Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение разрешения конфликтов детей в системе инклюзивного образования'

Психологическое сопровождение разрешения конфликтов детей в системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INCLUSIVE EDUCATION / CONFLICT / CHILDHOOD / CONFLICT BEHAVIOR / COMMUNICATION / SOCIAL ADAPTATION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / КОНФЛИКТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина А.И., Батихан Ф.

Статья посвящена изучению конфликтных проявлений в детском возрасте, направленных на разрешение проблемных ситуаций. Умение разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации и способствует продуктивности в ведущих видах деятельности детей с ДЦП. В представленном исследовании отражается, каким образом формируется позитивная активность в процессе успешного разрешения конфликтов, которые возникают у ребенка во внутреннем мире и во взаимоотношениях с окружающими. Ребенок из усваивающего опыт взрослых субъекта превращается в рефлексирующую личность. В статье представлен опыт организации учебной деятельности в контексте инклюзивного образования в школах США (1991-1993 гг., Арлингтон). Показано, каким образом в американских школах обучаются вместе нормальные дети и дети, требующие реабилитации в контексте инклюзивного образования. Для преподавателей общеобразовательной школы США считается большой честью, если мать доверила своего ребенка-инвалида. Инвалида защищает система, не случайно оказавшийся на его жизненном пути милосердный человек, а ряд принятых в обществе норм. Урок американского учителя основан на психотерапии (учитель Элизабет Сандстром в школе № 26, Арлингтон, США). Результаты анализа свидетельствуют о том, что проблемы обучения и воспитания не исчерпывают всего спектра вопросов, связанных с развитием детей с ДЦП, и нуждаются в дальнейшем обобщении. Конфликтные проявления выступают в конструктивной и терапевтической роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support for conflict resolution of children in inclusive education

This article is devoted to the study of conflict behavior in childhood as those reflecting the experience of a child and aimed at resolving the conflict situations that happen in communication, games or when studying. The ability to resolve conflicts is one of the main indications of social adaptation and it promotes productivity in the leading activities ща children with infantile cerebral paralysis. In the present study reflected the way of creating positive activity in the process of successful resolution of conflicts that arise in a child in the inner world and in our relationships with others. The child from the adult learning experience of the subject becomes reflects personality. The article presents the experience of organization of educational activity in context of inclusive education in schools in the USA (1991-1993, Arlington). Shows how in American schools are taught together normal children and requiring rehabilitation in the context of inclusive education. For teachers of secondary schools of the USA honor is if the mother has entrusted her child with a disability. Disabled protects the system, not a merciful individual accidentally caught in the path of his life, and the number of accepted norms in society. A lesson of American teacher is seen as the play of psychotherapy (Teacher Elizabeth Sundstrom at school 26, Arlington, USA). The results of the analysis indicate that issues of training and education do not exhaust the entire spectrum of issues related to the development of children with cerebral palsy and need further generalization. Conflict for existence act in a constructive and therapeutic role.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение разрешения конфликтов детей в системе инклюзивного образования»

Сорокина А.И. Батихан Ф.

доктор психологических наук, психолог,

профессор кафедры истории, психологии и педагогики Турция, г. Стамбул

ФГБОУВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 502.7

психологическое сопровождение разрешения конфликтов детей

в системе инклюзивного образования

Статья посвящена изучению конфликтных проявлений в детском возрасте, направленных на разрешение проблемных ситуаций. Умение разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации и способствует продуктивности в ведущих видах деятельности детей с ДЦП.

В представленном исследовании отражается, каким образом формируется позитивная активность в процессе успешного разрешения конфликтов, которые возникают у ребенка во внутреннем мире и во взаимоотношениях с окружающими. Ребенок из усваивающего опыт взрослых субъекта превращается в рефлексирующую личность.

В статье представлен опыт организации учебной деятельности в контексте инклюзивного образования в школах США (1991-1993 гг., Арлингтон). Показано, каким образом в американских школах обучаются вместе нормальные дети и дети, требующие реабилитации в контексте инклюзивного образования. Для преподавателей общеобразовательной школы США считается большой честью, если мать доверила своего ребенка-инвалида. Инвалида защищает система, не случайно оказавшийся на его жизненном пути милосердный человек, а ряд принятых в обществе норм. Урок американского учителя основан на психотерапии (учитель Элизабет Сандстром в школе № 26, Арлингтон, США).

Результаты анализа свидетельствуют о том, что проблемы обучения и воспитания не исчерпывают всего спектра вопросов, связанных с развитием детей с ДЦП, и нуждаются в дальнейшем обобщении. Конфликтные проявления выступают в конструктивной и терапевтической роли.

Ключевые слова: инклюзивное образование, конфликтность, детский возраст, конфликтные проявления, общение, социальная адаптация.

psychological support for conflict resolution of children in inclusive education

This article is devoted to the study of conflict behavior in childhood as those reflecting the experience of a child and aimed at resolving the conflict situations that happen in communication, games or when studying. The ability to resolve conflicts is one of the main indications of social adaptation and it promotes productivity in the leading activities ща children with infantile cerebral paralysis.

In the present study reflected the way of creating positive activity in the process of successful resolution of conflicts that arise in a child in the inner world and in our relationships with others. The child from the adult learning experience of the subject becomes reflects personality.

The article presents the experience of organization of educational activity in context of inclusive education in schools in the USA (1991-1993, Arlington). Shows how in American schools are taught together normal children and

requiring rehabilitation in the context of inclusive education. For teachers of secondary schools of the USA honor is if the mother has entrusted her child with a disability. Disabled protects the system, not a merciful individual accidentally caught in the path of his life, and the number of accepted norms in society. A lesson of American teacher is seen as the play of psychotherapy (Teacher Elizabeth Sundstrom at school 26, Arlington, USA).

The results of the analysis indicate that issues of training and education do not exhaust the entire spectrum of issues related to the development of children with cerebral palsy and need further generalization. Conflict for existence act in a constructive and therapeutic role.

Key words: inclusive education, conflict, childhood, conflict behavior, communication, social adaptation.

Демократизация и гуманизация всех сфер общества усиливают внимание к инклюзивному образованию. Оно обусловлено признанием ребенка с ДЦП, соблюдением его прав как личности, что формирует ценностное отношение к детству; принятие обществом инвалидов и готовность всех членов жить и работать в инклюзивной среде [1]. Соответственно, возникает необходимость обеспечения доступности и качества образования, включающего психологическое сопровождение разрешения конфликтов детей в системе инклюзивного образования.

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена тем, что необходимо выявить роль умений разрешать конфликты в развитии детей с ДЦП. В дошкольном и младшем школьном возрасте формируется позитивная активность, оказывающая влияние на процесс самостоятельного и успешного разрешения конфликтов, которые возникают у ребенка во внутреннем мире и во взаимоотношениях с окружающими. Умение разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации детей с ДЦП и способствует продуктивности в ведущих видах деятельности. Необходимо установить, каким образом конфликтные проявления детей, требующих инклюзивной поддержки в образовании, оказывают влияние на их воспитание и обучение. В связи с этим важно изучить социально активный, развивающий вид умений разрешать конфликты, как только дети поступили в образовательное учреждение. Мы могли наблюдать и сравнивать развитие детей в школе-интернате № 13 города Уфы в период прохождения студентами Башкирского государственного университета психологической практики, выявить, при каких условиях конфликтные проявления как форма позитивной активности функционируют в действиях, направленных на преодоление проблем и приобретение полезного жизненного опыта. Качественные особенности умений разрешать конфликты, обусловленные возрастом, направленностью и стадией развития детей, явились предметом содержательного анализа.

Изучая истоки этой проблемы, мы критически осваиваем известные методологические подходы и теоретические представления ученых различных школ и направлений; формируем единое, внутренне обоснованное представление об умениях разрешать

конфликты как форме позитивной активности в детском возрасте [2, 3].

В процессе работы осуществлялось экспериментально-теоретическое изучение конфликтных проявлений в детском возрасте, как отражающих опыт ребенка с ДЦП и направленных на разрешение проблемных ситуаций в общении, игре и учении. Выступали конфликты, возникающие в детском возрасте в процессе воспитания и обучения, а предметом - конфликтные проявления и умения детей разрешать конфликты.

Исследование состояло в том, что конфликтные проявления в детском возрасте выступают не только в негативной, но и в позитивной форме. Они способствуют разрешению возникающих проблемных ситуаций и активному вхождению детей с ДЦП в социальные условия. Умение разрешать конфликты функционирует в соответствии с развитием основных видов деятельности: общения, игры и учения - и обусловлено возрастом и успешностью формирования личности в целом.

В проведенном исследовании разработаны теоретические основы изучения конфликтных проявлений детей с ДЦП. Знания о конфликтах и конфликтных проявлениях детей представляют собой разобщенную по отраслям науки совокупность фактов.

В педагогике конфликтные проявления трактуются как задержка в когнитивном и личностном развитии, в медицине как показатель патохарактерологиче-ского развития личности, в психологии как признак несформировавшихся в социальном отношении детей с ДЦП. Таким образом, методологические установки обоснования конфликтных проявлений остаются расчлененными на несколько направлений в соответствии с отраслевыми способами изучения. Выявление роли конфликтных проявлений детей с ДЦП требует дальнейшего осмысления и уточнения.

В связи с этим выделяется тот круг определений, который позволит провести адекватную оценку конфликтных проявлений детей с ДЦП. Кроме того, здесь же обобщаются вопросы, позволяющие исследовать конфликтные проявления в контексте понятийного единства и определить их психологически оправданную необходимость [4].

Поставленные в исследовании задачи потребовали экспериментального апробирования - каким обра-

зом конфликтные проявления обеспечивают устойчивый характер деятельности детей с ДЦП, каким образом используются детьми в отношениях со взрослыми, сверстниками, воспитателями и учителями.

Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что проблемы обучения и воспитания не исчерпывают всего спектра вопросов, связанных с развитием детей, и нуждаются в дальнейшем обобщении с учетом функционирования конфликтных проявлений.

Экспериментальный материал, включающий изучение конфликтных проявлений, отражает классификацию их видов, форм и функций в соответствии со стадией развития детей с ДЦП [5].

Прежде всего, нами рассмотрено проявление конфликтов в общении как основном виде деятельности у детей. Исследовалась проблема развития конфликтных проявлений в контексте становления форм общения. Рассматривались закономерности процесса формирования конфликтных проявлений и возможности использования их функций; устанавливалось, каким образом конфликтные проявления определяются появлением новых мотивов и потребностей.

Дальнейшая конкретизация рассматриваемых вопросов раскрывается в предположении, согласно которому порядок появления первых конфликтных проявлений и их включение в общение определяется спецификой самой коммуникативной деятельности (ее формой).

Значение формы общения для развития конфликтных проявлений детей определяется двумя факторами: появлением новых мотивов и потребностей в жизнедеятельности ребенка, использованием конфликтных проявлений в качестве средств общения, что ведет к усовершенствованию их контроля и регуляции, одновременно захватывая и внутреннее звено - содержание потребностей и мотивов деятельности.

Результаты исследования позволили нам и далее предполагать, что конфликтные проявления выполняют не только дезорганизующую, но и мобилизующую функцию. Трудно признать, что развитие конфликтных проявлений, связанное со становлением более высокого уровня общения и характеризующее более развитых во всех отношениях детей, должно оцениваться только негативно. Соответственно, умение разрешать конфликты должно выполнять продуктивную функцию, иначе невозможно объяснить целесообразность появившегося у детей умения дифференцированно использовать их при разрешении проблемных ситуаций, возникающих в общении и игровой деятельности.

Посредством эксперимента нами установлено, что изменения, происходящие в функционировании конфликтных проявлений детей с ДЦП связаны

со становлением новой ведущей деятельности, как и любые другие преобразования в психике ребенка.

Далее нами было проведено исследование конфликтных проявлений детей дошкольного и младшего школьного возраста, где рассматривается дальнейший путь формирования функций, содержания и направленности конфликтных проявлений детей с ДЦП на основе игровой и учебной деятельности.

Исследование позволило выявить, каким образом конфликтные проявления определяются новыми мотивами и потребностями, возникающими в процессе игры со сверстниками. Для детей дошкольного возраста характерны эмоционально насыщенные конфликтные проявления, обусловленные ролевой позицией, проявляющейся в процессе игры. Обобщим, в чем выражались функции, заключающиеся в умении разрешать конфликты: оно способствовало формированию коммуникативных функций, проявляющихся в процессе общения со сверстниками в игровой деятельности, выполняло компенсаторную функцию, выражающуюся в успешном переключении внимания на другой объект. Воспитательная функция умений разрешать конфликты обнаруживалась в том, что дети с ДЦП изменяли свое ролевое поведение в соответствии с воздействиями сверстников.

Далее исследовалась роль конфликтных проявлений младших школьников в учебной деятельности.

Мы в данном случае исследовали не те характерные состояния, которые связываются с кризисом семи лет, а конфликтные проявления, обусловленные функционированием учебной деятельности как таковой детей с ДЦП. Конфликтные проявления в учебной деятельности выступают в конструктивной и терапевтической роли. Младший школьник, пройдя через конфликты, начинает ощущать значимость успехов в обучении и оценке знаний.

У нас была возможность изучить, каким образом происходит учебная деятельность в контексте инклюзивного образования в школах США (1991-1993 гг., г. Арлингтон).

В американских школах, как правило, обучаются вместе нормальные дети и дети, требующие реабилитации и индивидуального внимания в контексте инклюзивного образования. В связи с направлением обучения у каждого ребенка своя программа обучения и развития. Для преподавателей общеобразовательной школы США является большой честью, если мать доверила своего ребенка-инвалида. Вместе с тем есть, конечно, и специалисты, которые занимаются обучением детей-инвалидов того или иного профиля. Не формально, а практически реально нормальные дети обучаются быть милосердными. Если в классе есть больной ребенок, то здоровые дети всячески стремятся уделить ему внимание или оказать помощь. И это делается не в ущерб

учебным занятиям. Больной ребенок своей потребностью оказать ему какую-либо помощь никого не отвлекает. Для здорового ребенка становится привычным по мере необходимости быстро подойти и помочь своему больному сверстнику. Родители детей-инвалидов могут быть спокойны за своих детей. Их не угнетает мысль о том, что с ребенком случится что-то негативное. Больной ребенок уже вошел в социум здоровых детей. Здоровые дети, став взрослыми, продолжат заботу о своем больном друге и не покинут его. Он на протяжении всей последующей жизни будет в зоне их внимания.

Инвалида защищает система, не случайно оказавшийся на его жизненном пути милосердный человек, а ряд принятых в обществе норм.

Урок американского учителя можно квалифицировать как своего рода небольшой спектакль психотерапии. Проблема дисциплины отсутствует, но это не значит, что учителю работается легко. Легко общаться с детьми человеку, далекому от профессиональных обязанностей задач школы. УЧИТЕЛЮ при всех благоприятных обстоятельствах ТЯЖЕЛО. Чем выше квалификация учителя, тем более сложный он избирает для себя путь.

Так, Элизабет Сандстром (Арлингтон, США) мудрит на каждом уроке русского языка. Она мастер своего дела. Узкая ленточка пола перед классной доской в ее режиссерских постановках разворачивается в театральные подмостки. Урок может развиваться как спектакль-монолог для одного актера. В другом случае в спектакль могут включаться действующие лица - обучающиеся.

Так, например, изучается новое слово: яблоко.

«Какими качествами оно может обладать?» -спрашивает учитель.

- Большое.

- Красивое.

- Вкусное.

- Спелое.

- Зеленое.

«Что из него можно приготовить?» - продолжается опрос.

- Засушить яблоки.

- Сварить компот.

- Испечь пирог.

- Угостить яблоком.

- Поделиться яблоком.

- Разрезать яблоко на дольки.

- Взвесить яблоко.

- Продать яблоко.

- Обменять яблоко на грушу.

Один ученик, немного неуклюжий, полноватый, отвлекается больше других. Такие кругленькие крепыши чаще имеют проблемы в общении со сверстниками. Случается, что им присваиваются обидные

прозвища. Учительница в задумчивости поглядывает на Тиджея (с диагнозом ДЦП).

Немного помолчав, учительница укоризненно обращается ко всем ученикам: «Дети, я давно заметила, что мы с вами недооцениваем возможности Тиджея. Не замечаем его достоинств. Вот погодите, Тид-жей еще покажет себя. Мы будем гордиться им».

Одноклассники растерянно опускают глаза. Ощущается, что они чувствуют себя виноватыми. Почти каждому приходилось обижать Тиджея.

Американский учитель не склонен читать нравоучения. Он постарается создать ситуацию испытания вины. Строится психодрама, где виноватый ощущает свою вину.

Остановка была недолгой. Урок уже вновь набирает скорость получения бита информации из области русского языка. Теперь ученики уже в импровизированном самолете. Раздаются маски. Каждый должен что-то рассказать о персонаже своего соседа. Тиджею достается маска кота. Очаровательная соседка Гея кокетливо обращается к Тиджею: «Ты не обижайся, пожалуйста, если я скажу, что у моего соседа котика толстенький хвостик». - «Нет, - смеется Тиджей, - я не обижусь. Я же не худой. Раз я кот сейчас, то и хвост мой должен быть толстеньким». Урок продолжается на волне юмора. Каждый находит что сказать забавное о своем спутнике. Дети смеются, доброжелательно обнимая друг друга. Особенно счастлив Тиджей. Какие прекрасные минуты он пережил сегодня. Может сказать себе: «Я один из них». Как хорошо ощущать себя среди своих. Почувствовать дружеское плечо, локоть [1].

Как видим, разветвленная система проявлений личности порождает необходимость глубокого психологического обоснования понятий, нуждающихся в более точных определениях. Конфликтность и установку личности ребенка, которые проявляются в младшем школьном возрасте, объединяет тот факт, что они обусловлены определенной группой мотивов и потребностей, отражающих ее направленность, вместе с тем равнозначно нуждающихся в перестройке в соответствии с задачами социальной ситуации.

В процессе исследования изучены стадии формирования конфликтных проявлений и их отражение в психическом развитии детей с ДЦП. Рассмотрены возрастные особенности содержания и выражения конфликтных проявлений в соответствии с развитием основных видов деятельности. Выявлено развивающее значение умений разрешать конфликты, проявляющееся в практическом решении проблем обучения и воспитания в детском возрасте.

В соответствии с полученными экспериментальными данными для каждой из представленных возрастных групп характерны свои специфические особенности умений разрешать конфликты и кон-

фликтные проявления: у детей в общении с близкими взрослыми конфликтные проявления, возникающие как одна из форм активности ребенка, отражают условия воспитания ребенка, социально обусловленные позитивные и деструктивные стороны его развития. Включение умений разрешать конфликты в деятельность со взрослыми и со сверстниками выступает как залог формирования социальных умений. В игровой деятельности функционирование умений разрешать конфликты является позитивным фактором развития, позволяющим осуществлять контроль и регуляцию межличностных отношений. Социально-психологическая направленность умений разрешать конфликты отражает уровень социальной активности детей с ДЦП в учебной деятельности.

В процессе исследования разработаны пути использования умений разрешать конфликты в педагогических целях для решения проблем обучения и воспитания. Рассмотрены прикладные варианты исследования конфликтных проявлений и разработаны психолого-педагогические рекомендации практическим психологам, воспитателям и учителям. Полученный теоретический и экспериментальный материал подтверждает выдвинутые гипотезы и дает основание для вывода о том, что система учебно-воспитательной деятельности школ нуждается в конструктивном психолого-педагогическом использовании психологических особенностей умений разрешать конфликты детей с ДЦП.

Проведенный нами эксперимент обнаружил, что бесконфликтное решение проблем практически невозможно как в учебной деятельности, так и в общении и игре. Реализация определенных умений разрешать конфликты в деятельности детей с ДЦП свидетельствует об уровне их психического развития. Ценность умений разрешать конфликты заключается в том, что их учет способствует формированию личности ребенка. В умениях разрешать конфликты отражается, как ребенок из усваивающего опыт взрослых субъекта превращается в носителя этого опыта и, наконец, в рефлексирующую личность, творчески оценивающую среду. Таким образом, умение разрешать конфликты выступает в роли того психологического механизма, который способствует креативно-социальному преобразованию в детском возрасте.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: генезис умений разрешать конфликты детей с ДЦП заключается в том, что при

адекватных условиях общения в качестве одной из форм активности ребенка они возникают в детстве. В дальнейшем развиваются в соответствии с возрастными стадиями, выполняют свойственную каждому периоду функцию и выражают содержание отношений ребенка с окружающими. В дошкольном и младшем школьном возрасте конфликтные проявления детей с ДЦП оказывают не только деструктивное, но и конструктивное влияние на разрешение проблемных ситуаций и последующее формирование личности ребенка. Функции конфликтных проявлений состоят в том, что последние способствуют разрешению проблемных ситуаций, отражают возрастную преемственность развития. В них заложены коммуникативные, компенсаторные и воспитательные качества. В связи с этим умение разрешать конфликты выступает как форма позитивной активности ребенка и способствует рефлексии возникающей проблемной ситуации и подбору адекватных средств выхода. Урегулирование ситуации посредством конфликтных проявлений вносит конструктивный вклад в приобретаемый опыт детей с ДЦП.

Список литературы:

1. Жук О.Л. Подготовка будущих учителей к инклюзивному образованию. - М.; СПб.: Нестор, 2015. -С. 102-106.

2. Сорокина А.И. Уроки психолингвистики в Арлингтоне. - Уфа: Башкортостан, 1992. - 24 с.

3. Трошин Ф.М. Минимальные мозговые дисфункции детей. - Нижний Новгород: Новгородский государственный университет, 2005. - 37 с.

4. Юнг К. Разрешение конфликтов детей. - M.: Издание МГПУ, 1994. - 336 с.

5. Горайнова Т.В. Дети с минимальными дисфункциями. - М.: Медкнига, 2012. - 128 с.

List of literature:

1. Zhuk О.L. Preparanion of future teachers for inclusive education. - Moscow; SPb: Nestor, 2015. - P. 102-106.

2. Sorokina A.I. Russian psychologist looks at education America. - Ufa: Bashkortostan, 1992 (for english). - 24 p.

3. Troshin V.M. Children's minimal disfunctions of brain. - Nijni Novgorod: NGU, 2005. - 37 p.

4. Jung K. Children's soul conflicts. - Moscow: University book, 1994. - 336 p.

5. Gorainova T.B. Children's minimal disfunction of brain. - Moscow: Medkniga, 2012. - 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.