УДК 796.015.5
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТА В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF THE ATHLETE DURING THE PRECOMPETITIVE AND COMPETITIVE PERIOD
Панина Ирина Викторовна старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Panina Irina Viktorovna senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev,
Orel, Russia
Курганова Екатерина Николаевна старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Kurganova Ekaterina Nikolaevna senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev,
Orel, Russia
Аннотация. Психологическая подготовка - неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса. Успех в достижении спортивных результатов зависит не только от качества и количества спортивной тренировки, уровня спортивного мастерства спортсмена, но и от степени овладения психологическим приемам для достижения высокого уровня физической и психической работоспособности в условиях повышенной сложности соревнований и тренировки. В статье представлено обоснование целесообразности использования психологической подготовки в ежедневном учебно-тренировочном процессе легкоатлета.
Abstract. Psychological preparation is an integral part of the training process. Success in sports performance depends not only on the quality and quantity of training in sports, level of sports skill of the athlete, but also the degree of mastering the psychological techniques to achieve a high level of physical and mental health in terms of increased complexity, competition and training. The article presents the rationale for the use of psychological preparation in the daily training process of the athlete.
Ключевые слова: психологическая подготовка, соревновательный период,
О
учебно-тренировочный процесс, спортивное мастерство, физическое совершенство, спортсмен, легкоатлет.
Keywords: psychological preparation, competitive period, training process, sportsmanship, physical perfection, athlete, athlete.
Психологическая подготовка - одна из основополагающих составляющих подготовки спортсмена к соревновательному периоду. Находясь
W I W W W W
в непосредственной связи с физическои, технической и тактической подготовкой легкоатлета, является одним из обязательных компонентов тренировочного процесса.
Контроль за психо-эмоциональным состоянием легкоатлета, способностью спортсмена приспосабливаться к различным раздражающим факторам в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, психологическая подготовка в целом должна осуществляться тренером-преподавателем на каждом учебно-тренировочном занятии в виду невозможности достижения психической стабильности спортсмена на различных этапах спортивной деятельности за ограниченный промежуток времени.
Известно, что показатель уровня спортивного мастерства спортсмена реализуется в условиях соревновательной деятельности, успех в которой достигается не только посредством спортивной подготовленности легкоатлета, но и от степени сформированных навыков контроля над эмоциональной сферой, психической устойчивостью. Участие в соревнованиях вызывает у спортсмена высокие эмоциональные и психические перегрузки и зачастую, в случае неудачи, приводит к психическим и физическим травмам. Чрезмерное волнение перед стартом за считанное мгновение может свести практически к нулю результат многолетней физической подготовки спортсмена.
Психологическая подготовка - совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них психических функций, состояний, процессов и свойств личности, обеспечивающих успешное решение задач тренировочного и соревновательного процесса.
Психологическая подготовка реализует выработку психического состояния спортсмена, способствующего противостоянию сбивающим факторам непосредственно в соревновательном периоде. Навыки, полученные во время психологической подготовки, помогают спортсмену по возможности максимально устранить перевозбуждение нервной системы, состояние тревоги, скованность, чувство неуверенности в своих силах, боязнь перед возможным поражением.
Содержательная основа психологической подготовки спортсмена, ее построение, определение средств и методов зависит от специфики избранного вида спорта. В каждом виде спорта она имеет характерные отличительные особенности.
Основная цель психологической подготовки легкоатлета - достижение высокого уровня физической и психической работоспособности в условиях повышенной сложности соревнований и тренировки, развитие толерантности, формирование у спортсменов свойств и черт личности, направленных на достижение успеха в соревновательном и тренировочном периоде
с минимальными психоэмоциональными нагрузками.
Психологическую подготовку принято подразделять на общую и специальную.
Общая психологическая подготовка направлена на обучение приемам саморегуляции эмоциональных состояний, активации, концентрации и распределения внимания, овладение способам самоорганизации и мобилизации на волевые и физические усилия [5].
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на решение задачи по формированию у легкоатлета психологической готовности к участию в соревнованиях.
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью толерантности к различным раздражающим факторам, уверенностью спортсмена в своих силах, способностях, стремлением до последнего бороться за достижение поставленной цели, умением произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, эмоциями, поведением в изменяющихся условиях спортивной конкуренции [4].
Компонентами общей психологической подготовки являются: воспитание воли, высокого уровня мотивации, стремления к достижению поставленной цели, спортивного характера, лидерских качеств, проявляющихся как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности, но начинающих свое формирование именно в тренировочной процессе.
Стабильный показатель своего личного результата, отсутствие отрицательной динамики в процессе повторного пробегания дистанций, показатель более высокого результата в соревновательной деятельности по отношению к тренировочной, стабильное выступление на соревнованиях различного уровня, показатель более высокого результата в финальной стадии соревнований - есть основные проявления спортивного характера. В данном случае психологическая готовность легкоатлета определяется наличием спокойствия, уверенностью в своих силах, боевым настроем.
Методологическую основу психологической подготовки легкоатлета составляет:
^ Со стороны тренерско-преподавательского состава: психолого-педагогическое воздействие на сознание спортсмена посредством проведения бесед, лекций, внушений, убеждений, направлений; использование в тренировочном режиме средств, максимально схожих с соревновательной деятельностью; реализация соревновательных условий в процессе тренировки; применение на тренировочных занятиях воздействий стрессового характера; приемы психофизического тренинга и т.д.
^ Со стороны спортсмена: самовнушение и самоубеждение; контроль за состоянием своего организма, мышечного аппарата (развитие мышечного ощущения и восприятия), психо-эмоционального состояния; анализ выполняемых действий в процессе тренировки; четкое соблюдение предписаний тренера; выполнение различных упражнений, способствующих снятию психоэмоционального напряжения; применение средств, способствующих формированию правильного дыхания во время выполнения специальных упражнений и беговой нагрузки и т.д.
Основные средства специальной психологической подготовки легкоатлета направлены на: 1) вербальное воздействие на психику спортсмена перед и в процессе участия в соревнованиях; 2) психологическое воздействие на спортсмена между выступлениями в забегах и по окончании выступления в соревнованиях; 3) волевая подготовка спортсмена; 4) регуляция психических состояний; 5) мероприятия, направленные на снижение психо-эмоциональной напряженности спортсмена; 6) самоанализ и коррекция поведения; 7) формирование уверенности в себе и в своих силах и т.д.
В связи с выше изложенным правомерно заключить, что психологическая подготовка легкоатлета является воспитательным процессом, неотъемлемой частью учебно-тренировочного занятия. Применение психологической подготовки должно проходить с учетом избранного вида спорта, возрастно-половых и индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена, должна быть направлена на развитие личности посредством формирования соответствующей системы отношений, выработки свойств личности для формирования устойчивости психических состояний.
Литература
1. Жилкин, А. И. Легкая атлетика : учеб. пособие / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
2. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта /Л. П. Матвеев. - М., 1997. - 304 с.
3. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н. Г. Озолин.
- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 864 с.
4. Пуни, А. Ц. Психология / А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1984. - 330 с.
5. Теория и методика физической культуры : учебник / под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
References
1. Zhilkin A. I., Kuzmin V. S., Sidorchuk E. V. Legkaya atletika [Athletics]. Moscow, Academy, 2003, 464p.
2. Matveev L. P. Obshchaya teoriya sporta [General theory of sport]. Moscow, 1997, 304 p.
3. Ozolin N. G. Nastol'naya kniga trenera. Nauka pobezhdat' [A trainer's reference book. The science of winning]. Moscow, AST Publ., Astrel Publ., Poligrafizdat Publ., 2011, 864 p.
4. Puni A. T. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 1984, 330 p.
5. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of physical
culture]. Ed. byr J. F. Kuramshin. Moscow, Soviet sport Publ., 2004. 464 p.
6. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, Academy Publ., 2000, 480 p.