Научная статья на тему '"лейкоцитарная формула" - прогностическая реакция организма спортсмена на действие стрессогенных факторов'

"лейкоцитарная формула" - прогностическая реакция организма спортсмена на действие стрессогенных факторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕСС / АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ / СТРЕСС-РЕАКЦИЯ / ACTIVITY / STRESS / ADAPTATION SYNDROME / STRESS REACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ашастин Борис Викентьевич

Показано, что в процессе тренировочной и соревновательной деятельности на спортсмена воздействует целый ряд стрессогенных факторов: физическая и психологическая нагрузка, внутренние противоречия, геоклиматические и экологические условия, болевой синдром и т.п. В результате, в организме формируется системный ответ, названный «адаптационным синдром» (Г. Селье). В спортивной практике уровень и силу воздействия стрессогенных факторов, в основном определяют по внешним проявлениям атлета. В работе показано, что по результатам гистологической картины «белой крови» (метод Л.Х. Гаркави) можно относительно легко определить фазу системного ответа организма спортсмена на нагрузку различной силы и длительности воздействия. Соответственно, тренеру дается адекватный инструментарий обеспечивающий системность в управлении учебно-тренировочным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ашастин Борис Викентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Leukocyte formula” - prognostic reaction of the athlete's body to the effects of stress factors

It has been shown that in the process of the training and competitive activities, the athlete are influenced by a range of stress factors: the physical and psychological stress, internal conflicts, geo-climatic and ecological conditions, pain, etc. As a result, a system of response called "adaptation syndrome" (H. Selye) is formed in the body. In the sports practice, the level and strength of the impact of stress factors are mainly determined by the external manifestations of the athlete. It has been shown that according to the results of the histological picture of "white blood" (method L.H. Harkavy) it can be relatively easy to determine the phase of the system response of the athlete to the loads of different power and duration of exposure. Accordingly, the coach is given with the adequate tools to ensure consistency in the management of the training process.

Текст научной работы на тему «"лейкоцитарная формула" - прогностическая реакция организма спортсмена на действие стрессогенных факторов»

3. Alfimov, M.N., Abramova, T.F., Arkov, V.V. and Nikitina, T.M. (2011), "Compensatory mechanisms of neuromuscular imbalance in highly qualified athletes", Biomedicine, No 2., pp. 58-65.

4. Martynov, A.S., Zinoviev, N.A. and Alekseeva, N.D. (2018), "The muscle work in the ski", Scientific support for the development of agriculture in terms of import substitution: collection ofproceedings, St. Petersburg, pp. 403-405.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2019

УДК 796.01:612

«ЛЕЙКОЦИТАРНАЯ ФОРМУЛА» - ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА НА ДЕЙСТВИЕ СТРЕССОГЕННЫХ ФАКТОРОВ

Борис Викентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент,

Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

Показано, что в процессе тренировочной и соревновательной деятельности на спортсмена воздействует целый ряд стрессогенных факторов: физическая и психологическая нагрузка, внутренние противоречия, геоклиматические и экологические условия, болевой синдром и т.п. В результате, в организме формируется системный ответ, названный «адаптационным синдром» (Г. Селье). В спортивной практике уровень и силу воздействия стрессогенных факторов, в основном определяют по внешним проявлениям атлета. В работе показано, что по результатам гистологической картины «белой крови» (метод Л.Х. Гаркави) можно относительно легко определить фазу системного ответа организма спортсмена на нагрузку различной силы и длительности воздействия. Соответственно, тренеру дается адекватный инструментарий обеспечивающий системность в управлении учебно-тренировочным процессом.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, стресс, адаптационный синдром, стресс-реакция.

"LEUKOCYTE FORMULA" - PROGNOSTIC REACTION OF THE ATHLETE'S BODY TO THE EFFECTS OF STRESS FACTORS

Boris Vikentyevich Ashastin, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Engineering, Yekaterinburg

Annotation

It has been shown that in the process of the training and competitive activities, the athlete are influenced by a range of stress factors: the physical and psychological stress, internal conflicts, geo-climatic and ecological conditions, pain, etc. As a result, a system of response called "adaptation syndrome" (H. Selye) is formed in the body. In the sports practice, the level and strength of the impact of stress factors are mainly determined by the external manifestations of the athlete. It has been shown that according to the results of the histological picture of "white blood" (method L.H. Harkavy) it can be relatively easy to determine the phase of the system response of the athlete to the loads of different power and duration of exposure. Accordingly, the coach is given with the adequate tools to ensure consistency in the management of the training process.

Keywords: competitive activity, stress, adaptation syndrome, stress reaction.

Любая спортивная деятельность неразрывно связана с состязательной борьбой: за первенство, самоутверждение, самоудовлетворение, личностный результат и т.д. Для тех, кто хоть раз участвовал в спортивных соревнованиях высокого ранга, хорошо известен тот высокий уровень физического и психического напряжения, который испытывает атлет в процессе спортивного поединка. Именно в процессе соревновательной деятельности раскрываются резервные возможности человека. Познается уровень сформированности ряда физических и психологических качеств, развитие которых во многом определяет успех или поражение спортсмена. Социальную значимость успешного выступления атлетов трудно

переоценить. Обычно победа становится достоянием гласности и всеобщего обсуждения. В результате, спортсмены приобретают известность, становятся узнаваемыми, получают материальные и моральные поощрения, знаки отличия и т.д.

При этом не следует забывать, что за внешней привлекательностью спорта стоит тяжелый многолетний труд, сопряженный с мощным эмоциональным напряжением, сопровождаемым ярко выраженным психоэмоциональным стрессом. Такая реакция формируется задолго до соревнований (1-3 дня). Спортсмен мысленно выстраивает различные ситуативные модели своего выступления, а также возможные последствия успеха или поражения. По мнению ряда авторов (И.А. Аршавского, Я.М. Коца, Л.М. Куликова, Ф.З. Ме-ерсона, В.В. Рыбакова, Д.С. Саркисова, Н.А. Фомина и др.) у спортсменов даже при большом состязательном опыте (10-20 лет) полной психосоматической адаптации к соревновательной деятельности не происходит. Данный тезис позволяет заключить, что любая соревновательная нагрузка сопровождается стресс-реакцией, поскольку у атлета отсутствуют готовые программы реагирования на вновь возникающие ситуативные события. Следует упомянуть, что эмоциональная компонента развивается раньше других реакций, тем самым обеспечивая системный ответ организма атлета на предстоящее состязательное действо. Изменяется поведение: усиливается активность сенсорных функций, внимания, активируется память, изменяется координационная и двигательная активность, повышается тревожность и т.п.

Гормональная система отвечает усилением секреции адренокортикотропного гормона, адреналина, норадреналина, глюкокортикоидов, эндогенных опиатов, окситоцина, вазопрессина. При этом тормозится выделение соматотропина, гонадолиберина.

На уровне физиологии систем и органов происходит: расширение бронхов; увеличение частоты и глубины дыхания; минутного выброса крови; расширение сосудов системы «сердце легкие скелетные мышцы»; сужение сосудов кожи и внутренних органов; торможение работы почек, секреторной и моторной функции желудочно-кишечного тракта. Изменяется и целый ряд биохимических показателей: повышается уровень глюкозы в крови; активируется глюконеогенез и т.д.

Следует подчеркнуть, что стресс, как системная реакция организма, сформировался на этапе раннего эволюционного развития человека. Именно эта реакция стала базовым, адаптационно-физиологическим механизмом, ответственным за выживание и социально-биологическое становление всего человеческого вида, развивавшегося в условиях агрессивной дикой природы. Соответственно, от того, на сколько человек ловок, быстр, силен, вынослив и эффективен в охоте и защите жилища, напрямую зависела жизнь самого индивида, его семьи и человека, как вида в целом.

Прошли тысячелетия, и теперь человеку нет острой необходимости спасаться бегством от нашествия недоброжелателей или вступать в рукопашное единоборство с диким зверем. В настоящее время современный человек ежедневно, ежечасно вынужден решать постоянно возникающие новые задачи социально-биологической направленности, от эффективности решения которых, зависит уровень его качества жизни, профессионального роста, благополучия и т.п. То есть, человек находится под постоянным «психологическим прессингом», что негативно отражается на его эмоционально-аффективной сфере. Однако, в цивилизованном обществе люди редко прибегают к команде «бей-беги», они вынуждены сдерживать свои эмоции, которые ищут выход из создавшейся ситуации и находят его, запустив веками сформированный механизм - стресс реакцию. Такой стресс психологи называют «психологическим стрессом». По природе своей он является отражением относительно нового социально обусловленного воздействия, на который природа пока еще не выработала адекватный механизм реагирования. В результате ХХ-ХХ1 век захлестнула пандемия психосоматических заболеваний, связанных с неуправляемым стрессом, формируемым в результате негативного воздействия социальной среды обитания на психику человека [1].

Однако, с такой трактовкой понятия «стресс» (принятой психологами) можно не согласиться, в связи с тем, что сам Ганс Селье (будучи физиологом) охарактеризовал «стресс» - как неспецифическую системно-приспособительную реакцию организма на новизну событий (отклонение условий существования от привычных). Термин «неспецифическая реакция» поясняется как - системный ответ организма, запускающий одни и те же механизмы на раздражители различной природы (мышечная работа, жара, физико-химические воздействия, социальные изменения и т.д.). Ганс Селье такой однотипный ответ организма назвал «генерализованным адаптационным синдромом» [6]. Следовательно, этот «механизм» должен эффективно работать и при психологическом стрессе. Однако, следует учитывать, что на современном этапе развития социума, когда ежедневно и ежечасно формируются все новые и новые стресс-факторы (в большинстве своем психогенные), с которыми организм человека еще не сталкивался или сталкивался очень редко, в этой ситуации существующий механизм защиты (стресс реакция) просто не успевает быстро приспособиться к незнакомому патогенному агенту, поскольку еще не сформированы ни когнитивные, ни нейро-гу-моральные программы реагирования.

При этом, нельзя не учитывать тот факт, что далеко не все люди «спешат» осваивать знания и навыки поведенческой и социальной защиты от сильнодействующего психогенного воздействия. Зачастую вопреки здравой логике, люди осознанно выбирая среду профессиональной деятельности и обитания с факторами, предельно превышающими допустимые нормы психологической нагрузки и СанПиН-а. В этих условиях под воздействием стрессогенных факторов у человека исчерпываются резервные адаптивные возможности, что способствует возникновению различных патологических процессов.

Из этого следует, что не сам стресс, как таковой, является фактором развития патологий и заболеваний. Он является лишь отражением вредоносного воздействия сильнодействующих факторов, избежать которых человеку не удается.

Более того, тем же Г. Селье показано, что умеренные по силе воздействия факторы положительно влияют на развитие человека. При этом формируются структурные перестройки, благодаря которым организм человека функционально приспосабливается к беспрестанно происходящим изменениям в физико-химической и социальной среде обитания. Такая функциональная приспособляемость называется «адаптивностью».

Вышесказанное позволяет заключить, что «адаптивность» реакции стресса, обеспечивает сохранность и развитие организма, как целого в условиях возрастающего «прессинга» социогенных и физико-химических факторов. Однако, если стрессогенные факторы продолжают усиливаться, а стресс реакция уже не может обеспечить стабильность физико-химических констант, возникает разбалансировка физиологических систем с последующим развитием многообразных патологий.

Для спорта высших достижений, где соревновательная деятельность становится неотъемлемой частью спортивной подготовки (в некоторых видах до 120-180 дней в году), уровень психоэмоциональных и физических нагрузок иногда превышает предельно допустимые величины, в результате происходит срыв функциональных резервов, с разбаланси-ровкой стресс-реакций, ответственных за постоянство физико-химических систем организма.

Естественно, перед спортсменами, тренерами, психологами и врачами стоит сложная системная задача: поддержание и развитие психофизических функций атлетов, подвергающихся воздействию сверхсильных стрессогенных факторов. Для этого необходимо знать стадии формирования стресс-реакции в ответ на тренировочную и соревновательную нагрузку.

Согласно научным исследованиям Г. Селье, стресс-реакция развивается в три этапа. Первая стадия - «тревоги», в этот период происходит мобилизация энергетических ресурсов организма, (увеличивается выброс адреналина, возрастает ЧСС и потребление кисло-

рода и т.п.). Вторая стадия - «резистентности», наступает в случае продолжающегося действия стрессогенного фактора, базовым регулятором в этом случае выступают гормоны коркового слоя надпочечников - кортизол, и альдостерон. В этой ситуации исчезают признаки тревоги, сопротивляемость организма повышается, обменные процессы сбалансированы, что способствует адекватным функциональным перестройкам. Третья стадия - «истощения» развивается в ответ на большой по силе и длительности стрессогенный фактор. При этом истощаются физиологические и психологические ресурсы защиты. Корковый слой надпочечников истончается. Организм не в силах противостоять стрессогенному фактору - возникают системные расстройства, приводящие к нарушению баланса физико-химических констант организма.

В начале XX века Уолтер Кеннон и Ганс Селье показали, что в человеческом организме существуют, как минимум, две эволюционно созданные системы, обеспечивающие удержание базовых констант организма в динамическом равновесии (противодействуя стрессогенным факторам). Это: симпатоадреналовая система (В. Кеннон 1927 г.) [4], и ги-поталамо-надпочечниковая (Г. Селье 1936 г.) [6].

Профессор Г.Н. Кассиль рассматривает гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему в единой цепи нейронных связей, рецепторы которых имеют различную трансмит-терную природу: адренэргическую, холинэргическую и серотонинэргическую [3]. Согласно его работам, следует, что фаза истощения (при длительном стресс-воздействии) формируется вследствие того, что циркулирующие в крови кортикостероиды и прогестероны, связываясь со специфическим транспортным белком транскортином, образуют комплекс, который не может проникнуть через гематоэнцефалический барьер. Соответственно, в мозг не поступает необходимая информация об истинном содержании кортикостероидов в крови. В результате нарушается обратная связь гипоталамо-гипофи-зарной системы с надпочечниками, которые продолжают активно нарабатывать глюкокор-тикоиды, что приводит к истощению и истончению коры надпочечников и его мозгового слоя. Приведенные аргументы позволяют рассматривать фазу «истощения» как результат нарушения процесса саморегуляции гормонов, что и обеспечивает разбалансировку физиологических механизмов с последующим срывом адаптации.

Анализ теоретических изысканий позволяет заключить, что под воздействием стрессогенных факторов организм формирует адаптационный ответ в виде определенных фаз-реакций. В одних случаях, стресс-реакция приносит пользу, в виде новых приспособительных механизмов, а в других - вред. При этом, определить степень положительного, или отрицательного воздействия стрессогенной нагрузки на развитие спортсмена очень трудно. Это объясняется тем, что у каждого спортсмена имеются отличия в физическом, функциональном и психологическом развитии, отсюда и возникает индивидуальный порог адаптации к болевым, экологическим, психофизическим и соревновательным нагрузкам

[5].

Очень часто психологический стресс, формируемый в предтече крупных соревнований, в большей мере подавляет резистентность организма, чем сама физическая нагрузка. Следовательно, степень адаптированности спортсмена к стресс-фактору обусловлена не только уровнем его функционального развития, но и, в значительной степени, психологической подготовленностью - воспитанием, которое проявляется в поведении и которое регулируется высшими отделами центральной нервной системы.

Так на один и тот же стрессогенный фактор (предстоящие соревнования) поведенческая реакция спортсменов может иметь разнонаправленный вектор ответа, устремленность которого во многом зависит от типа нервной деятельности, и конечно от умений управлять своей эмоциональной сферой. У одних психофизическое состояние характеризуется как «боевая готовность», у других - «предстартовая апатия», у третьих - «предстартовая лихорадка». В первом случае, стресс-стимул обычно способствует успешному выступлению атлета. Последующие реакции менее эффективны с точки зрения

самореализации личности, в результате формируются внутренние условия для подавления эмоционально-волевой и иммунной сферы спортсмена, тем самым, переводя его организм в стресс-фазу «истощения».

Большой вклад в исследовании влияния стрессогенных факторов на функциональное состояние человека внесли Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова [2]. В отличие от Г. Селье, они исследовали реакции организма на раздражители различного уровня силы: слабый, средний и сильный. Авторами показано, что в ответ на поэтапно усиливающийся раздражитель, в организме формируется системная реакция, «фазность» которой несколько отличается от стадий адаптационного синдрома описанного Г. Селье [2]. Ими же была разработана, апробирована и внедрена в клиническую практику оригинальная методика, которая по результатам гистологической картины белой крови позволяет определить фазу системного ответа организма на действие стрессогенного фактора.

Таблица - Гистологическая картина «белой крови» в разных фазах «стресс реакции» (Л.Х. Гаркави 1979 г.) ______

№ Адаптационные реакции кол-во лейкоцитов (мм3) Эозинофилы Палочкоядерные нейтрофилы Сегментоядерные нейтрофилы Лимфоциты Моноциты

1 Реакция тренировки норма норма норма 55-65% 20-26% норма

2 Зона спокойной активации 4000-7000 2-7% 1-10% 47-55% 27-33% 2-6%

3 Зона повышенной активации 7000-9000 0,5-2% 1-8% ниже 47% 33-45% 6-8%

4 Острый стресс более 9000 0 норма и выше выше 65% ниже 20% норма

5 Хронический стресс норма норма норма выше 65% ниже 20% норма

Учитывая высокую прогностическую оценку методики Л.Х. Гаркави, мы поставили перед собой задачу: выяснить, на сколько данная методика будет эффективна применительно к спортивной практике, и станут ли ее показатели критерием, позволяющим своевременно выявить реакцию «истощения» у атлетов в процессе их спортивной деятельности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

В исследовании принимали участие 11 легкоатлетов первого спортивного разряда и КМС (юноши 16-18 лет), специализирующиеся в беге на средние дистанции. В качестве функционального теста использовалась ступенчатая велоэргометрическая нагрузка (ВЭ) с повышающейся мощностью каждые 45 секунд (100вТ+150вТ+200вТ +250вТ+300вТ+350вТ). За 15 мин до ВЭ теста и по истечении его (через 15 минут; 8 часов; и сутки отдыха) у спортсменов исследовался уровень «ситуативной тревожности» (метод Спилбергера Ханина) и проводился гистологический анализ белой крови на предмет адаптационных изменений стресс реакций. Для повышения мотивации и создания состязательного эмоционального фона спортсмены за сутки были предупреждены, что результаты теста станут базовым критерием для отбора на предстоящие всероссийские соревнования.

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Исследование спортсменов проводимые за 15 минут до ВЭ тестирования (состояние покоя) показали, что у 8 из 11 атлетов, уровень ситуативной тревожности (метод Спилбер-гера Ханина) колеблется в пределах умеренно-высоких величин (43,7-47,1 ед.). При этом, показатели «белой крови» находятся вблизи следующих величин: кол-во лейкоцитов - 6300 мм3; эозинофилов - 4,9%; палочкоядерных нейтрофилов - 6,9%; сегментоядерных нейтро-филов - 51%; лимфоцитов - 33%; моноцитов - 5,5%. Сравнение полученных результатов с данными таблицы показывает, что реакция «белой крови» спортсменов, на предстоящую

состязательную нагрузку, характерна «зоне спокойной активации», для которой свойственно состояние умеренного преобладания возбуждения (в ЦНС) над тормозными процессами, с хорошо сбалансированными процессами анаболизма и катаболизма [2].

У оставшихся 3-х атлетов реакция белой крови на предстоящий ВЭ тест соответствует «зоне повышенной активации», то есть, фазе близкой к острому стрессу (количество лейкоцитов - 8250 мм3; эозинофилов - соответствовало - 1,5%; палочкоядерных - 8%; сег-ментоядерных 41%; лимфоцитов - 42%; моноцитов - 7,2%). У них же, уровень ситуативной тревожности выходит за верхние границы нормы (47-53 ед.). По данным Л.Х. Гаркави, на этой стадии возбуждение в ЦНС доминирует над тормозными процессами. Надпочечники преимущественно секретируют глюкокортикоиды. Энерготраты увеличиваются. Неспецифическая резистентность организма снижается. Процессы катаболизм возрастают [2].

Через 15 минут по окончанию ВЭ тестирования у всех 11 легкоатлетов уровень тревожности несколько повышен (46,3-48,2). При этом параметры лейкоцитарной формулы указывают на наличие реакции «острого стресса» со всеми внешними функциональными проявлениями.

Через 8 часов после тестовых упражнений уровень тревожности у всех одиннадцати спортсменов остается в пределах верхних границ нормативных величин (45,6-47,3 ед.). При этом, у 4-х человек (три спортсмена из прежних у которых предстартовая реакция соответствовала «зоне повышенной активации»), показатели «лейкоцитарной формулы» указывали на наличие реакции «острого стресса» все остальные (7 человек) вернулись в зону «повышенной активации».

Через 24 часа отдыха у десятерых спортсменов уровень тревожности находился в зоне умеренных величин (33-38 ед.). И только у одного тревожность оставалась умеренно-высокой (45 ед.). У него же показатели белой крови соответствовали «зоне», в которой «повышенная активация» граничит с реакцией «острого стресса». Все остальные 10 человек согласно гистологическим показателям «белой крови», находились в зоне спокойной активации. Следовательно, у них анаболические реакции доминируют над процессами распада. Надпочечники преимущественно секретируют минералкортикоиды. Активизируются функции тимико-лимфатической системы, щитовидной и половых желез. Энергетический обмен сбалансирован с пластическим, резистентность организма высокая.

ВЫВОДЫ

Полученные данные позволяют заключить, что стресс-реакция, возникшая на заре эволюции, закрепилась и непрерывно совершенствуется, благодаря чему человеческий организм беспрестанно развивается и адаптируется к изменчивой среде обитания. Большой вклад в исследовании влияния стрессогенных факторов на функциональное состояние человека внесли Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова.

В отличие от Г. Селье, который, исследовал действие внешних факторов большой силы, они фиксировали ответные реакции организма на раздражители слабый, средний и высокой мощности.

Следуя их концепции, мы показали, что по результатам гистологической картины «белой крови» (метод Л.Х. Гаркави) можно относительно легко определить фазу системного ответа организма спортсмена на нагрузку различной силы и длительности воздействия. Соответственно, внедрив данную методику в педагогический процесс спортивной подготовки спортсменов, педагогу дается адекватный инструментарий, обеспечивающий системность в управлении учебно-тренировочным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / Бодров В.А. - М. : Пер Сэ, 2006. - 528 с.

2. Гаркави, Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1990. - 224 с.

3. Кассиль, Г.Н. Наука о боли / Г.Н. Кассиль. - М. : Наука, 1975. - 400 с.

4. Кеннон, В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости / В. Кеннон. - Л. : Прибой, 1927. - 267 с.

5. Розенфельд, А.С. Стресс и некоторые проблемы адаптационных перестроек при спортивных нагрузках / А.С. Розенфельд, Е.И. Маевский // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 4. - С. 39-44.

6. Selye, H. Stress in health and disease / H. Selye. - Boston ; London : Butterworth, 1976. - 216 р.

REFERENCES

1. Bodrov, V.A. (2006), Psychological stress: development and overcoming, Per Se, Moscow.

2. Harkavy, L.H., Kvakina, E.B. and Ukolov,a M.A. (1990), Adaptation reactions and resistance of an organism, publishing house Rostov University, Rostov-on-Don.

3. Kassil, G.N. (1975), The science of pain, Science, Moscow.

4. Cannon, W. (1927), Physiology of emotions. Bodily changes in pain, hunger, fear and rage, Surf, Leningrad.

5. Rosenfeld, A.S. and Maevsky, E.I. (2004), "Stress and some problems of adaptation reorganizations at sports loadings", Theory and practice physical cultures, No. 4, рр. 39-44.

6. Selye, H. (1976), Stress in health and disease, Butterworth, Boston, London.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2019

УДК 796.51

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРА НА МЕДВЕЖЬИ ОЗЕРА (СЛЮДЯНСКИЙ РАЙОН)

Вадим Анатольевич Бомин, кандидат педагогических наук, Андрей Иванович Ракоца, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой,

Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского

Аннотация

Выполнение исследования заключается в объединении в одном турпродукте незаслуженно забытых природных памятников Иркутской области, его доступность и экономичность. Тур связан с необходимостью задействования при создании новых турпродуктов как можно большего числа региональных туристских объектов для создания брэндов. Планирование и организация туристского тура позволит эффективно реализовать его по физическим и психологическим составляющим.

Ключевые слова: туризм, физическая подготовка, психологическая подготовка.

PLANNING AND ORGANIZATION OF ECOLOGICAL TOUR TO BEAR LAKES

(SLYUDYANSKY DISTRICT)

Vadim Anatolyevich Bomin, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Ivanovich Rakotsa, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky

Annotation

The current research is made to combine the undeservedly forgotten natural monuments of the Irkutsk region in one tourist product, its availability and efficiency. The tour is associated with the need to involve in the forming of the new tourist products as many regional tourist sites as possible with the aim to create brands. Planning and organization of the tour will effectively allow implementing it by the physical and psychological components.

Keywords: tourism, physical training, psychological training.

ВВЕДЕНИЕ

Объектами собственно экотуризма - могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.