Научная статья на тему 'Психологическое консультирование в преодолении психологических барьеров'

Психологическое консультирование в преодолении психологических барьеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1358
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОДОЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / СТУДЕНТЫ / СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / OVERCOMING / PSYCHOLOGICAL BARRIER / STUDENTS / STRATEGIES / PSYCHOLOGICAL COUNSELLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манина В.А.

В статье рассматриваются основные виды и функции психологических барьеров. Особое внимание уделяется разработке стратегий и тактик преодоления психологических барьеров у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COUNSELLING IN OVERCOMING PSYCHOLOGICAL BARRIERS

In the article, basic types and functions of psychological barriers are considered. The special emphasis is on the development of strategies and tactics to overcome psychological barriers in students.

Текст научной работы на тему «Психологическое консультирование в преодолении психологических барьеров»

УДК 159.9.018

DOI:10.23888/humJ2016415-20 © Манина В.А., 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды и функции психологических барьеров. Особое внимание уделяется разработке стратегий и тактик преодоления психологических барьеров у студентов.

© Manina V.A., 2016

PSYCHOLOGICAL COUNSELLING IN OVERCOMING PSYCHOLOGICAL BARRIERS

Abstract. In the article, basic types and functions of psychological barriers are considered. The special emphasis is on the development of strategies and tactics to overcome psychological barriers in students.

Ключевые слова: преодоление; Key words: overcoming; psycho-психологический барьер; студен- logical barrier; students; strate-ты; стратегии; психологическое gies; psychological counselling. консультирование.

В процессе освоения профессиональной деятельности барьеры, с которыми

сталкиваются студенты, приводят к снижению успешности в обучении, неуспеваемости, низкому качеству знаний.

С какой бы позиции ни рассматривалось понятие психологический барьер- в качестве препятствия, которое мешает человеку на пути его становления как личности и как профессионала или же, наоборот, в качестве явления, выполняющего развивающие функции. Независимо от этого, чтобы барьер выполнил свои функции, его необходимо преодолеть.

Преодоление барьеров может быть самостоятельным когда мы, прилагая определенные усилия, справляемся с рассогласованиями, возникающими между внутренним и внешним мирами. В каких-то моментах мы можем даже не прила-

гать особых усилий, так как преодоление происходит уже не впервые и мы, используя прошлый опыт, легко перешагиваем возникающие препятствия. Если же барьер не может быть пройден самостоятельно, то мы прибегаем к помощи посторонних людей - близких нам людей или же специалистов в сфере, в которой возникло данное препятствие.

Проблема преодоления барьеров интересует как педагогов, так и психологов. Обратившись к толковым словарям, мы находим следующие определения: в словаре В.И. Даля преодоление обозначается следующим образом: «одолеть, осилить, превозмочь, подчинить себе (преодолеть сам себя)», [1, с. 124], в словаре С.И. Ожегова - «преодолеть - значит пересилить, справиться с чем-нибудь (преодолеть все трудности)» [2, с. 630].

В работах Н.Г. Осуховой преодоление описывается, как «стратегия преобразования трудностей посредством материальных или символических действий (коммуникации, язык) в пространстве внешнего мира» [3, с. 28].

В условиях освоения будущей профессиональной деятельности существует большое количество факторов, оказывающих влияние на возникновение психологических барьеров, которые не зависят от личности студента, и могут быть устранены только усилиями педагогов. С другой стороны, внутренние причины барьеров не всегда осознаются студентами, и могут быть скорректированы психологическими методами в процессе обучения.

Большинство людей, в состоянии адекватно реагировать на сложившуюся затруднительную ситуацию, у них включаются так называемые мобилизационные механизмы, у тех же, кто не может перешагнуть образовавшийся барьер, включаются демобилизационные механизмы.

Стратегии преодоления психологических барьеров избираются как осознанно, так и не осознанно. Возможно выделение как общих, так и ситуационных специфических стратегий. Существующие классификации часто относятся к психологическим защитам или к поведению в различных ситуациях дискомфорта. Аде-

кватность выбора стратегий поведения в критических ситуациях определяется действием защитных механизмов, адаптационными возможностями личности, особенностями восприятия и оценки ею значимой для нее ситуации, стилевыми особенностями саморегуляции деятельности.

Психологическое исследование показывает, что поведение человека во многом зависит от уровня субъективного контроля, или локуса-контроля базовой личностной характеристикой, по которой можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом своей собственной деятельности, а в какой степени - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Многочисленные экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что существует связь между уровнями субъективного контроля и различными формами поведения, а также особенностями личности [5,с. 17].

Следовательно, рациональное использование внутренних ресурсов, помогает человеку преодолеть возникающие на его пути психологические барьеры и справиться с трудными ситуациями. Чем более развито самопонимание, самоуважение, саморегуляция, уверенность в собственных силах, принятие самого себя, психологическая устойчивость, чем адекватнее самооценка, тем более результативно человек может использовать свои внутренние ресурсы, и соответственно, преодоление психологических барьеров происходит с наименьшими потерями, как времени, так и сил.

В ситуации, когда студент не может самостоятельно преодолеть возникшие перед ним препятствие, он начинает поиски внешних ресурсов преодоления (помощь родственников и друзей; помощь преподавателей; помощь специалистов-психологов).

Таким образом, стратегия преодоления психологических барьеров не может рассматриваться с какой-либо одной позиции, например, действия бессознательного или осознаваемого компонента психики, использования внешних или внутренних ресурсов человека. Все это необходимо рассматривать в комплексе, по-

этапно. Можно выделить условные этапы преодоления психологических барьеров:

На первом этапе - это исследование ситуации, субъект рассматривает возможные пути решения. Начинается подобная оценка с выяснения того, насколько и при каких условиях необходимо преодоление возникшего психологического барьера (требуется изучение проблемной ситуации и выявление самого значительного стрессора).

На втором этапе - это поиск ресурсов. Субъект пытается задействовать внутренние ресурсы, если он не преуспевает в этом, то далее человек начинает искать внешние ресурсы, которые помогут ему преодолеть психологический барьер (необходимо мобилизовать самоанализ и самооценку, а также произвести поиск и оценку всех возможных средств).

На третьем этапе - действия, направленные на преодоление барьера. Этот этап наступает в случае неспособности преодолеть барьер самостоятельно. Наиболее эффективным психологическим условием, по нашему мнению, является целенаправленная психокоррекционная, консультативная и психопрофилактическая работа специалиста - психолога.

Психологическое консультирование - специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации [4, с.6].

Содержание и цели группового психологического консультирования определяются членами группы, в большинстве своем являющимися нормально функционирующими людьми. Групповое консультирование решает задачи исследования системы реально существующих отношений между людьми и использует механизмы управления групповым процессом с целью актуализации личностных ресурсов обратившихся в решении трудных жизненных ситуаций.

Группа предлагает поддержку и эмпатию участникам, столкнувшимся с кризисной ситуацией и используется как средство или катализатор каких-либо личностных процессов, достижений [4, с.8].

Индивидуальное психологическое консультирование заключается в индивидуальной работе с психологическими трудностями клиента. В рамках консультирования допускается разъяснение клиенту его психологических трудностей, повышение его компетентности в жизненных вопросах, в вопросах личностного функционирования.

Сущность данного направления работы в контексте преодоления психологических барьеров заключается в предоставлении специалистом-психологом на основе специальных профессиональных знаний непосредственной психологической поддержки через создание условий, при которых студент осознает, что преодоление барьеров возможно или ищет новые пути их преодоления.

Целью психологического консультирования является помощь студенту в анализе особенностей стратегий преодоления конкретного студента, в понимании своей системы отношений с окружающим миром, оценке возникших психологических барьеров и в поиске альтернативных вариантов их преодоления.

Таким образом, преодоление психологических барьеров является сложным процессом. Для формирования эффективной стратегии преодоления психологических барьеров могут быть задействованы как внутренние ресурсы, так и внешние.

В качестве внешних ресурсов в нашем исследовании были рассмотрены основные формы работы психолога - психологическая коррекция, психологическое консультирование и психологическое просвещение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3 / В.И. Даль. - М.: Рус. яз., 1998. - 779 с..

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шевцовой. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с

3. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях/ Н.Г. Осухова. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

4. Фролова С. В. Консультативная психология: теория и практика. Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. 154с.

5. Хребина, С.В. Организационная психология образования: феноменология и концепция развития / С.В. Хребина. — Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - 288с.

6. Крутова И.Ю. Субъектно-деятельностный подход к формированию познавательной активности студентов [Электронный ресурс] /И.Ю. Крутова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 1 (12). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ra/art&id=192 (дата обращения: 28.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.