Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО / СПОРТСМЕН / ЛЕГКОАТЛЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подлесных Е.И.

Психологическая подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Успех в достижении спортивных результатов зависит не только от качества и количества спортивной подготовки, спортивного уровня спортсмена, но и от степени владения психологическими приемами, позволяющими достичь высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях повышенной конкуренции и подготовки. В статье представлены причины использования психологической подготовки в повседневном учебно-тренировочном процессе спортсмена легкоатлета, а также результаты практического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подлесных Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF QUALIFIED ATHLETES OF TRACK & FIELD ATHLETES

Psychological preparation is an integral part of the training process. Success in achieving sports results depends not only on the quality and quantity of sports training, the athletic level of the athlete, but also on the degree of possession of psychological techniques that allow you to achieve a high level of physical and mental performance in conditions of increased competition and training. The article presents the reasons for the use of psychological training in the daily training process of a track and field athlete, as well as the results of practical research

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ»

психология (рзусиотау)

УДК 159

Подлесных Е.И.

магистрант,

Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

Научный руководитель: Сафошин А.В.

кандидат педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Аннотация: психологическая подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Успех в достижении спортивных результатов зависит не только от качества и количества спортивной подготовки, спортивного уровня спортсмена, но и от степени владения психологическими приемами, позволяющими достичь высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях повышенной конкуренции и подготовки. В статье представлены причины использования психологической подготовки в повседневном учебно-тренировочном процессе спортсмена легкоатлета, а также результаты практического исследования.

Ключевые слова: психологическая подготовка, соревновательный период, учебно-тренировочный процесс, спортивное мастерство, физическое совершенство, спортсмен, легкоатлет.

Введение. Актуальность исследования. Психология спорта разрабатывает в научно-методическом плане психологические вопросы, связанные с воспитанием, обучением и подготовкой спортсменов, организацией учебно-тренировочного процесса в целом и подготовкой к соревнованиям на всех этапах спортивного совершенствования.

Психологическая подготовка является одним из основополагающих компонентов подготовки спортсмена к соревновательному периоду. Поскольку она напрямую связана с физической, технической и тактической подготовкой спортсмена, она является одной из обязательных частей тренировочного процесса [1].

Контроль за психоэмоциональным состоянием спортсмена, способностью спортсмена адаптироваться к различным раздражающим факторам в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, психологической подготовкой в целом должен осуществляться тренером-инструктором на каждой плановой тренировке, невозможностью достижения психологической устойчивости спортсмена на разных этапах спортивной деятельности в течение ограниченного периода времени [2]. Психологическая подготовка осуществляет развитие психического состояния спортсмена, что способствует противостоянию деструктивным факторам непосредственно в соревновательном периоде.

Навыки, приобретаемые в ходе психологической подготовки, помогают спортсмену максимально устранить перевозбуждение нервной системы, состояние тревожности, скованности, чувство неуверенности в собственных силах, боязнь возможного поражения [3].

Основной задачей психологической подготовки спортсмена является достижение высокого уровня физической и умственной работоспособности в условиях большей сложности соревнований и тренировок, развитие толерантности, формирование свойств и качеств личности спортсменов,

направленных на достижение успеха в период соревновательно-тренировочный с минимальной психоэмоциональной нагрузкой [4].

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную

[5].

Научная проблема лежит в основе комплексного анализа теории спортивной психологии и практики тренировочного процесса, методов психорегуляции, направленных на повышение психологической подготовки легкоатлетов.

Цель работы - определение особенностей психологической подготовки спортсменов легкоатлетов.

Объект исследования - система подготовки высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции.

Предмет исследования - средства и методы силовой подготовки высококвалифицированных легкоатлетов на средние дистанции.

Задачи:

1. Выявить особенности психологической подготовки легкоатлетов на различных этапах тренировочного цикла;

2. Выявить и экспериментально продемонстрировать эффективность разработанной методики;

3. Провести практическое исследование, сделать выводы и оформить результаты.

Гипотеза - предполагается, что изучение методов психологической подготовки и практическое внедрение методов психорегуляции, адаптированных к тренировочному процессу легкой атлетики, будет способствовать улучшению психоэмоционального и физического состояния спортсменов-легкоатлетов.

Практическая значимость - выражается в возможности использования результатов исследования в реальном процессе спортивной подготовки спортсменов-легкоатлетов.

Методы и организация исследования. В качестве теоретических в исследовании использовались следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе СДЮШОР №1 «Урожай» в г. Курске.

В нём принимали участие тестируемые в возрасте 18-27 лет.

В ходе исследования были выявлены три уровня соревновательной тревожности: низкий, умеренный и высокий, которые соответствуют предстартовым состояниям предстартовой апатии, боевой готовности и предстартовой лихорадки. Рейтинги тревожности были сделаны с помощью модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности Р.Мартенса.

В исследовании приняли участие спортсмены, специализирующиеся в беге на средние дистанции. По результатам применения модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности тестируемые были разделены на три группы: восемь человек (40% группы) относились к спортсменам с высокой соревновательной тревожностью, одиннадцать человек (55% группы) -к умеренной, один человек (5% группы) - с низкой. Все участники исследования имеют юношеские разряды.

Следующим этапом в организации занятий было планомерное обучение овладению методами дыхательных упражнений, методами аутогенной и идеомоторной тренировки.

Эти методы и приемы применялись и в тренировочном процессе для подготовки спортсменов к предстоящим нагрузкам. За день до соревнований, после освоения методов саморегуляции, был повторно обследован страх перед соревнованиями.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам повторного применения модифицированной шкалы личностной соревновательной тревожности, получены следующие результаты: один человек (5% группы)

вошел в число спортсменов с высокой соревновательной тревожностью, семнадцать человек (85% группы) - с умеренной, два человека (15% группы) - с низкой.

Данные, полученные в результате исследовательской работы, были подвергнуты проверке с использованием метода математической статистики - Т-критерия Стьюдента. В данном исследовании применяется случай связанных между собой выборок.

В таблице представлены данные измерений по методике «Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности», и их обработка с использованием методов математической статистики.

Таблица 1. Результаты обработки показателей по методике

«Модифицированная шкала» личностной соревновательной тревожности.

Х1 Х2 й & - d (& -

25 21 4 1,4 1,96

24 20 4 1,4 1,96

27 22 5 2,4 5,76

15 14 1 -1,6 2,56

26 24 2 -0,6 0,36

23 20 3 0,4 0,16

26 23 3 0,4 0,16

21 17 4 1,4 1,96

24 21 3 0,4 0,16

20 19 1 -1,6 2,56

18 16 2 -0,6 0,36

25 20 5 2,4 5,76

22 20 2 -0,6 0,36

21 17 4 1,4 1,96

24 23 1 -1,6 2,56

19 16 3 0,4 0,16

20 18 2 -0,6 0,36

22 21 1 -1,6 2,56

14 15 -1 -3,6 12,96

16 14 2 -0,6 0,36

Ха =51 Е(сС1 -сС)2 = 45

^=2,6^ =1,5; md = 0.33; ф = 7,9; 1г =2,09

Как показано в таблице, значение t - расчетного (7,9) больше t -табличного (2, 09), следовательно, можно сделать следующий вывод.

Выводы и рекомендации. В итоге использования методики Модифицированный шкалы личностной соревновательной тревожности значительно переменились, что говорит о действенности экспериментальной методики, оказавшей воздействие на благополучность выступлений легкоатлета.

Из собранных показателей заметно, что значительная часть тестируемых перевелась в группу умеренной соревновательной тревожности. Можно наблюдать изменения результатов в целом.

Кроме того следует отметить, что все легкоатлеты, принимавшие участие в данном исследовании, смогли улучшить личные соревновательные результаты.

При подготовке практического исследования были успешно решены поставленные задачи по изучению тревожности, как основного момента, воздействовавшего на подготовленность к состязательной деятельности спортсменов, готовящихся к забегам на среднюю дистанцию.

В данном практическом исследовании была установлена корреляция среди уровня тревожности и предстартовым самочувствием спортсменов. Проверка предложенного способа психологической подготовки спортсменов-легкоатлетов представила хороший результат.

В процессе применения поставленного способа, двум спортсменам удалось повысить квалификацию с первого юношеского разряда до третьего взрослого разряда, четверым пришлось перейти со второго юношеского разряда в первый разряд.

Тренером было отмечено значительное повышение показателей пока пятерых тестируемых, не сумевших улучшить свой разряд.

Подводя итог, следует констатировать, что применение психологической подготовки должно учитывать занимаемую спортивную дисциплину, возраст и пол, а также индивидуальные особенности и возможности спортсмена, оно

должно быть направлено на развитие личности путем формирования соответствующей системы взаимоотношений, развитие личностных качеств, формирование устойчивости психических состояний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богатырев Е. Легенды и были о «королеве»/Е. Богатырев - М.: ИНФРА, 2020. -160 с.

2. Гойхман П. Н., Трофимов О. Н. Легкая атлетика в школе/П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов - М.: АСТ, 2021. -199 с.

3. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой/П.И. Готовцев, В.Л. Дубровский - М.: Феникс, 2020. - 32 с.

4. Егер К., Оельшлегель Г. Юным спортсменам о тренировке/К. Егер, Г. Оельшлегель - М.: Прогресс, 2019. - 160 с.

5. Лалаян А.А. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям/А.А. Лалаян - М.: Феникс, 2021. - 166 с.

Podlesnykh E.I.

Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia)

Scientific advisor: Safoshin A.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia)

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL TRAINING

OF QUALIFIED ATHLETES OF TRACK & FIELD ATHLETES

Abstract: psychological preparation is an integral part of the training process. Success in achieving sports results depends not only on the quality and quantity of sports training, the athletic level of the athlete, but also on the degree of possession of psychological techniques that allow you to achieve a high level of physical and mental performance in conditions of increased competition and training. The article presents the reasons for the use of psychological training in the daily training process of a track and field athlete, as well as the results ofpractical research.

Keywords: psychological preparation, competitive period, educational training process, sportsmanship, physical perfection, athlete.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.