Научная статья на тему 'Профессиональная готовность будущих офицеров и специалистов к служебной деятельности в специализированном вузе'

Профессиональная готовность будущих офицеров и специалистов к служебной деятельности в специализированном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ВУЗ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSION AL READINESS / SPECIALISED HIGH SCHOOL / OFFICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Алексей Юрьевич, Акулин Сергей Валентинович

В статье предлагается определение понятия «профессиональная готовность». Рассматривается формирование профессиональной готовности будущих офицеров и специалистов специализированного вуза в области служебной деятельности как педагогическая проблема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Алексей Юрьевич, Акулин Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional readiness of the future officers and experts for office activity in specialised high school

In article author’s definition of concept «professional readiness»is offered. Formation of professional readiness of employees of power ministries and departments of the state in the field of operatively-fighting activity as a pedagogical problem is examined.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность будущих офицеров и специалистов к служебной деятельности в специализированном вузе»

программ; потребности субъектов образования; традиции и особенности развития региона.

Второй уровень модели отражает динамику формирования общностей субъектов проектирования (заказчики, инициаторы, партнёры разработки новой образовательной программы; команда проектирования; субъекты реализации и освоения образовательной программы; её эксперты). Третий уровень демонстрирует последовательную смену этапов проектной деятельности: концептуализация, программирование, реализация и рефлексия. Четвёртый уровень модели даёт представления о продуктах каждого этапа проектирования, а на пятом представлены критерии эффективности этой деятельности.

Проведённое исследование и опытно-экспериментальная работа показали, что областью использования проектно-целевого подхода является развитие перспективных направлений деятельности образовательного учреждения посредством формирования относительно самостоятельных проектов и программ, а спектр его применения включает разновекторную направленность целевых образовательных проектов на основе гибкого сочетания ресурсов и формирования коллективов разработчиков и реализаторов новых образовательных программ вуза.

Примечания

1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: МИНТЕГ, 2007. С. 24.

2. Петербургская школа - 2000. Программа развития образовательной системы Санкт-Петербурга в 1996-2000 годах. СПб., 1996.

3. Программа модернизации системы образования в муниципальном образовании «город Киров» на 2003-2005 годы. Утверждена решением Кировской городской Думы от 26 февраля 2003 г., № 13/ 19. Киров: ООО «УМЦ «Март-2000.

4. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвя-зинского, А. Ф. Закировой. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 37.

5. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. гуманит.-соц. акад., 2003. С. 39, 54.

6. Проектирование в образовании. М.: ИПИ РАО, 1997. С. 7-9.

7. Колесникова И. А, Гончарова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. завед. / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 25.

8. Голышев И. Г. Управление интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования : автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 2012. С. 13.

УДК 378

Ю. Н. Петров, С. В. Акулин

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВУЗЕ

В статье предлагается определение понятия «профессиональная готовность». Рассматривается формирование профессиональной готовности будущих офицеров и специалистов специализированного вуза в области служебной деятельности как педагогическая проблема.

In article author's definition of concept «professional readiness»is offered. Formation of professional readiness of employees of power ministries and departments of the state in the field of operatively-fighting activity as a pedagogical problem is examined.

Ключевые слова: профессиональная готовность, специализированный вуз, служебная деятельность.

Keywords: professional readiness, specialised high school, office activity.

Проблема профессиональной готовности специалистов в различных сферах деятельности, как известно, является одной из центральных в теории, науке и практике отечественной профессиональной педагогики.

Общепринятое понятие «готовность» означает согласие, желание что-то сделать, психологическую настроенность на что-либо [1]. Психологические словари определяют данный термин как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [2]. Педагогические источники дают толкование общей готовности как «интегративное качество личности», а готовности к экстренным действиям - как «способности быстрого и действенного реагирования на возникающие непредвиденные ситуации, способность быстрого включения в ситуации, в нестандартные обстоятельства» [3]. В. А. Сластенин рассматривает готовность как сложный синтез тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов: целе-мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого и оценочного [4]. К. К. Платонов отмечает в данном синтезе ведущую роль субъективной составляющей [5].

Вместе с тем в общей педагогической литературе широко используются такие термины, как «пригодность», «подготовленность» и «готовность специалиста к деятельности».

© Петров Ю. Н., Акулин С. В., 2012

Ю. Н. Петров, С. В. Акулин. Профессиональная готовность будущих офицеров и специалистов.

Примечательно, что в отечественной профессиональной педагогике и в настоящее время не приведены в систему такие понятия, как «подготовленность» и «готовность», «профессиональная надежность», «готовность к будущей профессии». В некоторых научных источниках профессиональной педагогики кроме понятия «пригодность» широко используются термины «подготовленность» и «готовность специалиста к деятельности».

Подготовленность рассматривается как наличие у специалиста личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих в любое время успешно решать стоящие перед ним задачи и выполнять функциональные обязанности. При этом подготовленность специалиста к деятельности в целом еще не означает, что он готов в определенный момент совершить необходимые действия, тем более результативно. На деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, морально-боевых качеств, волевой настроенности, способности в данный момент выполнить необходимые и достаточные действия и в конечном итоге добиться требуемых результатов.

Готовность специалиста (она же профессиональная готовность) в узком понимании трактуется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, а в широком - как совокупность профессионально обусловленных требований к нему.

Современный этап развития государства, ориентация на качественные параметры в дальнейшем совершенствовании предъявляют все более высокие требования к профессиональной подготовке курсантов специализированных ведомственных образовательных учреждений. Особую актуальность и значимость в современных условиях приобрела проблема формирования профессиональной готовности будущих офицеров-специалистов к деятельности по своему должностному предназначению.

События последних лет свидетельствуют о том, что профессиональная готовность будущих офицеров особенно четко проявляется в процессе ведения локальных войн и во внутренних вооруженных конфликтах, в условиях проведения контртер-ористических мероприятий.

Исследованиями и практикой установлено, что профессиональная деятельность требует специального овладения системой знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией (специальностью, специализацией). То есть с позиции деятельности будущего офицера его профессиональную готовность можно определить как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к качественному выполнению определенных профессиональных задач, с применением имеющихся знаний, навыков, умений и качеств личности.

Психолого-педагогическими проблемами подготовки будущих офицеров на современном этапе занимались и занимаются многие исследователи. Так, А. Т. Иваницкий отмечает, что данные подходы «дают возможность увязать в одно целое следующие проблемы:

- ценностных ориентаций, которые выступают как осознание личностью собственных выборов и предпочтений, как жизненного пути личности;

- профессиональной ориентации как профессиональной судьбы в жизненном пути личности и ее профессиональном росте;

- активности личности, вопросов социальных и социально-психологических движущих сил этой активности» [6].

Психолого-педагогические исследования и практика профессиональной подготовки будущих офицеров и специалистов показывают, что объективно любая деятельность предъявляет к личности определенные требования, имеющие свои уровни. Один из этих уровней определяет конкретные направления деятельности будущих офицеров и специалистов и гарантирует необходимое качество их профессиональной подготовленности - это уровень нормативной базы (государственных стандартов образования, ведомственных документов и т. д.). Другой уровень профессиональных требований отражает чисто ведомственную специфику содержания профессиональной готовности (по цели, задачам, формам и методам профессиональной подготовки). И существует еще один уровень профессиональных требований, который предъявляет непосредственная специфика профессиональной деятельности будущего офицера и специалиста, уровень, базирующийся на определенном профиле подготовки. Именно он отражает специфику профессиональной готовности, что необходимо учитывать в содержании квалификационных характеристик, разработке моделей обучения и воспитания, психограммах личности конкретного офицера и специалиста.

Основной задачей в подготовке квалифицированных офицерских кадров многие авторы исследований считали формирование будущего военного профессионала как «воина-гражданина», «воина-личности» и «воина-бойца». Так, И. В. Биочин-ский отмечает, что в плане формирования профессиональной готовности будущего офицера качественно решить данную задачу возможно, если учебно-воспитательный процесс в специализированном вузе будет взаимосвязанно представлять собой этапы «фундаментальной, базовой подготовки и подготовки по должностному предназначению» [7]. Рассматривая проблему формирования профессиональной готовности курсантов как будущих офицеров в специализированных вузах, уместно заметить, что профессиональное обучение как составная часть профессионально-педагогического

процесса неразрывно связана с воспитанием, развитием личности курсанта, его морально-психологической подготовкой как необходимыми составляющими этой готовности.

В аспекте рассмотрения проблемы профессиональной готовности и профессиональной подготовки будущих офицеров следует отметить, что деятельность специализированного вуза несколько отличается от воинской деятельности, исходя из своих задач, специфики и направлений.

Наряду с противодействием преступности, охраной правопорядка и т. п., офицеры сегодня решают задачи по борьбе с незаконной миграцией, преступностью в сфере высоких технологий, экстремизмом и терроризмом. В исследованиях ряда авторов, посвященных проблемам профессиональной готовности и психологической пригодности в специализированном вузе выделены различные виды профессиональной деятельности: оперативно-розыскная, профилактическая, следственная, экстремальная, охранная, административно-надзорная и др. [8] Исследования и практика специализированных вузов показывает, что многочисленные специальности, специализации и должности следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности, безусловно требующим сформирован-ности у специалистов профессиональной готовности, которая проявляется в мотивационно-потреб-ностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферах. Содержание его деятельности сводится к выполнению следующих функций: государственно-общественной, правоохранительной, специальной, организационно-управленческой, социально-психологической [9].

В аспекте формирования готовности к профессиональной деятельности курсантов специализированных образовательных учреждений России необходимо отметить, что здесь существует определенная специфика, вытекающая из характера задач, решаемых данной структурой.

Оперативно-боевую деятельность можно рассматривать как специальный вид оперативно-служебной деятельности. Он объединяет тесно связанные между собой и взаимообусловленные оперативные, силовые, организационные, информативно-психологические и иные меры специального воздействия на объекты, представляющие профессиональный интерес специалиста.

В настоящее время теория и практика педагогического процесса обучения и воспитания офицеров в специализированных вузах не в полной мере соответствует требованиям к их профессиональной готовности в области оперативно-боевой подготовки. Здесь отсутствуют четкие методологические ориентиры, наблюдается незавершенность в педагогических представлениях о системности и условиях повышения эффективности процесса формирования профессиональной готовности. Та-

ким образом, имеет место рассогласование между объективной необходимостью формирования профессиональной готовности будущих специалистов в области оперативно-боевой деятельности и недостаточной научной разработанностью данной проблемы. Существует ряд противоречий, присущих процессу формирования профессиональной готовности к оперативно-боевой деятельности курсантов специализированных вузов.

Здесь, по нашему мнению, можно определить несколько подходов к изучению уровня готовности указанной категории выпускников в аспекте их подготовленности к оперативно-боевой деятельности: психофизиологический, функционально-психологический и психолого-педагогический.

В рамках психолого-педагогического подхода представляется возможным выделить ведущие компоненты профессиональной готовности личности выпускника специализированного вуза к оперативно-боевой деятельности: мотивационно-потребно-стный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический.

Мотивационно-потребностный - личностно-профессиональная потребность, желание и стремление успешно выполнить служебную (оперативно-боевую) задачу на основе имеющихся знаний, умений, опыта.

Интеллектуальный - понимание своей задачи в общем замысле профессиональных действий, четкое знание средств реализации, прогноз результатов достижения цели.

Эмоционально-волевой - уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности, мобилизация сил, сосредоточенность на выполнении задачи, отвлечение от помех, преодоление сомнений.

Действенно-практический - реализация своей потенциальной профессиональной и личностной готовности.

Выпускник специализированного вуза в результате освоения профессиональной образовательно-воспитательной программы в области оперативно-боевой деятельности должен обладать сформированной готовностью:

- осознавать специфику собственного профессионально-правового статуса как офицера;

- соблюдать нормы профессиональной этики при решении служебно-боевых задач;

- заниматься профессиональным самообразованием, самовоспитанием и саморазвитием;

- самостоятельно анализировать, обосновывать и принимать правильные решения в ходе выполнения оперативно-боевых задач;

- соблюдать и обеспечивать выполнение требований конспирации, собственной безопасности и режима секретности на порученном участке работы;

- применять правовые нормы в области организации и осуществления служебной деятельности;

А. Ю. Петров, М. А. Ледянкина. Развитие профессиональной компетентности преподавателей.

- добывать, анализировать, оценивать и реали-зовывать информацию в служебных целях;

- устанавливать психологический контакт с лицами, представляющими оперативный интерес;

- владеть личным табельным оружием;

- вести оперативно-боевую деятельность в особых условиях и др.

Вместе с тем, по нашему убеждению, на процесс формирования профессиональной готовности обучающихся в специализированных вузах силовых структур существенным образом оказывают влияние и внешние факторы, такие, как степень признания государством и обществом данной профессии, уровень ее престижности в обществе, статус, роль и значение личности специалиста, оценка уровня его образованности, культуры, гражданской зрелости, степени развития личностных качеств. Данные обстоятельства следует учитывать в образовательно-воспитательном процессе.

Примечания

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Вече, 2008. С. 139.

2. Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В. Н. Карандашов. СПб.: Питер, 2006. С. 75.

3. Большая Советская Энциклопедия. М.: Наука, 1977. С. 102.

4. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Академия, 2004. С. 46.

5. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. С. 52.

6. Иваницкий А. Т. Психология высшей школы. СПб., 2009. С. 182.

7. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1992. С. 177.

8. Основные виды деятельности и психологическая пригодность службе в системе МВД. М.: МВД РФ, 1997. С. 63.

9. Биочинский И. В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов ОВД: в 2 ч. Н. Новгород: НА МВД, 2006. Ч. 10. С. 66.

УДК 378

А. Ю. Петров, М. А. Ледянкина

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ТЕХНИКУМЕ

В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования в области развития профессиональной компетентности преподавателей техникума. Автором даются теоретические основы, структурно-сущностная характеристика профессиональной компетентности преподавателя учреждения СПО и организационно-педагогические условия ее эффективного развития в условиях техникума.

In article results are presented is skilled-experimental research in the field of development of professional competence of teachers of technical school. The author gives theoretical bases, the structurally-intrinsic characteristic of professional competence of the teacher of establishment SPO and organizational-pedagogical conditions of its effective development in the conditions of technical school.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, развитие профессиональной компетентности, компетенция, организационно-педагогические условия.

Keywords: professional competence, development of professional competence, the competence, organization al-pedagogical conditions.

Одной из основных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, является «развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций» [1].

Действительно, современная система образования нацелена, в первую очередь, на создание устойчивого механизма повышения качества подготовки специалистов. Одним из важнейших факторов его реализации является обеспеченность образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами. Современной системе образования необходимы профессионалы, способные к системному восприятию педагогической реальности и продуктивному действию в ней, к проектированию, конструированию и осуществлению гуманистически направленных педагогических систем.

Профессиональная деятельность преподавателя становится сегодня центральным объектом государственной политики, что выражается в социальном заказе готовить педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба. При этом возрастают требования как к технологи-

© Петров А. Ю., Ледянкина М. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.