Научная статья на тему 'Коррекция дезадаптации у студентов университета'

Коррекция дезадаптации у студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1223
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
здоровье студентов / Адаптация / дезадаптивные состояния / комплексная коррекция / health students / adaptation / desadaptive conditions / complex correctional

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бусловская Л. К., Рыжкова Ю. П.

Изучали функциональные возможности организма, особенности адаптации студентов первокурсников. Охарактеризовали дезадаптивные состояния с учетом уровней физического здоровья. Провели комплексную коррекцию, после которой увеличилось количество студентов с удовлетворительной адаптацией, улучшилось психоэмоциональное состояние, успеваемость. У студентов с низким уровнем физического здоровья установили преобладание реакций повышенной активации в сравнении со спокойной активацией до коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functional possibilities of the organism, the adaptive peculiarities of the first-year students were studied. The desadaptive conditions of the university students taking into account the levels of the students' body health were characterized. The complex correctional was done, after which the quantity of the students with the satisfaction adaptation increased, their psycho-emotional condition, advancement improved. The predominance of the higher activation reactions comparing to the calm activation before correction was established to the students with low level of the body health.

Текст научной работы на тему «Коррекция дезадаптации у студентов университета»

КОРРЕКЦИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Л.К.Бусловская1, Ю.П.Рыжкова Белгородский государственный университет,

Белгород, Россия

Изучали функциональные возможности организма, особенности адаптации студентов первокурсников. Охарактеризовали дезадаптивные состояния с учетом уровней физического здоровья. Провели комплексную коррекцию, после которой увеличилось количество студентов с удовлетворительной адаптацией, улучшилось психоэмоциональное состояние, успеваемость. У студентов с низким уровнем физического здоровья установили преобладание реакций повышенной активации в сравнении со спокойной активацией до коррекции.

Ключевые слова: здоровье студентов, адаптация, дезадаптивные состояния, комплексная коррекция.

The functional possibilities of the organism, the adaptive peculiarities of the first-year students were studied. The desadaptive conditions of the university students taking into account the levels of the students’ body health were characterized. The complex correctional was done, after which the quantity of the students with the satisfaction adaptation increased, their psycho-emotional condition, advancement improved. The predominance of the higher activation reactions comparing to the calm activation before correction was established to the students with low level of the body health.

Key words: health students, adaptation, desadaptive conditions, complex correctional.

Работа выполнена в рамках одного из приоритетных национальных проектов образования «Здоровьесбережение» реализуемого в Белгородском государственном университете.

Состояние здоровья учащейся молодежи, пути его сохранения и укрепления -актуальная проблема, требующая комплексного подхода. Адаптация студентов первокурсников к условиям Вуза представляет собой сложный социально-психофизиологический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма.

Изучение адаптивных возможностей организма в качестве интегрального критерия здоровья наиболее предпочтительно, так как адаптация отражает взаимосвязь организма со средой и определяет риск развития заболеваний и уровень здоровья. Значительный вклад в разработку проблем связанных с адаптацией студентов к условиям обучения внесли академик Н.А. Агаджанян; Г.В. Валеева и др.; Э.С. Геворкян и др.; С.Л. Джергения и др.; Л.Д. Маркина и др.; Г.А. Севрюко-ва и др. [1,2,7,10,11,13,18,20]. По данным Н.А. Агаджаняна за годы обучения в

Контакты: 1 Бусловская Л.К.:Е-таЛ: buslovskaya@bsu.edu.ru

-74-

Вузе число здоровых студентов сокращается в среднем на 25,9%, а хронически больных - увеличивается на 20% [1,2].

Как известно, период острой адаптации студентов приходится в основном на первый и второй курсы обучения, когда вероятность появления дезадаптивных состояний особенно велика. Дезадаптивные состояния изучали Т.И. Подкопаева;

В.В. Маркин; Д.А. Андреев и др. [4,17,19]. Однако до сих пор многие вопросы требуют дополнительного изучения. К их числу необходимо отнести, прежде всего, зависимость типов адаптационных реакций организма студентов от уровней их соматического здоровья. По данным Л.Х. Гаркави адаптационные реакции организма - это антистрессорные реакции, которые отражают силу воздействия и степень реакции организма, а система неспецифических адаптационных реакций описывает все интегральные состояния организма, от здоровья до болезни [8]. Поэтому теория неспецифических адаптационных реакций может использоваться в качестве системного подхода к оценке состояния здоровья студентов в условиях их адаптации к обучению.

Недостаточно изученными остаются вопросы профилактики и коррекции дезадаптивных состояний у студентов. Поиск эффективных способов коррекции, применимых в условиях Вуза остается актуальной проблемой и требует дополнительного анализа.

Цель: охарактеризовать дезадаптивные состояния у студентов-первокурсни-ков и оценить эффективность их комплексной коррекции.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальная часть работы выполнена на педагогическом факультете Белгородского государственного университета в 2005-2008 гг. Объект исследования - студенты первых-третьих курсов, всего 724 человека.

Исследования проводили в течение учебных семестров и в периоды экзаменационных сессий.

Оценку состояния здоровья студентов делали в центре семейной медицины БелГУ. В клинической лаборатории центра проводили забор крови и определение гематологических показателей крови. Идентификацию типов адаптационных реакций проводили по сигнальным показателям лейкограммы в мазках периферической крови. По соотношению лимфоцитов к сегментоядерным нейтрофилам (ЛФ/НС) выделяли адаптационные реакции организма [8,9].

Морфофункциональное состояние оценивали антропометрическими методами: соматоскопия, соматометрия, физиометрия. Экспресс-оценку уровня физического (соматического) здоровья (ИПА), проводили по методике Г.Л. Апанасенко [6,7].

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по частоте сердечных сокращений и уровню артериального давления, рассчитывали систолический объем крови (СОК) по формуле Старра, минутный объем крови; дыхательной системы - по частоте дыхания, жизненной емкости легких [10,11]. Компенсаторно-приспособительные механизмы оценивали по величине адаптационного потенциала по методу Баевского, вегетативный статус - по вегетатив-

ному индексу Кердо, межсистемные взаимоотношения в кардиореспираторной системе - по индексу Хильдебранта [10,11].

Определение психофизиологических особенностей включало оценку силы нервных процессов с помощью теппинг-теста [15]; умственную работоспособность - по таблицам Анфимова; суточные биоритмы - по методике Д. Хорна -

О. Эстерберга в модификации А.А. Путилова [16]; текущее функциональное состояние - по методу САН [14]; типы темперамента - по тесту Г. Айзенка [3]; уровень тревожности - по методу Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [16]. В качестве показателя эффективности учебной деятельности использовали средний балл успеваемости студентов, рассчитанный по основным предметам в учебных семестрах и в экзаменационные сессии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Способность студентов адаптироваться к новым условиям жизни, и, прежде всего, к основному виду деятельности, учебным нагрузкам отражает уровень тревожности, который бывает низким, умеренным, высоким. Среди студентов первых-третьих курсов в учебном семестре подавляющее большинство имело умеренную тревожность. На рис. 1. представлена высокая тревожность у студентов разных курсов. Количество студентов с высокими уровнями тревожности оказалось наибольшим у первокурсников (в среднем около 32,4%, на старших курсах их меньше, так на втором - 22,3%, на третьем - 6%.)

□ учебный семестр

■ экзаменнадионвая сессия

1 курс

2 курс

3 курс

-е-

Рис. 1. Динамика высокого уровня личностной тревожности у студентов разных курсов, %

В экзаменационную сессию количество студентов первокурсников с высоким уровнем тревожности увеличилось в среднем на 19,6%. У студентов второго и третьего курсов в этот период в среднем до 67,8% имели умеренную тревожность.

На основе параметров гемодинамики были рассчитаны индекс Кердо, который характеризует вегетативный статус организма и индекс Хильдебранта, характеризующий межсистемные взаимоотношения в кардиореспираторной системе.

Анализ ВИК у студентов первокурсников в учебном семестре показал, что больше половины студентов симпатотоники. В период экзаменационной сессии количество симпатотоников увеличилось в среднем на 13,4%, при этом наблюдалось достоверное повышение средних значений индекса Кердо (р<0,05). Средние

величины индекса Хильдебранта в изученный период были в верхних границах нормы.

На рис 2 представлена динамика АП студентов первокурсников. Необходимо отметить, что в среднем до 43,3% студентов первокурсников в учебных семестрах имели напряжение адаптационного потенциала. В период экзаменационных сессий количество студентов с напряжением механизмов адаптации в исследуемых группах увеличивалось в среднем до 58%, и функциональные возможности, таким образом, обеспечивались за счет резервов организма.

Рис. 2. Динамика адаптационного потенциала студентов первокурсников, %

Для характеристики типов адаптационных реакций использовали соотношение между числом лимфоцитов и сегментоядерных нейтрофилов ЛФ/НС [8,9]. Наиболее характерной адаптационной реакцией организма студентов первокурсников в начале обучения оказалась реакция повышенной активации (в среднем до 50%). По данным Л.Х. Гаркави и др. для этой реакции характерна быстрая мобилизация ресурсов организма и повышение его устойчивости [8,9].

Для выявления студентов с напряжением механизмов адаптации (дезадаптации) среди первокурсников были проведены дополнительные исследования по изучению состояния здоровья, психофизиологических особенностей, уровня тревожности, адаптационного потенциала организма и др. На основе анализа всей имеющейся информации были сформированы группы студентов, у которых было обнаружено значительное напряжение процессов адаптации (выявили достоверные отличия параметров гемодинамики, потенциала системы кровообращения, вегетативного гомеостаза и др.) и группа контроля.

Количество студентов первокурсников с дезадаптацией в среднем составило 22% от всех поступивших на первый курс, что согласуется с данными Р.Г. Гильмутдинова, который в своих исследованиях выявил до 30% студентов, испытывающих серьезные затруднения в процессе адаптации к учебной деятельности [12].

Студентов с дезадаптацией разделили на группы с учетом интегрального показателя физического здоровья по Г.Л. Апанасенко [6,7]. Методика основана на выяснении зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов организма и проявлением экономизации функций кардиореспира-

торной системы, что в целом и является интегральным показателем. Для расчетов использовали показатели физического развития, состояния дыхательной и сердечно-сосудистой системы в покое, после функциональной нагрузки и в восстановительном периоде.

Таблица 1

Характеристика группы дезадаптации с учетом интегрального показателя соматического здоровья

№ группы Курс Возраст, лет Количество студентов, % Уровень физического здоровья

1 Первый 17-18 52 Низкий

2 30 Ниже среднего

3 18 Средний

В группе дезадаптации 52% имели низкий уровень, 30 - ниже среднего, 18 - средний уровень соматического здоровья.

Самый низкий адаптационный потенциал имели студенты с низким уровнем физического здоровья. Для большинства из них характерны меланхолический темперамент со слабыми процессами возбуждения и торможения, высокая тревожность и низкий адаптационный потенциал организма.

У студентов группы дезадаптации в предсессионный период, в течение месяца, провели комплексные коррекционные мероприятия, которые включали прием БАД «Янтарная кислота» в пищевых дозах, разрешенных Институтом питания Минздрава России, групповые психологические тренинги, индивидуальные занятия рациональной психотерапией, оздоровительную гимнастику, аутотренинги, обучение приемам психофизиологической саморегуляции, занятия лечебной физкультурой.

После коррекционной работы изменился вегетативный статус студентов группы дезадаптации в сторону увеличения количества ваготоников данные на рис. 3. У студентов с низким уровнем физического здоровья - на 8,3%, с уровнем здоровья ниже среднего - на 11,4%, со средним уровнем физического здоровья - на 10%.

В исследованиях Э.С. Геворкяна и др. [10,11] показано что, наиболее оптимальным типом реагирования является парасимпатический, поскольку симпатический таит в себе опасность перенапряжения и срыва адаптации.

После коррекции была выявлена положительная динамика индекса Хильде-бранта. В группе 1 с низким уровнем физического здоровья увеличилось число студентов с нормальными межсистемными взаимоотношениями в кардиореспи-раторной системе - на 8,7%, с уровнем физического здоровья ниже среднего - на 9%, со средним уровнем физического здоровья - на 25%.

Изучение адаптационного потенциала у студентов группы дезадаптации показало, что коррекция способствовала повышению адаптивных возможностей орга-

низма. Об этом свидетельствует увеличение числа студентов с удовлетворительной адаптацией (рис. 4). В группе с низким уровнем физического здоровья после коррекции количество студентов с удовлетворительной адаптацией увеличилось от 0 до 16,7%, со средним - на 75%.

Рис. 3. Динамика количества студентов группы дезадаптации с ваготонией

(по индексу Кердо), %

э-

%

□ до коррекции ■ после коррекции

группа 1 группа 2 группа 3

Рис. 4. Количество студентов группы дезадаптации с удовлетворительной адаптацией до и после коррекции, %

После коррекции улучшилось психоэмоциональное состояние студентов (рис. 5), так в группе №1 возросло количество студентов с умеренной тревожностью и достигло 50%, в группе №2 увеличилось - на 31,4% и составило 60%, в группе №3 в среднем практически у всех студентов тревожность оказалась умеренной.

Таким образом, коррекционная работа оказала наиболее благоприятное воздействие на студентов со средним уровнем физического здоровья.

После комплексной коррекционной работы у студентов группы дезадаптации произошло изменение типов адаптационных реакций (рис. 6).

У первокурсников с низким уровнем физического здоровья было выявлено преобладание реакций повышенной активации и появление реакций тренировки, с уровнем здоровья ниже среднего преобладание реакций повышенной актива-

ции, со средним уровнем физического здоровья - реакций спокойной активации, что свидетельствует о мобилизации организма и повышении его адаптационных возможностей.

группаЗ группа 2

1 г ■ после коррекции

□ до коррекции

группа 1 и

/ / / / / ^

0 20 40 60 % 80 100

Рис. 5. Динамика количества студентов группы дезадаптации с умеренным уровнем личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергеру), %

э-

60

50

40

% 30

20 10 0

■ спокойная активация

□ повышенная активация

□ тренировка

-О-

Рис. 6. Типы адаптационных реакций у студентов группы дезадаптации после

коррекции, %

По данным Л.Х. Гаркави реакция активации, как спокойной, так и повышенной наиболее значительно повышают неспецифическую резистентность организма, и является самой благоприятной реакцией на раздражители средней силы [8,9].

Реакция спокойной активации свидетельствует о недостаточной мобилизации резервных возможностей организма. При реакции тренировки активность защитных систем организма не повышается, а чувствительность к раздражителям снижается, и они становятся для организма подпороговыми. При реакции повышенной активации резистентность организма растет быстро и значительно за счет срочной активации защитных систем.

Анализ успеваемости показал, что после коррекции средний балл повысился у студентов с низким уровнем соматического здоровья - на 11,1%, ниже среднего -на 16,7%, средним - на 17,6%, по сравнению с учебным семестром.

Таким образом, комплексная коррекционная работы повысила адаптационный потенциал организма студентов. Увеличилось количество студентов с умеренной тревожностью, ваготонией и удовлетворительной адаптацией, улучшилась успеваемость. После комплексной коррекционной работы у студентов группы дезадаптации произошло перераспределение типов адаптационных реакций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян, Н.А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин, Н.В. Ермакова, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев // Гигиена и санитария.- 2005. - №3. - С.48-52.

2. Агаджанян, Н.А. Состояние кардиореспираторной системы и психологического статуса подростков суворовского училища в период адаптации к новым социально-средовым условиям / Н.А. Агаджанян, Ю.И. Федоров, В.П. Шеховцов, И.И. Макарова // Экология человека. - 2004. - №4. -С.16-19.

3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПБ.: Питер, 2001. - 688 с.

4. Андреев, Д.А. Коррекция дизадаптивных состояний студенток ВУЗа средствами лечебной физической культуры: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Д.А. Андреев. - Томск, 2007. - 20 с.

5. Апанасенко, Г.Л. О возможности количественной оценки здоровья человека / Г.Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. - 1985. - № 6. - С.55-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Апанасенко, Г.Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 4. - С.29-31.

7. Валеева, Г.В. Проблемы оздоровительной работы со студентами педагогического ВУЗа / Г.В. Валеева, В.С. Мишарина // Вестник ОГУ Приложение «Здоровьесберегающие технологии в образовании». - 2005. - №11. - С.107-110.

8. Гаркави, Л.Х. Активационная терапия. Антистрессорные реакции активации и тренировки и их использование для оздоровления, профилактики и лечения / Л.Х. Гаркави. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 256 с.

9. Гаркави, Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. - Ростов н/Д., 1990. - 223 с.

10. Геворкян, Э.С. Влияние умственных и психоэмоциональных нагрузок на кардиогемодинамические показатели абитуриентов [Текст] / Э.С. Геворкян, Э.В. Даян, С.М. Минасян, Ц.И. Адамян // Гигиена и санитария. - 2004. - №3. -

С.67-71.

11. Геворкян, Э.С. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке / Э.С. Геворкян, С.М. Минасян, Н.Н. Ксаджикян, А.В. Даян // Гигиена и санитария. - 2005. - №5. - С.55-57.

12. Гильмутдинов, Р.Г. Роль системы здравоохранения ВУЗа в коррекции адаптации студентов к обучению на примере работы лаборатории психопрофилактики ОГУ / Р.Г. Гильмутдинов // Вестник ОГУ Приложение «Здоровьесберегающие технологии в образовании». - 2005. - №11. - С.10-13.

-81 -

13. Джергения, С.Л. Состояние здоровья и адаптация к обучению в ВУЗе студентов стоматуниверситета / С.Л. Джергения, Ю.Л. Пацевич, В.С. Лебедев // Экология человека - 2002. - .№3. - С.26-28.

14. Доскин, В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.Н. Мирошников // Вопр. Психол. - 1973. - №6. - С. 32-36.

15. Ильин, В.П. Дифференциальная психодиагностика / В.П. Ильин. - СПб, 2001. - 454 с.

16. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях / Л.В. Косованова, М.М. Мельников, Р.И. Айзман. - Новосибирск: Изд-во Сиб. унив., 2003. - 240 с.

17. Маркин, В.В. Индивидуальный подход к коррекции дезадаптационных состояний студентов адаптогенами растительного происхождения: автореф. дис. . канд. мед. наук / В.В. Маркин. - Владивосток: Изд-во Владивосток. гос. мед. унив., 2004. - 23 с.

18. Маркина, Л.Д. Современные подходы к оценке и коррекции уровня индивидуального здоровья студентов / Л.Д. Маркина, В.В. Маркин // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2003. - № 2. - С. 39-42.

19. Подкопаева, Т.И. Дезадаптивные состояния и их инструментальная коррекция у студентов мед. колледжа: автореф. дис. . канд. мед. наук / Т.И. Подко-паева. - Томск: Изд-во Сибир. гос. мед. унив., 2001. - 19 с.

20. Севрюкова, Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения / Г.А. Севрюкова // Гигиена и санитария. - 2005. - №1. - С.72-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.