Научная статья на тему 'Психологические аспекты подготовки юных хоккеистов'

Психологические аспекты подготовки юных хоккеистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1265
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / YOUNG HOCKEY PLAYERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Н.Н., Латюшин Я.В., Дятлов Д.А., Кулиев В.А.

В статье рассмотрена проблема психологических аспектов подготовки юных хоккеистов. Обоснована актуальность и значимость изучаемого процесса в теории и практике физической культуры и спорта. Представлены результаты опроса юных хоккеистов относительно особенностей их психологической подготовки. Проанализированы экспериментальные данные, представлена их психолого-педагогическая интерпретация. Методы исследования: анализ научной литературы, методы математической статистики, опрос, анкетирование, наблюдение, беседа. Материалы. Особенности психологической подготовки юных хоккеистов диагностировались на основе устного опроса, анкетирования, а также в ходе личных и групповых бесед. Вопросы для письменного опроса и анкетирования подобраны с учетом цели опытной работы. Результаты. В ходе персональных и групповых бесед мы диагностировали сложности психологической направленности у юных хоккеистов. Абсолютно все респонденты указывали на недостаточность информации со стороны тренерского штаба по психологии спорта, отсутствие самостоятельного раздела по психологического подготовке в тренировочном и соревновательном процессе и, как следствие, не вполне удовлетворительный результат игры команды по итогам сезона. Заключение. Включение в тренировочный и соревновательный процесс различных аспектов психологической подготовки, направленных на раскрытие ресурсного потенциала личности каждого спортсмена, реализованных в ходе групповой тренинговой и консультативной работы, а также проработка предлагаемого материала каждым спортсменом персонально позволят юным хоккеистам более эффективно, оперативно и стабильно реализовывать свои возможности в игровой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Н.Н., Латюшин Я.В., Дятлов Д.А., Кулиев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of training young hockey players

This article considers the problem of psychological aspects of training young hockey players. We substantiated the urgency and the importance of the studied process in the theory and practice of physical culture and sports. We showed the results of the survey among young hockey players concerning the features of their psychological training. The experimental results are analyzed, the psychological and pedagogical interpretation of the results is presented. Research methods. Scientific literature analysis, methods of mathematical statistics, survey, questionnaire, observation, conversation. Materials. The characteristics of psychological training among young hockey players were diagnosed on the basis of the verbal questioning, questionnaire survey and also during personal and group conversations. The questions for the questionnaire survey are selected taking into account the purpose of the experimental work. Results. In the course of personal and group conversations, we diagnosed the difficulties of the psychological orientation among young hockey players. Completely all respondents mentioned lack of information from the training staff concerning psychology of sport, the absence of independent unit of psychological training in the training and competitive process and as a result, unsatisfactory result of the team in the season. Conclusion. Different aspects of psychological training inclusion into the training and competitive process, directed toward resource potential revelation of each athlete, realized during group training and concultant activity and the offered material consideration by each athlete would help young hockey players to realize their abilities in playing practice more effectively, operatively and consistently.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты подготовки юных хоккеистов»

УДК 159.9:796.966 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-69-72

Психологические аспекты подготовки юных хоккеистов

Романова Н.Н.*, Латюшин Я.В., Дятлов ДА., Кулиев В.А.

Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск, Россия

ORCID: 0000-0002-6373-6096, romanova-natasha@mail.ru* ORCID: 0000-0003-1968-2315, valeas1@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0962-4704, dokchel@mail.ru ORCID: 0000-0001-8726-4505, romanova-natasha@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена проблема психологических аспектов подготовки юных хоккеистов. Обоснована актуальность и значимость изучаемого процесса в теории и практикефизическойкультурыиспорта.Представленырезультатыопросаюныххоккеистов относительно особенностей их психологической подготовки. Проанализированы экспериментальные данные, представлена их психолого-педагогическая интерпретация. Методы исследования: анализ научной литературы, методы математической статистики, опрос, анкетирование, наблюдение, беседа. Материалы. Особенности психологической подготовки юных хоккеистов диагностировались на основе устного опроса, анкетирования, а также в ходе личных и групповых бесед. Вопросы для письменного опроса и анкетирования подобраны с учетом цели опытной работы. Результаты. В ходе персональных и групповых бесед мы диагностировали сложности психологической направленности у юных хоккеистов. Абсолютно все респонденты указывали на недостаточность информации со стороны тренерского штаба по психологии спорта, отсутствие самостоятельного раздела по психологического подготовке в тренировочном и соревновательном процессе и, как следствие, не вполне удовлетворительный результат игры команды по итогам сезона. Заключение. Включение в тренировочный и соревновательный процесс различных аспектов психологической подготовки, направленных на раскрытие ресурсного потенциала личности каждого спортсмена, реализованных в ходе групповой тренинговой и консультативной работы, а также проработка предлагаемого материала каждым спортсменом персонально позволят юным хоккеистам более эффективно, оперативно и стабильно реализовывать свои возможности в игровой практике.

Ключевые слова: психологическая подготовка, юные хоккеисты.

Для цитирования: Романова Н.Н.*, Латюшин Я.В., Дятлов Д.А., Кулиев В.А. Психологические аспекты подготовки юных хоккеистов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3):85-89. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-69-72

Psychological aspects of training young hockey players

Natalya N. Romanova*, Yan V. Latyushin, Dmitriy A. Dyatlov, Vladislav A. Kuliev

Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0002-6373-6096, romanova-natasha@mail.ru* ORCID: 0000-0003-1968-2315, valeas1@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0962-4704, dokchel@mail.ru ORCID: 0000-0001-8726-4505, romanova-natasha@mail.ru

Abstract: This article considers the problem of psychological aspects of training young hockey players. We substantiated the urgency and the importance of the studied process in the theory and practice of physical culture and sports. We showed the results of the survey among young hockey players concerning the features of their psychological training. The experimental results are analyzed, the psychological and pedagogical interpretation of the results is presented. Research methods. Scientific literature analysis, methods of mathematical statistics, survey, questionnaire, observation, conversation. Materials. The characteristics of psychological

training among young hockey players were diagnosed on the basis of the verbal questioning, questionnaire survey and also during personal and group conversations. The questions for the questionnaire survey are selected taking into account the purpose of the experimental work. Results. In the course of personal and group conversations, we diagnosed the difficulties of the psychological orientation among young hockey players. Completely all respondents mentioned lack of information from the training staff concerning psychology of sport, the absence of independent unit of psychological training in the training and competitive process and as a result, unsatisfactory result of the team in the season. Conclusion. Different aspects of psychological training inclusion into the training and competitive process, directed toward resource potential revelation of each athlete, realized during group training and concultant activity and the offered material consideration by each athlete would help young hockey players to realize their abilities in playing practice more effectively, operatively and consistently. Keywords: psychological training, young hockey players.

For citation: Natalya N. Romanova*, Yan V. Latyushin, Dmitriy A. Dyatlov, Vladislav A. Kuliev.

Psychological aspects of training young hockey players. Russian Journal of Physical Education and Sport.

2019; 14(2):85-89 . DOI: 10.14526/2070-4798-2019-69-72

ВВЕДЕНИЕ

Динамика событий в современном хоккее предъявляет достаточно высокие требования к личности игроков вне зависимости от их возраста, соревновательного опыта и игрового амплуа. Нередко, имея приблизительно одинаковый уровень физической,

технической, функциональной и тактической подготовленности, игрок уступает сопернику именно по показателям психологической подготовленности.

Юным хоккеистам как представителям игрового вида спорта с самого детства приходится ощущать на себе достаточно высокий уровень давления, связанного с плотным игровым графиком и желанием тренера (руководства клуба) достигать максимально возможного результата в каждом матче, в каждом игровом отрезке. Это оказывает серьезное воздействие на психику детей, формирует у них специфичные черты характера, нередко развивающиеся до акцентуированного поведения, влияет на эмоциональное и психическое состояние, не всегда позволяя при этом раскрывать имеющийся личностный и профессиональный потенциал.

Прессинг относительно каждого игрока в команде усиливается спецификой хоккея как игрового вида спорта. Не все игроки оказываются в основном составе в зависимости от результата индивидуальной игры, стабильности выступления на соревнованиях, результативности проведенных смен. Отдельной категорией появления стресса является ситуация, когда в случае получения повреждения игроком из основного состава ему незамедлительно находится замена из числа запасных. В таком моменте под угрозой оказывается уже игрок из основного состава, поскольку запасной в последующем может закрепиться в составе,

лишив первого игровой практики.

Отдельной значимой категорией в рамках психологической подготовки юных хоккеистов является, на наш взгляд, анализ и управление эмоциями. Как отмечалось нами ранее, в физкультурно-спортивной деятельности

важно на постоянной основе проводить работу с состояниями. Понимание эмоций, чувств, ощущений способствует более эффективному осуществлению тренировочного процесса. Управление стрессом, вызванным различными причинами (масштабно: соревновательной деятельностью, локально: предстартовыми состояниями, изменениями комфортной обстановки в условиях повышенной нагрузки тренировочных сборов и т.д.), будет более результативным при условии компетентной диагностики причин стресса, особенностей его протекания и возможных последствий [8, с. 188].

Нами достаточно детально рассматривается значимость психологических аспектов в процессе подготовки спортсменов [5; 6; 7; 8]. Ряд исследователей также отмечают важность изучаемого нами психологического раздела подготовки спортсменов различной квалификации [1; 2; 3; 4; 9].

Именно достаточное внимание

психологической подготовке спортсменов позволит достичь желаемого стабильного результата, необходимого положения в турнирной таблице, гарантирует попадание команды в плей-офф и предоставит возможность максимально продлить нахождение команды в рамках игр навылет, показывая при этом необходимый профессиональный уровень игры.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Экспериментальной площадкой выступило Муниципальное бюджетное учреждение

«Спортивная школа «Металлург-спорт» города Челябинска». В опытной работе в сезоне 20182019 гг. приняли участие 28 юных хоккеистов различного игрового амплуа.

В качестве методов исследования в рамках подготовки к данной публикации мы применяли анализ научной литературы, методы математической статистики, опрос, анкетирование, наблюдение, метод беседы.

Указанные методы показали значимость изучаемой нами стороны подготовки спортсменов, выявили ряд трудностей и проблемное поле для последующей опытной работы. Рассмотрим практическое применение вышеперечисленных методов более подробно.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе непосредственного общения с игроками команды, последующего анкетирования и опросов нами были выявлены основные сложности юных хоккеистов в процессе подготовки и выступления на соревнованиях. Спортсмены нередко указывали на наличие признаков предстартовой лихорадки (89,2 %) и предстартовой апатии (7,1 %). Меньшинство (3,7 %) при этом отмечали стабильность своих результатов как на играх, так и в тренировочном процессе.

Мы уточнили у юных хоккеистов следующие аспекты психологической подготовки:

- проводится ли тренерским штабом работа в направлении психологической подготовки в целом;

- предлагается ли теория относительно диагностики, корректировки и управления эмоциональным и психическим состоянием;

- организуются ли занятия по практической отработке полученных знаний в области психологии спорта;

- получают ли хоккеисты персональные рекомендации от тренеров по нивелированию негативных эмоций и их последствий;

- объясняют ли тренеры команде, как мобильно можно справиться в процессе игры дифференцированно с такими отрицательными эмоциями, как страх, злость, обида, вина, стыд, грусть, презрение и т. д.;

- рекомендуют ли тренеры информацию о том, с помощью каких приемов и техник игроки могут игнорировать или предупреждать провокации соперника, предотвращая ненужные удаления;

- проводятся ли тренерами индивидуальные и групповые консультации по вопросам спортивной психологии с учетом индивидуальных особенностей каждого игрока;

- уделяется ли внимание не только разбору стиля, тактики игры соперника и установке на игру, но и заданиям на сплочение команды,

анализу и устранению конфликтных ситуаций в коллективе;

- предоставляются ли тренерским штабом сведения относительно техник регуляции предстартовых состояний.

Практически каждый игрок отрицал наличие нужной информации оттренеров,заданий и бесед на указанные темы. Хоккеисты лишь отметили, что изредка тренеры предлагают устранять эмоцию страха посредством силовых приемов. Согласимся с тренерами, что физическое отреагирование страха - действенный прием. Но его существенный недостаток заключается в кратковременности эффекта, а также в отсутствии диагностики глубинной причины страха, который увеличивает расход эмоциональных и физических сил для юных спортсменов.

Отметим также, что недостаточным является рассмотрение психологических аспектов непосредственно перед стартом. Психологическое сопровождение спортивной деятельности включает в себя управление состоянием и поведением спортсмена:

- перед тренировочным занятием;

- при выполнении упражнений на тренировке;

- между тренировочными занятиями;

- в определенном тренировочном периоде;

- перед соревнованием;

- непосредственно перед стартом;

- в перерывах между соревновательными упражнениями в ходе их выполнения;

- после соревнований.

Нами также было выявлено, что указанные составляющие не находят должного отражения в подготовке спортивных кадров.

Метод устного опроса (хоккеистов и их родителей) также показал за-интересованность родителей и юных спортсменов в изучении психологических аспектов избранного вида спорта. Со стороны родителей было высказано беспокойство в адрес поведения детей, поскольку проявление агрессивности (необходимое в хоккее), столь резко меняющиеся действия детей, порой необоснованность причин возникновения раздражения вызывают у самих родителей различные негативные эмоциональные и психические состояния, такие как фрустрация, стресс, тревожность, волнение, подавленное настроение, безадресный страх, чувство вины, стыд, усталость (от бесчисленного повтора возникающих ситуаций), апатия, чрезмерная сосредоточенность, озадаченность, неудовлетворенность, ощущение обреченности, угнетенность, рассеянность, неудовольствие, отчаяние и т. д.

Примененные нами методы исследования подтвердили наличие сложностей различного

характера и масштаба в практике хоккея с шайбой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В практике современного спорта психологической подготовке воспитанников уделяется катастрофически мало внимания. Нередко именно психологическое преимущество при равных прочих возможностях соперников играет решающую роль. Хоккей с присущей ему динамикой и жесткостью накладывает весьма специфичный отпечаток на индивидуальные особенности игроков. В условиях максимального распределения внимания между чтением игры противника, действиями хоккеистов игрового сочетания своей команды, стремительным перемещением каучукового снаряда, комментариями партнеров по команде и тренерского штаба важно принимать эффективные решения с учетом дефицита времени и нести за них ответственность. В подобной ситуации приобретают особую ценность волевые качества игроков, способность держать удар в физическом и психологическом понимании, а также стабильность ценностных ориентаций.

Тренеры нередко скептически относятся к работе спортивных психологов, при том что сами недостаточно владеют информацией и не отводят необходимого количества времени на самостоятельную организацию специализированной подготовки игроков. Практика показывает, что требования к юным хоккеистам при этом повышаются, прослеживается доминирование позиции наставников, но сами тренеры не всегда способны вооружить спортсменов необходимыми знаниями по работе с собой в ходе тренировок и игр, прежде чем требовать получения результата.

Таким образом, наше исследование подтверждает актуальность и своевременность проведения опытно-экспериментальной

работы по психологической подготовке юных хоккеистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! М: ФиС. 1985: 192.

2. Латюшин Я.В., Каракаева Ж.Х. Проблемы психофункциональных состояний лыжников 20-21 года в предсоревновательный период. Матер. регион. науч.-метод. конф. магистрантов; Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии. Челябинск: УралГУФК. 2017: 123-127.

3. Рендикова А.В. Возможности оптимизации психологического сопровождения студентов УралГУФК. Оптимизация учебно-

воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: матер. XXIX регион. науч.-метод. конф. Челябинск: УралГУФК. 2019: 185-187.

4. Рендикова А.В. Психологическое сопровождение студентов Уральского государственного университета физической культуры. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: матер. XXVIII регион. науч.-метод. конф. Челябинск: УралГУФК. 2018: 147-148.

5. Романова H. H. Методика развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013; 8(4): 161-166.

6. Романова H.H. Методические особенности развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2015; 5: 35-37.

I. Романова H.H. Психолого-педагогические характеристики процесса развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры в русле целостного подхода. Целостный подход к профессиональной подготовке выпускников вуза. Челябинск: Уральская академия. 2015: 207-231.

S. Романова H.H. Работа с изобразительным продуктом в процессе развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры. Международная научно-практическая

конференция государств-участников СНГ по проблемам физической культуры и спорта: материал международной научно-практической конференции, Минск, 27-28 мая 2010 г. БГУФК: Минск. 2010; 2: 188-191.

9. Хрисанфова H^., Латюшин Я.В. Исследование свойств нервной системы легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 57-7: 299305.

Agel J., Harvey E.J. A 7-year review of men's and women's ice hockey injuries in the NCAA. Canadian Journal of Surgery. 2010; 53(5): 319-323.

10. Darling S.R., Schaubel D.E., Baker J.G., Leddy J.J., Bisson L.J., Willer B. International versus unintentional contact as a mechanism of injury in youth ice hockey. British Journal of Sports Medicine. 2011; 45: 492-497.

International Ice Hockey Federation. Rule book 2010-2014. 2010. URL: http://www.iihf.com/iihf-home/sport/iihf-rule-book.html

II. Marino G.W., Potwin J. Impact

characteristics of two types of hockey arena boards. de/cpa/article/viewFile/857/761. International Society of Biomechanics in Sport. 2002: 614-617. URL: http://w4.ub.uni-konztanz.

Статья поступила в редакцию: 07.08.2019

Романова Наталья Николаевна — кандидат педагогических наук; Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: romanova-natasha@mail.ru

Латюшин Ян Валерьевич - доктор биологических наук, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail:valeas1@yandex.ru

Дятлов Дмитрий Анатольевич - доктор биологических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: dokchel@mail.ru

Кулиев Владислав Александрович - студент, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: romanova-natasha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.