Научная статья на тему 'Психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях'

Психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушакова И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях»

Рис. 2. Визуальное отображение подраздела главы электронного учебника

Электронные средства обучения должны обладать наглядностью, презентабельностью, коммуникативностью с возможностью использования гиперссылок, что делает их понятными для пользователя, что повышает экологическую компетентность обучаемого, а также необходимы для обучения методикам обеспечения экологической безопасности и ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - 13 с.

2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины [Электронный источник]. - Режим доступа: http://reftrend.ru/1033873.html (дата обращения 21.11.14).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

И.М. Ушакова, доцент, к.п.н., доцент Национальный университет гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Современные условия, в которых работают представители многих профессий, в том числе работники Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, работники правоохранительных органов, водители автотранспорта, машинисты поездов, операторы атомных электростанций и некоторые другие, можно в полной мере назвать особенными, а иногда и экстремальными.

Анализ проблем, которые возникают в работе представителей упомянутых профессий, приводит к выводу, что часто они являются психологически неподготовленными к деятельности в сложных условиях, поэтому возникают «сбои», которые порой могут привести к трагическим последствиям.

Психологическая подготовка к особым и экстремальным видам деятельности - это целенаправленное воздействие на личность с помощью психологических и психофизиологических методов, направленных на формирование у нее психологической готовности к адекватным действиям в таких ситуациях. Под психологической готовностью, в свою очередь,

понимается система характеристик субъекта, обеспечивающие успешность и результативность определенных действий и деятельности [1].

Применение современных научно обоснованных методов и методик психологической подготовки - важный фактор, способствующий повышению уровня психологической готовности к работе в указанных условиях. В полной мере это касается и будущих спасателей - курсантов НУГЗУ.

Поэтому, если рассматривать психологическую готовность исключительно с психологической точки зрения, то речь будет идти именно о предоставлении человеку возможности получить важные знания, тренировать навыки и формировать на их основе необходимые привычки.

Психологическая подготовка - это процесс целенаправленного формирования психических качеств, обеспечивающих устойчивое и надежное выполнение профессиональной деятельности специалистами в различных, в том числе экстремальных и чрезвычайных ситуациях [2].

Основным направлением психологической подготовки становится стирание границ между учебно-профессиональной и экстремальной деятельностью. Приближение условий обучения к экстремальным осуществляется путем осуществления различных воздействий, характерных для реальной обстановки, в выполнении специалистом учебных задач. Отдельные элементы осваиваемой деятельности, действия после их отработки в обычных условиях должны закрепляться в условиях, имитирующих различные экстремальные воздействия, то есть действия должны приобретать устойчивость к психологическим стресс-факторам.

Для воспроизведения в учебно-профессиональной деятельности травмирующих факторов используют различные приемы, под которыми понимается способ моделирования психологических факторов, влияющих на человека в экстремальных условиях.

Способы и приемы моделирования этих факторов классифицируются на:

- словесно-знаковые - влияние на человека осуществляется с помощью слова, знаков, информативных жестов. Это может быть рассказ о будущих действиях и связанных с ними трудностями, доведение различных «легенд» перед тактическими занятиями и учениями и т.д.;

- наглядные - воздействие осуществляется путем демонстраций (например, кино- и видеофильмов, фотографий с реальными картинами пожаров и присутствующих там психотравмирующих факторов) и действий (показ способа преодоления психологической полосы, использование пожарных гидрантов и т.д.);

- тренажерные - воздействие осуществляется путем моделирования психологических факторов чрезвычайной ситуации с использованием технических средств, спортивных снарядов, макетов, сооружений профессиональной подготовки для отработки необходимых навыков и умений;

- имитационные - воздействие осуществляется с использованием средств имитации внешних признаков экстремальной обстановки (шума, задымления, необходимости быстро найти выход и т.д.);

- реальные - воздействие осуществляется путем моделирования психологических факторов экстремальной ситуации с использованием реальной техники, вооружения и подручных средств, применяемых для организации тушения пожаров.

Как показывает практика, наибольшей эффективностью с точки зрения психологической подготовки отличаются те занятия, где все перечисленные приемы моделирования факторов экстремальной ситуации применяются не разрозненно, а задействуется сразу весь их комплекс, в тесной связи и взаимодополнении.

Кроме того, методы психологической подготовки курсантов можно классифицировать по степени их включенности в деятельность, в которой осуществляется подготовка. По этому признаку выделяют три группы методов:

1) Демонстрационные методы (показ действия снаряжения, демонстрация боевых или защитных действий и т.п.) При использовании этих методов учащиеся выполняют деятельность, совершенно отличную от реальной. Использование этих методов направлено на формирование общей ориентировки в экстремальных условиях профессиональной деятельности или в осваиваемых действиях.

2) Условно-ситуативные методы (решение различных задач, деловые игры, тактические учения, тренировки). При применении методов этой группы курсанты выполняют деятельность, по составу элементов и частично по содержанию соответствующую реальной, но данная деятельность носит условный характер. Использование условно-ситуативных методов направлено на ознакомление с внутренней структурой и логикой профессиональной деятельности в экстремальных условиях, отработка взаимодействия специалистов и подразделений.

3) Методы «реальных» ситуаций. Методы психологической подготовки этой группы предполагают выполнение курсантами реальных действий в условиях, которые субъективно воспринимаются ими как требующие осуществления данных действий. Это не значит, что обязательно реальное использование снаряжения, техники, но ситуация должна восприниматься как реальная и обучающийся должен находиться в состоянии готовности к выполнению определенного профессионального задания. Применение методов «реальных» ситуаций направлено на актуализацию мотивов, адекватных мотивам реальной деятельности, и на формирование у курсантов ориентировки на осмысление выполняемых действий.

Результат психологической подготовки - психологическая подготовленность специалистов к реальной профессиональной деятельности в экстремальных условиях, которая состоит из следующих компонентов:

мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, регулятивный и поведенческий.

Достаточная развитость и выраженность этих компонентов в их целостном единстве - показатель высокого уровня психологической подготовленности курсанта к деятельности в экстремальных условиях.

Список использованной литературы

1. Смирнов Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Гуманитарный центр, 2007. - 276 с.

2. Крылов А.А. Психология. М.: Проспект, 2005 - 326 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

В.И. Федянин, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор Н.П. Заряева, старший преподаватель, к.ю.н.

Г.А. Квашнина, доцент, к.т.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Основу концепции управления кадровыми процессами в системе МЧС в настоящее время составляют возрастающая роль личности сотрудника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Работа с кадрами и совершенствование профессиональной подготовки - решающие факторы повышения эффективности управления системой МЧС России, обеспечения её единства, результативности служебной деятельности. Она должна осуществляться с учётом особенностей функционирования конкретных подразделений и служб, федеральной и региональной специфики. Функция кадровой службы связана с координацией конкретных действий по более тесному сотрудничеству руководящего состава органов управления МЧС России в области управления персоналом.

Система управления персоналом в МЧС России предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.