УДК 159.9:37.015.3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN OVERCOMING PSYCHOLOGICAL BARRIERS
© В.А. Манина
Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, Оренбург)
© V.A. Машпа Orenburg State Pedagogical University (Russia, Orenburg)
В статье изложен анализ основных подходов к проблеме психологической поддержки в ситуации неспособности студентов самостоятельно преодолеть психологические барьеры учебной деятельности. Перечислены основные современные направления психологической поддержки.
The article dwells upon the analysis of the main approaches to the problem of psychological support in the situation of students' inability to overcome the psychological barriers in their educational activity by themselves. The author displays the main contemporary ways of psychological support.
Ключевые слова: психологический барьер; преодоление барьеров; психологическая поддержка.
Keywords: psychological barrier; overcoming barriers; psychological support.
Под понятием «поддержка», как правило, имеется в виду помощь, стремление поддержать, содействие, «оказание помощи», «выступление в защиту», «обеспечение комфорта» [7, с. 46].
Проблема психологической поддержки освещается в работах А.Г. Асмо-лова, Н.Н. Загрядской, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, О.С. Газмана. Практические исследования, направленные на реализацию программ психологической поддержки, проводились И.Е. Лилиенталь, Н.Г. Щерба-невой, Г.С. Абрамовой, А.А. Терсаковой и др. На современном этапе психологическая поддержка представляет из себя одно из основных и перспективных направлений, которые осуществляет психологическая служба образования.
По А.Г. Асмолову, психологической основой для поддержки могут служить следующие условия: преобладание в современном образе жизни источников развития для индивидуальности личности, наличие в социогенезе условий и механизмов развития индивидуальности, присутствие в жизни «зон неопределенности», где человек имеет возможность проявить себя как индивидуальность, а не только как носитель нормативного поведения; наличие широкого поля возможностей выборов [1, с. 42].
Значимость психологической поддержки для человека отмечал А. Адлер, который указывал, что понимание и поддержка могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу.
Глубинный смысл в психологической поддержке видят И.Б. Котова и Е.Н. Шия-нов. По мнению авторов, сущность поддержки выражается в сложных процессах и преобразованиях, которые затрагивают личность человека. Личности, находящейся в развитии, постоянно преодолевающей барьеры, возникающие на жизненном пути, необходимо принятие, понимание, особые стратегии воспитания. Процесс психологической поддержки приводит к активному саморазвитию, когда индивид, впитывая в себя все внешние влияния, сам формирует новые ценности, цели, ориентации и действует уже не по внешним побуждениям, а руководствуясь внутренними стимулами [5, с. 202-204].
В исследовании Н.Н. Загрядской рассматривается психологическая поддержка, необходимая старшеклассникам при решении ими экзистенциальных проблем. Отмечается, что психологическая поддержка является неотъемлемой частью работы школьного психолога и носит как индивидуальный, так и групповой характер. В то же время эффективность психологической поддержки прямо пропорциональна степе-
В.А. Манина
ни изученности старшеклассника самим психологом. Н.Н. Загрядская отмечает, что психологическая поддержка старшеклассника подразумевает помощь в осознании барьеров развития, формировании адекватного самопонимания и позиции субъекта относительно собственной жизни, в осмыслении поля выборов жизненного пути, в обучении навыкам оказания самостоятельной помощи себе и окружающим. В своем исследовании автор делает вывод о том, что психологическая поддержка должна быть направлена на развитие тех параметров личности, которые являются значимыми для решения проблем и прежде всего интернальности, позитивного самоотношения, активности, ответственности и самостоятельности [3, с. 6].
Вопрос психологической поддержки студентов педагогических специальностей посредством психологической службы рассматривался Н.Г. Щербеневой. Автор показывает, что развитие студентов педагогических специальностей в профессиональном плане будет более эффективным и конструктивным при условии, что психологическая служба вуза будет реализовы-вать программу психологической поддержки, в которой предусматривается формирование профессиональной направленности, развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной гибкости, изменения мотивации профессионального развития, отношения к себе и другим людям [9, с. 12].
В исследовании И.Е. Лилиенталь, которое посвящено проблеме психологической поддержки студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза, показано, что процесс адаптации вчерашних школьников к образовательному пространству вуза является этапом их профессионализации и личностного развития, на котором общие закономерности онтогенеза опосредованы противоречиями социального порядка, возникшими в связи с поступлением в высшее учебное заведение. Данные противоречия чаще всего выражаются в виде психологических барьеров, преодоление которых выводит на новый этап развития и возможно при осуществлении грамотной психологической поддержки студентов. Образовательный процесс вуза становится основой социальной ситуации раз-
вития студентов и влечет за собой появление основных новообразований юношеского возраста - профессионального и личностного самоопределения и готовности к жизненному самоопределению [6, с. 57].
Основной целью психологической поддержки является создание климата, в котором студент сможет полноценно развиваться и формировать личность, способную противостоять неблагоприятным условиям внешней среды и самостоятельно преодолевать возникающие барьеры на пути развития. С позиций вышеперечисленных подходов психологическая поддержка не является перекладыванием ответственности на психолога или же создание некоего инкубатора, а представляет собой процесс, результирующий себя такими позициями, как самодетерминация, саморазвитие личности, адекватное целеполагание и самопонимание.
Хотелось бы упомянуть и о концепции А.В. Петровского, который рассматривает процесс обучения в вузе как один из этапов профессионального и личностного развития студентов, на котором закладываются предпосылки их индивидуализации и интеграции в социальной системе [4, с. 149].
Таким образом, применительно к исследованию психологических барьеров понятие «психологическая поддержка студентов» в общем смысле понимается как активное и целенаправленное содействие процессу формирования здоровой личности студента, комплекс мер, имеющих своей целью оптимизацию психологического состояния человека, преодоления или снижения актуальности психологических барьеров, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на этапе обучения в вузе.
При столкновении с психологическим барьером психологическая поддержка может быть реализована на нескольких уровнях:
- мотивационном - как повышение активности человека, актуализация потребности в учебе, самопознании и саморазвитии;
- когнитивном - как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе, окружающем мире, формирование позитивного мышления;
Психологическая поддержка студентов в ситуации преодоления психологических барьеров
- эмоциональном - как коррекция текущего состояния студента, перевод негативных эмоций в позитивные, а также овладение навыками саморегуляции;
- поведенческом - как формирование эффективных умений и навыков, обеспечивающих более оптимальную адаптацию человека к социальной среде [2, с. 56].
В качестве основных направлений психологической поддержки при преодолении психологических барьеров Э.Э. Сы-манюк выделяет: психологическую профи-
лактику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, лич-ностно ориентированную терапию [8, а 166].
В каждом конкретном случае форму, вид и объем психологической поддержки определяет и рекомендует специалист-психолог в соответствии с состоянием получателя психологической поддержки и спецификой его психологической проблемы.
Литература
1. Асмолов А.Г. Содействие ребенку - развитие личности // Забота - поддержка - консультирование. Серия «Новые ценности образования» / под ред. Н.Б. Крыловой. М. : Инноватор, 1996. Вып. 26. С. 39-44.
2. Болдырева Т.А., Тхоржевская Л.В. Оптимизм в трудной жизненной ситуации: функциональный подход // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология, социология, педагогика. СПб. : СПбГУ, 2009. Вып. 1, ч. 1. С. 55-60.
3. Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1999.
4. Ким И.О., Минияров В.М., Иванов Д.В. Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 3, № 4. С. 148-157.
5. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д, 1994.
6. Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2000.
7. Рубцов В.В. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. C. 38-46.
8. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М. : МОДЭК,
2004.
9. Щербенева Н.Г. Психологическая поддержка профессионального развития студентов педагогического вуза средствами психологической службы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Армавир, 2003.
Сведения об авторе
Манина Валерия Алексеевна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.