2004
2. Вопросы теории и истории государства и права
• запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами* 1.
Важно иметь комплексное решение проблем, связанных с миграцией, что позволит создать действительно эффективную миграционную политику, которая должна стать составной частью внутренней и внешней политики нашего государства, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти с целью превращения миграции в позитивный фактор экономического и социального развития государства и общества.
П.А.Смирнов*
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ
Высокая динамичность современного общества, характер происходящих в нем глобальных изменений, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности государственно-правовых структур предъявляют к работе юриста, а значит, и к работе вуза, занятого их подготовкой, принципиально новые требования. Вместе с тем, практика показывает, что связь между вузами и сферой деятельности выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после защиты диплома требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к самостоятельному профессиональному труду. Конечно, адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, но в значительной степени зависит и от уровня психологической готовности молодого специалиста к будущему труду, а именно: наличия социально значимых мотивов достижения успехов в работе, знания правовых норм, широкого умственного и культурного кругозора, эмпатий-ности и развитой волевой сферы.
В свете проблем подготовки молодых специалистов к профессиональной деятельности в области права сегодняшний процесс воспитания
Аспирант кафедры психологии Марийского государственного университета.
1 О Федеральной миграционной программе: Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г.) //СЗ РФ. - 1994. - 29 августа. - № 18. - Ст.2065.
75
Марийский юридический вестник
ВыпЗск 3
и обучения в системе «школа-вуз» несмотря на достижение высоких результатов, не соответствует современным представлениям, психологическим нормативам и организационно-педагогическим требованиям. Всесторонняя разработка научно-практической проблемы психологической подготовки молодого специалиста будет содействовать выработке эффективных педагогических форм, методов и технологий учебной и воспитательной работы со студентами в условиях вуза.
Одной из проблем повышения психологической готовности к профессиональной деятельности юристов является то, что сейчас нарушено взаимодействие между многими структурами, формировавшими социальную активность личности в период обучения в школе и вузе. Вследствие этого возникло фундаментальное противоречие между необходимостью формирования повышенной социальной активности личности, являющейся основой психологической готовности к профессиональной деятельности юриста, с одной стороны, и отсутствием в вузе структур, необходимых для ее формирования, с другой.
В настоящее время большинство вузов страны использует информационную модель обучения, фиксирующую деятельность студентов в следующем направлении: принять информацию, переработать ее, продемонстрировать степень усвоения. При такой модели обучения «теряется связь с действиями ученика, с его потребностями, содержание образования теряет и личностный смысл... Познание вырывается из бытия, обособляется от жизни и труда. Этот отрыв от практики превращает учение в рациональную работу с понятиями, которая начинает интерпретироваться как работа с теоретическим знанием. Но это псевдотеоретическое знание, так как теория всегда вытекает из практики и направлена на решение практических задач с использованием теоретического знания и теоретического метода»1.
Кроме того, согласно данным анализа новых квалификационных характеристик юристов, эта модель обучения целенаправленно формирует, главным образом, минимально необходимые знания, но в гораздо меньшей степени профессиональные умения и слабо нацелена на развитие у студентов профессионально важных качеств, которые обеспечивают возможность выполнять свои функции.
Анализ системы требований, предъявляемых к специальностям в области права, и аттестационные специалисту эффективно характеристики юристов различного профиля показывают, что к юридическим профес- * 76
1 Шадриков В.Д. Онтологическая концепция образования Неолитический парадокс //Ежегодник российского психологического общества Антология современной психологии конца ХХ века. - Т.7. - Вып. 3. - Казань, 2001. - 239 с.
76
2004
2. Вопросы теории и истории государства и права
сиям предъявляются следующие требования: высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации (высокий уровень правосознания, честность, принципиальность, обязательность, дисциплинированность, исполнительность), нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности (высокий уровень самоконтроля, устойчивость к стрессу, развитые адаптивные свойства нервной системы), высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность (развитый интеллект, творческое мышление, аналитический склад ума, развитое воображение, интуиция), коммуникативная компетентность (способность устанавливать контакты с участниками общения, проницательность, умение слушать собеседника, доброжелательность), организаторские способности (самостоятельность, распорядительность, инициативность, умение выделять главное, чувство ответственности за свои поступки). При этом их роль не ниже знаний теоретических основ профессии. Таким образом, можно отметить существование еще одного противоречия в системе подготовки кадров высшей квалификации, а именно: между необходимостью формирования психологической готовности студентов вузов к будущей профессиональной деятельности и отсутствием в вузе научно-обоснованной системы развития этих качеств личности. «Особенно актуальными эти категории становятся в процессе осуществления какой-либо деятельности. В деятельности происходит осознание структурных особенностей ее объекта и продукта, строится совокупность действий, им соответствующих, и тем самым меняется структура предмета деятельности, преобразуясь в соответствии с требованиями идеальной модели... В процессе взаимодействия субъекта с объектом происходит структурная группировка всех составных элементов предмета, средств труда, среды в соответствии с их местом, ролью, значением в динамических процессах с учетом изменений, происходящих как со всей системой, так и каждой составляющей с позиции цели деятельности и актуального аспекта рассмотрения»1.
Анализ философской, психологической и педагогической литературы показывает, что психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, лич- 77
1 Габдреев Р.В. Пространство, время, движение в профессиональной деятельности инженера //Ежегодник российского психологического общества Антология современной психологии конца ХХ века. - Т.7. - Вып. 3 - Казань, 2001. - 156 с.
77
Марийский юридический вестник
ВыпЗск 3
ные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.
Проблема готовности связывается с более широким личностным контекстом: выделяется три фактора индивидуальной готовности к профессиональной деятельности, два психологических (отношение человека к данной работе; его трудовая направленность в этой области и способности к профессии) и педагогический (обладание знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии), развитие специальных качеств личности специалиста в процессе обучения в вузе1. Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами второго являются «предстартовое состояние» (Н.Д.Левитов), состояние «оперативного покоя» (А.А.Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л.С.Нарсесян, В.Н.Пушкин).
Так, В.А.Бодров отмечает на длительную и временную готовность и считает, что длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:
1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;
2) черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;
3) необходимые знания, навыки, умения;
4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.
Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами, по В.А.Бодрову, являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели. А динамическую структуру состояния психологической готовности к сложным видам деятельности представляет как целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:
1) мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;
2) познавательные - понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т.д.; 78
1 Коканович Л.Н., Шахова Р.Ф., Фатхуллин М.Ф. //Экспресс-информ. /НИИВО; Вып. 5. - М., 1991. - 44 с.
78
2004
2. Вопросы теории и истории государства и права
3) эмоциональные - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;
4) волевые - управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни1.
Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:
• осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;
• осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
• осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;
• определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;
• прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
• мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели.
Одним из средств развития психологической готовности у студентов юрфака МарГУ является практика в юридической клинике на четвертом курсе. На данном этапе практики студенты работают с «живым клиентом» в качестве консультанта по оказанию юридической помощи и защите прав человека. Этот вид практики наиболее приближен к реальной деятельности юриста и наиболее полно формирует способности к профессиональной деятельности, так как студенты осуществляют практическую деятельность по реальным делам под руководством опытного преподавателя.
Работа с клиентом является практически независимой, а реальный результат этой работы оценивается клиентом. Особенно важно, что при этом вырабатывается чувство профессиональной ответственности. Во время общения с клиентом повышается коммуникативная компетент- 79
1 Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала /Под ред. В.А.Бодрова. - М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
79
Марийский юридический вестник
ВыпЗск 3
ность, познавательная активность, эмоциональная устойчивость студентов.
Клиническое образование может включать различные программы из разных сфер юриспруденции. Каждая программа предполагает связь целого блока дисциплин и отраслей права, регулирующих данные вопросы. А самое главное, такая форма обучения максимально приближена к условиям будущей профессиональной деятельности студентов юридического факультета.
Развитие представлений о тесной связи юридической теории, норм права и практики возможно только на живом практическом материале. Именно этот материал позволяет продемонстрировать связи дисциплин, изучающих материальное и процессуальное право дисциплин цивили-стического и криминального циклов и в конечном результате позволяет дать студенту целостное, а не фрагментарное представление о юриспруденции. Клинический метод обучения позволяет показать студентам ценность и значимость получаемых теоретических знаний и осознать востребованность их на практике.
Юридическая клиника не развивает полностью психологическую готовность к профессиональной деятельности юриста. Она является этапом развития психологических возможностей студента, определенной ступенью развития его профессионально важных психических качеств на мотивационной основе и багаже теоретических знаний, которые были получены на младших курсах. И независимо от вида дальнейшей деятельности юриста готовность формируется на всех этапах профессионального становления будущего специалиста. Развиваясь, она становится условием и средством организации резерва активности личности, ее свойством, созданным профессиональной деятельностью на начальном этапе в ходе работы в юридической клинике.
Юридическая клиника позволяет решать одновременно несколько задач в плане развития у студентов психологической готовности к будущему самостоятельному труду. Во-первых, участие студентов в работе клиники является условием и средством укрепления связи изучаемых на факультете теоретических дисциплин с практикой. Во-вторых, работа в ней позволяет развивать у будущих юристов профессионально важные деловые качества, а именно:
• умение самостоятельно определять цели и задачи своей профессиональной деятельности;
• умение обеспечивать информационную основу своей профессиональной деятельности;
• умение прогнозировать возможные результаты собственной деятельности; 80
80
2004
2. Вопросы теории и истории государства и права
• умение реализовывать принятые решения, организовывать других людей и устанавливать с ними целесообразные деловые и личные отношения;
• адекватно оценивать достигаемые результаты;
• корригировать и перестраивать деятельность в зависимости от сложившейся ситуации.
Из вышесказанного можно заключить, что практика студентов в юридической клинике играет важную роль в их профессиональной подготовке и является одним из основных средств развития у будущих юристов психологической готовности к профессиональной деятельности.
В.Г. Тимофеев*
МИРОВЫЕ СУДЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
В условиях реформирования судебной системы и введения в действие Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» в стране появились мировые суды, которые призваны стать важным элементом современной судебной системы.
Необходимо отметить, что мировые суды не являются российским институтом. Их родиной была Англия, где они появились еще во второй половине XIII в., когда судебно-полицейские полномочия шерифа стали передаваться судьям, назначаемым королем. Первоначально они именовались «хранителями мира», то есть правопорядка, а с 1344 г. стали называться мировыми судами, и основными их функциями были судебное разбирательство и осуждение всех «нарушителей мира». В дальнейшем институт мировых судов был введен в судебные системы других стран, в том числе и России.
Однако для этого потребовалось еще несколько столетий, и впервые мысль о введении мировых судов в России высказал в 1827 г. председатель Государственного совета граф В.П.Кочубей.
Большую роль в введении мировых судов в действие в России сыграл граф Д.Н.Блудов, который в особой записке, составленной в адрес царя в 1859 г., обосновал их необходимость. Его мнение было поддержано императором Александром II, и в 1862 г. были изданы Основные положения преобразования судебной части, которые в полном объеме нашли свое отражение в Судебном уставе 1864 г. 81
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственноправовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.
81