Научная статья на тему 'Психологическая культура курсантов военных вузов - показатель личностного и профессионального развития'

Психологическая культура курсантов военных вузов - показатель личностного и профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOLOGICAL CULTURE / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская Мария Владимировна

Формирование психологической культуры курсантов военных вузов. Результаты эмпирического исследования по реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие психологической культуры курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петровская Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CULTURE OF CADETS MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS INDICATOR OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The formation of psychological culture of cadets of military higher education institutions. The results of empirical research on realization of the psychology and pedagogical conditions aimed at the development of psychological culture of cadets.

Текст научной работы на тему «Психологическая культура курсантов военных вузов - показатель личностного и профессионального развития»

УДК 159.9:62

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ — ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Петровская Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент; Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), ул. Ст. Большевиков, д. 54а, Воронеж, Россия; 394064; e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Формирование психологической культуры курсантов военных вузов. Результаты эмпирического исследования по реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие психологической культуры курсантов.

Ключевые слова: психологическая культура, курсанты военных вузов, психолого-педагогические условия формирования психологической культуры.

Перед офицером постоянно возникает множество ситуаций, решение которых требует не только специальных военно-профессиональных знаний и жизненного опыта, кругозора и военно-профессиональной культуры, но и знания практической психологии. В процессе служебной деятельности офицер неизбежно опирается на данные психологии, их использование необходимо ему для решения конкретных задач и разработки на этой основе практических рекомендаций.

Специфика военно-профессиональной деятельности офицера связана с необходимостью исследовать проблемы формирования психологической культуры курсантов военных вузов как будущих офицеров.

В современной отечественной психологии накоплен достаточный научный материал по проблеме психологической культуры личности. Так, изучению психологической культуры личности как самостоятельного явления посвящены работы Т.Е. Егоровой, М.В. Карпановой, Н.А. Лужбиной, Т.В. Маняниной, О.Г. Холодковой. Вопросы развития психологической культуры на различных возрастных этапах разрабатывали С.В. Борисова, Л.С. Колмогорова, О.Р. Меремьянина, И.П. Павлова, О.Н. Романова и др. В контексте образовательного процесса психологическая культура изучалась Н.И. Лифинцевой, Н.Ю. Певзнер, Т.Н. Селезнёвой и др. Как составляющая часть профессиональной культуры психологическая культура рассматривалась Н.И. Исаевой, Г.И. Марасановым, Н.Т. Селезнёвой, Е.Е. Смирновой и др.

Интегрируя определения психологической культуры указанных авторов, мы предлагаем следующее определение психологической культуры личности курсанта.

Психологическая культура курсантов военных вузов — это интегративное образование личности курсанта, включающее в себя комплекс психолого-акмеологических знаний смысложизненной и профессиональной направленности; эмоционально-ценностное принятие социокультурных и психологических условий актуализации личностных и профессиональных ресурсов; умение устанавливать межличностные контакты и взаимодействия, а также осознание себя активным субъектом военно-профессиональной деятельности.

Такая формулировка позволяет определить условную структуру психологической культуры курсантов и выделить в ней вслед за И.В. Будовской эмоционально-ценностный, когнитивно-деятельностный, коммуникативный и рефлексивный компоненты.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Военно-воздушной академии (г. Воронеж). Выборка представлена курсантами 3-4-х курсов: из них 35 девушек и 65 юношей. Исследование проводилось в три этапа.

На первом (констатирующем) этапе диагностировался исходный уровень развития выделенных компонентов психологической культуры курсантов.

Анализ результатов показал, что наиболее значимыми терминальными ценностями для большинства курсантов выступают материально обеспеченная жизнь, здоровье, наличие хороших и верных друзей и др. Низкими рангами отмечены такие терминальные ценности, как жизненная мудрость, красота природы, искусство, признание, счастье других, творчество (табл. 1).

Таблица 1

Ценностные ориентации курсантов военных вузов

Терминальные ценности Инструментальные ценности

Высокие ранги Материально обеспеченная жизнь Здоровье Наличие хороших и верных друзей Активная жизнь Интересная работа Воспитанность Ответственность Честность Образованность Жизнерадостность Аккуратность

Средние ранги Любовь Развитие Счастливая семейная жизнь Продуктивная жизнь Свобода Познание Исполнительность Смелость в отстаивании своего мнения Независимость Твёрдая воля Широта взглядов

Низкие ранги Жизненная мудрость Красота природы и искусство Общественное признание Счастье других Творчество Самоконтроль Терпимость Высокие запросы Чуткость Непримиримость к недостаткам

Ранжирование инструментальных ценностей показало, что высокие ранги присвоены воспитанности, ответственности, честности и т.п. Низкие ранги обнаружены у таких ценностей, как самоконтроль, чуткость, толерантность и др.

Эмоционально-ценностный компонент психологической культуры курсантов был охарактеризован с позиций развития эмпатии. Полученные результаты свидетельствуют, что более чем у 60% курсантов обнаружен средний уровень развития эмпатии.

Таблица 2

Показатели уровней развития эмпатии у курсантов военных вузов

Уровень развития эмпатии Количество человек,%

Высокий 26,9

Средний 60,2

Низкий 12,9

Кроме того, было установлено, что большинство курсантов обладает низким уровнем личностной и средним уровнем реактивной тревожности (табл. 3).

Таблица 3

Показатели уровней тревожности у курсантов военных вузов

Уровень тревожности Количество курсантов,%

Реактивная тревожность Личностная тревожность

Высокий 20,1 9,8

Средний 61,1 17,0

Низкий 18,8 73,2

Когнитивно-деятельностный компонент психологической культуры оценивался по результатам выполнения курсантами профессионально ориентированных проблемных заданий, а также в ходе текущего и итогового контроля по дисциплине «Психология и педагогика» и выполнения заданий исследовательского характера в рамках военно-научного общества (табл. 4).

Таблица 4

Показатели уровней усвоения знаний курсантами военных вузов

Уровень усвоения знаний Количество человек, %

Высокий 10,0

Средний 55,8

Низкий 34,2

Исследование показало, что около трети курсантов имеют низкий средний балл, чуть более половины курсантов находятся на среднем уровне, и лишь 10% курсантов показали высокий уровень сформированности психологических знаний.

Для изучения коммуникативного компонента психологической культуры использовался опросник «КОС-1» (табл. 5).

Таблица 5

Показатели уровней развития коммуникативных склонностей у курсантов военных вузов

Уровни развития коммуникативных склонностей Количество человек, %

Очень высокий 17,5

Высокий 27,5

Средний 32,5

Ниже среднего 13,5

Низкий 9,0

Результаты диагностики коммуникативных склонностей свидетельствуют, что у менее чем 50% курсантов обнаружен высокий и очень высокий уровень сформированности исследуемых характеристик, у чуть более трети — средний и около 20% — ниже среднего и низкий уровень.

В структуре психологической культуры курсантов важное место занимает рефлексивный компонент. Использование рефлексии даёт возможность курсанту осуществлять самопознание внутренних психических актов, строить мысленные модели поведения различных участников прошедшего познаваемого события, планировать собственную познавательную деятельность. Диагностика рефлексивного компонента психологической культуры показала недостаточную его сформированность (табл. 6).

Таблица 6

Показатели уровней развития рефлексии у курсантов военных вузов

Уровни развития рефлексии Количество человек, %

Высокий 18,0

Средний 32,0

Низкий 50,0

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили выявить ряд характерных особенностей психологической культуры у курсантов и наметить основные направления дальнейшей работы.

На втором этапе исследования были определены и экспериментально апробированы психолого-педагогические условия, способствующие формированию психологической культуры курсантов:

— учёт индивидуальных потребностей курсантов в развитии психологической культуры;

— сочетание теоретических и практических заданий в соответствии с объективными потребностями и возможностями курсантов в развитии их психологической культуры;

— признание уникальности личности курсанта, обеспечение возможности для проявления его индивидуальности, самоактуализации, личностного потенциала и самореализации;

— направленность содержания учебного материала на усвоение профессиональных ценностей военной службы;

— формирование культурного компонента коммуникации, включающего совокупность норм, способов и форм поведения, эталонов и представлений личности, которые реализуются в процессе взаимодействия с другими субъектами;

— реализация в процессе обучения субъект-личностных отношений между курсантами и преподавателями, командирами.

При разработке этих условий мы руководствовались положением о том, что формирование психологической культуры возможно при комплексном подходе к организации образовательного процесса, при этом учебная дисциплина «Психология и педагогика» может считаться системообразующим компонентом в этой системе. В качестве средств формирования психологической культуры курсантов выступили все виды занятий по дисциплине «Психология и педагогика», различные социально-психологические тренинги, деловые игры, дискуссии, научно-исследовательская работа курсантов.

На третьем этапе было проведено исследование уровней сформированности психологической культуры курсантов (рис.1).

высоким уровень средним уровень низким уровень

эмоционально-ценностный компонент

высоким уровень средним уровень низким уровень

когнитивно-деятельностным компонент

высоким уровень средним уровень низким уровень

коммуникативным компонент

высоким уровень средним уровень низким уровень

рефлексивным компонент

^^ до эксперимента | | Ипосле эксперимента

Рис.1. Динамика изменения показателей психологической культуры курсантов

7

7

6

6

5

4

3

2

1

0

0

7

6

5

4

3

2

1

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе эксперимента произошли изменения в рангах большинства ценностных ориента-ций. На четвёртом курсе происходит актуализация эмоционально-ценностного компонента психологической культуры, что обусловлено выходом курсантов на производственную практику и началом реального взаимодействия с личным составом.

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике изменения показателей психологической культуры за счёт сокращения количества курсантов с низким уровнем и увеличения числа курсантов со средним и высоким уровнями оцениваемых показателей. При этом следует отметить неравномерность формирования компонентов психологической культуры: в большей степени изменения отмечены в коммуникативном и рефлексивном компонентах.

Таким образом, можно говорить об эффективности предложенных психолого-педагогических условий и необходимости дальнейших более глубоких исследований.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Будовская И.В. Формирование психологической культуры курсантов учебных заведений МВД России: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Курск, 2007.

[2]. Буров В. Психологическая культура в педагогике // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 111-113.

[3]. Молоканова Е.В. Формирование психологической культуры у курсантов военных вузов // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» // URL: www.scienceforum.ru/2013/300/6486 (дата обращения: 28.03.2014).

[4]. Мотков О.И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. 1999. № 15. С. 8-9.

[5]. Петровская М.В., Молоканова Е.В. Психологическая культура курсанта как фактор адаптации к условиям военного вуза // Сборник материалов МНПК «Экономическая, социальная и психологическая адаптация личности в современных условиях». — Воронеж: Антарес, 2012. С. 82-84.

PSYCHOLOGICAL CULTURE OF CADETS MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS INDICATOR OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Mariya V. Petrovskaya, candidate of psychological sciences, associate professor; Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», St. Bolshevikov st., 54а; Voronezh, Russia 394064; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The formation of psychological culture of cadets of military higher education institutions.

The results of empirical research on realization of the psychology and pedagogical conditions

aimed at the development of psychological culture of cadets.

Keywords: psychological culture, cadets of military higher education institutions, psychology

and pedagogical conditions of formation of psychological culture.

REFERENCES

[1]. Budovskaja I.V. Formirovanie psihologicheskoj kul'tury kursantov uchebnyh zave-denij MVD Rossii: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. — Kursk, 2007.

[2]. Burov V. Psihologicheskaja kul'tura v pedagogike // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1999. № 4. S.111-113.

[3]. Molokanova E.V. Formirovanie psihologicheskoj kul'tury u kursantov voennyh vuzov // Materialy V Mezhdunarodnoj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferen-cii «Studencheskij nauchnyj forum» // URL: www.scienceforum.ru/2013/300/6486 (data obrashhenija: 28.03.2014).

[4]. Motkov O.I. Psihologicheskaja kul'tura lichnosti // Shkol'nyj psiholog. 1999. № 15. S. 8-9.

[5]. Petrovskaja M.V., Molokanova E.V. Psihologicheskaja kul'tura kursanta kak faktor adaptacii k uslovijam voennogo vuza // Sbornik materialov MNPK «Jekonomicheskaja, social'naja i psihologicheskaja adaptacija lichnosti v sovremennyh uslovijah». — Voronezh: Antares, 2012. S.82-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.