Научная статья на тему 'Значение, виды и место психологической подготовки в спорте'

Значение, виды и место психологической подготовки в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая подготовка / спортивная деятельность / спортсмен / мотивация / саморегуляция / спорт / психология. / psychological training / sports activity / athlete / motivation / self-regulation / sport / psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукашова Дарья Сергеевна

В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на эмоциональное состояние спортсменов, анализируется значение психологической подготовки атлетов, определяются и характеризуются ее основные виды. Вопрос о психологической подготовке в современной теории и практике физической культуры и спорта остается актуальным. Психологическая подготовка играет важную роль в достижении успеха в спорте. Она помогает спортсмену развить навыки управления эмоциями, контроля над мыслями, мотивации и коммуникации, что способствует достижению оптимальных результатов и высокой производительности во время соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning, types and place of psychological training in sports

This article discusses the main factors affecting the emotional state of athletes, analyzes the importance of psychological training of athletes, defines and characterizes its main types. The question of psychological training in the modern theory and practice of physical culture and sports remains relevant. Psychological preparation plays an important role in achieving success in sports. It helps the athlete to develop the skills of emotion management, thought control, motivation and communication, which contributes to achieving optimal results and high performance during competitions.

Текст научной работы на тему «Значение, виды и место психологической подготовки в спорте»

Значение, виды и место психологической подготовки в спорте The meaning, types and place of psychological training in sports

Лукашова Дарья Сергеевна,

студент факультета таможенного дела, Российская таможенная академия, Санкт-Петербург, Россия

Lukashova Darya Sergeevna,

student of the Faculty of Customs, Russian Customs Academy, Saint-Petersburg, Russia

Научный руководитель: Рысев Юрий Львович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Российская таможенная академия Санкт-Петербург, Россия.

Scientific supervisor: Rysev Yuri Lvovich,

Senior lecturer of the Department of Physical Training,

Russian Customs Academy, Saint Petersburg, Russia

Аннотация.

В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на эмоциональное состояние спортсменов, анализируется значение психологической подготовки атлетов, определяются и характеризуются ее основные виды. Вопрос о психологической подготовке в современной теории и практике физической культуры и спорта остается актуальным. Психологическая подготовка играет важную роль в достижении успеха в спорте. Она помогает спортсмену развить навыки управления эмоциями, контроля над мыслями, мотивации и коммуникации, что способствует достижению оптимальных результатов и высокой производительности во время соревнований.

Annotation.

This article discusses the main factors affecting the emotional state of athletes, analyzes the importance of psychological training of athletes, defines and characterizes its main types. The question of psychological training in the modern theory and practice of physical culture and sports remains relevant. Psychological preparation plays an important role in achieving success in sports. It helps the athlete to develop the skills of emotion management, thought control, motivation and communication, which contributes to achieving optimal results and high performance during competitions.

Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная деятельность, спортсмен, мотивация, саморегуляция, спорт, психология.

Key words: psychological training, sports activity, athlete, motivation, self-regulation, sport, psychology.

Что такое спорт в XXI веке? Можно смело отметить, что за два последних десятилетия спортивная индустрия стала новым, стремительно развивающимся, сектором экономики. Спорт сегодня — это не только развлечение, зрелищное соревнование или форма досуга, но и ниша, способная завладеть вниманием миллионов зрителей и привлечь серьезных инвесторов. Титулованные спортсмены часто становятся образцами для подражания, инфлюенсерами. Например, в социальных сетях за жизнью португальского нападающего Криштиану Роналду, выступающего ныне в Саудовской Аравии за футбольный клуб «Аль-Наср», следят более шестисот миллионов человек. Пристальное внимание со стороны болельщиков, разумеется, — лишь один из оказывающих эмоциональное давление на спортсмена аспектов, который, к слову, получил мощное развитие сравнительно недавно. Наряду с ним можно отметить такие, как высокий уровень конкуренции; психические

состояния, обусловленные достигнутыми результатами и их соответствием или несоответствием поставленным целям; личные амбиции атлета (баскетболист Леброн Джеймс, признанный экспертами одним из лучших игроков в мире, как-то сказал: «Моя цель — быть лучшим везде и всегда! Это означает, что я должен играть на пределе своих возможностей»). Обозначенные компоненты, складываясь в единую систему, обуславливают стрессовое состояние и оказывают высокую нагрузку на нервную систему, что может привести к психофизическому срыву спортсмена, избежать которого позволяет уделение в системе спортивной тренировки достаточного внимания психологической подготовке, направленной на развитие навыков адекватного воздействия на эмоциональную сферу, поддержания концентрации, мотивации и уверенности.

Согласно анализу статистических данных [5], полученных путем анкетирования, в котором приняли участие более ста тренеров, представляющих тридцать один вид спорта, лишь 25% респондентов положительно ответили на вопрос о наличии в тренерском штабе специалиста-психолога, подавляющее же большинство — 66% — дало отрицательный ответ, еще 9% опрошенных вообще не располагали необходимой информацией, что, вероятно, может расцениваться как отрицательный ответ.

Логично согласуются с обозначенными выше результатами ответы на второй вопрос, предложенный участникам — прибегали ли они или их воспитанники к консультации психолога. Положительно высказались 22% респондентов, 62% опрошенных заявили, что ни они, ни их подопечные к психологам никогда не обращались и 16% участников мониторинга упомянули о желании пообщаться с таким специалистом. Данные показатели, в совокупности с положительными ответами, однозначно говорят о необходимости психологического сопровождения тренировочного процесса.

Интересен также обзор результатов той части анкетирования, которая затронула вопрос о пользе занятий с психологом. Большинство опрошенных выделили следующие возможные результаты такой практики: приобретение навыка контроля предстартового состояния (72%), формирование навыка преодолевать эмоционально-психологические трудности (67%), совершенствование контроля страха и тревоги (64%). Менее популярны были следующие позиции: сохранение позитивной атмосферы и здорового психологического климата в команде (48%), усиление мотивации (44%), улучшение соревновательных показателей спортсмена (43%). Реже всего тренеры отмечают влияние работы с психологом на развитие мышления, памяти и внимания (31%) и повышение уровня знаний спортсмена в области человеческой психологии (21%). Резюме этих данных приводит нас к выводу, что, во-первых, респонденты имеют самые общие представления о содержании и истинных возможностях психологических консультаций, поскольку не уделяют должного внимания развитию психических функций спортсмена для повышения его результативности, а во-вторых, большая часть тренеров рассматривает психологическую помощь специалиста как ситуативную, а не как системную, корректная и долгосрочная организация которой позволила бы закономерно повысить шансы на достижение высоких результатов.

Вместе с тем половина участников исследования считает необходимым проводить еженедельные встречи с психологом личностного роста спортсмена, 39% считают, что такие встречи должны проводиться два — три раза в неделю и 8% полагают, что работа с психологом должна стать часть ежедневной рутины атлета.

Итак, анализ рассмотренных выше статистических данных свидетельствует о том, что большая часть опрошенных понимает и признает важность психологической подготовки как элемента общей подготовки к соревнованиям (наряду с физической, технической и тактической подготовкой).

Психологическая подготовка — это контролируемый психолого-педагогический процесс реализации потенциальных психических возможностей спортсмена в объективных результатах, соответствующих этим возможностям [3]. Как правило, данный вид подготовки предполагает реализацию тренерами, менеджерами и непосредственно спортсменами широкого круга мероприятий, направленных на развитие волевых качеств атлета

(самоконтроль, спокойствие, целеустремленность, смелость, настойчивость, хладнокровие), необходимых для нормального осуществления тренировочного процесса и обеспечения психологической готовности, которая влияет на соревновательный результат.

Психологическая готовность, по определению основоположника спортивной психологии А.Ц. Пуни, — это «психическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели» [7]. Формируется и совершенствуется данное состояние в процессе общей психологической подготовки — одного из трех (наряду со специальной психологической подготовкой к соревнованиям и психологической подготовкой к многолетнему тренировочному процессу) основных видов психологической подготовки. Однако значение общей психологической подготовки не ограничивается лишь обеспечением психологической готовности атлета. Оно много шире.

Итак, условно общую психологическую подготовку можно представить как ускорение адаптации спортсмена к высокому уровню нагрузок в процессе тренировочной деятельности. Целю данного вида психологической подготовки в первую очередь является воспитание мотивации и дисциплины, нацеливающих атлета на соблюдение регулярности и системности занятий; достижение общественно полезных результатов; развитие психологической устойчивости, которая в условиях эмоционального и физического напряжения, характерных для тренировок и соревнований, позволяет сохранять работоспособность, концентрацию и способность принимать рациональные решения, блокируя напряжение и негативные эмоции, вызванные рядом внешних и внутренних факторов. Кроме того общая психологическая подготовка включает в себя усовершенствование качеств, важных для определенных спортивных направлений. Так, одним из ее разделов выступает развитие морально-волевых качеств, необходимых для успешной реализации спортсмена в конкретном виде спорта. К основным волевым качествам футболистов, например, относятся инициативность, смелость, целеустремленность, выдержка, дисциплинированность; в боевых искусствах большое значение имеют самообладание, настойчивость и решительность.

Таким образом, общая психологическая подготовка, начинаясь с включением индивида в профессиональный спорт и проходя через весь длительный процесс подготовки спортсмена к достижению высоких результатов, направлена на формирование общезначимых личностных качеств и свойств, которые, играя одну из ключевых ролей в спорте, сохраняют ценность и в других видах человеческой деятельности.

Задача специальной психологической подготовки сводится к обеспечению психологической готовности спортсмена для участия в конкретном соревновании. Активное применение этого вида подготовки характерно для периода, предшествующего ближайшим соревнованиям. Система специальной психологической подготовки, как правило, включает в себя следующие аспекты [9]:

1. сбор, анализ и систематизацию вводных данных, зависящих непосредственно от вида спорта, о предстоящих соревнованиях (лыжники, например, изучают особенности трассы, футболисты — стиль игры соперника);

2. постановку цели, которая, отражая реальные возможности показать определенный уровень выступления, осуществляет регуляцию деятельности спортсмена;

3. определение мотивов участия в соревнованиях (исследователи выделяют две основные группы мотивов — внутренние, опирающиеся на увлеченность процессом подготовки, участием в состязании, стремлением достичь намеченных целей и обеспечивающие чувство удовлетворения от этого процесса; и внешние, в основе которых лежит стремление к некоторой выгоде (часто материальной)[2]);

4. планирование возможных путей развития хода соревновательной деятельности (имеет вероятностный характер);

5. саморегуляцию нежелательных эмоциональных и стрессовых состояний (каждый спортсмен обладает определенным наиболее приемлемым для него набором техник саморегуляции, использование которых позволяет собраться и достойно выступить в условиях напряженного соперничества; к таким техникам относят дыхательные упражнения, самовнушение и самоубеждение, контроль мимики и др.);

6. сохранение «нервно-психической свежести» [8] (связано с возможным изменением спортсмена незадолго до соревнования; здесь важно «оберегать спортсменов от приемов навязчивого внушения значимости предстоящего выступления в соревнованиях» [8], отвлекать от мыслей о соревновании, например, переключая внимания на различные хобби — музыка, коллекционирования, живопись).

Отметим также, что специальная психологическая подготовка делится на раннюю, которая активно включается в общий тренировочный процесс за месяц до соревнований, и непосредственную, начинающуюся прямо перед выступлением спортсмена и продолжающуюся в течение него. О составляющих первой было подробно сказано выше. Теперь обозначим элементы второй. К непосредственной психологической подготовке относятся психическая настройка, представляющая собой совокупность интеллектуальной настройки, характеризующейся уточнением деталей предстоящего состязания, и настройки волевой, которая создает настрой на максимальное включение и необходимое проявление отработанных волевых качеств; психологическое воздействие в тайм-аутах, направленное на анализ уже показанного результата, стабилизацию эмоционального состояния, снижение напряжения, активизацию волевых усилий, корректировку продолжения соревновательной деятельности с учетом показателей соперников; психологическое воздействие после окончания соревнований, направленное на нервно-психологическое восстановление.

Итак, специальная психологическая подготовка в первую очередь подразумевает подготовку к определенным соревнованиям и учитывает специфику соревновательной ситуации в целом, поведения противника, эмоционального состояния спортсмена. В рамках специальной психологической подготовки к конкретным турнирам у спортсменов формируется уверенность в собственных силах, нацеленность на победу, умение контролировать свои эмоции, способность точно выполнять необходимые для достижения высокого результата действия.

Третьим видом психологической подготовки в спорте является подготовка атлета к многолетнему тренировочному процессу, направленная на создание у него психологической готовности к соблюдению жесткого режима и регулярным изнуряющим тренировкам на протяжении длительного времени. Данный вид подготовки обеспечивается за счет двух ведущих направлений, образующих его основу. Во-первых, это становление, развитие и усовершенствование мотивов, определяющих причины занятия спортом и реализации человеком своего потенциала именно в этой сфере. Осуществляется данное направление за счет определения целей, формирования позитивного настроя на достижение успеха, разумного сочетания методов поощрений и наказаний, развития внутренних командных традиций, формирования навыков принятия командой совместных решений, позитивных эмоций во время тренировок, личного авторитета тренерского состава. Во-вторых, на успех психологической подготовки к тренировочному процессу оказывает влияние создание положительного отношения к этому самому процессу, которое складывается из таких аспектов, как отношение к спортивной жизни, к высокой психофизической нагрузке, к возможностям своего организма (в том числе возможностям восстановления), к постоянному эмоциональному напряжению, к качеству выполнения тренировочных упражнений, к строгому соблюдению режима [10].

Необходимо понимать, что высокие спортивные достижения спортсмена в подавляющем большинстве случаев обусловлены качеством тренировочного процесса, готовящего атлета к выступлению на тех или иных турнирах. Соответственно, прежде, чем готовить спортсмена к стрессовым ситуациям конкурентной борьбы за победу, необходимо подготовить его к высоким психическим и физическим нагрузкам в процессе тяжелой продолжительной тренировочной работы.

В заключении нашей статьи еще раз подчеркнем, что психологическая подготовка играет колоссальную роль в достижении успеха в спорте. Помогая контролировать эмоции, сохранять спокойствие и уверенность в себе, определять и развивать мотивацию, справляться со стрессом и удерживать концентрацию на результатах и действиях, она помогает спортсменам прийти к достойным соревновательным результатам.

Список используемой литературы:

1. Володина, А.А. Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола) / А.А. Володина, А.А. Толмачёва, О.В. Габидулин, Н.В. Назарова // Молодой ученый, 2017.

2. Исаков, А.Е. Особенности спортивной мотивации / А.Е. Исаков // Молодой ученый, 2022.

3. Коробейникова Е.И., Даянова М.А. Характеристика психологической подготовки спортсмена / Е.И. Коробейникова, М.А. Даянова // Наука-2020. — Орёл, 2019.

4. Леднев В.А. Конкуренция в спорте: новые тренды и закономерности развития / В.А. Леднев // Современная конкуренция. — Москва, 2012.

5. Мельхер Д.А., Мельник Е.В., Сивицкий В.Г., Боровская Н.И. Мониторинг эффективности мероприятий психологической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. — 2000.

6. Плешкань А.В. Техники психолого-педагогического сопровождения как компонент инновационного управления учебными и тренировочными занятиями / А.В. Плешкань, А.А. Дубовова, Г.Ю. Масенко, Д.А. Плотников, С.В. Шукшов — Краснодар: КГУФКСТ, 2017.

7. Практикум по спортивной психологии / И.П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002.

8. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / Д-р психол. наук проф. А. Ц. Пуни — Москва: Физкультура и спорт, 1969.

9. Речкалова, О.Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта: учебное пособие / О. Л. Речкалова. — Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014.

10. Рябинин С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.