Научная статья на тему 'К вопросу о состоянии здоровья студентов i курса в период адаптации к условиям вуза'

К вопросу о состоянии здоровья студентов i курса в период адаптации к условиям вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о состоянии здоровья студентов i курса в период адаптации к условиям вуза»

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ВУЗа

Беликова Е.А., Омельченко О.Л.

Педагогический институт ЮФУ, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков, г. Ростов-на-Дону

Известно, что индивидуальные адаптивные возможности организма тесно связаны с состоянием здоровья. Низкий уровень адаптационных возможностей организма первокурсников в начальный период обучения может привести к перенапряжению механизмов адаптации и негативно отразиться на состоянии их здоровья (Т.В. Кобзева, 2000; Э.С. Геворкян с соавт., 2004; Н.А. Агаджанян с соавт. 2009).

На основании этого был проведен анализ жалоб на состояние здоровья (анкета), а так же изучение психоэмоционального состояния (методика Т.Х. Гаркави с соавт., 2003) у 175 первокурсников разных факультетов ПИ ЮФУ в начале и конце обучения в первом семестре.

Результаты работы показали, что в начале семестра 40,6% первокурсников находилось на стадии спокойной активации, 22,8% на стадии тренировки, 18,3% -на стадии повышенной активации что, считается признаком благоприятного течения процесса адаптации (Л.Х. Гаркави с соавтр., 1998-2003). У первокурсников данной группы отсутствовали жалобы на состояние здоровья, отмечался хороший сон и аппетит, высокая работоспособность, как по скорости, так и по времени, а так же умеренная тревожность.

У первокурсников, находящихся в начале семестра на стадии «переактивации» и «стресса» имелись жалобы на работу ЖКТ и перепады АД, частые головные боли, особенно в утренние часы, перепады настроения в течении учебного дня и плохой сон.

К концу семестра произошло перераспределение первокурсников по уровням психоэмоциональной реактивности. У 16% первокурсников отмечались изменения в сторону ухудшения субъективных характеристик: нарушение сна, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, высокая тревожность, что может свидетельствовать о перенапряжении систем адаптации. Первокурсники этой группы часто пропускали занятия по причине простуды, жаловались на головные боли и усталость после учебной нагрузки.

Данные исследования показали, что в течение обследуемого периода все опрошенные студенты нерегулярно питались в дневное время суток. Полноценную пищу получали лишь перед сном, что могло спровоцировать плохой сон и чувство постоянного недосыпания и усталости в течение следующего дня.

По результатам анкетирования было выявлено примерно равное число девушек и юношей, куривших в течение дня, особенно перед началом занятий для того, что бы проснуться и в период нервного напряжения. Следует отметить, что число курящих первокурсников на стадиях «стресса» и «переактивации» больше, чем в группе обследованных, психоэмоциональное состояние которых соответствовало стадиям «спокойной» и «повышенной активации».

Результаты проведенного обследования позволяют предположить, что условия обучения в ВУЗе вызывают более высокое напряжение систем адаптации у студентов, находящихся на стадиях «стресса» и «переактивации» и отражаются на результативности сдачи экзаменов. Так, по итогам первой экзаменационной сессии качество успеваемости студентов этой группы было существенно ниже, чем у первокурсников с «благоприятным» течением адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

Стр. [334]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.