Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
психологическая подготовка / спортсмен / легкоатлет / athletes / psychology / track / preparation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подлесных Е.И., Сафошин А.В.

В статье подробно рассматриваются главные аспекты психологической подготовки спортсменов легкоатлетов. Помимо этого, подробно раскрывается важность психологической подготовки, описываются виды психологической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION QUALIFIED RUNNERS, CONSIDERING PERSONAL AND MENTAL CHARACTERISTICS OF ATHLETES

The article examines in detail the main aspects of the psychological preparation of track and field athletes. In addition, the importance of psychological preparation is revealed in detail, and the types of psychological preparation are described.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ»

УДК 796 Подлесных Е.И., Сафошин А.В.

Подлесных Е.И.

магистрант

Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

Сафошин А.В.

кандидат педагогических наук, профессор Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация: в статье подробно рассматриваются главные аспекты психологической подготовки спортсменов легкоатлетов. Помимо этого, подробно раскрывается важность психологической подготовки, описываются виды психологической подготовки.

Ключевые слова: психологическая подготовка, спортсмен, легкоатлет.

Спортивное мастерство - системный признак, характеризующий успеваемость и успешность спортивной деятельности, высокий уровень достижений в конкретном виде спорта, это результат целенаправленной подготовки спортсмена с использованием опыта, традиций, материально-технической базы, квалифицированных кадров и перспектив участия спортсменов в соревнованиях высшего уровня с соответствующим уровнем физической подготовки.

1965

Важность психологической подготовки [4]:

-умственная подготовка важна так же, как и физическая подготовка, -разум тренирует тело, поэтому необходимо тренировать разум для достижения высоких результатов в спорте,

-психологическая подготовка помогает игроку соответствовать требованиям соревновательной ситуации и повседневным проблемам,

-психологическая подготовка важна, поскольку она помогает игроку справиться с негативными эмоциями, такими как тревога, страх конкуренции, возбуждение,

-это помогает игроку развивать такие качества, как развитие самосознания и контроля, позитивный настрой, уверенность в себе, твердость мышления, сильная сила воли, решительность,

-это также помогает игроку развивать концентрацию, принятие решений и постановку целей,

-психологическая подготовка помогает разрешить межличностный конфликт и улучшить межличностные отношения с товарищами по команде и тренером,

-помогает спортсмену освоить умственные способности. По мнению Зациорского В.М., «психологическая подготовка легкоатлетов включает в себя умственные упражнения, а методы, если их систематически применять, улучшают контроль над эмоциями и поведением, качество концентрации и повышают устойчивость к стрессу или умственной стойкости. Эти препараты тесно интегрированы с физической подготовкой. Обе эти формы подготовки спортсменов к соревнованиям дополняют друг друга и приводят к достижению максимальной формы и рекордным результатам» [6].

По мнению Ашмарина Б.А., легкоатлеты получают психологическую подготовку, позволяющую максимально раскрыть потенциал спортсмена с целью повышения эффективности и надежности его соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность, уровень подготовленности и

1966

надежности выступления спортсменов определяются их готовностью к конкретному соревнованию [2].

Определение компетентности относится к личностно-интегрированному качеству человека, которое демонстрирует признаки инновационного обучения с целью способствовать готовности человека к быстрым изменениям в обществе и к сложной реальности жизни посредством развития навыков, которые позволяют быстро понимание проблемы, креативность, различные формы мышления, умение сотрудничать. Чтобы добиться успеха, спортсмен должен признать уникальность человека ценностью, учитывать психические особенности людей из разных возрастных групп, выполнять психологически полезные послания и быть участником открытия и использования их умственных ресурсов.

Виды психологической подготовки.

Психологическая подготовка делится на две категории [8]:

Общая умственная подготовка: спортсмены учатся достигать состояния релаксации и концентрировать внимание - основы для позитивных психических изменений и развития навыков контроля эмоций и поведения.

Психическая подготовка, специфичная для легкоатлетов: спортсмены изучают умственные упражнения для развития навыков идеомоторной тренировки (использование образов для улучшения физических навыков), специфичной для спорта концентрации внимания и умственной стойкости. Легкоатлеты также учатся включать умственные упражнения в свои регулярные тренировки.

В ходе тренировок и соревнований в спортивной деятельности в самых разнообразных ее формах у спортсменов вырабатывается обширная система психических процессов и состояний, присутствующая во всех сферах их деятельности, развивающаяся не в общем смысле, а с учетом специфики спорта.

Целеустремленность следует понимать, как способность сознательно ставить общие (иметь долгосрочную перспективу) и конкретные цели (они производятся в кратчайшие сроки и способствуют достижению общей цели).

1967

Дисциплинированность понимается как способность подчинять свои действия тем требованиям, которые отвечают пониманию обязанностей, норм и правил, принятых в обществе. Эта категория нужна повсюду: дома, в учебных заведениях, на работе. Спортсменам также необходима дисциплина, которая в большинстве случаев определяет эффективность их подготовки и непосредственное участие в самих соревнованиях.

Смелость - это способность активно работать для достижения целей в сложных и сложных ситуациях, осознавая при этом потенциал негативных последствий, таких как вред, стресс и неудача. Смелость - это фундаментальный аспект мужества. Человек, который спешит на опасность, не подумав, без всякой причины, не имеет смелости, и действие не является смелостью. В области спорта, труда и военной службы мужество рассматривается как энергичный и бесстрашный поступок, являющийся заранее спланированным, заранее спланированным и развитым проявлением сочетания воли, решительности и мужества.

Самоконтроль предполагает способность находить себя в неприятностях и неожиданных ситуациях, способность контролировать собственные действия, способность проявлять разумное поведение, подавляя при этом негативные эмоции. Превосходный атрибут способствует развитию эмоциональной стабильности и расслабления перед началом соревнований и во время соревнований, чтобы не допустить разочарования спортсмена из-за множества внешних факторов, которые часто искажают его реакцию и поведение. Легкоатлет, помимо своего поведения в спортивной и общественной жизни, учебе и работе, - это постоянное присутствие в действиях, тенденциях и обдуманных решениях. Спорт также опирается на это как на стандарт дисциплины, гарантируя, что люди могут выполнять все задачи и упражнения, которые требуют более эмоциональной координации и вызывают наибольший эмоциональный стресс.

Асмолов А.Г. считает, что эмоциональная устойчивость легкоатлетов, а также его способность сохранять спокойствие и самообладание в сложных

1968

соревновательных ситуациях являются важнейшими принципами проявления потенциальных способностей в условиях эмоционального подъема. Положительное эмоциональное возбуждение может перейти в нервное торможение, что может вызвать функциональные нарушения, в отличие от неустойчивой психики, склонной к такому эффекту. Сохранение внешней поддержки сообразительности легкоатлетов, что подчеркивает внешнюю поддержку сообразительности и связано с развитием внутреннего самообладания и развитием самоконтроля. Учитывая вышеизложенное, спортсменам рекомендуется избегать использования жестов, мимики, а также жестов, которые являются широкими, неуклюжими или повторяющимися. Безмятежное выражение лица и улыбка - это не только способ сохранить эмоциональную гармонию, но и средство снижения стресса при раздражении и беспокойстве [1].

Положительные межличностные отношения (такие как общие моральные правила поведения, последовательность, взаимовыручка, положительная эмоциональная атмосфера в процессе подготовки и соревнований), взаимопонимание членов команды относятся к числу условий, при которых положительная психическая и эмоциональная подготовка, стабильность в различных жизненных ситуациях и условия тренировок, условия соревнований и условия соревнований готовятся с целью формирования положительных эмоциональных, психических состояний и в ходе которых формируются положительные межличностные отношения. Сущность интеллекта в спорте состоит из широкого кругозора и осведомленности, способности планировать и анализировать ход тренировки, оценивать собственную подготовку и обобщать собственный опыт, а также опыт других [3].

Особые этические качества возникают в результате эмоциональной подготовки, например, устойчивый интерес к конкретному виду спорта, спорту в целом и приверженность соблюдению программы тренировок. Ответственность команды и тренера, ответственность за выполнение конкретного тренировочного плана и успешность участия в многочисленных

1969

мероприятиях и соревнованиях, а также чувство долга перед командой и тренером в целом. Тренер рассматривает следующие качества спортсменов: коммуникабельность, доброта, уважение к близким, стремление к самосовершенствованию, спортивная гордость, социальная поддержка.

Одним из преимуществ сильной уверенности в себе является способность снижать уровень стресса у легкоатлетов. В качестве фактора, влияющего на спортсменов, выделены внешние и внутренние стрессовые факторы. Развитие определенных типов личности с детства до взрослой жизни может привести к внутреннему напряжению, в результате чего могут возникнуть разные типы личности. Внешнее давление на социальное происхождение спортсмена, такое как социальная поддержка, друзья или семья, может создать давление [5].

Специалисты в области спортивной психологии предположили, что личность атлета имеет решающее значение для улучшения результатов, преодоления трудностей и снижения беспокойства, стресса или даже давления. Кроме того, спортивные психологи предложили различные методы лечения легкоатлетов, страдающих от внутреннего и внешнего давления. Легкоатлеты могут вызывать недоверие к своим способностям или чувствовать неспособность выступать на высоком уровне. Кроме того, внешнее давление может возникнуть, когда социальное окружение, такое как семья и друзья, болельщики, члены команды и даже тренеры, отрицательно влияет на атлетов. Последствиями являются ложные убеждения или чувство неспособности действовать индивидуально или в составе команды. Некоторыми примерами была групповая динамика, которая заключалась в наблюдении за влиянием команды на игроков индивидуально. Еще одним примером лечения, предложенного профессиональными футбольными командами, была клиническая терапия с каждым игроком команды. Эксперты, проанализировав, как складывалась личность футболиста, смогли поработать над наиболее слабыми сторонами футболиста и укрепить уверенность в себе. Наконец, эксперты сравнили, как индивидуальная и командная уверенность может повысить производительность и привести к успеху [7].

1970

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка - это психологическая подготовка игрока перед соревнованием, во время соревнований, после соревнований. Психологическая подготовка включает в себя умственные упражнения, а методы, если их систематически применять, улучшают контроль над эмоциями и поведением, качество концентрации и повышают устойчивость к стрессу или умственной стойкости. Психологическая подготовка делится на три категории: общая умственная подготовка, психическая подготовка, специфичная для спорта, ментальная предстартовая подготовка. Особое внимание следует уделить проблеме психологической компетентности спортсмена как важной составляющей его спортивного мастерства. Лица, которые только начинают заниматься спортом и еще не готовились к соревнованиям перед соревнованиями, должны завершить подготовку к концу сезона с энтузиазмом и эффективностью, избегая конфронтации со своими тренерами и партнерами. Отсутствие конкурентов, моральных и финансовых льгот налицо. Победа — это шанс, вытекающий из морального облика личности, который доступен только в сочетании со всей решимостью спортсмена, и он представляет собой шанс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2019. - 414 с;

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М: ФКиС, 2018. - 225 с;

3. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы современной работы психолога и тренера / А.Д. Ганюшкин. - Смоленск, 2017. - 31 с;

4. Генов Ф.А. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф.А. Генов. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 244 с;

1971

5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 264 с;

6. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 223 с;

7. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 256 с;

8. Ильин Е.Л. Психология спорта / Е.Л. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 352 с Podlesnykh E.I., Safoshin A. V.

Podlesnykh E.I.

Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia)

Safoshin A.V.

Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia)

PSYCHOLOGICAL PREPARATION QUALIFIED RUNNERS, CONSIDERING PERSONAL AND MENTAL CHARACTERISTICS OF ATHLETES

Abstract: the article examines in detail the main aspects of the psychological preparation of track andfield athletes. In addition, the importance of psychological preparation is revealed in detail, and the types of psychological preparation are described.

Keywords: athletes, psychology, track, preparation.

1972

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.