам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в любом военном ведомстве уделяется пристальное внимание, выстроена система организационных институциональных структур в виде логической цепочки: магистратура - адъюнктура - докторантура. В ведомственных вузах страны созданы условия для эффективного развития основных направлений военной
науки и образования, получения научно-педагогическим составом (НПС) высокой квалификации в различных областях знаний [2, 4].
Однако на ряду с положительным опытом по решению проблемы качества военного образования, достигающегося и в результате интеграции науки и образования, сохраняется ряд противоречий, между:
- возросшей потребностью ведомственных вузов в творческих, высокопрофессиональных, активно развивающихся научно-педагогических кадрах, с одной стороны, и недостаточным внедрением в подготовку и переподготовку научно-педагогических кадров принципа интеграции науки и образования;
- потребностью в конструктивном взаимодействии ведомственных вузов и сложившейся практикой обособленного их функционирования, с другой стороны;
- ориентирами научно-педагогического состава вузов на развитие инновационного мышления будущих специалистов, с одной стороны, и сохраняющимися стереотипами в системе военного образования, с другой стороны.
Третье (по счету) противоречие дает основание утверждать, что важнейшим условием качества и эффективности деятельности научно-педагогического состава ведомственного вуза является постоянная работа преподавателя над своим творческим ростом, совершенствованием своего педагогического мастерства [2, с. 67].
С учетом реализации принципа интеграции научной и педагогической деятельности в ведомственном вузе проводится оценка результативности деятельности НПС; осуществление необходимой коррекции форм и методов в преподавании дисциплин; обобщение и распространение инновационного опыта НПС; определение перспектив и путей профессионального совершенствования преподавателей [2]. Объектами педагогического анализа должны быть все направления деятельности НПС, их результативность, а также личностная и профессиональная готовность к осуществлению инновационной деятельности. При этом основными направлениями контроля эффективности деятельности преподавателя выступают: сравнение результатов дидактического процесса (учебной деятельности обучающихся и управляющей деятельности НПС) с запланированными целями обучения (в соответствии с ФГОС ВО); анализ целесообразности и эффективности всех элементов педагогического процесса; оценка готовности НПС к осуществлению инновационной деятельности в преподавании и внедрению принципа интеграции в образовательную и научную сферы [1].
Полный анализ деятельности НПС, как правило, проводится с учетом следующих направлений: анализ обучающей деятельности по качеству усвоения образовательной программы обучающимися; анализ отдельных составляющих педагогической деятельности (например, коммуникативной, организаторской, конструктивной и т.д.); анализ качества и эффективности
проведения учебных занятий и консультаций; диагностика и анализ профессионально значимых личностных качеств; участие в научной и исследовательской работе; выполнение воспитательных функций; участие в методической работе.
При этом необходимо учитывать, что оценка профессионального мастерства и профессионально значимых качеств преподавателя со стороны обучающихся служит в первую очередь информацией для самого НПС, для учета ее при анализе эффективности собственной деятельности и не должна служить единственным критерием оценки результативности деятельности конкретного преподавателя.
Вместе с тем, оценивание количественных и качественных характеристик преподавательского состава - это не самоцель. Информация о рейтинговых показателях НПС необходима для того, чтобы управлять процессом поддержания и наращивания его качественных характеристик и видеть, какое приращение каждый преподаватель дает качеству обучения и воспитания обучающихся для решения задач кафедры, факультета, вуза. С этой целью, в ведомственном вузе, целесообразно оценивать:
• всестороннюю деятельность НПС: учебную, методическую, научную деятельность, повышение квалификации, участие в подготовке научно-педагогических кадров, управление повседневной деятельностью, общественную, воспитательную и спортивно-массовую работу;
• конечные результаты в видах деятельности, которые характеризуют интеллектуальный потенциал педагога в виде различных форм апробации и реализации его знаний (участие в конкурсах, конференциях, форумах, семинарах, педагогических площадках и т.д.), а также методические и управленческие навыки решения возложенных на него задач.
Оценка уровня квалификации преподавателя ведомственного вуза, в условиях инновационного развития общества, служит значимой частью процесса подготовки квалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям [2;4].
Известно, что профессиональная квалификация преподавателя ведомственного вуза непосредственно влияет на качество выпускаемых факультетом специалистов и является комплексным образованием, включающим в себя теоретическую подготовку, знания, навыки, умения, профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики.
Проверка эффективности педагогической деятельности преподавателей проводится в целях подтверждения соответствия профессиональной подготовки кадров предъявляемым требованиям со стороны ведомства. Однако, она может дать полное представление реализации принципа интеграции в образовательную и научную деятельность личности.
Основными задачами проверки деятельности НПС в ведомственном вузе являются:
• стимулирование целенаправленного, непрерыв-
ного повышения уровня квалификации НПС, их личностного профессионального роста;
• повышение эффективности самообразования;
• выявление перспектив использования потенциальных возможностей личности;
• определение необходимости повышения уровня подготовки по тем или иным направлениям деятельности преподавателя.
Таким образом, можно сказать, что проверка деятельности преподавателя в вузе имеет два ключевых назначения:
1. Оценка уровня квалификации преподавателя для установления соответствия требованиям занимаемой должности.
2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации преподавателя.
Вместе с тем, оценка профессиональных качеств в процессе проверки предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач преподавателем с учетом принципа интегратив-ности в разных видах деятельности. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью преподавателя, именно компетентность является важнейшим элементом оценки качества его деятельности. Компетентность преподавателя ведомственного вуза может быть описана как совокупность некоторых основных компетентностей в областях деятельности преподавателя: учебной, методической, воспитательной, исследовательской, научной и др.
Исходя из того, что масштабные перемены, которые претерпевает сегодня высшая военная школа, и которые в полной мере коснулись каждого преподавателя, у НПС появились новые задачи: переработка лекционных курсов и внедрение новых образовательных технологий, расширение дистанционного обучения и установление более тесных контактов с заказчиками, активизация инновационной и научной деятельности. Совершенно очевидно, что пришло время оценивать и труд каждого преподавателя.
Повысившиеся требования к высшей школе продиктованы необходимостью встроить российское высшее образование в мировое образовательное пространство с целью достичь в недалеком будущем показателей, характеризующих лучшие вузы мира. На глазах происходит унификация требований к научно-педагогическим работникам по примеру лучших отечественных вузов. Это и индексы цитируемости, и объемы финансирования конкурсных научных проектов, и получение патентов на изобретения, и инновационная деятельность. Однако, далеко не все в вузовском сообществе принимают введение в рейтинг таких показателей научной состоятельности преподавателя, принятых во всем мире, как индекс Хирша, импакт-фактор журнала, где печатаются статьи, учет публикаций только в центральных рецензируемых изданиях. Сложность представляет оценка лекторского мастерства преподавателя, его воспитательной работы с обучающимися, его активность как члена диссертационного или экспертного советов.
Сложно вписаться в современную наукометрию ученым-гуманитариям, поскольку в оценке их знаний традиционно использовались такие параметры, как монографии, статьи в научных тематических сборниках, научно-просветительская деятельность и др. И все же во всем мире принята единая система оценки результатов деятельности преподавателей, прежде всего как научных работников [3, с. 221].
Важно отметить, что Правительство РФ утвердило «Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы». Иными словами, вступил в активную фазу этап заключения эффективных контрактов с научно-педагогическими работниками. Зарплата должна зависеть от объема и качества труда преподавателя вуза. Почва для заключения таких контрактов подготовлена мониторингами эффективности деятельности вузов, проводимыми Министерством образования и науки Российской Федерации.
В связи с этим, немаловажно, что в основу рейтинговой системы вуза могут быть положены как публикационная активность преподавателя, его эффективность в подготовке научных кадров, участие в научных конференциях, так и методическая состоятельность преподавателя (разработка новых образовательных программ, рабочих программ модулей и дисциплин, карт компетенций, создание курсов для электронного и дистанционного обучения, написание учебников и учебно-методических пособий). Включены в рейтинговую таблицу многих вузов и разделы, посвященные инновационной деятельности преподавателя. Например, необходимо учитывать научно-исследовательский потенциал преподавателя при разработке инновационных методов, программ для ЭВМ и т.д.
Показатели научной работы, как правило, учитывают количество цитирований работ преподавателя за последние пять лет. При балльной оценке научных публикаций принимается во внимание не только уровень публикаций (статьи, учтенные системами Web of Science, Scopus, труды, изданные в центральной и зарубежной печати или университетском издательстве, публикации в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации), но и импакт-фактор научного журнала, в котором опубликована статья [1, с. 31]. Необходимо осознать, что доценты, имеющие высокий уровень рейтингового балла, это основа для обновления в недалеком будущем профессорского состава руководителей научных школ.
В основу подхода к оценке деятельности того или иного должностного лица разумно положить его функциональную модель, отражающую познавательный и деятельностный аспекты овладения должностными обязанностями, а методика оценки труда НПС в свою очередь должна позволить оценить соответствие НПС квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, а также его персональный вклад в решение
задач кафедры. Кроме того, на кафедрах вузов выявляют лидеров в отдельных видах деятельности (учебной, методической, научной и др.) что упрощает процедуру выдвижения кандидатур на замещение научно-педагогических должностей. Гласность результатов оценки деятельности НПС позволяет создать атмосферу дискомфорта для тех педагогов, кто стоит на «иждивенческих» позициях. Объективная наблюдаемость возможностей научно-педагогического потенциала кафедры позволяет руководителю кафедры эффективно решать актуальные кадровые и другие задачи.
Таким образом, научно-педагогический состав, стремящийся достичь вершин профессиональной компетентности, должен не останавливаться в своем профессионально-личностном росте, помнить, что обретение педагогического мастерства - это постоянный, никогда не прекращающийся процесс саморазвития и самоанализа. Необходимо искать пути совершенствования деятельности преподавателя вуза в условиях интеграции науки и образования, а также мониторить степень достижения качества образования путем сопоставления целей и результатов.
Библиографический список
1. Анищенко В.С., Елина Е.Г. Об опыте количественной оценки эффективности работы преподавателей в Саратовском национальном исследовательском университете // Alma mater. 2015 № 3. С. 30-37.
2. Кошелева А.О. Научная деятельность преподавателя-исследователя в инновационных условиях высшей военной школы // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 35 (3). С. 66-72.
3. Кошелева А.О., Шевченко О.И., Кошелева Е.А. Современные подходы к проблеме качества образования: коллективная монография Инновации в современной системе образования подходы и решения / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра.
2016. С. 220-233.
4. Шевченко О.И. На пути к обновлению образовательного процесса в военных вузах // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 2/2. С. 196-200.
References
1. Anishchenko V.S., Elin E.G. About experience of a quantitative assessment of overall performance of teachers in the Saratov national research university // Alma mater. 2015. № 3. Рз. 30-37.
2. KoshelevaA.O. Teacher-researcher scientific activity under innovation conditions // Educational psychology in polycultural space.
2017. № 35 (3). Зз. 66-72.
3. Kosheleva A.O., Shevchenko O.I., Kosheleva E.A. Modern approaches to a problem of quality of education: the collective monograph of the Innovation in a modern education system approaches and decisions / editor-in-chief of A. Yu. Nagornov. Ulyanovsk: Zebra. 2016. Рз. 220-233.
4. Shevchenko O.I. On the way to update the educational process in military universities // Historical and social educational ideas. 2016. № 2/2. Рз. 196-200.