Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
мослашув / ёш мутахассислар / касбий мослашув / касб / ижтимоий-психологик қўллаб-қувватлаш / нотўғри мослашиш / психологик ёрдам. / адаптация / молодые специалисты / профессиональная адаптация / профессия / социально-психологическая поддержка / дезадаптация / психологическая помощь

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Чулпонова Хадича Тошбаевна

Ушбу мақолада ёш мутахассисларнинг меҳнатга мослашиш даврида психологик қўллаб-қувватлашнинг психологик жиҳатлари, уларни янги жамоадаги ижтимоий ва психологик хусусиятлари кўриб чиқилган

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT DURING THE PERIOD OF ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS TO WORK ACTIVITY

В данной статье раскрыты проблемы психологической поддержки в адаптационном периоде молодых специалистов, рассматриваются особенности их социально-психологической адаптации к новому коллективу

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Х.Т. Чулпонова -

Старший преподаватель ТГТрУ

с! ЬйрвУАкп. от/10.24412/2181 -7294-2023 -2-121-125

В современном мире молодые специалисты вынуждены сталкиваться с разными трудностями в своей профессиональной деятельности. Особенно сложно им бывает адаптироваться в трудовом коллективе, где уже работают более опытные и устоявшиеся сотрудники. Из-за отсутствия практического опыта молодые специалисты могут чувствовать себя неуверенно, неспокойно и изолировано.

Психологическая поддержка молодых сотрудников в трудовом коллективе оказывает общественно-полезное действие. Задача такой поддержки заключается в том, чтобы помочь молодым сотрудникам улучшить их личностное развитие, повысить их профессиональный уровень и обучить навыкам, необходимым для успешной карьеры. Различные методы психологической поддержки молодых специалистов могут включать мотивационные беседы, консультации, тренинги, практические занятия и др. Важно помнить, что любая методика должна быть индивидуальной и учитывать потребности каждого сотрудника в соответствии с его профессиональными возможностями и личностными качествами.

Психологическая поддержка молодых сотрудников способна повысить их уверенность в своих силах и способностях, поддерживать мотивацию и помогать в исправлении с стрессами. Таким образом, такая поддержка стимулирует рост производительности труда и повышение уровня взаимоотношений в коллективе.

Профессиональная адаптация - это процесс взаимного приспособления специалиста и организация, которые основывается на постепенном включении сотрудников в трудовой процесс в новых для него профессиональных, социально и организационно-экономических условиях труда. на данный процесс влияют индивидуальные характеристики человека, его интересы, установки, особенности интеллекта. По мнению специалистов, психологическая адаптация является наиболее важной. Это сложный, длительный, а иногда болезненный процесс, которые связаны с изменением внутреннего мира человека. он обусловлен отказом от привычного связан с преодолением различных профессиональных затруднений. молодой специалист вынужден Мобилизовать волю, энергию, сдерживать эмоции. при этом ломаются прошлые представления, стереотипы деятельности, формируются новые навыки, умения, изменяется поведение. Чем быстрее молодой сотрудник поймет законы своего нового коллектива, отношение внутри него, тем быстрее пройдет его адаптация. Неприятие молодого специалиста, безразличная или даже агрессивные отношения к нему со стороны коллег способны негативно повлиять на профессиональное самоопределение.

Психологической литературе выделяется первичная и вторичная адаптация, которые далее подразделяются на этапы. В период первичной адаптации осуществляется процесс ознакомления молодого специалиста с организацией её структуры и составом специалистов в рамках каждого структурного подразделения, с составом, с перечнем обязанностей в рамках должности и формирования представления о роли молодого специалиста в рамках общей структуры организации. Именно на данном этапе происходит процесс социально-психологической адаптации специалиста, его самоидентификация в рамках коллектива, освоение принципов и ценностей трудового коллектива и приспособление к формату межличностной коммуникации. в процессе вторичной адаптации специалист, принципиально приспособившись к установленной рабочей среде, адаптируется в её рамках к новым членам коллектива, новому функционалу, рабочим задачам, проектом и изменениям в структуре организации. необходимо отметить, что процесс адаптации имеет двойственную

природу, то есть подразумевает под собой как удовлетворение требований организации о формировании эффективной рабочей среды, так и удовлетворение потребностей каждого индивидуального сотрудника, что формирует ощущение доверительные гармоничной среды в рамках организации.

Более подробно остановимся на этапах социально-психологической адаптации молодых специалистов в рамках первичной адаптации.

В действительности имеет место отметить пред подготовительный этап адаптации молодых специалистов в новой организации. Его цель заключается в установлении контакта с молодым специалистом и формирование будущей лояльности к организации для преимущественного выбора среди спектра организаций и предприятий после окончания обучения молодым специалистов. в качестве применяемых форм работы с молодыми специалистами в рамках данного этапа выделяются:

(1) Кейс чемпионаты, в ходе которого предоставляется задание в формате рядовой задачи, с которым может столкнуться будущий сотрудник в своей повседневной деятельности;

(2) Бесплатные стажировки, в рамках которых молодой специалист может "примерить" на себе роль сотрудника организации, ознакомиться со спецификой работы, оценить релевантность своего опыта и понять какой опыт и навыки необходимы для перспективного трудоустройства;

(3) Совместные проекты с университетами, целью которых выступает сокращение разрыва между полученными академическими знаниями и требуемыми в рамках реальной деятельности организации навыками. указанные выше способы и примеры могут помочь молодому специалисту еще в процессе обучения прочувствовать своё место в рамках организации, сформировать своё отношение к ней и оценить профессиональные перспективы и таким образом повышают лояльность молодого специалиста по отношению к организации. Более того, они упрощают последующие этапы социально-психологической адаптации, так как в рамках пред подготовительных мероприятий у молодого специалиста формируется внутреннее соотнесение себя с коллективом, преодолеваются страхи, связанные с межличностной коммуникацией в рамках коллектива и дезориентации в организационном устройстве организации.

Следующим этапом является собственно первичный этап социально-психологической адаптации. Данные этап включает в себя определение и анализ уровня подготовки молодого специалиста. Далее выделяется это ориентации, в ходе которого молодой специалист представляет презентацию его должностных обязанностей, его роли в рамках структурного подразделения и в рамках организации в целом. На данном этапе может быть применено огромное количество эффективных методик, усиливающих и ускоряющих процессов социальной психологической адаптации молодого специалиста.

Следующий этап носит название "Деятельностная или действенная адаптация". В ходе данного этапа осуществляется непосредственное внедрение специалистов в рабочий процесс на основании изученных материалов относительно структуры организации и должностных обязанностей, непосредственное выполнение должностных обязанностей в рамках нового трудового коллектива и преодоления связанных с этим трудностей. Иными словами совершение профильных действий и преодоления психоэмоциональных реакций, связанных с совершением ошибок.

Последним этапом в рамках социально-психологической адаптации молодого специалиста выступает непосредственно функционирование. Данные этап представляет собой стабильное освоение молодым специалистам требуемых от него обязанностей в рамках устоявшегося трудового коллектива, переход к стабильной работе, успешная регулярные психоэмоциональные Преодоление ошибок и снижение их количества, развитие навыка гибкости и адаптивности к существующей внутри организации среде.

Можно выделить следующие проблемы, возникающие при адаптации молодого специалиста:

1) ожидание по поводу работы не соответствует реальности ;

2) сотрудник переоценивает свои возможности;

3) сотрудник недооценивает всю серьёзность и сложность обязанностей;

4) Трудности во взаимоотношениях с коллективом;

5) недостаток практических умений и навыков, смутные представления о специфике деятельности предприятия.

Чтобы предотвратить подобную ситуацию, необходимо помочь молодому специалисту адаптироваться к новой работе и коллективу. адаптация молодого специалиста -это механизм гибкого приспособления, а также активные овладение нормами коллективного профессионального общения, производственными знаниями, соблюдение традиции организации. данная тема актуальна, так как эффективность деятельности каждого специалиста зависит не только от степени адаптации профессиональным уровне, но и от социально-психологической атмосферы в коллективе.

Важную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации молодого специалиста играют именно администрация и психологи, которые разрабатывают комплекс мероприятий, позволяющий снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников. Одним из решений проблем адаптации является активное включение молодых специалистов в общественную жизнь учреждения, создание условий, в которых они могли бы объединив усилия взять на себя решение части проблем учреждения. Особое место при решении проблем адаптации молодых специалистов отводится психологической поддержки. "психологическая поддержка" включает в себя психологическую профилактику, психологическая консультирование, психологическую коррекцию, в целом повышение психологической защищённости и психологической конкурентоспособности личности.

Главное задача психологической поддержки молодых специалистов в период адаптации заключается в следующем:

- обучение работающих специалистов методом само регуляции, методом снятия стрессовых состояний и делового общения в коллективе;

- помощь в оценке своего профессионального потенциала и выстраивании плана профессионального и личностного роста;

- проведение мероприятий, способствующих формированию эффективной мотивированной на труд команды;

- профилактика психоэмоционального выгорания специалистов;

- изучение и развитие личностного и творческого потенциала молодых специалистов в целях повышения его конкурентоспособности;

- помощь в процессе адаптации в коллективе, вхождение в ролевую структуру профессиональные группы;

- проведение семинаров практикумов личностного и профессионального роста для специалистов;

Реализация перечисленных выше задач способствуют достижению следующих результатов:

- снизить уровень социальной напряжённости в Молодёжной среде;

- повысить качество жизни молодёжи;

- обеспечить социальную защищённость молодёжи в целях содействия развитию самореализации и профессионального роста;

- обеспечить развитие кадрового потенциала учреждения;

- повысить молодёжный среде престижность работы образовательном учреждений ;

- снизить уровень текучести кадров.

Социально-психологическая адаптация молодых специалистов требует обеспечения ряда условий, которые заключаются в следующем:

-создание интеллектуальной среды для самообразования молодого специалиста, его творческого роста и профессионального становления.

- развитие у молодого специалиста умений определять и реализовывать в трудовой деятельности свою профессиональную индивидуальность.

- повышение психологической готовности коллектива к приёму новых сотрудников. Это заключается в формировании у сотрудников такого отношения к новичкам, при котором они чувствовали бы себя полноправными членами коллектива с первых дней работы. необходимо, чтобы вхождение молодого специалиста в новом коллективе не сопровождалось противодействием со стороны коллег, а, напротив проходило в условиях поддержки и доброжелательного отношения.

- формирование веры и признание коллективом творческого потенциала молодого специалиста.

-развитие наставничества как важного условия адаптации и как формы доверия к опытному сотруднику.

Выработка адаптационных стратегий личности молодого специалиста будет идти в разных уровнях, так как находится в зависимости от психологических особенностей личности молодого специалиста, его профессиональной подготовки. единого метода помогающего в адаптации молодого специалиста не существует.

Об успешности адаптационного процесса молодого специалиста можно судить на основании ряда показателей:

1.Овладение необходимым объёмом знаний и навыков, которые требуются для трудовой деятельности.

2. Овладении собственной профессиональной ролью.

3. Показатели труда молодого специалиста соответствует установленным нормативам

4. Поведение молодого специалиста соответствует правилам внутреннего трудового распорядка.

5. У молодого специалиста выражается желание совершенствоваться в профессии.

Молодые специалисты, чувствующие поддержку со стороны коллег, получают

больше веры в свои профессиональные возможности и меньше склонны к усталости и беспокойству. Кроме того, осознание того, что они могут обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, оказывает благоприятное воздействие на их эмоциональное и психологическое состояние. Важным аспектом психологической поддержки молодых сотрудников является создание благоприятной атмосферы в трудовом коллективе. В такой среде молодые специалисты чувствуют себя уважаемыми и принятыми, что создает условия для их успешной деятельности и развития.

Таким образом, психологическая поддержка молодых сотрудников является важным аспектом в трудовом коллективе. Она способствует повышению уверенности молодых специалистов, увеличению производительности труда и повышению качества взаимодействия в коллективе. Работодатели должны активно поддерживать молодых работников, создавая условия для их развития и адаптации в новом коллективе.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Емекеев А.А. Адаптация молодого специалиста на предприятии: проблемы и решения /А.А. Емекеев - Регионология, № 4, 2004.

2.Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика - СПб, 2006. - 479

3.Psychological aspects of professional adaptation of young specialists in the social and labor sphere .Chulponova Hadicha Toshbaevna Senior teacher, Tashkent State Transport University, Department of Social SciencesOriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social

sciences (E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(1/2), Jan., 2023, 231-236/

4. Муминов А.Г. "Empaty in modern conditions: views, factors, manifestations" Журнал: Социальных Исследований, 2021, №4, Р.13-23.

5.Chulpanova Khadicha The essence of the professional self consciousness of the teacher. Innovations in pedagogy and psychology. DOI http://dx.doi.org/10.26739/2181-9513-2018-1, 23-26

6.Chulponova Khadicha "Mechanisms of Professional Competence Development in Future Teachers based on Pedagogical and Technical Knowledge" Annals of R.S.C.B., ISSN:1583-6258, Vol. 25, Issue 2, 2021, Pages. 2950 - 2958 Received 20 January 2021; Accepted 08 February 2021.

РЕЗЮМЕ:

Ушбу маколада ёш мутахассисларнинг мех,натга мослашиш даврида психологик куллаб-кувватлашнинг психологик жихдтлари, уларни янги жамоадаги ижтимоий ва психологик хусусиятлари куриб чикилган.

Калит сузлар: мослашув, ёш мутахассислар, касбий мослашув, касб, ижтимоий-психологик куллаб-кувватлаш, нотугри мослашиш, психологик ёрдам.

РЕЗЮМЕ:

В данной статье раскрыты проблемы психологической поддержки в адаптационном периоде молодых специалистов, рассматриваются особенности их социально-психологической адаптации к новому коллективу.

Ключевые слова: адаптация, молодые специалисты, профессиональная адаптация, профессия, социально-психологическая поддержка, дезадаптация, психологическая помощь.

RESUME:

This article notes the problems of psychological support in the adaptation period of young professionals, discusses the features of their cocial and psychological adaptation to a new team.

Keywords: adaptation, young specialists, professional adaptation, profession, socio-psychological support, psychological assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.