Научная статья на тему 'Психоэмоциональный стресс - неотъемлемый фактор в формировании нарушений зрительных функций студентов вуза'

Психоэмоциональный стресс - неотъемлемый фактор в формировании нарушений зрительных функций студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
703
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКА МИОПИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евсеев Александр Владимирович

В период экзаменационной сессии студенты находятся длительное время в состоянии нервно-эмоционального перенапряжения, что становится причиной «срыва адаптации» с соответствующими нарушениями в состоянии зрительного анализатора (количество «миопиков» на последующих курсах (2-3) обучения увеличивается почти на 15% р <0,05). По нашему мнению, причиной зрительных расстройств является угнетение защитно-компенсаторных систем организма ввиду формирования реакции «острого стресса», на что указывают результаты гистологических исследований белой крови (методика Л.Х. Гаркави).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoemotional stress - the integral factor in formation of violations of visual function of student of higher education institution

In the period of examinations students are a long time in a condition of an emotional overstrain that becomes the reason of "adaptation failure" with the corresponding violations in a condition of the visual analyzer (quantity of "myopic" on the subsequent courses (2-3) trainings increase almost by 15% р<0.05). In our opinion, oppression of protective systems of an organism in view of formation of reaction of "acute stress" is the reason of visual frustration, on what results of histologic researches of white blood (method L.H Garkavi).

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональный стресс - неотъемлемый фактор в формировании нарушений зрительных функций студентов вуза»

2. Zabrodin, Yu.M., Pahalyan, V.E. (2015), Psychodiagnostics: a monograph. Saratov: Vuzovskoye obrazovaniye, 449 p.

3. Muraveva, O.I., Litvina, S.A., Bogomaz, S.A. (2015) The environmental identity: the content concept. Sibirskiypsikhologicheskiy zhurnal. 58, 136-148. DOI: http://doi.org/10.17223/17267080/58/10.

4. Aelenei, C., Lewis, N.A., Oyserman, D. (2017), No pain no gain? Social demographic correlates and identity consequences of interpreting experienced difficulty as importance. Contemporary Educational Psychology. 48, 43-55. DOI: https://doi.org/10.1016/jxedpsych.2016.08.004 26

5. Asmolov, A.G. (2015), Activity as reality in defining people and activity as a cognitive construct. Activity and the Activity approach to understanding people: The Historical meaning of the Crisis of cultural-activity psychology. Russian education and society. 57(9), 731-756. https://doi.org/10.1080/10609393.2015.1125706

6. Dolgova, V.I. (2014) Aspects of emotional stability in volunteers of gerontology programs. Advances in gerontology. 4(4), 278-282. DOI: 10.1134/S2079057014040080

7. Dudina, M.N., Dolgova, V.I. (2016), The Crisis of upbringing in the Contemporary chronotope: potential solutions. Man in India. 96(10). 3503-3511.

8. Morrison, A.S., Mateen ,M.A., Brozovich, F.A., Zaki, J., Goldin, P.R., Heimberg, R.G., Gross, J.J. (2016), Empathy for positive and negative emotions in social anxiety disorder. Original Research Article Behaviour Research and Therapy. 87, 232-242.

9. Font, X., Garay, L., Jones, S. A (2016), Social Cognitive Theory of sustainability empathy. Original Research Article Annals of Tourism Research. 58, 65-80.

10. Lachowicz-Tabaczek, K., Bajcar, B. (2017), Future self-appraisals and global self-esteem: Who benefits more from thinking about the future, and why? Self and identity. 16(1), 1-20. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15298868.2016.1270850

11. Smortchkova, J. (2017) Encapsulated social perception of emotional expressions. Original Research Article Consciousness and Cognition. 47, 38-47. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.con-cog.2016.09.006

12. Sokol, Y., Serper, M. (2017) Temporal self-appraisal and continuous identity: associations with depression and hopelessness. Journal of affective disorders. 208, 503-511. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjad.2016.10.033 40

13. Vianello, M., Schnabl, K., Sriram, N., Nosek B. (2013) Gender differences in implicit and explicit personality traits. Personality and Individual Differences. 55, 994-999.

Контактная информация: 23a12@list.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2018

УДК 159.9

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Александр Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, профессор,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

В период экзаменационной сессии студенты находятся длительное время в состоянии нервно-эмоционального перенапряжения, что становится причиной «срыва адаптации» с соответствующими нарушениями в состоянии зрительного анализатора (количество «миопиков» на последующих курсах (2-3) обучения увеличивается почти на 15% р <0,05). По нашему мнению, причиной зрительных расстройств является угнетение защитно-компенсаторных систем организма ввиду формирования реакции «острого стресса», на что указывают результаты гистологических исследований белой крови (методика Л.Х. Гаркави).

Ключевые слова: студенты, эмоциональная нагрузка миопия, двигательная активность, ситуативная тревожность, стресс.

PSYCHOEMOTIONAL STRESS - THE INTEGRAL FACTOR IN FORMATION OF VIOLATIONS OF VISUAL FUNCTION OF STUDENT OF HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Alexander Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg

Annotation

In the period of examinations students are a long time in a condition of an emotional overstrain that becomes the reason of "adaptation failure" with the corresponding violations in a condition of the visual analyzer (quantity of "myopic" on the subsequent courses (2-3) trainings increase almost by 15% р<0.05). In our opinion, oppression of protective systems of an organism in view of formation of reaction of "acute stress" is the reason of visual frustration, on what results of histologic researches of white blood (method L.H Garkavi).

Keywords: students, emotional loading, myopia, physical activity, situational uneasiness, stress.

Значительный объем образовательной деятельности и большой поток интеллектуальной информации, получаемой студентом в процессе обучения в вузе, создают предпосылки для интенсификации мыслительных процессов, обеспечивая индивиду базовые условия успешного усвоения нового учебного материала.

Однако, возрастающая интеллектуальная работа на фоне сниженной двигательной активности в период экзаменационной сессии может вызывать у студентов нервно-эмоциональное перенапряжение и привести к «срыву адаптации» с соответствующими негативными последствиями в состоянии здоровья [1]. Многие исследователи (В.А. Бодров А.С. Егоров, В.П. Загрядский, Н.А. Фомин и др.) показали, что высокий уровень психоэмоциональной нагрузки при сниженном адаптационном потенциале может способствовать развитию хронического стресса с последующим развитием соматических расстройств и клинических проявлений. Именно такую реакцию организма увидел Г. Селье при исследовании влияния сильного раздражителя на психику животного. Им было показано, что у крысы после двухдневного психоэмоционального стресса (перед клеткой находилась кошка) развилось истощение коры надпочечников, уменьшение лимфатических структур, кровоизлияние слизистой желудка [5]. Благодаря этим наблюдениям, им впервые была дана физиологическая характеристика такой реакции, которая была названа «адаптационный синдром» - стрессом.

Ганс Селье в стресс-реакции выделил три стадии. Первая стадия - названа стадией тревоги. В этот период происходит системная мобилизация функциональных резервов организма. Вторая - устойчивого состояния, то есть стадия резистентности. Третья названа стадией истощения, она формируется при сильном внешнем или внутреннем воздействии, а также в случае ослабления функций адаптационных механизмов. На этой стадии изменения могут носить уже патологический характер. Следует отметить, что Г. Селье исследовал действие сильного раздражителя. В повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся со слабыми и средними раздражителями. Именно на эти реакции «дострессорного» уровня обратили внимание Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова [3].

Их экспериментальные и клинические наблюдения показали, что в ответ на раздражения слабой и средней силы в организме формируется системный адаптационный ответ, фазность которого несколько отличается от стадий адаптационного синдрома - «стресса», ранее описанного Г. Селье [2]. В своих исследованиях Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова показали, что в ответ на слабые раздражители развивается реакция «тренировки», которая протекает в три стадии: «ориентировки», «перестройки», «тренированности».

Стадия «ориентировки» характеризуется некоторой активацией функции щитовидной железы и коркового слоя надпочечников, что сопровождается повышением секреции глюко- и минералокортикоидов (при этом угнетения тимико-лимфатической системы не отмечается). Вторая стадия «перестройки» заключается в постепенном, изменении соотношения глюко- и минералокортикоидов в пользу последних. В этой ситуации клеточный

метаболизм переходит на более экономный уровень реагирования.

Третья стадия «тренированности» характеризуется преобладанием минералокорти-коидов над глюкокортикоидами, повышенной функцией половых желез и щитовидной железы. Энергетические траты невелики, преобладает анаболический тип обмена.

Согласно экспериментально полученным данным (Л.Х. Гаркави и соавторы), вся триада «тренировки» сопровождается повышением неспецифической резистентности организма [2, 3]. Несколько иной ответ организма наблюдали авторы на воздействия «средней силы». Они назвали данный ответ «реакция активации». На этой стадии происходит повышение активности коры надпочечников, преимущественно за счет секреции минера-локортикоидов. Существенно активизируется функция щитовидной железы, половых желез, тимико-лимфатической системы и системы соединительной ткани. Относительное постоянство функционирования этих систем при длительном внешнем воздействии «средней силы» поддерживается фазными изменениями в обмене веществ. Энергетические траты больше, чем при реакции «тренировки». Неспецифическая резистентность организма возрастает быстро и значительно. Процессы анаболизма и катаболизма уравновешены.

Увеличение силы воздействия переводит организм в зону «повышенной активации», которая непосредственно граничит со «стрессом». На этой стадии надпочечники преимущественно секретируют глюкокортикоиды. Энергетические траты возрастают. Неспецифическая резистентность организма падает. Процессы катаболизма доминируют. В случае дальнейшего увеличения длительности или интенсивности воздействия, развивается реакция «хронического стресса» или, как сейчас принято говорить, «дистресса», что создает условия для «срыва адаптации» с последующими изменениями постоянства внутренней среды организма человека и его здоровья [1, 2].

Для того, чтобы выяснить, в какой фазе или зоне «адаптационного синдрома» находится организм человека, Л.Х. Гаркави с сотрудниками была разработана методика, позволяющая по данным «лейкоцитарной формулы» ориентироваться в трансформационных изменениях «стресс реакции» [3]. Факторами, обеспечивающими возможность ориентировки по белой крови, является индивидуальная, а не усредненная оценка изменений гистограммы. В связи с чем, ими использовался не один параметр белой крови, а отношения между числом лимфоцитов и сегментоядерных нейтрофилов ЛФ/СН. Это соотношение с большим постоянством характеризует каждую из реакций (рисунок).

8,00

к

о 6,00

е

ч

е и 4,00

ен

ше

о н 2,00

т о

0,00

(7,20

3,60

2,80 2,20

I

II

III

IV

V

Рисунок - Фазы адаптационной реакции человека в ответ на раздражитель разной силы: I - реакция тренировки; II - зона спокойной активации; III - зона повышенной активации; IV - острый стресс; V - хронический

стресс

Ниже приводится гистологическая характеристика белой крови при соответствующей адаптационной реакции человека (таблица 1).

Учитывая высокую информационную и корреляционную надежность методики «адаптационного ответа белой крови» на стресс воздействие, мы поставили перед собой задачу: выявить наиболее часто встречающиеся нарушения в состоянии здоровья студентов в течение трех лет их учебной деятельности и на основе анализа полученных результатов предложить возможную методику купирования срыва «адаптации».

Таблица 1 - Гистологическая картина белой крови на разных стадиях адаптационной реакции (по Л.Х. Гаркави)_

№ Адаптационные реакции Число лейкоцитов Эозино-филы Нейтрофилы Лимфоциты Моноциты

Палочко-ядерные Сегменто-ядерные

I Реакция тренировки норма норма норма 55-65% 20-26% норма

II Зона спокойной активации 4000-7000 2-7% 1-10% 47-55% 27-33% 2-6%

III Зона повышенной активации 7000-9000 0,5-2% 1-8% Ниже 47% 33-45% 6-8%

IV Острый стресс Более 9000 0 Норма и выше Выше 65% Ниже 20% норма

V Хронический стресс норма норма норма Выше 65% Ниже 20% норма

С этой целью в период 2013-2015 годов было проведено выборочное, комплексное медицинское обследование студентов вуза (2-4 курсов, возраст 18-22 года) на предмет освидетельствования состояния здоровья. Из данных приведенных в таблице 2 следует, что почти каждый второй студент из числа прошедших медицинское освидетельствование, имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Таблица 2 - Здоровье студентов вуза по данным ежегодного выборочного медицинского осмотра____

Заболевания 2013 год 2014 год 2015 год

Пищеварительная и кардио-респираторная системы 38% 37% 35%

Опорно-двигательный аппарат 28% 26% 27%

Центральная нервная система 5% 4% 4%

Зрительный аппарат 29% 33% 44%

Примечание: В 2013 г. обследовано 1643 человека (из них 797 имеют отклонения в здоровье), 2014 г. обследовано 1812 человек (из них 824 имеют отклонения в здоровье), 2015 г. обследовано 1590 человек (из них 893 имеют отклонения в здоровье).

При этом, количество студентов (выражено в процентах), отнесенных по нозологическим формам заболеваний к первым трем группам в течение 2013-2015 годов, практически не меняется. В случае же расстройств функций зрительного аппарата число обследованных, имеющих миопию 1-2 степени в последующие годы, достоверно увеличилось (р <0,05).

Для выяснения предположительных причин, способствующих развитию миопии, были проведены исследования функционального состояния зрительного анализатора и некоторых психофизиологических характеристик студентов в межсессионный период и во время сдачи экзаменационной сессии.

Было обнаружено, что чуть ли не 67% студентов, имеющих отклонения со стороны зрительных функций, освобождены от практических занятий по дисциплине «физическая культура», а 33% занимаются в подготовительной и специальной группах здоровья. Соответственно, их функциональная подготовленность (РWCl40) на 35-45% ниже, чем в основной группе. Данная ситуация еще больше усугубляется в сессионный период. В это время у абсолютного большинства студентов почти на 70% снижается двигательная активность. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению аэробных функций. Уровень максимального потребления кислорода (МПК) у лиц, отнесенных к основной медицинской группе, снижается более чем на 8%. У страдающих миопией 1-2 степени МПК падает почти на 16%, что значительно сужает диапазон компенсаторных механизмов зрительных анализаторов.

Исследования, проводимые за 10-15 мин. до экзамена и в последующие сутки после него, показали, что уровень ситуативной и личностной тревожности (метод Спилбергера Ханина) у студентов, имеющих миопию 1-2 степени (в исследовании принимало участие 28 человек), выходил за верхние нормативные границы в то время, как у большинства нормально видящих показатели ситуативной тревожности находились в зоне умеренных величин. При этом, у абсолютного большинства студентов-«миопиков», прибывавших в состоянии повышенной тревожности, наблюдались психопатические симптомы (тремор рук, бледность губ, плохая координация), что указывает на развитие психоэмоционального напряжения, а, возможно, и стресса, который по мнению многих авторов, может являться

причиной развития соматических заболеваний, в том числе и миопии [4, 6].

Для того, чтобы выяснить, является ли такая психоэмоциональная нагрузка (экзаменационная сессия) фактором для формирования «стресса», мы провели гистологический анализ «белой крови» по методу Л.Х. Гаркави. В исследовании принимали участие 14 сту-дентов-миопиков, имеющих высокий уровень тревожности.

У одиннадцати из них число лейкоцитов было более 9000; эозинофилов - 0; палоч-коядерных - норма и выше; сегментоядерных - более 65%; лимфоцитов - менее 20, моноцитов - норма и выше. Согласно данным табл. 2, эти студенты находились в зоне «острого стресса» и только три человека находились в зоне «повышенной активации», то есть фазе, близкой к острому стрессу (у них число эозинофилов соответствовало 0,5-2%; палочко-ядерных 1-8%; сегментоядерных менее 47%; лимфоцитов - более 33 до 45%; моноцитов -6-8%). Таким образом, с определенной степенью погрешности можно заключить, что у студентов-миопиков, находящихся в фазе повышенной тревожности (в период экзаменационной сессии), развивается реакция «острого стресса», и, как результат - угнетение защитно-компенсаторных систем организма с соответствующим снижением адаптивных ресурсов и формированием хронических заболеваний.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в период экзаменационной сессии студенты находятся длительное время в состоянии острого стресса, что, по нашему мнению, является базовым фактором для развития миопии.

Следовательно, для профилактики близорукости у студентов вуза, необходимо купировать процесс формирования психоэмоционального стресса. Для этого необходимо своевременно использовать оздоровительно-релаксационные методы, которые будут снимать психоэмоциональное напряжение с центров коры головного мозга, ответственных за переработку зрительно-смысловой информации. А специально разработанные комплексы упражнений будут повышать тренированность глазодвигательных мышц и организм в целом, тем самым, сохраняя функциональные резервы студентов и их зрительные функции в период обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р.М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов. - М. : Медицина, 2000. - 295 с.

2. Гаркави, Л.Х. Активационная терапия / Л.Х. Гаркави. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 2006. - 256 с.

3. Гаркави, Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1990. - 224 с.

4. Розенфельд, A.C. Стресс и некоторые проблемы адаптационных перестроек при спортивных нагрузках / A.C. Розенфельд, Е.И. Маевский // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 4. - С. 39-44.

5. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : Медгиз, 1960. - 255 с.

6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2007. - 256 с.

REFERENCES

1. Bayevsky, R.M. and Ivanov, G.G. (2000), Variability of a warm rhythm: theoretical aspects and possibilities of clinical application, Medicine, Moscow.

2. Garkavi, L.H. (2006), Activation therapy, Publishing house Rostov University, Rostov Rostov-on-Don.

3. Kvakina, E.B., Garkavi, L.H. and Ukolova, M.A. (1990), Adaptation reactions and resistance of an organism, Publishing house Rostov University, Rostov Rostov-on-Don.

4. Rosenfeld, A.C. and Mayevsky, E.I. (2004), "Stress and some problems of adaptation reorganizations at sports loadings", Theory and practice physical cultures, No. 4, pp. 39-44.

5. Selye, G. (1960), Sketches about an adaptation syndrome, Medgiz, Moscow.

6. ShCherbatykh, Yu.V. (2007), Psychology of a stress and correction methods, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.02.2018

УДК 796.011.3:159.9

РОЛЬ ЦВЕТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Христина Алексеевна Зуева, аспирант, Павел Олегович Кузнецов, аспирант,

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Для эффективности образовательного процесса, в частности развития мотивации к обучению, могут использоваться различные средства. Одним из таких средств является программы образовательных информационно-коммуникационных технологий. Уровень сформированной мотивации в образовательном процессе, оказывает огромное влияние на получение новых знаний, умений и навыков. Для диагностики мотивации у студентов был применен цветовой тест М. Люшера, т.к. существует взаимосвязь между психическим состоянием человека и его предпочтением определенному цвету. По результатам тестирования и рекомендаций Joe Hallock были выбраны цвета для оформления сайта системы дистанционного обучения университета.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мотивация, цветовой тест М. Люшера.

ROLE OF COLOR WHEN FORMING MOTIVATION AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE TO USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Hristina Alekseevna Zueva, the post-graduate student, Pavel Olegovich Kuznetsov, the post-graduate student,

Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

For efficiency of educational process, in particular development of motivation to training, can be used various means. One of such means is programs of educational information and communication technologies. Level of the created motivation in educational process, exerts huge impact on obtaining new knowledge, skills. The color test of M. Lusher since there is an interrelation between a mental condition of the person and his preference to a certain color has been applied to diagnostics of motivation at students. By results of testing and the recommendations of Joe Hallock colors for registration of the website of system of distance learning of the university have been chosen.

Keywords: information and communication technologies, motivation, M. Lusher color test.

В соответствии со Ст.16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/). Реализация дистанционных образовательных технологий обеспечивает как лично-ориентированный подход в обучении (прямое взаимодействие студента и тьютора), так и самостоятельную работу студента [2, 3, 4, 7, 8, 9] производится на сайтах, поддерживающих дистанционное обучение. В настоящее время наиболее известной платформой реализации дистанционного обучения является LMS Moodle. Требования к СДО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.