Научная статья на тему 'Исследование возможностей использования психологической полосы препятствий в образовательном процессе военного вуза как средства психологической подготовки курсантов'

Исследование возможностей использования психологической полосы препятствий в образовательном процессе военного вуза как средства психологической подготовки курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL READINESS / PSYCHOLOGICAL OBSTACLE COURSE / CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская М. В., Дерепаско И. В., Семоненко Ю. Ф., Толпыгин Р. С.

Психологическая подготовка курсантов военных вузов рассматривается как система целенаправленных воздействий, имеющих целью формирование и закрепление у будущих офицеров психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях. Участникам педагогического эксперимента при прохождении стандартной тактической полосы предлагалось выполнить задания, создающие дополнительную психологическую напряженность на когнитивном, перцептивном, операциональном, а также регулятивном уровнях. Полученные результаты, а также опрос, проведенный после эксперимента, выявивший активную позицию всех его участников, подтвердили необходимость внедрения психологической полосы препятствий и других практических элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки на всем протяжении обучения в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петровская М. В., Дерепаско И. В., Семоненко Ю. Ф., Толпыгин Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A RESEARCH OF THE POSSIBILITIES TO USE PSYCHOLOGICAL OBSTACLE COURSE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY UNIVERSITY AS A MEANS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF CADETS

Psychological training of cadets of military universities is considered as a system of purposive actions for the conformation and stamping of mental readiness and stability of future officers, mainly based on self-improvement of personal and development of professionally important qualities, the acquisition of experience of successful actions in extreme simulated conditions. The participants of the experiment were asked to complete tasks during the passage of the standard tactical sector that creates additional psychological tension at the cognitive, perceptual, operational, and regulatory levels. The obtained results, as well as the inquiry, conducted after the experiment, revealed a mentally active attitude of its participants, confirmed the need for the introduction of psychological obstacle course and other practical elements of mental training in the system of professional training throughout the studying at the Military University.

Текст научной работы на тему «Исследование возможностей использования психологической полосы препятствий в образовательном процессе военного вуза как средства психологической подготовки курсантов»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

КАК СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

М.В. Петровская, И.В. Дерепаско, Ю.Ф. Семоненко, Р.С. Толпыгин

Аннотация. Психологическая подготовка курсантов военных вузов рассматривается как система целенаправленных воздействий, имеющих целью формирование и закрепление у будущих офицеров психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях. Участникам педагогического эксперимента при прохождении стандартной тактической полосы предлагалось выполнить задания, создающие дополнительную психологическую напряженность на когнитивном, перцептивном, операциональном, а также регулятивном уровнях. Полученные результаты, а также опрос, проведенный после эксперимента, выявивший активную позицию всех его участников, подтвердили необходимость внедрения психологической полосы препятствий и других практических элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки на всем протяжении обучения в военном вузе.

Ключевые слова: психологическая подготовка, психологическая готовность, психологическая полоса препятствий, курсанты военных вузов.

A RESEARCH OF THE POSSIBILITIES TO USE PSYCHOLOGICAL

OBSTACLE COURSE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY

UNIVERSITY AS A MEANS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF CADETS

M. Petrovskaya, I. Derepasko, Yu. Semonenko, R. Tolpygin

Abstract. Psychological training of cadets of military universities is considered as a system of purposive actions for the conformation and stamping of mental readiness and stability of future officers, mainly based on self-improvement of personal and development of professionally important qualities, the acquisition of experience of successful actions in extreme simulated conditions. The participants of the experiment were asked to complete tasks during the passage of the standard tactical sector that creates additional psychological tension at the cognitive, perceptual, operational, and regulatory levels. The obtained results, as well as the inquiry, conducted after the experiment, revealed a mentally active attitude of its participants, confirmed the need for the introduction of psychological obstacle course and other practical elements of mental training in the system of professional training throughout the studying at the Military University.

Keywords: psychological training, psychological readiness, psychological obstacle course, cadets of military universities.

27 февраля 2018 года в КВЦ «Патриот» состоялась научно-практическая конференция «Основные направления совершенствования психологической подготовки войск (сил)». Приветствуя участников конференции, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии В.В. Герасимов отметил, что «...основным содержанием психологической работы должна стать организация психологической подготовки во всех элементах повседневной деятельности, обучения и воспитания военнослужащих» [1].

Военные психологи рассматривают психологическую подготовку как «систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на

формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их психологическую готовность к активным и эффективным действиям на поле боя и устойчивость к воздействию современных средств борьбы» [3]. При этом психологическая подготовка курсантов военных вузов имеет свои специфические особенности организационного и методического плана [2;4;6 и др.].

Одной из задач психологической подготовки является формирование психологической устойчивости к различного рода психогенным факторам [7]. Выделяют две основные группы таких факторов. К первой группе традиционно относятся факторы: внезапности

(неожиданности), новизны (нестандартности), неопределенности, ответственности, монотонии,

клаустрофобии, баллистофобии, гемафобии, травмофобии и др. Вторую группу факторов образуют: дефицит времени, увеличение темпа действий, интеллектуальная нагрузка, совмещение нескольких видов деятельности, утомление и др. [5].

Сегодня в военных округах, соединениях и частях активно создаются психологические полосы препятствий как средство психологической подготовки к указанным психогенным факторам. Психологи рапортуют о количестве созданных полос и проценте личного состава, пропущенного через них. В ходе занятий в «школах военных психологов», обсуждения на учебно-методических сборах специалистов психологических служб и научно-практических конференциях стало понятно, что широкое использование таких полос может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. С одной стороны, у военнослужащих развиваются физические и морально-боевые качества, с другой - слабый учет специфики выполняемых военно-профессиональных задач в конкретном подразделении (воинской части) не позволяет формировать конкретные профессионально важные качества, с третьей - в погоне за скоростью исполнения приказов командиров прохождение полосы превращается в постановочные фото- и видеоотчеты.

На базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) был проведен педагогический эксперимент по исследованию возможностей использования психологической полосы препятствий в образовательном процессе военного вуза как средства психологической

подготовки курсантов. В эксперименте приняли участие 94 курсанта 1 - 2 курсов ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Исследование проводилось на стандартной тактической полосе препятствий. Изначальная установка отличалась от традиционных уже сложившихся на сегодняшний день представлений о психологической полосе препятствий. Задача исследовательской группы состояла в том, чтобы наполнить прохождение полосы препятствий не только факторами, моделирующими боевые действия (задымление, взрывы, выстрелы, раненые и т.д.), но и непосредственно когнитивными и регулятивными аспектами. В этой связи участникам эксперимента при прохождении стандартной тактической полосы предлагалось выполнить задания, создающие дополнительную психологическую напряженность: запомнить, а после воспроизвести предъявленный текст; выполнить в уме арифметические действия, доложив результаты после прохождения нескольких этапов полосы; оказать первую медицинскую помощь пострадавшим; запомнить цветовые ориентиры во время прохождения полосы с докладом об этом после прохождения полосы в целом; выполнить саморегуляционные дыхательные упражнения; определить, используя «чувство времени», заданный интервал времени и т.д.

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной готовности курсантов к выполнению данных установок. На рисунке 1 представлены результаты оценки качества выполнения задания на запоминание фраз.

Рисунок 1. - Оценка качества выполнения задания на запоминание фраз

Как мы видим, уже на первом этапе прохождения полосы 44% курсантов не смогли справиться с предъявленной задачей. Когда аналогичное задание было предложено при прохождении третьего этапа полосы препятствий результаты достоверно ухудшились, лишь 16% курсантов смогли воспроизвести без ошибок достаточно простой текст, состоящий из 2 стихотворных рифмованных строк, что говорит о значительных когнитивных трудностях сохранения

информации.

Результаты выполнения дыхательных мобилизирующих и успокаивающих упражнений (исходя из предварительного условия, что все

84 %

90 -

80 -

70 -

60 -

50 -40

зо 20 -Ю -О -

На втором этапе прохождения полосы препятствий без ошибок смогли справиться с заданием 84% курсантов; на пятом этапе в силу накопившейся психической и физической усталости этот показатель снизился до 60%. При этом следует отметить, что арифметические действия были достаточно легкими, их количество было всего два, а цифровые значения были два - однозначными и одно - двузначным.

На предварительном этапе эксперимента с его участниками была проведена оценка «чувства времени» в комфортной для них обстановке. Как видно из рисунка 3, в состоянии покоя 20% курсантов смогли точно оценить заданный временной интервал, 32% выполнили задание с ошибкой в сторону увеличения времени (в среднем на 3 - 6% от исходного) и 48% с ошибкой в сторону уменьшения времени (также в среднем на 3 - 6%).

Выполнение аналогичного задания при прохождении полосы препятствий, находясь в тоннеле, вызвало большие затруднения у участников эксперимента. При этом не только не было ни одного курсанта, который справился бы с заданием правильно, но и изменились величины

участники эксперимента были неоднократно ознакомлены с техникой выполнения данных упражнений) также не вызывают оптимизма. Практически четвертая часть (24%) полностью не справилась заданием, 44% курсантов, по мнению эксперта, выполнили данное задание на удовлетворительную оценку, и лишь около трети смогли продемонстрировать выполнение простейших дыхательных упражнений на оценки «4» и «5».

Выполнение арифметических действий вызвало несколько меньше затруднений. Результаты представлены на рисунке 2.

60 %

ошибок. Так, у курсантов, недооценивших заданный временной интервал (20%), отклонения от заданной величины составили в среднем от 10 до 20%, в то время как у курсантов, переоценивших отмеренное время (80%), размах отклонений от заданной величины был зафиксирован от 20 до 60% (!). Данные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности у участников эксперимента регулятивной сферы.

Также при прохождении полосы препятствий курсантам было необходимо оказать первую медицинскую помощь находящимся на полосе пострадавшим. Непременным условием было то, что все курсанты прошли курс дисциплины «Медицинская подготовка» и владеют навыками оказания первой помощи. К сожалению снова не все курсанты смогли справиться с поставленной задачей. Быстро и квалифицированно смогли оказать первую медицинскую помощь 60% курсантов. У остальных (40%) эксперт зафиксировал неловкость, заторможенность, растерянность, тремор, ошибочные действия при наложении повязки, жгута, шины, определении направления кровотока и т.д.

Рисунок 2. - Оценка качества выполнения задания на арифметические действия

80%

80%

60%

40%

20%

0%

правильно

неправильно с превышением времени

неправильно с уменьшением времени

□ до эксперимента ■ во время эксперимента

Рисунок 3. - Оценка качества выполнения упражнения на «чувство времени» в тоннеле

Наконец, выполнение задания на внимательность также вызвало у участников эксперимента значительные трудности. На предварительном этапе при ознакомлении с полосой препятствий (примерно за 10 минут до старта) всем курсантам было объявлено о том, что необходимо будет запомнить цветовые ориентиры, встречающиеся на пути. Эти ориентиры были хорошо видны и на предварительном этапе, и при контрольном прохождении полосы. Однако, в силу накопившейся усталости (длина полосы 300 м), иных объективных и субъективных факторов, ни один из курсантов не смог выполнить задание без ошибок. Практически половина курсантов (48%) выполнили задание с одной ошибкой, 28% - с 2-мя ошибками, 24% - с 3-мя и более ошибками. Данные результаты свидетельствуют о неготовности будущих офицеров к выполнению заданий в нестандартных ситуациях, о неумении распределять свое внимание при выполнении своих обязанностей, о недостаточной сформированности когнитивной сферы.

Таким образом, проведенный эксперимент по прохождению психологической полосы препятствий показал резкое снижение когнитивных, перцептивных, операциональных и регулятивных показателей у курсантов в условиях, когда на них воздействовали факторы

моделирования боевых действий. И это при том, что все участники эксперимента осознавали, что это лишь имитация стрельбы и взрывов, что действия товарищей не угрожают их жизни. Опрос, проведенный после эксперимента, выявил активную позицию его участников в вопросах необходимости внедрения психологической полосы препятствий и других практических элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки на всем протяжении обучения в военном вузе.

Подводя итоги, следует отметить, что психолого-педагогический анализ процесса психологической подготовки курсантов военных вузов показал, что значительное число должностных лиц в силу объективных и субъективных причин имеют недостаточное представление о решаемой проблеме. Поэтому, вопросы психологической подготовки не являются предметом специальных сознательных усилий, а осуществляются, в большей своей части, стихийно и интуитивно. Качество сформированных компетенций определяется выполнением упражнений и нормативов в привычных условиях, тогда как более надежным критерием является проявление приобретенных качеств и навыков в новых, нестандартных условиях и видах деятельности, сходных со служебно-боевыми.

Литература:

1. Герасимов В.Н. Обращение к участникам конференции / В.Н. Герасимов // Материалы научно-практической конференции «Основные направления совершенствования психологической подготовки войск (сил)»; под ред. В.В. Савича. - М.: ГУРЛС ВС РФ, 2018. - С. 4-5.

2. Калинина С.Б. Актуальные вопросы

психологической подготовки курсантов военного вуза в процессе преподавания гуманитарных дисциплин / С.Б. Калинина // Материалы научно-практической конференции «Основные направления

совершенствования психологической подготовки войск (сил)»; под ред. В.В. Савича. - М.: ГУРЛС ВС РФ, 2018. - С. 250-257.

3. Караяни А.Г. Настольная книга военного психолога: практическое пособие / А.Г. Караяни. - М.: Юрайт, 2018. - С. 187-209.

4. Кузнецов Ю.Н. Оценка психологического обеспечения профессиональной подготовки курсантов к деятельности офицеров боевого управления авиацией: дисс. ... канд. психол. наук / Ю.Н. Кузнецов. - М., 2004. - 138 с.

5. Кулеба А. Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий / А. Кулеба // Армейский сборник. - 2019. -№ 8. - С. 78-84.

6. Петровская М.В. Актуальные вопросы

психологической подготовки курсантов военных вузов на современном этапе развития системы военно-политической работы / М.В. Петровская, Ю.Ф. Семоненко, А.В. Столяров, И.В. Дерепаско // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2019. - № 2(46). - С. 63-71.

7. Указания заместителя Министра обороны РФ -начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ от 10.10.2019 г. № 172/1/2222дсп. - Прил. 1 «Организационно-методические указания по военно-политической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2020 году».

Сведения об авторах:

Петровская Мария Владимировна (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, доцент; профессор кафедры военно-политической работы Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» e-mail: mariana_g@mail.ru

Дерепаско Иван Викторович (г. Воронеж, Россия), соискатель кафедры военно-политической работы Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Семоненко Юрий Федорович (г. Воронеж, Россия), кандидат исторических наук, доцент; начальник кафедры военно-политической работы Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Толпыгин Роман Сергеевич (г. Воронеж, Россия), курсант Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Data about the authors:

M. Petrovskaya (Voronezh, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor; professor of the department of military-political work Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», e-mail: mariana_g@mail.ru

I. Derepasko (Voronezh, Russia), applicant of the department of military-political work Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy».

Yu. Semonenko (Voronezh, Russia), candidate of historical sciences, associate professor; head of the department of military-political work Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy».

R. Tolpygin (Voronezh, Russia), cadet of Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy».

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.