Научная статья на тему 'Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений'

Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1296
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНФЛИКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / CONFLICT / JUNIOR SCHOOL AGE / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / CONFLICT RELATIONSHIP / OVERCOMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лямина Л. В., Минияров В. М.

В статье рассматривается конфликтные взаимоотношения, как проявление негативной аффективности, приводящей в процессе обучения к конфликтным ситуациям, сдерживающим активное приспособление учащихся к учебной деятельности, освоение системы межличностных отношений, соответствующих нормам и образцам поведения. Исследование посвящено определению психолого-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию младших школьников к учебной деятельности через преодоление конфликтных взаимоотношений между педагогом и учеником и между учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN OVERCOMING CONFLICT RELATIONSHIP

This article deals with conflict relationship as showing negative affectivity resulting in conflict situations, suppressing schoolchildren active adaptation to training activities acquiring the system of relations between individuals, corresponding norms and models of behavior. The research is devoted to the determination of the psychological and pedagogic conditions providing junior schoolchildren adaptation to training activities through overcoming conflict relationship between a teacher and a pupil and between pupils.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

© 2011 Л.В.Лямина1, В.М.Минияров2

башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы 2Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 29.04.2010

В статье рассматривается конфликтные взаимоотношения, как проявление негативной аффективности, приводящей в процессе обучения к конфликтным ситуациям, сдерживающим активное приспособление учащихся к учебной деятельности, освоение системы межличностных отношений, соответствующих нормам и образцам поведения. Исследование посвящено определению психолого-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию младших школьников к учебной деятельности через преодоление конфликтных взаимоотношений между педагогом и учеником и между учащимися.

Ключевые слова: конфликт, младший школьный возраст, психологическая поддержка, конфликтные взаимоотношения, преодоление.

Важнейшей задачей образования в современной России является реализация гуманистических ценностей, что подразумевает ориентацию школы на внимание к личности учащегося, к его индивидуальным проявлениям. В связи с этим особое значение приобретает проблема внутри-личностных и межличностных конфликтов субъектов образовательной деятельности, препятствующих учащимся младших классов успешно адаптироваться к учебной деятельности.

Анализ научных работ, посвященных проблеме конфликтных взаимоотношений младших школьников, показал, что понятие «конфликтные взаимоотношения» в аспекте адаптации учащихся ранее не рассматривалось. В то же время достаточно широко рассматривались понятия «конфликт» (А.ЯАнцупов, Л.С.Выготский, Т.Д.Марцинковская, Л.А.Петровская, А.А.Рояк, А.Г.Рузская) и «конфликтные взаимоотношения» (С.А.Бадмаев, С.А.Беличева, А.С.Белкин, Л.И.Воробьева, Т.В.Драгунов, О.В.Лишни, А.И.Сорокина). При этом одни авторы (В.Вундт, Я.Грот, Б.И.Додонов, С.Л.Рубинштейн), анализируя детские конфликты, включают в понятие «конфликт» все явления, которые наделены вероятностью проявления негативной аффективности; другие (А.С.Белкин, Е.А.Донченко, Л.А.Козер, М.А.Робер, В.И.Сперанский, Ф.Титман) обозначают как конфликт только те явления, которые фиксируют отклонения в нормальном про-

Лямина Людмила Васильевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития. E-mail: llyavina&mail. ru

Минияров Валерий Максимович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования. E-mail: vminiyarov&mail. ru

текании психического процесса, направленного на удовлетворение потребностей.

«Конфликтные взаимоотношения» рассматривались в связи со степенью вовлечения в него субъектов образовательной деятельности. Были выделены внутриличностные, межличностные, межгрупповые и индивидуально-груп-повые конфликты. Межличностные отношения младших школьников полны проблем и стрессов, насыщены конфликтными способами разрешения задач, осложняются неоднозначными требованиями со стороны семьи и школы, с которыми дети бесконфликтно не в состоянии справиться. Для нашего исследования особенно важно рассмотрение межличностных конфликтных взаимоотношений, так как младшие школьники чаще всего при решении проблемных ситуаций вступают в них. Однако, по данным Н.В.Гришиной, межличностные конфликтные взаимоотношения часто имеют внут-риличностное происхождение1.

В конфликтах внутриличностного типа «участники» не окружающие люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, вступающие в противоречия с его потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т.п. Конфликтное взаимоотношение, отмечает А.И.Сорокина, выступает как один из источников самодвижения, саморазвития ребенка, может существовать как развертывание его противоречивых стремлений. Конфликтные взаимоотношения - это движение, в котором заключено единство прерывности и непрерывности. В каждый момент имеется определенное единство противоположностей, которое может стать источником конфликтного взаимоотноше-

1 Гришина Н.В. Психология конфликта. - М.: 2005.

ния и, одновременно, источником дальнейшего развития2.

В данном исследовании нас интересовали конфликтные взаимоотношения, которые берут свое начало в проблемных ситуациях, возникающих в учебной деятельности. Считаем, что конфликтные взаимоотношения сопутствуют не только критическим периодам развития детей, но запечатлевают в своих проявлениях проблемные ситуации социальной и культурной обстановки, обнаруживают отсутствие четких идеологических, моральных и иных отношений в окружающих ребенка социальных условиях, в его микросреде и в обществе в целом. В связи с этим конфликтные взаимоотношения могут позитивным образом оказывать влияние на формирование личности младшего школьника, знакомя его со сложностью окружающего мира. Следовательно, конфликтные взаимоотношения можно рассматривать как форму активности ребенка. Степень выраженности конфликтных проявлений в игровой или учебной деятельности детей не только говорит о стабильности или нестабильности его развития, но показывает уровень развития в целом. Как известно, преобладающей формой личностного поведения детей является положительное подчинение. В конфликтных взаимоотношениях отражается способность детей к самостоятельной постановке задач и выбор пути к их разрешению.

Как показали исследования, у детей рано развертывается конфликтно ориентированная коммуникативная деятельность, направленная на завязывание, поддержание, изменение или прекращение контактов как со сверстниками, так и с взрослыми (Б.К.Андреенко; А.И.Медведев, И.А.Невский, М.Нечаева, А.С.Новоселова, М.С.Ошеров, И.В.Павлов, В.Ф.Шевчук). В младшем школьном возрасте появляется повод для конфликтных проявлений, связанных с учебной деятельностью3. Успешность и неуспешность выполнения учебных действий при решении игровых и учебных задач сопровождается конфликтными взаимоотношениями. В случае успеха ребенок радуется, получая поощрение взрослого; в случае неуспеха и порицания огорчается, смущается, сердится, что приводит в дальнейшем к проблемным ситуаци-ям4. Изменить и дополнить наши знания о конфликтных взаимоотношениях детей младшего школьного возраста позволит осмысление

2 Сорокина А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте. - М.: 2008.

3 Давыдов В.В. Виды общения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. 2-е изд. - М.: 2000.

4 Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.:

1990. - С.22 - 63.

круга вопросов, связанных с конструктивным использованием в педагогических целях конфликтных взаимоотношений, возникающих у детей. В этом смысле приобретает актуальное значение преодоление младшими школьниками конфликтных взаимоотношений с целью адаптации к учебной деятельности.

Адаптация - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Под социальной адаптацией ученые понимают постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (Г.Айзенк, Р.Хенки, Т.Шибутани, Л.Филипс и др.). Если рассматривать адаптацию младшего школьника к учебной деятельности, нужно подчеркнуть, что это процесс преодоления проблемных ситуаций за счет сознательного и активного приспособления к внешней среде своего внутреннего мира. Адаптация охватывает различные уровни структурно-функциональной системы и осуществляется в различных направлениях. Адаптация личности имеет системный характер и протекает во внешней и внутренней среде. Поэтому А.А.Налчаджян считал, что без знания личности человека, его установок, представлений о мире, интериоризованных им социальных норм, уровня зрелости, уровня развития его защитных механизмов невозможно понять особенности протекания адаптации5.

В результате анализа исследований психологической адаптации (В.И.Буянов, К.Левин, А.А.Налчаджян) были выявлены критерии адаптированности личности как интегративного показателя успешности. Среди них можно выделить объективные и субъективные. Основными объективными критериями, характеризующими результативную сторону адаптации школьника, являются следующие: отношение к учебной деятельности, учебная мотивация, успешность обучения. Субъективными критериями являются уверенность в себе в различных вариантах взаимоотношений, адекватность самооценки, степень интеграции личности в коллективе, статус в группе, стремление к повышению своего статуса.

Методологические основы исследования позволяют рассмотреть адаптацию школьников к учебной деятельности в контексте психического развития ребенка. Адаптация в этом смысле есть процесс активного приспособления к социальной среде, взаимодействия с социальной средой, активного включения в нее, содействующий освоению личностью системы деятельности и межличностных отношений, норм, образцов поведения, реализации личностного по-

5 Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: 1988.

тенциала в изменившихся социальных условиях. Тогда конфликтные взаимоотношения, препятствующие адаптации младших школьников к учебной деятельности, предстают как проявление негативной аффективности, приводящей в процессе обучения к конфликтным ситуациям, сдерживающим активное приспособление учащихся к учебной деятельности, в которой осваивается система межличностных отношений, соответствующая нормам и образцам поведения.

Как показал теоретический анализ, процесс адаптации учащихся к школе чаще всего связан с преодолением конфликтных взаимоотношений. Поэтому мы рассматриваем психологические проявления конфликтных взаимоотношений детей младшего школьного возраста как препятствие успешной адаптации младших школьников. Преодоление конфликтных взаимоотношений среди субъектов образовательной деятельности может обеспечить психологическая служба образовательного учреждения. Для этого необходима организация психологической поддержки младших школьников по преодолению конфликтных взаимоотношений.

Сегодня уже существуют исследования (А.Г.Асмолова, М.Р.Битяновой, Е.В.Бондаревс-кой, И.А.Волошина, И.В.Дубровиной, В.М.Ми-ниярова, В.В.Рубцова, А.М.Прихожан, Л.М.Фридман и др.) по проблеме организации психологической поддержки в ситуации фрустрации, вызывающей конфликтные взаимоотношения. Психологическая поддержка рассматривается наряду с обучением и воспитанием, интерпретируя ее как позитивное содействие в развитии личности, также определены некоторые механизмы психологической поддержки: понимание, признание, доверие, похвала, эмпа-тия6. И все же потребность человека в психологической поддержке возникает в связи с конкретными переживаемыми им проблемами. Именно в этом случае он активно ищет и готов принять, а также развиваться в нужном направлении. Поскольку конфликт, как правило, хорошо осознается субъектом, поэтому обеспечение его психологической поддержкой в конструктивном преодолении наиболее для него желанно7.

В экспериментальной работе определили уровень адаптированности младших школьников, находящихся в конфликтных взаимоотношениях; анализировали результативность экспериментальной программы психологической поддержки младших школьников в преодоле-

6 Дубровина И.В. О воспитании психологической культуры школьников // Вестник практической психологии образования. - 2006. - №3. - С.43 - 47.

7 Минияров В.М. Педагогическая психология. - М.: 2005.

нии конфликтных взаимоотношений как условия адаптированности к учебной деятельности. В исследовании приняло участие 120 учащихся вторых классов. Принимая во внимание выделенные нами показатели адаптации учащихся к учебной деятельности (активность, количество конфликтных взаимоотношений, мотивы учения, отношение к школе, успешность обучения), мы составили комплекс методов для определения уровня адаптированности младших школьников к учебной деятельности. В соответствии с этим были подобраны диагностические методы. Комплекс методов позволил наиболее адекватно изучить выделенные нами показатели. Мы использовали методику И.Б.Котовой (школьная мотивация), а также методику А.К.Марковой «Мотивация учебной деятельности», анкету для определения отношения учащихся к школе А.И.Сорокиной, а также ее методику по определению видов конфликтов среди младших школьников. Для определения успешности внедрения экспериментальной программы психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности был проведен сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах по каждому показателю.

Снижение числа конфликтов учащихся с разным уровнем активности стало возможным благодаря тому, что психологу удалось в результате внедрения программы психологической поддержки подготовить как педагогов, так и учащихся к преодолению конфликтных взаимоотношений. Анализ полученных результатов показал, что конфликтные взаимоотношения могут преодолеваться младшими школьниками как конструктивным, так и деструктивным способом (это зависит от сбалансированности реакций торможения и возбуждения на конфликтную ситуацию), тем самым отражаясь на активности учащихся. Учащиеся со средним уровнем активности наиболее успешно преодолевают конфликтные взаимоотношения всех видов благодаря сбалансированности своей нервной системы, что способствует успешной адаптации к учебной деятельности. Об этом свидетельствуют полученные нами данные о снижении среди учащихся экспериментальной группы количества конфликтов внутриличност-ного (фэмп.=2,85 р<0,05) и межличностного характера (фэмп.=3.07 р<0,05); межгрупповые конфликтные взаимоотношения снизились в целом (срэмп.=2,36 р<0,05). У учащихся экспериментальной группы произошло значительное снижение конфликтных взаимоотношений, не имеющих объекта (фэмп.=2,85 р<0,05), и кон-

фликтных взаимоотношений, имеющих объект (срэмп.=2,94 р<0,05).

Конфликтные взаимоотношения, которые складываются у учащихся между субъектами образовательной деятельности, прежде всего сказываются на мотивах учения. Так, проведенное нами по методике А.К.Марковой исследование показало следующую зависимость степени внутренней мотивации учения от уровня активности учащихся в результате конфликтных взаимоотношений. Она оказывается большей у тех, кто находится на среднем уровне проявления активности: мотив стремления к самосовершенствованию (фэмп.=1,62 р<0,05), содержание учебного процесса (фэмп.=2,39 р<0,05), привлекательность учебного процесса (фэмп.=3 р<0,05). Те, у которых уровень активности завышен либо занижен, чаще всего имеют внешнюю мотивацию учения.

Учащиеся, имеющие низкий и высокий уровень активности, чаще имеют мотивацию на учебную деятельность, связанную с внешними мотивами учения и в меньшей степени с внутренними мотивами, что не могло отразиться на отношении учащихся к школе. В связи с этим нами было проведено исследование отношения учащихся к школе в зависимости от уровня активности в результате конфликтных взаимоотношений. Для этого нами была использована методика И.Б.Котова, которая позволила определить сформированность либо несформиро-ванность отношения к учебной деятельности, выявить качественность отношения учащихся к школе (позитивное или негативное).

Результаты свидетельствуют о том, что для учащихся младших классов экспериментальной группы отношение к школе зависит от активности, которую они проявляют в результате конфликтных взаимоотношений. Для учащихся с низким, ниже среднего, высоким и сверхвысоким уровнем активности чаще всего характерна недостаточная сформированность отношения к школе или даже негативное отношение. В то же время учащиеся, проявляющие среднюю активность в результате конфликтных взаимоотношений, в большей степени обладают положительным отношением к школе (фэмп.=0,95 р<0,05), сформированностью отношения к школе (фэмп.=2,48 р<0,05). Учащиеся, которые овладевают опытом участия в конфликтных взаимоотношениях, отличаются лучшей общей осведомленностью, способностью переключать внимание, двигательно активны. У них хорошо развиты навыки саморегуляции, управления своим психическим состоянием.

Рассматривая показатель адаптированности учащихся, их успеваемость, мы установили зависимость успеваемости учащихся в учебной

деятельности от уровня их активности в результате конфликтных взаимоотношений. Результаты исследования свидетельствуют о том, что учащиеся экспериментальной группы со средней активностью составляют наибольшее число успевающих на «отлично» и «хорошо», в отличие от учащихся низкого, среднего, высокого и сверхвысокого уровня активности (фэмп.=3,67 р<0,05). Преодоление конфликтных взаимоотношений направлено на разрешение проблем в учебной деятельности и выполняет определенные функции, отражающие уровень развития младших школьников, в чем обнаруживается их позитивная роль в адаптации к учебной деятельности, и выступает как показатель уровня их активности. Таким образом, конфликтные взаимоотношения, препятствующие адаптации младших школьников к учебной деятельности, - это проявление негативной аффективности, приводящей к конфликтным ситуациям, сдерживающим активное приспособление учащихся к учебной деятельности, в которой осваивается система межличностных отношений, соответствующая нормам и образцам поведения.

Исследование научных подходов к преодолению конфликтных взаимоотношений позволяет считать, что успеху в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности способствует выявление уровней активности у младших школьников с субъектами образовательной деятельности (к которым мы относим низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий и сверхвысокий), а также ориентация педагога на определенный уровень при оказании им психологической поддержки в процессе преодоления конфликтных ситуаций.

Теоретическое обоснование преодоления конфликтных взаимоотношений, препятствующих адаптации младших школьников к учебной деятельности, показало, что таковыми являются оптимизация педагогом активности учащихся в результате преодоления конфликтных взаимоотношений; изменение внешних мотивов учащихся к учебной деятельности на внутреннюю, обеспечивающую развитие познавательной деятельности; формирование позитивного отношения учащихся к школе; создание конструктивных взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности.

В результате внедрения программы психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной деятельности произошло повышение активности учащихся и снижение конфликтных взаимоотношений, что способствовало успешной адаптации учащихся к учебной деятельности. Развитие у педагогов практических умений во взаимодействии с учениками привело к улуч-

шению успеваемости и мотивации к учебной деятельности. Проведенное исследование и разработанная нами программа психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений в учебной

деятельности способствуют совершенствованию деятельности педагога начальной школы и успешности адаптации младших школьников в образовательном процессе.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN OVERCOMING CONFLICT RELATIONSHIP

©2011 L.V.Lyamina1, V.M.Miniyarov2°

1M.Akmulla Bashkir State Pedagogical University 2Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article deals with conflict relationship as showing negative affectivity resulting in conflict situations, suppressing schoolchildren active adaptation to training activities acquiring the system of relations between individuals, corresponding norms and models of behavior. The research is devoted to the determination of the psychological and pedagogic conditions providing junior schoolchildren adaptation to training activities through overcoming conflict relationship between a teacher and a pupil and between pupils.

Keywords: conflict, junior school age, psychological support, conflict relationship, overcoming.

Lyudmila Vasilyevna Lyamina, Candidate of Psychology, Senior Lecturer of Development Psychology Department. E-mail: llyavina&mail. ru

Miniyarov Valery Maksimovich, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Education Psychology Department. E-mail: vminiyarov&mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.