Научная статья на тему 'Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности'

Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / REFLECTION / REFLECTIVE COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY / MILITARY INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская Мария Владимировна, Щербаков Сергей Валентинович

Актуальность статьи обусловлена высокими требованиями общества к личности специалиста, в том числе профессионального знания и профессионального поведения. В статье представлены некоторые теоретико-эмпирические аспекты исследования рефлексии и ее проявлений, рассматриваемой как механизм развития психологической культуры субъектов образовательного процесса в военном вузе. Поднимается проблема развития рефлексии как профессионально важного качества военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петровская Мария Владимировна, Щербаков Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION AS A MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY

Relevance of the article due to the high demands of society to the individual expert, including professional knowledge and professional conduct. The article presents some theoretical and empirical aspects of the study and reflection of its manifestations, considered as a mechanism for the development of psychological culture of subjects of educational process in military high school. It raises the problem of reflection as an important characteristic of the military expert.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности»

УДК 159.9:62

РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

М.В. Петровская, С.В. Щербаков

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена высокими требованиями общества к личности специалиста, в том числе профессионального знания и профессионального поведения. В статье представлены некоторые теоретико-эмпирические аспекты исследования рефлексии и ее проявлений, рассматриваемой как механизм развития психологической культуры субъектов образовательного процесса в военном вузе. Поднимается проблема развития рефлексии как профессионально важного качества военного специалиста.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная компетентность, психологическая культура личности, военный

вуз.

REFLECTION AS A MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT

OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY

М^. Petrovskaya, S.V. Scherbakov

Abstract. Relevance of the article due to the high demands of society to the individual expert, including professional knowledge and professional conduct. The article presents some theoretical and empirical aspects of the study and reflection of its manifestations, considered as a mechanism for the development of psychological culture of subjects of educational process in military high school. It raises the problem of reflection as an important characteristic of the military expert.

Keywords: reflection, reflective competence, psychological culture of personality, a military institution.

Не вызывает сомнения тот факт, что современное общество предъявляет особые требования к личности. Среди основных приоритетов выделяют профессионализм, наличие специальных знаний и широкой эрудиции, сформированность профессионального поведения в целом, а также психологическую культуру, которая в процессе развития личности становится ее ядром.

Одним из механизмов развития психологической культуры, на наш взгляд, можно считать рефлексию, позволяющую осознать свое подлинное назначение в социуме и профессиональной деятельности, мотивы своих поступков и поступков окружающих.

Поскольку на сегодняшний день существует значительное число подходов к пониманию рефлексии, определим, что мы будем понимать под этим понятием.

В отечественной психологии рефлексия рассматривается как отправная точка мысле-деятельности (Н.А. Алексеев, И.С. Ладенко, Я.А. Пономарев, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), компонент теоретического и творческого мышления (В.В. Давыдов, А.З. Зак, В.К. Зарецкий, В.П. Зинченко, Г.И. Катрич, С.В. Маланов, Я.А. Пономарёв, В.В. Рубцов, И.Н. Семёнов), одна из сторон способностей (А.В.

Карпов, Д.В. Ушаков, В.Д. Шадриков), условие личностного развития (А.А. Головин, М.В. Григорович, И.И. Ильясов, В.А. Петровский, Б.И. Рапацкий, А.В. Россохин, С.Л. Рубинштейн, С.Ю. Степанов), способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинчен-ко), свойство сознания и самосознания (И.С. Кон, О С. Ноженкина, И.Н. Семёнов, В.И. Слободчиков, Е.Б. Старовойтенко, Г.А. Цу-керман) и др.

Так, С.Л. Рубинштейн, определяя рефлексию как один из основных этапов в становлении субъекта, отмечает, что она «как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент» [6].

Как указывают В.Д. Шадриков и М.Д. Кузнецова рефлексия отражает анализ мотивов и целей деятельности, внешних и внутренних условий, возможных программ деятельности, процессов выполнения и результатов отдельных действий, направленных на решение промежуточных задач, качественный анализ итоговых результатов в контексте поставленных целей и т.д. [9].

Согласно М.К. Мамардашвили, рефлексия отражает всю внутреннюю жизнь человека, делая его свободным, позволяя самому определить центр саморегуляции. Автор указывает, что человек, обладающий рефлексией, является субъектом собственной жизни, получающим в процессе познания удовлетворение от поиска, «акты познания, морального действия, оценки - это духовное усилие к своему освобождению и развитию» [3].

Отсутствие единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает построение различных классификаций. В специальной литературе можно обнаружить такие их конструкции как: а) кооперативная, коммуникативная, личностная, интеллектуальная; б) экзистенциальная, культуральная, саногенная; в) логическая, личностная, межличностная; г) социально-перцептивная, коммуникативная, личностная; д) личностно-коммуникативная, социально-перцептивная, рефлексия взаимодействия; е) ситуативная, ретроспективная, перспективная; ж) внутрисубъектная, межсубъектная и др.

Интересными представляются результаты исследования А.А. Головина, выделяющего в структуре рефлексии такие компоненты как: рефлексия профессионального выбора, личностного соответствия, «барьера», роста, высоты порога, ресурса, ретроспективы, перспективы, миссии, рисков, действия [1].

Следует отметить, что при всех различиях общим в понимании рефлексии является то, что она характеризует направленность на внутренний мир в различных его качествах и проявлениях.

В контексте настоящего исследования представляет интерес рассмотрение одного из проявлений рефлексии, оказывающего влияние на уровень психологической культуры личности - рефлексивной компетенции.

Рефлексивная компетенция является одной из ключевых компетенций специалиста и представляет собой способность выявлять, анализировать, оценивать и сравнивать алгоритмы, а также мотивы и результаты своих действий, поведения и мышления.

Н.В. Зеленко указывает, что «рефлексивная компетенция связана с интегративной, неотъемлемой способностью ... оценить свой труд в целом, умением увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами» [2].

Аналогичную точку зрения высказывает О.П. Нестеренко, рассматривая рефлексивную компетенцию как умение осуществлять самооценку и самодиагностику деятельности, соотносить собственный опыт деятельности с целями; знание достоинств и недостатков собственной деятельности [4].

В.И. Стенькова определяет рефлексивную компетенцию как адекватное представление о своих профессиональных характеристиках, умение регулировать свою профессиональную деятельность [7].

Е.Л. Ушакова рассматривает рефлексивную компетенцию значительно шире - как интегральное, динамическое, структурно-уровневое образование личности, включающее: рефлексию ценностно-смысловых аспектов деятельности, рефлексию профессионально-личностного потенциала, рефлексию профессиональной ответственности, рефлексию прикладную, сложившихся в результате активности субъекта деятельности [8].

Среди основных показателей рефлексивной компетенции следуют назвать способности:

- выявлять, анализировать, сравнивать и оценивать личные ценности и потребности;

- выявлять, анализировать, классифицировать и оценивать собственные знания, умения и навыки;

- определять недостающие знания, умения и навыки для успешной самореализации;

- разрабатывать стратегии и тактики непрерывного образования и личного развития.

В исследовании приняли участие курсанты и преподаватели военных вузов. Из них: курсантов - 112 человек, преподавателей из числа гражданского персонала - 46 человек, военных преподавателей - 38 человек. Для диагностики исследуемого феномена применялись методики оценки общей рефлексивности А.В. Карпова и педагогической рефлексивности О.В. Калашниковой.

В результате статистической обработки были получены следующие результаты.

К сожалению, в выборке курсантов высокий уровень рефлексивности обнаружен не был, средний уровень ее сформированности диагностирован у 34,3% опрошенных и низкий - у 65,7% респондентов. Это свидетельствует о сложностях у курсантов при постановке себя на место другого, трудностях предсказания поведения. Им мало свойственно задумываться над собственной деятельностью и поступками других людей, выяснять причины и след-

ствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Полученные результаты можно объяснить с одной стороны спецификой военно-профессиональной подготовки в условиях военного вуза, а с другой - недостаточностью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Для сравнения полученные результаты были соотнесены с результатами тестирования преподавателей военных вузов. Высокий уровень рефлексивности диагностирован у 23,6% респондентов, средний - у 68,0% и низкий - у 8,4% опрошенных. Это говорит о том, что преподаватели в основном склонны обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Им также более свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. В то же время следует отметить достоверные различия в оцениваемом показателе между военными и гражданскими преподавателями. Так, у гражданских преподавателей диагностирован вы-

Литература :

1. Головин А.А. Структурные компоненты профессиональной рефлексии студента-психолога // Акмеология. 2014. СВ№1-2. С.66-68.

2. Зеленко Н.В. Профессиональная компетентность учителя технологии // «Синергетика образования». 2008. №11; URL: www.sinobr.ru/2021-1356 (дата обращения 12.01.2014 г.).

3. Мамардашвили М.К. К пространственно -временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 73-84.

4. Нестеренко О.П. Формирование этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации: автореф. дисс. ... канд.пед.наук. М., 2010. С.13.

5. Петровская М.В. Перцептивная и рефлексивная компетенции как критерий развития психологической культуры преподавателя военного вуза // Инвест вестник регион. 2014. №3. С.72-80.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. С.79.

7. Стенькова В.И. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологии: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Улан-Удэ, 2007. С.12.

8. Ушакова Е.Л. Педагогические условия формирования рефлексивной компетенции будущих учителей как средства разрешения профессионально-педагогических ситуаций: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Владикавказ, 2013. С.7.

сокий уровень педагогической рефлексивности у 12,2% респондентов, средний - у б9,4%, низкий - у 18,4%, в то время как у военных преподавателей - 8,8%, 51,б% и 39,б% соответственно [5]. Полученные результаты, вероятно, можно объяснить влиянием военно-профессионального опыта предшествующей деятельности, а также недостаточностью психолого-педагогической компетентности и грамотности военных преподавателей по сравнению с гражданскими.

Таким образом, выявленная динамика свидетельствует об имеющей место проблеме развития рефлексии у субъектов образовательного процесса в военном вузе. Рефлексия позволяет осознать себя, свой внутренний мир, понять внутренний мир других людей, делает человека способным к полноценной саморегуляции. Развитие рефлексии становится необходимым условием для формирования социально активной личности, является одной из важных основ формирования самосознания, самоотношения человека, его самовоспитания, развития его психологической культуры.

9. Шадриков В.Д., Кузнецова М.Д. Динамика связей показателей интеллекта и рефлексии в процессе обучения // Aкмеология. 2013. №1(45). С.31-42.

References:

1. Golovin A.A. Strukturnye komponenty pro-fessional'noj refleksii studenta-psihologa // Akmeolo-gija. 2014. SV№1-2. S.66-6S.

2. Zelenko N.V. Professional'naja kompetent-nost' uchitelja tehnologii // «Sinergetika obrazovanija». 2008. №11; URL: www.sinobr.ru/2021-135б (data obrashhenija 12.01.2014 g.).

3. Mamardashvili M.K. K prostranstvenno-vremennoj fenomenologii soby-tij znanija // Voprosy filo-sofii. 1994. № 1. S. 73-S4.

4. Nesterenko O.P. Formirovanie jetnokul'turno-go komponenta professional'noj kompetencii uchitelja v sisteme povyshenija kvalifikacii: avtoref. diss. ... kand.ped.nauk. M., 2010. S.13.

5. Petrovskaja M.V. Perceptivnaja i refleksivnaja kompetencii kak kriterij razvitija psihologicheskoj kul'tury prepodavatelja voennogo vuza // Invest vestnik region. 2014. №3. S.72-S0.

6. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir. M.: Nauka, 1997. S.79.

7. Sten'kova V.I. Pedagogicheskaja praktika kak faktor razvitija professional'noj kompetentnosti bu-dushhih psihologov, prepodavatelej psihologii: avtoref. dis. ... kand.ped.nauk. Ulan-Udje, 2007. S.12.

8. Ushakova E.L. Pedagogicheskie uslovija for-mirovanija refleksivnoj kompetencii budushhih uchite-lej kak sredstva razreshenija professional'no-pedagogicheskih situacij: avtoref. dis. ...

9. Shadrikov V.D., Kuznecova M.D. Dinamika svjazej pokazatelej intellekta i refleksii v processe obu-chenija // Akmeologija. 2013. №1(45). S.31-42.

kand.ped.nauk. Vladikavkaz, 2013. S.7.

Сведения об авторах:

Петровская Мария Владимировна (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), e-mail: [email protected]

Щербаков Сергей Валентинович (г. Воронеж, Россия), преподаватель кафедры обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

PetrovskayaM.V. (Voronezh, Russia) candidate of psychological sciences, associate professor of the department «moral and psychological support (air warfare)» Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», e-mail: [email protected]

Scherbakov S.V. (Voronezh, Russia), lecturer of the department «troops' providing of aeronautical and technical estates and air armament» Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy»

Data about the authors:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.