Научная статья на тему 'Современные направления психологической поддержки студентов вуза в преодолении психологических барьеров'

Современные направления психологической поддержки студентов вуза в преодолении психологических барьеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1760
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / СТУДЕНТЫ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL BARRIER / COUNSELING / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манина Валерия Алексеевна

В статье рассматривается основные формы и направления психологической поддержки студентов вуза в преодолении психологических барьеров. Современные подходы к проблеме психологической поддержки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in psychological support for university students in overcoming psychological barriers

This article discusses the basic forms of psychological support and direction of university students in overcoming psychological barriers. Modern approaches to psychological support to students.

Текст научной работы на тему «Современные направления психологической поддержки студентов вуза в преодолении психологических барьеров»

УДК 159.923

Манина Валерия Алексеевна

Оренбургский государственный аграрный университет

valefiamanina@gmail. сот

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ

В статье рассматривается основные формы и направления психологической поддержки студентов вуза в преодолении психологических барьеров. Современные подходы к проблеме психологической поддержки студентов.

Ключевые слова: психологическая поддержка, психологический барьер, консультирование, психокоррекция, студенты.

В современной практической психологии психологическая поддержка является одним из ведущих направлений. Поскольку данное направление применимо ко всем отраслям жизнедеятельности человека и при правильном использовании показывает высокие результаты.

Под понятием «поддержка», как правило, имеется в виду помощь, стремление поддержать, содействие, т.е. «оказание помощи», «выступление в защиту», «обеспечение комфорта»[11, с. 46].

Проблема психологической поддержки в литературе освещается в работах А.Г. Асмолова, Н.Н. Загрядской, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, О.С. Газмана. Практические исследования, направленные на реализацию программ психологической поддержки проводились И.Е. Лилиенталь, Н.Г. Щербаневой, Г.С. Абрамовой, А.А. Терсако-вой и др. На современном этапе психологическая поддержка представляет из себя одно из основных и перспективных направлений, которые осуществляет психологическая служба образования.

В работах А.Г. Асмолова, психологической основой для поддержки могут служить следующие условия: преобладание в современном образе жизни источников развития для индивидуальности личности, наличие в социогенезе условий и механизмов развития индивидуальности, присутствие в жизни «зон неопределенности», где человек имеет возможность проявить себя как индивидуальность, а не только как носитель нормативного поведения; наличие широкого поля возможностей выборов [1, с. 42].

Значимость психологической поддержки для человека отмечал А. Адлер, указывая, что понимание и поддержка могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу.

Глубинный смысл в психологической поддержке видит И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов. По мнению автора, сущность поддержки выражается в сложных процессах и преобразованиях, которые затрагивают личность человека. Личности, находящейся в развитии, постоянно преодолевающей барьеры, возникающие на жизненном пути, необходимо принятие, понимание, особые стратегии воспитания. [6, с. 202-204].

В исследовании Н.Н. Загрядской рассматривается психологическая поддержка старшеклассникам при решении ими экзистенциальных проблем.

Отмечается, что психологическая поддержка является неотъемлемой частью работы школьного психолога и носит как индивидуальный, так и групповой характер [4, с. 6].

Вопрос психологической поддержки студентов педагогических специальностей посредством психологической службы рассматривался Н.Г. Щербе-невой. Данный автор показывает, что развитие студентов педагогических специальностей в профессиональном плане будет более эффективным и конструктивным, при условии, что психологическая служба ВУЗа будет реализовывать программу психологической поддержки. В такой программе предусматривается формирование профессиональной направленности, развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной гибкости, изменения мотивации профессионального развития, отношения к себе и другим людям [13, с. 12].

Основной целью психологической поддержки является создание климата, в котором студент сможет полноценно развиваться и формировать личность, способную противостоять неблагоприятным условиям внешней среды и самостоятельно преодолевать возникающие барьеры на пути развития. С позиций вышеперечисленных подходов психологическая поддержка не является перекладыванием ответственности на психолога или же создание некоего инкубатора, а представляет собой процесс результирующий себя такими позициями как самодетерминация, саморазвитие личности, адекватное целеполагание и самопонимание.

Таким образом, применительно к исследованию психологических барьеров, понятие «психологическая поддержка студентов» в общем смысле понимается как активное и целенаправленное содействие процессу формирования здоровой личности студента. То есть комплекс мер, имеющих своей целью оптимизацию психологического состояния человека, преодоления или снижения актуальности психологических барьеров, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на этапе обучения в ВУЗе.

В каждом конкретном случае форму, вид и объем психологической поддержки определяет и рекомендует специалист-психолог в соответствии с состоянием получателя психологической поддержки и спецификой его психологической проблемы.

© Манина В.А., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

175

Среди задач психологической поддержки можно выделить следующие: предупреждение возможных психологических проблем, оказание помощи человеку в его самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, достижение эмоциональной устойчивости, гармонизация личности и межличностных отношений и т.д.

В соответствии с задачами, мы можем выделить следующие направления психологической поддержки.

Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности практического психолога, направленный на формирование у преподавателей и студентов положительных установок к психологической помощи, деятельности специалиста-психолога и получение более обширных знаний в области психологической науки.

При ведении психопрофилактической работы в ВУЗе большое значение имеет психопросвещение, которое осуществляется в следующих формах: вербальных (лекции, беседы, тематические семинар, клубы, выступления по внутривузовскому радио); наглядных (выпуск психологической газеты, плакаты, памятки, буклеты); использование Интернет (предоставление тематической информации на вузовском сайте, создание специальных тем на студенческих форумах).

Просвещение и консультирование составляют неразрывное единство, посредством информирования студенты узнают о наличии службы в ВУЗе, особенностях ее работы, а также сферы вопросов, с которыми можно обращаться к психологу. Последний аспект наиболее важен на настоящем этапе развития психологической науки, так как, к сожалению, в нашей стране уровень развития психологической культуры низок и предложение психологической помощи часто отвергается [5, с. 36].

В своей работе, посвященной преодолению психологических барьеров Э.Э. Сыманюк, в качестве одного из направлений предлагает психологическую профилактику. Отмечает, что суть данного направления заключается в формировании, за счет использования психолого-педагогических технологий, таких условий, которые способствуют предотвращению факторов, приводящих к возникновению психологического напряжения, стрессов, и как следствие психологических барьеров. А также повышению психологической толерантности к факторам, приводящим к возникновению психологического барьера, использования адекватных механизмов психологической защиты. В качестве одного из возможных методов рассматривается проведение семинаров по проблемам психологии личности и ее деструктивных изменений, и другим темам, непосредственно связанным с психологическими барьерами [10, с. 165].

Психологическая диагностика - отрасль психологии, которая включает в себя знания о конструировании методов оценки, измерения, классифи-

кации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях [8, с. 7]. Для нашего исследования данные психодиагностического исследования (наряду с полученными в результате анализа литературы данными) являются отправной точкой в процессе формирования программы коррекционных мероприятий, направленных на помощь в преодолении барьеров у студентов.

Проведение психологической диагностики, и использование полученных результатов для проведения бесед, целью которых является повышение аутопсихологической компетентности студентов в вопросах связанных с причинами возникновения барьеров, развитием качеств и свойств, необходимых для их преодоления также является одной из форм психологической поддержки в процессе работы над психологическими барьерами [10, с. 166].

Т.И. Вербицкая в своем исследовании отмечает, что диагностический блок, в состав которого входит методика определения исходного и текущего состояния развитости психических сфер индивидуальности студентов, а также наличия у них психологических барьеров при помощи различных методов: наблюдение, анкетирование, диагностические беседы, тестирование являются основой педагогической модели преодоления психологических барьеров [3, с. 42].

Рассмотрим подробнее методы психологической диагностики, на которые указывает автор:

- структурированная беседа - диалог между двумя людьми, который ведется по заранее подготовленной схеме, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого;

- наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого;

- анкетирование - перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа, обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые используются при составлении анкет [8, с. 42-43].

Психологическое консультирование - специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации [12, с. 6].

Психологическое консультирование рассматривается в качестве направления психологической поддержки, которое помогает адаптироваться к реальным жизненным трудностям, преодолеть кризисные ситуации [10, с. 166]. Данные цели являются вполне корректными в контексте осуществления индивидуального консультирования по воп-

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

росам преодоления психологических барьеров. Также в качестве сферы индивидуальности студента, которые возможно затрагивать в работе психологов и педагогов в процессе индивидуальных консультаций выделяют, например, сферу саморегуляции [3, с. 43].

Психологическая коррекция - особый вид психологической поддержки, система психологических воздействий, целью которых является предупреждение и преодоление трудностей в психическом развитии. Это деятельность психолога, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его адаптации к изменяющимся жизненным условиям [7, с. 215].

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в пси-хокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

В рамках данного направления в контексте преодоления психологических барьеров, с целью снятия психологической напряженности и улучшения саморегуляции эмоциональных состояний предлагается ретроспективный анализ событий, предшествующих развитию критической ситуации. Основной формой работы чаще всего практикуются спокойные доверительные беседы. В ходе таких бесед психолог обсуждает со студентом его конкретные поступки, действия, имеющие место затруднения. Так как при преодолении психологических барьеров, воздействия лишь на отдельные компоненты саморегуляции недостаточно и поступки носят аффективный эмоциональный характер, необходимо производить коррекцию эмоциональной сферы, в том числе адекватной реакции на психотравми-рующие моменты и психологической устойчивости личности. В данном случае эффективнее провести групповую психокоррекцию, так как самостоятельно или наедине с психологом отработка подобных навыков будет менее эффективной [10, с. 168].

Одной из форм групповой работы является психологический тренинг. «Тренинговые группы» -специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего (психолога) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания) [2, с. 10].

Данная форма групповой работы является одной из наиболее распространенных в работах авторов, описывающих проблему преодоления психологических барьеров [10; 3; 13; 9]. Как отмечает Е.С. Слюсарева, психологические тренинги с включением психокоррекционных компонентов в про-

цессе работы по обучению студентов, получающих профессию системы «человек-человек» преодолению психологических барьеров выполняют ряд функций:

- обучающую - студенты овладевают рядом практических умений (взаимодействие с группой, рефлексивного анализа собственных действий и т.д.);

- развивающую - развитие профессионально-важных качеств личности (психологической устойчивости, навыков саморегуляции, адаптивных психологических защит и т.д.);

- коррекционную - коррекция психических состояний, выступающих в качестве психологических барьеров [9, с. 133-134].

Выделяют также и другие индивидуальные и групповые методы психологической работы, такие как группы встреч, гештальт-группы, телесно-ориентированные группы, групповая дискуссии, а также индивидуальные суггестивные методы работы, релаксационные занятия и т.д.

Трудно переоценить значимость своевременной, квалифицированной психологической поддержки для человека, оказавшегося в ситуации столкновения с психологическим барьером. Когда собственные ресурсы исчерпаны, помощь близких также оказывается неэффективной, комплексная психологическая поддержка обеспечит успешное преодоление барьера, и специалисты сопроводят студента на новый уровень развития. Это подтверждено в исследованиях, изложенных выше.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Содействие ребенку - развитие личности // Забота - поддержка - консультирование. Серия: Новые ценности образования / под ред. Н.Б. Крыловой. - М.: ИННОВАТОР, 1996. - С. 39-44.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Изд-во «Ось-89», 1999. - 176 с.

3. Вербицкая Т. И. Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2003. -196 с.

4. Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: автореф. дис. ... канд. псх. наук. - Ростов н/Д, 1999. - 201 с.

5. Ким И.О., Минияров В.М., Иванов Д.В. Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 3. -№ 4. - С. 148.

6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов н/Д, 1994. - 241 с.

7. Методы психологической коррекции / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. - Ставрополь, 2008 - 240 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

177

8. Психологическая диагностика / под ред. А.М. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

9. Слюсарева Е. С. Преодоление барьеров в процессе формирования готовности специальных психологов к психокоррекционной работе с детьми: дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2007. -212 с.

10. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 320 с.

11. Рубцов В.В. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. - 1999. - № 2.

12. Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - 154 с.

13. Щербенева Н.Г. Психологическая поддержка, профессионального развития студентов педагогического вуза средствами, психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Армавир, 2003. - 26 с.

УДК 159.922.7

Тихонова Инна Викторовна

кандидат психологических наук, доцент

Адеева Татьяна Николаевна

кандидат психологических наук, доцент

Голубева Марина Сергеевна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected], [email protected]

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В статье представлен теоретический анализ возможностей социализации детей с комплексными нарушениями в развитии, который показал, что естественная социализация через деятельность и общение у дошкольников невозможна. Описаны результаты педагогического анализа социального развития, указывающие на необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учитывающего уровень интеллекта и двигательные способности.

Ключевые слова: комплексные и множественные нарушения в развитии, социализация, сферы социализации, уровень социального развития.

Термин «комплексные нарушения в развитии» в тезаурус специальной педагогики и психологии вошли не так давно, хотя история воспитания обучения детей с комплексными нарушениями в развитии уже перешла свой столетний рубеж. Как отмечает Т.А. Басилова, до сих пор в нашей стране не существует официального определения сложного нарушения как особого вида детской и взрослой инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению. Например, слепоглухие люди в нашей стране являются чаще всего инвалидами детства по зрению, реже - по движению или по слуху, а иногда и по психическому заболеванию [1]. На настоящий момент времени ряд авторов считает, что к сложным или комплексным нарушениям детского развития следует относить сочетание двух и более психофизических нарушений, имеющих первичное происхождение (Е.М. Мастю-кова, Т.А. Басилова, В.Н.Чулков, М.В. Жигорева). Попытки определения направлений и методов оказания педагогической помощи детям со сложными нарушениями предпринимаются достаточно давно. Однако, в данной области специальной педагогики и психологии наблюдается огромный пробел, не смотря на то, что актуальность и практическая значимость разработки данного раздела растет год от года. Так отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушение, которое мож-

но квалифицировать как комплексное или множественное нарушение развития. В.Н. Чулков указывает, что по исследованиям и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений [5]. Т.А. Басилова отмечает, что за последние десятилетия наблюдается отчетливая тенденция к увеличению осложненных, множественных и комплексных нарушений в развитии детей, одной из главных причин которых является глубокая недоношенность. По мнению автора, обучение и воспитание таких детей, имеющих крайне низкий уровень функционирования, должно учитывать их индивидуальные особенности и в качестве главной цели ставить социализацию ребенка, развитие навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации [2].

Новый закон «Об образовании в РФ» подтвердил возможность обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с комплексными нарушениями в развитии, по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам. То есть в настоящее время родители детей со сложными, множественными и осложненными нарушениями имеют возможность выбирать учреждение, методы и содержание образования. Вместе с тем, анализ показывает, что реальная система коррекцион-но-педагогической помощи детям с комплексными

178

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Тихонова И.В., Адеева Т.Н., Голубева М.С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.