Научная статья на тему 'Психологическое состояние спортсменов перед основными соревнованиями'

Психологическое состояние спортсменов перед основными соревнованиями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7041
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТСМЕН / СОРЕВНОВАНИЯ / ТРЕНЕР / ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ / ЗМАГАННЯ / ОСОБИСТіСТЬ / ЕМОЦії / ПСИХОЛОГіЯ / SPORT / SPORTSMAN / COMPETITION / TRAINER / PERSONALITY / EMOTIONS / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров С. В., Несин А. Н., Венжега Р. А., Сасик А. С.

Эта статья посвящена исследованию психологии соревнования в общем и психологических качествах спортсменов в частности. Был проведен анализ черт характера, которые необходимы для достижения высоких результатов. А также была доказана важность хорошего настроения перед соревнованиями. В проведении тренировок следует обратить внимание на волевые, психологические качества спортсменов, динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований. Это требует определенной психологической и физической подготовки от спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological mood of sportsmen before the main competition

This article is devoted to investigation of the psychology of competition in the whole and to the psychological treats of sportsmen, in particular; the analysis of lines great results, was done and it was also proved the usefulness of good mood before competition is this article. In holding trainings it is necessary to pay attention to strong-willed, psychologic qualities of sportsmen, dynamism of emotional states in a time of sports competitions. It demands definite psychologic and physical preparation of the sportsman.

Текст научной работы на тему «Психологическое состояние спортсменов перед основными соревнованиями»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОВ ПЕРЕД ОСНОВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ

Петров С.В., Несин А.Н., Венжега Р. А., Сасик А.С.

Донецкий юридический институт Луганского государственногоуниверситета внутренних дел им.

Е.О. Дидоренко

Аннотация. Эта статья посвящена исследованию психологии соревнования в общем и психологических качествах спортсменов в частности. Был проведен анализ черт характера, которые необходимыдля достижения высоких результатов А также была доказана важность хорошего настроения перед соревнованиями В проведении тренировок следует обратить внимание на волевые, психологические качества спортсменов, динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований Это требует определенной психологическойи физической подготовки от спортсмена.

Ключевые слова: спорт, спортсмен, соревнования, тренер, личность, эмоции, психология Анотація. Петров С.В. Психологічний стан спортсменів при наближенні основних змагань. Ця стаття присвячена дослідженню психології змагань взагалі та психологічних якостей спортсменів зокрема. Був проведений аналіз рис характеру, які необхідні для досягнення високих результатів А також була доведена важливість гарного настрою перед змаганнями. У проведенні тренувань варто звернути увагу на вольові, психологічні якості спортсменів, динамічність емоційних станів під час спортивних змагань. Це вимагає певної психологічної й фізичної підготовки від спортсмена.

Ключові слова: спорт, спортсмен, змагання, тренер, особистість, емоції, психологія

Annotation. Petrov S. Psychological mood of sportsmen before the main competition. This article is devoted to investigation of the psychology of competition in the whole and to the psychological treats of sportsmen, in particular, the analysis of lines great results, was done and it was also proved the usefulness of good mood before competition is this article. In holding trainings it is necessary to pay attention to strong-willed, psychologic qualities of sportsmen, dynamism of emotional states in a time of sports competitions. It demands definite psychologic and physical preparation of the sportsman.

Key words: sport, sportsman, competition, trainer, personality, emotions, psychology.

Введение

Одной из важных проблем спорта является эмоциональное состояние спортсменов Анализ научнометодической литературы и обобщение передового практического опыта подтверждает, что психологическое состояние - результат соотношения эмоциональной устойчивости личности с характером воздействий, влияющих на эмоциональное состояние [1, б, 13]. Большинство специалистов в своих исследованиях считают, что главная цель управления эмоциональным состоянием спортсменов - повышение у них эмоциональной устойчивости, являющейся одним из наиболее важных условий выступлений на соревнованиях и успешности проведения тренировочной работы [4, 7, 9].

Психика спортсмена совершенствуется только при условии активного взаимодействия с окружающим миром, в процессе тренировочной и соревновательной деятельности [14, С. 80-81]. Успех в спорте в значительной мере зависит от индивидуальных психологических особенностей спортсмена, а конкретные виды спорта предъявляют к нему определенные требования и вместе с тем формируют качества личности, необходимые для успешного осуществления соревновательной деятельности [12, 1З]. При рассмотрении специальной литературы было установлено, что в современных исследованиях и публикациях недостаточное внимание уделяется психологическомусостоянию спортсменов

Работа выполнена по плану НИР Донецкого юридического института Луганского государственного университета внутренних дел им. Е.О.Дидоренко.

Формулирование целей работы.

Важнейшей формой раскрытия проблемы является обоснование и выявление приоритетных направлений с целью определения методики регулирования психологическогосостояния спортсмена перед ответственными соревнованиями.

Некоторые проблемы во многом зависят от недостаточно эффективной психической подготовленности спортсменов. Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурногодостояния общества и саморазвитию.

Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе духовного развития человечества, противоречия между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно не разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой

Результаты исследо вания

В исследованиях последних лет, проведенных на борцах, выяснены существенные факты положительной связи слабости и неуравновешенности нервной системы с таким личностным свойством, как внушаемость, и, наоборот, силы и уравновешенности - с контрвнушаемостью [5, С. 115].

Спортивные соревнования являются своеобразной моделью человеческих отношений, реально существующих в мире: борьбы, побед и поражений, направленности к постоянному совершенствованию и стремления к наивысшим результатам, достижения творческих, престижных и материальных целей. В соревнованиях выявляются действенность организационных и материально-технических основ подготовки системы отбора и воспитания резерва для олимпийского спорта, квалификация тренерских кадров и эффективность системы подготовки специалистов, уровень спортивной науки и результативность системы научно-методического и медицинскогообеспечения подготовкии др. [11, С.198].

В спортивных соревнованиях происходит максимальная реализация возможностей спортсменов и команд, сопоставление уровня их подготовленности, достижение наивысших результатов, побед, установление рекордов.

В специальной научной литературе [3, 4, 15] нередко можно встретиться с подходом к спортивным соревнованиям с биологизаторскойпозиции. Сторонники такого подхода видят в соревнованиях, прежде всего, проявление «специфической формы агрессивности», «у довлетворениявоинственного инстинкта», «уменьшение психологическойнапряженности», «форму отвлечения) и др. В этом случае значительно обедняется не только сущность спортивных соревнований, но и олимпийского спорта в целом, в основе которого лежит глубоко осознанная, а не инстинктивная деятельность человека

Соревнования характеризуются наличием конкуренции между их участниками При этом соперничество возникает не только между спортсменами и тренерами. В конкурентные отношения вступают национальные олимпийские комитеты и национальные федерации, организаторы системы подготовки спортсменов и руководители команд, научные работники, врачи, специалисты служб обеспечения, фирмы-поставщики спортивного инвентаря и оборудования спортивной формы, тренажеров, диагностических приборов и других товаров для спорта, болельщики [3, С.87].

Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность - это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека Но эмоциональные переживания в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими и оказывать, как положительное так и отрицательное влияние на органические процессы, поведение человека

Исследования особенностей личности спортсменов высокого класса в сравнении с менее квалифицированными спортсменами, а также лицами, не занимающимися спортом, позволили установить черты характера, типичные для сильнейших спортсменов: чувство превосходства и общественной уверенности, самонадеянность и повышенная готовность в отстаивании своих прав, упорство, несговорчивость, эмоциональная устойчивость, высокая целеустремленность, экстравертированность, соревновательная агрессивность [2, С.215].

Спортсменам высокого класса, по сравнению со спортсменами невысокой и средней квалификации, свойственна эффективная познавательная деятельность, проявляющаяся в обостренном внимании, повышенной способности к восприятию и оценке ситуации, умении преодолевать тревожность, беспокойство, возникающие трудности. В то же время обостренные чувства соперничества, превосходства, самонадеянности, упорства опасны антиобщественными поведенческими реакциями [3, С.98].

Свойства личности взаимосвязаны со специфическими особенностями вида спорта. Например, наиболее значимыми свойствами личности, определяющими эффективность и надежность соревновательной деятельности являются следующие:

• в мотивационно-волевой сфере - соревновательная мотивация, саморегуляция волевой, само контроль, решительность;

• в эмоциональной сфере - эмоциональная устойчивость стабильность и помехоустойчивость тревожность;

• в коммуникативнойсфере - высокий персональный статус в спортивно-деловой и неформальной областях взаимоотношений [10, С.225].

Следует учитывать, что под влиянием тренировочной и соревновательной деятельности, характерной для различных видов спорта, особенно связанной с экстремальными условиями, формируются определенные психодинамические свойства, которые, с одной стороны, способствуют развитию специальных способностей, а с другой - являются основой формирования индивидуального стиля деятельности спортсмена. Некоторые такие свойства, на первый взгляд отрицательно влияющие на эффективность решения двигательных задач (например, невротичность, повышенная возбудимость переменчивость настроения и т.п.), могут оптимизировать проявление скоростных способностей, ускорять процесс врабатывания, обеспечивать подвижность деятельности функциональных систем в экстремальных условиях и т.п. [8, С.47].

Исследования взаимосвязи между отдельными характеристиками личности и спортивными результатами в различных видах спорта [1, С. 136] показали, что черты характера далеко не всегда удовлетворительно предсказывают результативность поведения спортсмена в тренировочной и соревновательной, деятельности. Однако спортсмены высокого класса отличаются более «здоровым» настроем по сравнению со спортсменами средней и низкой квалификации (рис.1) [4, С. 224].

С уровнем спортивных достижений более тесно связаны комплексные психические качества, имеющие сложную структуру, конкретные особенности проявления в тренировочной и соревновательной деятельности, характерной для различных видов спорта, средства и методы совершенствования. В первую очередь к таким качествам следует отнести:

• различные проявления воли;

• устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;

• степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

• способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации

• способность воспринимать, организовывать;

• и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

• совершенство пространственно-временной антиципации как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;

• способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию, необходимость которого диктуется требованиями эффективной соревновательной борьбы;

• способность управлять своим поведением, поступками в межличностных взаимодействиях с партнерами и соперниками

Уровни

Рис. 1. Профиль личности спортсмена высокого класса

Особенности тренировочной и соревновательной деятельности каждого вида спорта определяют структуру и проявления различных психических качеств. Следует помнить, что психические качества, с одной стороны, находятся в числе наиболее значимых факторов, обусловливающихуровень спортивных достижений, а с другой - формируются в результате занятий конкретным видом спорта. Например, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях циклических видов спорта, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации к достижению поставленной цели, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все силы и отдать их для победы Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избегать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам

Стадия 1

Стадия 2

Стадия 3

Стадия 4

У спешная соревновательная деятельность в единоборствах и особенно спортивных играх предполагает наличие у спортсменов постоянного стремления к совершенствованию мастерства, поиску неожиданных решений возникающих задач, настойчивости, решительности, смелости, сообразительности, быстрого переключения и устойчивости внимания, быстроты и точности сложных двигательных реакций, легкости образования и перестройки двигательных навыков. Связано это с тем, что в этих видах спорта на первый план выступает система перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности при дефиците времени для восприятия и анализа ситуаций, принятия и реализации решений, при активном противодействии соперников [3, С.44].

Таким образом, в этих видах спорта спортсмен сталкивается с необходимостью преодолевать постоянно возникающие стрессовые ситуации, т.е. воздействие стресса и реакция на него носят циклический характер. Эффективность действий спортсмена в этих условиях может быть обеспечена лишь в том случае, когда акцент делается не только на ситуацию, но и на ее восприятие индивидуумом (рис. 2) [1, С. 223].

Вывод.

Психологические качества, которые претерпевают некоторую метаморфозу перед соревнованиями, влияют на достижение спортсменами результатов во время выступления. Учитывая вышесказанное, в проведении тренировок следует обратить внимание, во-первых, на волевые и психологические качества спортсменов, которые основываются на ярких и сильных эмоциональные переживаниях, что требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер; во-вторых, на глубокие нравственные чувства, в основе которых лежит общность интересов и, наконец, в-третьих, динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногда противоположным по своему характеру, которые требуют определенной психологическойи физической подготовки от спортсмена.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении определяются авторами статьи не только с психологической точки зрения, но и со стороны биохимических процессов происходящих в организме спортсмена.

Литература

1. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт, 2 книга, К.: Олимпийская литература, 1999. - 384с.

2. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультураи спорт, 1981. - 112 с.

3. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса / Под ред. Дж. Дункана Мак-Дугалла, Г.Э.Уэйнера, Т.Дж. Гриня, К.: Олимпийская литература, 1996. - 432 с.

4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

5. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. (учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов) - Пермь: «Урал-Пресс Лтд», 1993. - 460 с.

6. Терещенко В.І. Боротьба самбо та рукопашний бій. - К.: «МП Леся», 2001. - 180с.

7. Белих С.І. Дівочий бокс (підручник). ДонНУ, Донецьк, 2004. - 624с.

8. Г орбуновТ.Д. Психопедагогикаспорта. - М.: Физкультураи спорт, 1986. - 208 с.

9. Кретти Б. Д. Психология в современном спорте. - М.: Физкультураи спорт, 1978. - 224 с.

10. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности - М.: Наука, 1980. - 279 с.

11. Найдиффер Р .М. Психология соревнующегося спортсмена. - М: Физкультураи спорт, 1979. - 224 с.

12. Сурков Е.Н. Психомоторикаспортсмена - М.: Физкультураи спорт, 1984. - 126 с.

13. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для ин-тов физ.культ / Под. ред. Т.Т. Джамгатова, А.Ц. Пуни - М.: Физическая культураи спорт, 1979 - 143с.

14. Бєлих С.І. Методика регулювання психічного стану спортсменів при наближенні основних змагань. // Теорія і практика фізичного виховання Науково-методичний журнал №1-2/2006. Донецьк, ДонНУ - 2006. - С.80-85.

15. Кудрявцев П.А. Сравнительная характеристика функциональных показателей дзюдоистов различной квалификации // Теорія і практика фізичного виховання Науково-методичний журнал. Донецьк, ДонНУ -2006. - № 1-2 - С.163-167.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.