УДК 377.352
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ
ВОЕННЫХ ВУЗОВ
В.Н. Машин
В статье рассматриваются коммуникативная культура и ее содержательные характеристики курсантов военных вузов, выделяются компоненты коммуникативной культуры и их особенности
Ключевые слова: коммуникативная культура, курсанты военных вузов, компоненты коммуникативной культуры
Одним из перспективных направлений развития коммуникативной культуры является профессиональное становление личности курсанта в военном вузе.
Вслед за В.С. Леденевым, мы рассматриваем коммуникативную культуру как единство эмоциональной нравственной культуры, которая является предпосылкой развития профессиональной деятельности курсантов. Коммуникативная культура проявляется в будущей профессиональной деятельности курсантов и направлена на их самосовершенствование и осмысление значимости общения в профессиональной деятельности, принятии творческих решений в процессе развития коммуникативных умений и навыков, которые способствуют самосовершенствованию личности курсанта.
В современных условиях идея и практика развития коммуникативной культуры изучается в самых различных направлениях, содержание и сущность которых зависят от научных традиций и теоретико-методологической базы исследований.
В определение «коммуникативная культура» следует включать способность обучающихся к взаимопониманию с другими, толерантность при взаимодействии с другими, выдвижение альтернативных аргументов, обсуждения, дискуссии, дебаты, принятие мнения других в достижении единой цели, расширение границ коммуникаций. В процессе общения следует разделять точки зрения обучающихся, формировать навыки и умения принятия решений в нестандартных ситуациях, быть готовым к гибкому тактичному взаимодействию с другими, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новых условиях [1].
Коммуникативная культура рассматривается
как:
интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, определяющее характер взаимодействия субъектов на осознании ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения [2];
Машин Валентин Николаевич - ТГУ им. Г.Р. Державина, соискатель, e-mail: [email protected], тел. 89065892453
как система качеств, включающая творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция); культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельнаясамоактивация и т.д.); культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению; культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) [3].
• культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность, которая проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и сочетается с быстротой установления контактов [4].
• условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования [5].
З.А. Побежимова под коммуникативной культурой понимает профессионально значимое качество личности, интегрирующее
коммуникативные умения, ценности и опыт, которые позволяют достигать взаимопонимания субъектов, проявляющееся в ситуациях межличностного взаимодействия,
актуализирующих коммуникативные знания и умения организации процесса коммуникации, и включает коммуникативную компетентность, коммуникативную направленность и
коммуникативную гибкость [6].
Коммуникативная культура, как и любой междисциплинарный феномен, требует определения ее структурных компонентов. С.Д. Якушева считает, что исходя из разных аспектов ее рассмотрения, можно выделить такие ее компоненты как: рефлексия, общительность и коммуникабельность, коммуникативные знания и умения, умения невербального общения и психосаморегуляции, коммуникативные способности и др. [7].
Рефлексия как свойство психики - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей или группы, что, несомненно, влияет на качество коммуникации.
Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции.
Коммуникабельность - одно из основных личностных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха в современном мире.. При этом «Современный словарь по общественным наукам» трактует коммуникабельность как способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей [8]. Из этого определения следует, что она не ограничивается одной лишь общительностью, а означает умение выстроить конструктивный диалог как в письменной, так и в устной форме.
Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т.е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях.
Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, позволяющий творчески использовать коммуникативные знания.
А.В. Мудрик выделяет следующие компоненты коммуникативной культуры: психологические особенности личности,
включающие общительность, эмпатию, рефлексию коммуникативной деятельности, саморегуляцию; особенности мышления, выражающиеся в открытости, гибкости, нестандартности
ассоциативного ряда и внутреннего плана действий; социальные установки, обуславливающие интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не к результату [9].
По определению И.А. Мазаевой в основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно - способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера, и является необходимым условием успешной реализации личности [10].
В работе Ю.В. Ушачевой коммуникативная культура представляется как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационного компонента профессиональной деятельности и
педагогического общения, коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков, коммуникативно-значимых качеств личности, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную
коммуникативную деятельность [11]. В качестве основных компонентов коммуникативной культуры она рассматривает мотивационный, знаниевый, практико -действенный, личностный.
Доктор педагогических наук В.П. Сморчкова определяет в структуре коммуникативной культуры такие подсистемы как:
- этико-аксиологическая (проявляется в этико-коммуникативных ценностях и коммуникативных отношениях);
- процессуально-деятельностная (включает коммуникативные стратегии и коммуникативные технологии);
- информационно-семиотическая (представлена социальным интеллектом и семиотической компетентностью) [12].
В контексте настоящего исследования в структуре коммуникативной культуры курсантов военных вузов мы выделяем: мотивационно-ценностный, содержательный и поведенческо-технологический компонент.
Содержание мотивационно-ценностного компонента охватывает потребностную и эмоционально-ценностную сферы личности курсанта, отражающие с одной стороны - систему мотивов и потребностей, детерминирующих военно-профессиональную деятельность, с другой -значимость этих мотивов.
Одним из центральных понятий мотивационно-ценностного компонента является направленность личности как системы отношений человека с окружающей действительностью, совокупность устойчивых мотивов личности, ориентирующих ее относительно независимо от наличных ситуаций.
Общеизвестно, что при удовлетворении человеком тех или иных потребностей возникают определенные эмоции и чувства. В зависимости от субъективной ценности возникающих переживаний, сопровождающих потребности человека, Б.И. Додонов определил так называемые «ценные» эмоции и соответствующие им типы общей эмоциональной направленности личности: альтруистические, коммуникативные, практические, гностические, романтические, пугнические, эстетические, глорические, акизитивные, гедонистические [13].
Содержательный компонент
коммуникативной культуры курсантов военных вузов включает знания о индивидуально-психологических особенностях субъектов военно-профессиональной деятельности, психологические приемы привлечения и удержания внимания аудитории; атрибуты общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандарты коммуникативного поведения, в том числе уставного (способов прощания, приветствия,
выражения благодарности и несогласия и т.п.); особенности различных форм общения; соблюдение норм современного литературного языка, знания в области межкультурного общения и др.
Поведенческо-технологический компонент коммуникативной культуры курсантов включает в себя владение интегральным комплексом обобщенных психолого-педагогических,
коммуникативных умений и навыков.
Коммуникативная культура формируется и развивается лишь при условии освоения курсантом технологической стороны коммуникативного взаимодействия с другими участниками военно-профессиональной деятельности. Владение коммуникативными технологиями будет способствовать осмыслению своей
профессиональной деятельности на том или ином этапе обучения в военном вузе и личностно-профессиональному совершенствованию.
Таким образом, коммуникативная культура рассматриваться нами как компонент общей и профессиональной культуры личности курсанта, представляющая собой систему регулятивов, несущих в себе комплекс общекультурных знаний, способностей, совокупность умений и навыков общения, культуру речи, которые формируются в процессе обучения в военном вузе при наличии определенных ценностных установок.
Литература
1. Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Ростов-на-Дону, 1999.
2. Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Белгород, 2002.
3. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. - М.: «Инфра» - Новосибирск: НГАЭИУУ, 1997.
4. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. - СПб.: ЭКСМО, 2009.
5. Мудрик А.З. Социализация и смутное время.
- М.: Знание, 1991. - 80 с.
6. Побежимова З.А. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: автореф. дис. ... канд.пед.наук. -Екатеринбург, 2007. - 22 с.
7. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.
8. Современный словарь по общественным наукам / Под общ.ред. О.Г. Данильяна. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 314 с.
9. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. - М., 2001. - 319 с.
10. Мазаева И.А. Профессиональная коммуникативная культура в содержании подготовки специалиста (На материале профессий "человек - человек"): автореф. дис. ... канд.пед.наук.
- М., 2003. - 23 а
11. Ушачева Ю.В. Формирование в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средством тренинга педагогического общения: автореф. дис. .канд.пед.наук. - Орел, 2009. - 22 с.
12. Сморчкова В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед.наук . - М., 2007. - 42 с.
13. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF THE COMMUNICATIVE CULTURE OF CADETS
IN MILITARY SCHOOLS
V.N. Mashin
The communicative culture takes the leading place in common cultural and professional formation of the personality. Being one of priority problems of professional education, the communicative culture is considered as the most important component of education, as special object of modeling of pedagogical systems in unity of their structural and functional components. Structural and substantial characteristics of communicative culture of cadets of military higher education institutions are considered
Key words: communicative culture, cadets of military higher education institutions, components of communicative culture