Научная статья на тему 'Формирование навыков боевого реагированиякак составляющей готовности к профессиональной деятельностивыпускника специализированного вуза'

Формирование навыков боевого реагированиякак составляющей готовности к профессиональной деятельностивыпускника специализированного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«НАВЫК БОЕВОГО РЕАГИРОВАНИЯ» / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВЕДОМСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / «COMBAT REACTION SKILL» / OF SPECIALISED EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулин Сергей Валентинович

В статье предлагается авторское определение понятия «навык боевого реагирования». Рассматривается процесс формирования навыков боевого реагирования в профессиональной деятельности сотрудников государственных органов в условиях специализированных ведомственных образовательных учреждений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулин Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author offers the definition of the notion «combat reaction skill». It is observed the process of forming of combat reaction skills in professional activity of the staff of state organs in the condition of specialised educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков боевого реагированиякак составляющей готовности к профессиональной деятельностивыпускника специализированного вуза»

Акулин С.В. Формирование навыков боевого реагирования как составляющей готовности к профессиональной деятельности выпускника специализированного вуза

C.B. Акулин

Акулин Сергей Валентинович — аспирант кафедры общей педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет(603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1)

E-mail: svshark52@gmail.com

Формирование навыков боевого реагирования как составляющей готовности к профессиональной деятельности выпускника специализированного вуза

В статье предлагается авторское определение понятия «навык боевого реагирования». Рассматривается процесс формирования навыков боевого реагирования в профессиональной деятельности сотрудников государственных органов в условиях специализированных ведомственных образовательных учреждений.

In the article the author offers the definition of the notion «combat reaction skill». It is observed the process of forming of combat reaction skills in professional activity of the staff of state organs in the condition of specialised educational institutions.

В основе становления профессиональной готовности сотрудников государственных органов исполнительной власти к выполнению служебных (оперативно-боевых) задач находится формирование навыков боевого реагирования, являющихся неотъемлемым компонентом их оперативно-боевой деятельности. Боевое реагирование и боевая деятельность находятся в тесной взаимосвязи, причем первое является содержательным компонентом второго понятия. Каждое из них имеет свои специфические особенности, которые находят проявление в целях, сущности, содержании. Из этого следует, что боевому реагированию, так же как и всей боевой деятельности, присуще собственное содержание, в том числе и психолого-педагогическое. Боевое реагирование, лишенное данного содержания, не в полной мере способно обеспечить эффективное поведение участников боевых операций, адекватное четкому выполнению ими служебных задач.

Как показал анализ литературы, различия в психолого- педагогической трактовке авторами проблемы боевого реагирования весьма существенны, нет однозначного его понимания. Это свидетельствует, во-первых, о сложности явления боевого реагирования; во-вторых, о недостаточной степени изученности его психологической природы; в-третьих, о том, что не всегда боевое реагирование отражает его педагогическую сущность. Поэтому не случайно, что термин «боевое реагирование» употребляется так широко и в разных значениях, которые в некоторых случаях противоречат друг другу.

Боевое реагирование — это реакция (реактивность, действие, состояние или процесс), возникающая в ответ на какое-либо угрожающее внешнее воздействие.

Содержание боевого реагирования представляется как существенный компонент многогранной деятельности специалиста, который обусловлен особенностями организации, логикой решения опе-

ративно-боевых задач и системой элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Сказанное дает основание утверждать, что боевое реагирование — это также целенаправленная, четко скоординированная деятельность участников боевых действий по организации их оптимального функционирования в различных условиях в интересах выполнения поставленных перед ними оперативно-боевых задач.

В боевой ситуации ее участники подвергаются воздействию разнообразных и сильных факторов. Самые существенные и значимые из них по своему воздействию — опасность, внезапность, неопределенность, новизна, дефицит времени и информации, усталость, повышенная ответственность.

Справиться с воздействием на сотрудников перечисленных факторов, обеспечить эффективное применение ими оружия и техники, использовать условия экстремальной ситуации для достижения цели, достигнуть максимальной эффективности и адекватности функционирования при минимальных физических, энергетических, психических затратах помогает особая профессиональная подготовка. Ее целью и результатом является формирование и развитие боевого реагирования, профессионализма действий, боевого мастерства, которые в равной степени по своей психологической природе представляют собой навыки.

В военной педагогике и психологии общепринято, что навыки в военно-профессиональной деятельности — это «приобретенные в ходе систематических упражнений способности (психофизиологический механизм) осуществлять сравнительно несложные действия с высокими количественными и качественными показателями и без существенного контроля сознания, почти или полностью автоматически»1.

Принимая во внимание приведенное выше определение, а также то, что навык — это автоматический компонент сознательного действия, сформулируем

понятие: навыки боевого реагирования (далее — НБР) — это комплексные психомоторные энергетические структуры, осуществляющие управление оружием, спецсредствами, физической силой. Здесь же — процессы, участвующие в принятии решений, речевая активность, способность держать под умственным наблюдением весь комплекс проблем, отражающих динамику выполнения оперативно-боевой задачи, конфликта или любой экстремальной ситуации, их перспективы и всестороннее обеспечение.

Процессу формирования навыков боевого реагирования у военнослужащих и специалистов специализированных ведомств, как и любому другому процессу, присущи свои закономерности. В частности, это закономерности в реализации НБР, отражающие всевозможные связи этапов (фаз, циклов, периодов и т. п.) и вариантов развития опасной ситуации. Эти связи определяются, с одной стороны, силовым (вооруженным) противодействием сотрудника и его противника, а с другой — возможными направлениями дальнейших действий сотрудника в зависимости от результативности предшествующих действий.

Безусловно, оптимально сформировать навыки боевого реагирования представляется возможным далеко не у всех будущих специалистов. Это зависит от многих факторов, прежде всего генетических. Поэтому на первый план выступает прогнозирование результативности боевого реагирования будущих офицеров в экстремальных условиях.

В качестве исходных профессиональных требований при формировании навыков боевого реагирования в процессе специальной подготовки следует считать четкость и конкретность определения целей и задач моделирования в боевой подготовке; достоверность получения, обобщения и систематизации исходной информации об объекте моделирования, моделирование экстремальной ситуации, дискретность моделируемых ситуаций, интенсивность разворачивания моделируемых ситуаций.

К собственно педагогическим принципам формирования НБР следует отнести: системность, междисциплинарность и интеграцию, соответствие содержания оперативно-боевой подготовки перспективам развития профессиональной деятельности, соответствие форм и методов педагогического процесса формирования НБР целям и направлениям профессиональной готовности специалиста.

На основании результатов проведенных исследований представляется возможным определить этапы организации процесса формирования НБР в следующей последовательности:

— диагностика исходного уровня сформирован-ности НБР;

— прогноз результативности боевого реагирования у обучающихся в экстремальных условиях;

— выявление и анализ личных психологических ограничений и доведение их до сознания обучающегося как возможных резервов формирования НБР;

— определение личностного ресурса конкретного курсанта (слушателя) и выбор индивидуальносвоеобразных средств его мобилизации;

— разработка специальных технологий и методик, оптимизация форм и методов педагогического процесса формирования навыков боевого реагирования.

Основным направляющим фактором процесса формирования навыков боевого реагирования у обучающихся в специализированных вузах следует считать максимальное приближение психологического содержания структуры учебной деятельности к реальной оперативно-боевой.

Для воссоздания в образовательном процессе психологических факторов экстремальной ситуации преподаватели должны использовать различные приемы (под психологическим приемом формирования НБР подразумевается способ, посредством которого моделируются факторы оперативно-боевой обстановки). В целях их систематизации и для удобства описания нами предлагается классификация:

1) по модальности воздействия:

— зрительные;

— слуховые;

— тактильные;

2) по средствам моделирования психологических факторов экстремальной ситуации:

— словесно-знаковые, при которых воздействие на обучающихся осуществляется посредством слова (устного или письменного), знаков, информативных жестов. Это может быть рассказ о предстоящих трудностях, возможности получить травму (при моделировании фактора опасности) в ходе предстоящего упражнения, доведение различных «легенд» перед учением и практическими занятиями и т. д.;

— наглядные. Воздействие осуществляется путем показа различных предметов, действий, видеозаписей, фотографий, схем и т. п.;

— компьютерные. Воздействие осуществляется путем моделирования психологических факторов оперативно-боевой обстановки в ходе решения задач и игр при работе на ЭВМ;

— тренажерные. Осуществляется путем моделирования психологических факторов экстремальной ситуации с использованием спортивных снарядов, технических средств и сооружений профессиональной подготовки, применяемых для отработки необходимых навыков и умений;

— имитационные. Воздействие осуществляется с использованием средств имитации внешних признаков боевой обстановки;

— боевые. Воздействие с использованием боевой техники, вооружения и подручных средств, применяемых при выполнении оперативно-боевой задачи.

Далее, продолжая рассматривать процесс формирования навыков боевого реагирования, укажем методы, которые обеспечивают его эффективность. В отличие от традиционных методов, направленных прежде всего на передачу определенного объема знаний, формирование общих навыков практической деятельности, активные методы направлены на развитие самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать про-

Акулин С.В. Формирование навыков боевого реагирования как составляющей готовности к профессиональной деятельности выпускника специализированного вуза

Акулин С. В. Формирование навыков боевого реагирования как составляющей готовности к профессиональной деятельности выпускника специализированного вуза

фессиональные задачи. К их числу Э.Н. Коротков относит «анализ конкретной ситуации, интеллектуальную разминку, сократический метод обучения, мозговую атаку, учебно-тематическую дискуссию, военно-профессиональные игры, организационнодеятельностную игру, обучение через НИР, профессиональную консультацию, индивидуальные практикумы, метод ХОБО, метод круглого стола, метод деловой поездки»2.

По степени включенности обучающихся в деятельность (в данном случае в оперативно-боевую деятельность) методы формирования НБР можно разделить на три большие группы.

1. Демонстрационные методы (показ действия оружия, демонстрация боевых и защитных действий и др.). При этом обучающийся может быть включен в деятельность, совершенно отличную от боевой (ориентирование на местности, наблюдение). Использование данных методов направлено на формирование общей ориентировки в условиях оперативно-боевой деятельности или в осваиваемых действиях.

2. Условно-ситуационные методы (решение различных задач, деловые игры, тренинги, оперативно-тактические учения). Курсанты включены в деятельность, по составу элементов и частично по содержанию соответствующую боевой деятельности, которая носит условный характер (своего рода «игра в войну»). Использование условно-ситуационных методов направлено на ознакомление с внутренней структурой и логикой боевой деятельности, отработку взаимодействия.

3. Методы «реальных» ситуаций. Предполагают выполнение реальных учебно-боевых задач в условиях, субъективно воспринимаемых обучающимися как требующие осуществления данных действий. Это не означает обязательно реальное использование оружия, но ситуация должна восприниматься как реальная. Применение методов «реальных» ситуаций направлено на актуализацию мотивов, адекватных мотивам оперативно-боевой деятельности.

Процесс формирования НБР обладает всеми присущими другим процессам свойствами и соответствующей структурой. Основными его компонентами являются: фазы, этапы протекания, исходные и конечные состояния обучающихся в специальных упражнениях, изменяющиеся в ходе формирования навыков боевого реагирования.

Этапы процесса формирования навыков боевого реагирования имеют свои особенности. На первом этапе преимущественно используются демонстрационные методы, снимающие недостаток информации об условиях реальной экстремальной ситуации и дающие общую ориентировку.

На втором этапе начинают интенсивно применяться условно-ситуационные методы, которые направлены на формирование ориентировочной основы оперативно-боевых действий. Завершением второго этапа следует считать четкое их выполнение в нормальных условиях, то есть без моделирования различных помех.

Третий этап предполагает сочетание условно-ситуационных методов с использованием имитации вторичных факторов оперативно-боевой обстановки. Такое сочетание позволяет повысить устойчивость действий к внешним воздействиям и сформировать уверенность в своих силах. Завершением третьего этапа процесса формирования НБР будет достижение такого уровня овладения действием, при котором его ход не нарушается в результате имитации различных воздействий вторичных факторов экстремальной ситуации.

Четвертый этап — актуализация мотивов оперативно-боевой деятельности посредством внесения элементов опасности методами «реальных» ситуаций. Данный этап подготовки может начинаться и до завершения третьего этапа, но обязательно после второго этапа — твердого освоения действий в нормальных условиях. Завершением четвертого этапа процесса формирования НБР будет формирование профессиональной готовности к оперативно-боевой деятельности.

Исследование проблемы формирования профессиональной готовности специалистов и практика специализированных вузов в частности, анализ типичного состояния процесса формирования готовности к оперативно-боевой деятельности показывает, что овладение навыками боевого реагирования как педагогический процесс нуждается в оптимизации.

Ведущим специалистом в области изучения оптимизации педагогических процессов признан Ю.К. Бабанский. По его мнению, оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которые дают максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени обучаемых и педагога или во всяком случае без превышения установленных нормативов3.

Исходя из этого, оптимизация форм и методов педагогического процесса формирования навыков боевого реагирования у обучающихся в специализированных вузах предполагает улучшение, усовершенствование уже существующих форм и методов, которые обеспечивают успешность формирования НБР при необходимых и достаточных затратах времени педагогов и курсантов.

Знание дидактических закономерностей и принципов оптимизации любого педагогического процесса многое дает педагогам для научного обоснования процесса обучения. И все же преподаватели специализированных вузов нуждаются в более конкретных рекомендациях, которые учитывали бы необходимость оптимального сочетания различных закономерностей и принципов, способствовали бы выбору оптимального варианта обучения для конкретных условий. Все это требует ввести в дидактику новую категорию — «систему способов оптимизации обучения», которая органически вытекала бы из закономерностей и принципов обучения, но носила более конкретный характер и учитывала в определенной мере необходимость «подтягива-

ния» некоторых типично слабых звеньев современного учебного процесса4.

Выбор методов формирования НБР осуществляется педагогами (инструкторами и преподавателями) на самых разных уровнях. Одни из них исходят из сложившегося стереотипа деятельности, отдавая преимущество той или иной группе методов, другие разнообразят методы, но делают это интуитивно, ассоциативно или методом «проб и ошибок». При более высоком уровне выбора методов педагог осознает этот выбор, опираясь на научные закономерности и рекомендации, обосновывая процедуру выбора с помощью определенных критериев.

Представление об оптимальном комплексе приемов и методов не всегда является конкретным. То, что для одних условий является удачным, эффективным, то для других условий может оказаться совершенно неприемлемым. Поэтому педагог (инструктор или преподаватель) должен хорошо знать возможности каждого метода формирования НБР. Сочетание приемов и методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания боевого реагирования и процесса формирования НБР, а обучающимся наилучшим образом раскрыть свои потенциальные возможности и способности,

выбрать наиболее рациональные для себя приемы овладения НБР.

Таким образом, возможности различных методов формирования навыков боевого реагирования относительны, и при их сравнении надо строго учитывать условия, в которых они будут применяться, характер поставленных задач, специфику содержания боевого реагирования и процесса формирования НБР, возрастные (физические, психические и индивидуально-психологические) особенности обучающихся и уровень их общепрофессиональной подготовленности.

Примечания

1. Военная педагогика и психология / А.В. Барабанщиков [и др.] / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1986. С. 165.

2. Коротков Э.Н. Развитие творческого мышления офицера в процессе обучения. М., 1988.

3. См.: Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987; Его же. Избранные педагогические труды. М., 1986.

4. См.: Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1992.

О.В. Батрын

Батрын Олеся Васильевна — аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин УНИПМК, Харьковский национальный университет внутренних дел (61080, Украина, г. Харьков, пр. 50-летия СССР, д. 27)

E-mail: stanislav2107@mail.ru

Возражения на апелляционную жалобу в гражданском судопроизводстве Украины

В статье определено понятие «возражение на апелляционную жалобу». Указана цель и процессуальное значение возражений на апелляционную жалобу в гражданском судопроизводстве Украины. Разработана новая статья для ГПК Украины, в которой указываются требования к содержанию и форме возражений на апелляционную жалобу.

The concept «objections on appeal complaint» is defined in the article. The purpose and procedural meaning of objections on appeal complaint in civil judiciary of Ukraine are specified. The new article for Civil Procedural Code of Ukraine, which states the requirements for the content and form of objections on appeal complaint is elaborated.

Апелляционный суд рассматривает дела по апелляционным жалобам на судебные решения судов первой инстанции. Поэтому основанием для начала апелляционного производства в гражданском судопроизводстве является апелляционная жалоба, которая подается субъектами права апелляционного обжалования судебного решения согласно статье 292 Гражданского процессуального кодекса Украины1 (далее — ГПК Украины). Лица, имеющие право апелляционного обжало-

вания, могут подавать свои возражения на апелляционную жалобу. Так, согласно статье 298 ГПК Украины апелляционный суд не позже следующего дня после вынесения определения о принятии апелляционной жалобы к рассмотрению направляет копии апелляционной жалобы и приложенных к ней материалов лицам, участвующим в деле, и устанавливает срок, в течение которого могут быть поданы ими возражения на апелляционную жалобу.

Батрын О.В. Возражения на апелляционную жалобу в гражданском судопроизводстве Украины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.