Научная статья на тему 'Формирование конфликтной компетентности у младших школьников как компонента коммуникативных универсальных учебных действий'

Формирование конфликтной компетентности у младших школьников как компонента коммуникативных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликтная компетентность / младший школьный возраст / универсальные учебные действия / конфликт. / conflict competence / younger school age / universal educational actions / conflict

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щекина Ксения Васи

В статье анализируются ключевые понятия, функции конфликтной компетентности, её связь с универсальными учебными действиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article analyzes the key concepts, features of conflict of competence, its relationship with universal educational actions

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтной компетентности у младших школьников как компонента коммуникативных универсальных учебных действий»

Формирование конфликтной компетентности у младших школьников как компонента коммуникативных универсальных учебных действий

Щекина К. В.

Щекина Ксения Васильевна / Shekina Kseniya Vasilevna - студент, факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций,

Институт социального образования

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируются ключевые понятия, функции конфликтной компетентности, её связь с универсальными учебными действиями.

Abstract: the article analyzes the key concepts, features of conflict of competence, its relationship with universal educational actions.

Ключевые слова: конфликтная компетентность, младший школьный возраст, универсальные учебные действия, конфликт.

Keywords: conflict competence, younger school age, universal educational actions, conflict.

Динамика социально-экономических и информационных изменений требует готовности к переменам, преодолению информационных и ресурсных дефицитов. Это означает, что современный человек должен быть способен правильно определять и преодолевать затруднения в деятельности, разрешать противоречия разного уровня. Такая способность не может быть описана через конкретный навык или их набор и не появляется сама по себе, а должна быть воспитана, а значит, иметь определенный путь становления, генезис.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальную школу особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Они обеспечивают конфликтную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010, с. 32].

Конфликтная компетентность занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности. Б. И. Хасан считает, что она зависит от уровня осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной [Хасан Б. И., 2005, с. 68].

Термин «конфликтная компетентность личности» впервые введён в научный оборот Б. И. Хасаном.

Он говорил о том, что конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.

Значит, отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентности существуют два уровня:

- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания, воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения;

- второй предусматривает умения проектировать необходимые для достижения учебных результатов конфликты, конструировать их непосредственно в ситуациях учебного взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников ситуации [Хасан Б. И., 2001, с. 28].

Функциями конфликтной компетенции являются:

• любилизационная - способность рассматривать конфликт в качестве неотъемлемой, составляющей нашей жизни;

• информативная - способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видения перспектив его разрешения;

• прогностическая - способность применять различные техники для минимизации деструктивных форм конфликта и перевода их в позитивное русло;

• регулятивная - способность осуществлять деятельность посредника или медиатора;

• ценностная - способность изменить отношение к конфликту в условиях расширения межличностных контактов и сферы деятельности;

• рефлексивная - способность к реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин; интегративная, обеспечивающая продуктивный характер данной компетенции [Бодалев А. А., 1986, с. 32].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков

учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают конфликтную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [Асмолова А. Г., 2011, с. 30].

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания [Капустин Н. К., 2001, с. 45].

Младшее школьное детство - это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности.

Изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих проходит болезненно, конфликтно.

Если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка имеет несколько этапов:

- первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;

- вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива;

- появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни [Божович Л. И., 2008, с. 103-110].

Практика в школе показывает, отношения детей в классе не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении [Сапогова Е. Е., 2005, с. 301].

Можно также зафиксировать здесь очень емкую конфликтогенную зону, в которой берут начало многие конфликты школьной жизни:

Внутриличностные конфликты.

Чаще всего это противоречия между - ожиданиями от учебной деятельности и её реальными результатами; - требованиями социума и психологическими особенностями ребёнка (личностная незрелость, гиперактивность и пр.); - отсутствием учебной мотивации и необходимостью получать высокие оценки и др.

Межличностные конфликты младшего школьника главным образом лежат в двух плоскостях: «ученик -педагог» и «ученик - ученик» - между учебной оценкой педагога и самооценкой учебных достижений школьника; - между требованиями учителя и желаниями ребёнка и пр.

Межгрупповые конфликты в младшем школьном возрасте могут заключаться в столкновении групп: -принадлежащих к разным этносам и национальностям; - относящихся к разным социальным слоям; -соперничество между учебными коллективами) [Рыбина Е. В. 2001, с. 51].

Уровни развития конфликтной компетентности младшего школьника:

1. Низкий уровень характеризуется отсутствием общих представлений о конфликте, о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, несформированностью мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности.

2. Средний уровень отличается направленностью на получение знаний и умений в области взаимодействия с окружающими, способностью к частичному изменению своего поведения в зависимости от ситуации.

Высокий уровень предполагает наличие ярко выраженного интереса к знаниям в области конфликтологии, направленности на поиск эффективных стратегий поведения в конфликте, позитивной самооценки, сформированной субъектной позиции в конфликтном взаимодействии.

Таким образом, конфликтная компетентность, с одной стороны, является частью коммуникативных универсальных учебных действий, входит в структуру профессионализма и, с другой стороны, имеет свой состав взаимосвязанных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых направлено на конструктивное разрешение конфликта.

Стоя на позициях культурно-исторической теории и конструктивной психологии, мы можем утверждать, что именно от образовательных условий зависит сформированность или несформированность компонентов компетентности, а нормы её развития задаются возрастными задачами.

Формирование опыта взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ работы, формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе.

Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализма, мы рассматриваем ее как неотъемлемую основу, часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.

Литература

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 152 с.

2. Бодалев А. А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения

конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. 2006. № 1. С. 56-71...

3. Бодалев А. А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения

конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. 2006. № 1. С. 56-71.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

5. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 2001. 302 с.

6. Рыбина Е. В. К вопросу о структурных характеристиках конфликтной компетентности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. 2006. № 1. С. 51-55.

7. СапоговаЕ. Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

9. Хасан Б. И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М.: МИРОС, 2001. 176 с.

10. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. М.: ФМ. 2005. 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.