с нас оболочку, обнажает нас. Как только актер достигает акта исповеди, он становится феноменом. Исчезает баръер между мыслью и чувством, душой и телом, сознанием и подсознанием, видением и инстинктом.. Здесь, при достижении исповедального акта, коллективное (родовое) и личное сходятся - один из основополагающих моментов акта.
Актер ведет партитуру и одновременно открывается до самых крайних пределов, до того самого зерна его существа, которое Гротовский называет «внутренним бытием». Зритель смотрит, не анализируя и знает только одно - что он оказался перед лицом феномена, несущего в себе неопровержимую подлинность.
Смысл экспериментальной педагогики Гротовского этого периода заключается в том, чтобы максимально подготовить актера к акту творчества (а не репродукции роли), сделать его способным «жить» в спектакле, быть способным к «лучеизлуче-нию», помочь ему обрести полноту выразительности не только на сцене, но и в жизни.
Третий период связан с преодолением одного из самых существенных конфликтов мировой цивилизации - между жизнью и культурой. Гротовский пытается через «встречи», «праздник» и т.д. феномен театра растворить в феномене жизни, обретая при этом качества, неведомые профессионалам. Происходит прозрение истинных, высших способностей человека, его сокровенного существа. Его согласие с миром природы, с другими людьми. Возникает идея основания «культурной деревни», где будет создана модель идеального людского сообщества.
Гротовский занимается творчеством жизни, но не творчеством художественных образов. В отличие от авторов хеппенин-
Библиографический список
гов, он занимается не пересозданием среды, но пересозданием человека. Человека, в котором просыпается потребность пересоздания среды. Или примирения с ней. Или протеста против нее. Он рассматривает актеров как часть зрителей, а зрителей как часть актеров, границ нет, сходство важнее различий. Поэтому эксперименты не имеют завершения.
Открывать и отдавать себя без остатка, до конца. В этом исходный момент всей системы Гротовского.
Отличие театра Гротовского от театра традиционного заключается в том, что если в театре традиционном артисты вышли на сцену, потому что зрители купили билеты, то у Гротовского спектакль вообще вещь маловажная. У него и слова-то такого нет. Не «спектакль», а «душевный акт». Если в традиционном театре репетируют до момента готовности роли и спектакля, то у Гротовского артисты репетируют всю жизнь. Точнее не репетируют, а готовят себя к душевному акту, постоянно разрабатывая свою психофизику, свое тело и душу. Все объединяется - работа и жизнь. Происходит слияние души и тела. Приходит счастье полной гармонии.
Итак:
• Через разрушение штампа прийти к спонтанному импровизационному акту, к акту самопознания и самораскрытия артиста.
• Через поиск ситуации, в которой можно достичь такой человеческой реакции, такого человеческого поведения, когда актер приходит к акту исповеди.
• Через преодоление конфликтов между жизнью и культурой, через растворение феномена театра в феномене жизни к пересозданию человека.
1. Фокин, В. Бедный театр // Театр. - 1990. - № 7.
2. Башинджагян, Н. Профили польской режиссуры / Н. Башинджагян, Б. Ростоцкий // Театр. - 1973. - № 5. Bibliography
1. Fokin, V. Bednihyj teatr // Teatr. - 1990. - № 7.
2. Bashindzhagyan, N. Profili poljskoyj rezhissurih / N. Bashindzhagyan, B. Rostockiyj // Teatr. - 1973. - № 5.
Статья поступила в редакцию 18.10.13
УДК 373.1
Machekhina O.P. THE APPLYING OF DIAGNOSTIC METHODS IN THE PEDAGOGICAL RESEARCH OF CONFLICTS IN SCHOOLS. In the paper the possibility of the applying of diagnostic methods in the practice of solving of school conflicts is studied. The research helps to distinguish the stages and methods of conflict solution, the prerequisites of conflict behavior of participants of conflict interaction. The features of displaying a conflict in different age periods are mentioned: primary school age - conflicts of emotional distress, self-esteem, adaptation, status, communication; adolescence - activity-related, motivational, emotional, self-reliance and responsibility; youth - value and meaning, moral, and activity.
Key words: ways, prerequisites of emotional distress, self-esteem, adaptation, communication, diagnostics, relationships.
О.П. Мачехина, канд. пед. наук, доц. каф. конфликтологии, Санкт-Петербургский гуманитарный
университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, E-mail: olga_machexina@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
В статье рассматривается возможность использования диагностических методов в практике разрешения школьных конфликтов, выделяются этапы и способы разрешения конфликтов, предпосылки конфликтного поведения участников конфликтного взаимодействия, особенности проявлений конфликтов в разные возрастные периоды.
Ключевые слова: способы, предпосылки, эмоционального неблагополучия, самооценки, адаптационные, коммуникативные, диагностика, взаимоотношений.
Сложность конфликта как явления внутренней жизни человека и социального взаимодействия предъявляет высокие требования к методам и методикам его изучения. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями. Исходя из этого, можно выделить этапы и способы разрешения конфликта:
1) установить участников конфликта;
2) изучить мотивы, цели, способности, особенности характера личностей;
3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;
4) определить истинную причину возникновения конфликта;
5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
6) определить и применить способы разрешения конфликта.
Кроме того, конфликтное поведение участников связано
и с личностными предпосылками [1]: (а) со стороны учеников -неумение объективно оценить ситуацию, слабо развитое логическое мышление, склонность к амбиции, завышенная самооценка, несдержанность, вспыльчивость и другие; (б) со стороны учителей - авторитарность, неумение наладить педагогическое общение, низкая культура, отсутствие педагогического такта, стиль руководства учителя - демократический, либеральный, авторитарный и другие. Таким образом, поведение отдельной личности в конфликте оказывает решающее влияние на исход конфликта. Формирование опыта взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе.
Межличностный конфликты - это ситуации, которые характеризуется наличием противоречий между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленных несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностей. Профилактика межличностного конфликта - это система мероприятий (психологической, социально-психологической диагностики, психологической и педагогической коррекции, направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.
В младшем школьном возрасте выделяют следующие конфликты:
1. Конфликты эмоционального неблагополучия - связаны с изменением социальной ситуации развития, с тем, что ребенок меняет свой образ жизни и соответственно требования взрослых к ребенку завышены. Поэтому повышенная обидчивость как одна из форм аффективного поведения возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что окружающие несправедливы к нему - учитель поставил низкую оценку, родители наказали его ни за что, одноклассники подшучивают над ним.
2. Конфликты самооценки - проявляются в реактивных состояниях по поводу оценки деятельности, которая воспринимается ребенком как самооценка. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников - низкая. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
3. Адаптационные конфликты - связаны с изменением социального окружения. Результатом адаптации является «адап-тированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
4. Конфликты из-за отсутствия навыков саморегуляции. Развитие у детей навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7-10 лет является сенситивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
5. Коммуникативные конфликты, связанные с несформи-рованностью навыков общения (неумение формулировать просьбы, стеснительность при общении с новыми людьми и т.д.). В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме (могут толкнуть, ударить, укусить).
6. Конфликты в личных отношениях - за высокий статус в детском коллективе, что вызывается потребностью в самоутверждении у детей с сильно развитой волевой сферой.
В работе с младшими школьниками для изучения конфликтов можно использовать следующие диагностические методики:
• Изучение психологического климата в учебной группе. Признаки: нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе.
• Диагностика групповой мотивации (И.Д. Ааданов). Признаки: мотивация группы и 25 факторов, в том числе уровень сплоченности группы, активность членов группы, межличностные отношения в группе, наличие конфликтов в группе [2].
• Диагностика психологического, физического и социального неблагополучия (Тест школьной тревожности Филипса. Признаки: общая тревожность в школе; переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуаций проверки знаний; страх несоответствовать ожиданиям окружающих; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношениях с учителями [3; 4; 2].
• Диагностика взаимоотношений учитель-ученик - Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми». Признаки: мотивы (получение новых впечатлений), ласка взрослого, совместная игра, беседы на личные темы [2].
Охарактеризуем и основные конфликты подросткового возраста:
1. Деятельностный конфликт, приводящий подростка к поступку, на основе которого формируется самоотношение подростка и который определяет способность к преодолению преград. Конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.
2. Мотивационный конфликт - связан со следующими мотивами: обособление и объединение. Ярко проявляется аф-филиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.
3. Эмоциональный конфликт - связан с накоплением эмоционального напряжения не разрешенного ранее, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) подросток может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства.
4. Конфликт самостоятельности и ответственности. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автоно-мизация иногда вызывает острые конфликты. Кризис подросткового возраста заключается не в ухудшении поведения подростка, а в конфликте между взрослеющим и требующим большей самостоятельности ребенком и не желающим отдавать контроль взрослым.
В работе с подростками используются следующие диагностические методики, перечислим их далее, кратко описав их суть.
Диагностика психологического климата в группе:
• Изучение психологического климата группы школьников. Биполярная шкала взаимоотношений Ф. Фидлера, адаптированная Ю.Л. Ханиным. Признаки: психологический климат [4].
• Невербальная диагностика эмоциональных состояний (по А.О. Прохорову). Признаки: радость, утомление, неблагоприятное физическое состояние ребенка, напряженность, скованность [5].
• Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру); Признаки: психологическая атмосфера в коллективе [5].
Диагностика конфликта и поведения в конфликте - оценка способов реагирования в конфликте (по К.Н. Томасу). Признаки: соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание) [3; 4; 6]. Кроме выделения пяти типов реагирования в конфликтной ситуации определяется отвергаемый способ реагирования, т.е. набравшая минимальное количество баллов, отвергается обычно подавляемая потребность. Кроме того, сравнение предпочитаемого и отвергаемого способов реагирования выявляет внутриличностный конфликт. Например, выбор соперничества и отвержение приспособления свидетельствуют о бессознательной недооценке своих интересов и стремлении компенсировать это их активным утверждением.
Поэтапная диагностика конфликта в соответствии со схемой О.Н. Громовой [7]:
• Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант). Признаки: метафорические стратегии конфликтного поведения [5].
• Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам. Признаки: уровень конфликтоустойчивости [2].
Диагностика психологического, физического и социального неблагополучия:
• Карта наблюдения Скотта. Признаки-симптомокомплек-сы: недостаток доверия к новым вещам, «принятие» взрослыми и интерес с их стороны, неприятие взрослых, тревога за «принятие» детьми, асоциальность, конфликтность с детьми, эмоциональные напряжения или эмоциональная незрелость, невротические симптомы, среда, умственное развитие, сексуальное развитие, болезнь, физическое развитие [6].
• Тест школьной тревожности Филлипса. Шкала тревожности. Признаки: школьная тревожность, самооценочная тревожность, межличностная тревожность [2].
• Выявление акцентуаций у подростка с помощью теста-опросника Шмишека. Признаки: виды акцентуаций (выявление групп риска) [2].
• Определение личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгард). Признаки: выявление акцентуаций [3; 4; 5].
Диагностика взаимоотношений ученик-ученик:
• Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено [3; 4]. Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Уровень коммуникативной толерантности [5].
• Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников). Признаки: включение, контроль, аффект [5].
Диагностика взаимоотношений учитель-ученик - диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников). Признаки: включение, контроль, аффект [5].
Конфликты юности представлены следующими конфликтами:
1. Ценностно-смысловые конфликты. Ценностно-смысловой конфликт - это внутриличностное противоречие между стремлением реализовать определённую личностную ценность и дефицитом у человека реальных возможностей сделать это. Что самое важное: семья или карьера? Что главное в моей жизни? Чего я хочу достичь? На что я могу претендовать в этой жизни? Эти вопросы как раз и инициируют новый уровень смыслообра-зования, а в случае, если личностный смысл при этом не реф-лексируется, это порождает ценностно-смысловые конфликты.
2. Морально-нравственные конфликты. Современная социально-психологическая ситуация не имеет единственного и однозначного мировоззренческого ориентира, что побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения.
3. Деятельностные конфликты, которые связаны с профессиональным самоопределением и формированием профессиональной идентичности. Кризис идентичности является нормой для юношеского периода и необходим для нормального взросления личности. Перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе, своих различных социальных ролях, в единое целое, связать его с прошлым и спроецировать в будущее [8].
Библиографический список
В работе со старшими школьниками используют следующие диагностические методики (кратко охарактеризуем их сущность).
Диагностика психологического климата группы:
• Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Признаки: ценностно-ориентационное единство группы [4; 5].
• Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина). Признаки: свойства психологического климата в коллективе, выяснение условий, обеспечивающих благоприятный психологический климат в коллективе [5].
Диагностика конфликта и поведения в конфликте:
• Определение уровня конфликтоустойчивости. Признаки: основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и уровень конфликтоустойчиво-сти личности [5].
• Оценка способов реагирования в конфликте К.Н. Томаса. Признаки: соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание [3; 4; 6].
• Поэтапная диагностика конфликта в соответствии со схемой О.Н. Громовой [7].
• Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (по Е.П. Ильину, П.А. Ковалеву) и использование показателей личностной агрессивности и конфликтности [5].
Диагностика психологического, физического и социального неблагополучия:
• Опросник нервно-психического напряжения. Признаки: нервно-психическое напряжение, астеническое состояние, диагностика настроения [2];
• Шкала сниженного настроения - субдепрессии. Признаки: степень выраженности субдепрессии [2].
• Определение уровня тревожности Спилбергера - Хани-на. Признаки: личностная тревожность, ситуативная тревожность [3; 4; 6].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что конфликтные отношения субъектов учебно-воспитательного процесса неизбежны и являются неотъемлемой его характеристикой. Конфликт, имея в своей основе преодоление противоречий, является мощным фактором развития, актуализирующим личностные функции учащихся, и при успешном его разрешении является непременным условием формирования личностного опыта школьников.
В заключении отметим, что описанные выше вопросы в настоящее время являются крайне востребованными педагогической практикой, что способствует как поиску новых моделей и методик для диагностики школьных конфликтов, так и необходимости развития системы профессиональной подготовки будущих педагогов, психологов в области конфликтологии. Последнее возможно за счет выдвижения на передний план содержания профессиональной подготовки студентов-конфликтологов освоение алгоритмов деятельности и моделей поведения педагогов в конфликте, методов и условий конструктивного разрешения конфликтов, освоение методик организации работы по обучению школьников навыкам эффективного поведения в конфликтах [1], использование технологий прогнозирования успешности учения [8] и моделей методики для оценивания достижений целей обучения [9].
1. Мачехина, О.П. Проблемы адаптации в школе как источник конфликтов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 3 [Э/р]. - Р/д: www.science-education.ru/109-9576
2. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособ.: в 2 кн. - М., 2002. - Кн.1: Система работы психолога с детьми раннего возраста.
3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998.
4. Ратанова, Т.А. Методы изучения и психодиагностика личности: учеб. пособ. / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М., 2000.
5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., - 2002.
6. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. - М., 2004.
7. Громова, О.Н. Конфликтология: курс лекций. - М., 2001.
8. Каракозов, С.Д. Психологические основания прогнозирования успешности учения студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6 [Э/р]. - Р/д: www.science-education.ru/100-5071
9. Литвиненко, М.В. Модель методики оценивания достижений целей обучения в контексте компетентностного подхода / М.В. Литвинен-ко, Н.И. Рыжова, В.И. Фомин // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 9.
Bibliography
1. Machekhina, O.P. Problemih adaptacii v shkole kak istochnik konfliktov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 3 [Eh/ r]. - R/d: www.science-education.ru/109-9576
2. Rogov, E.I. Nastoljnaya kniga prakticheskogo psikhologa: ucheb. posob.: v 2 kn. - M., 2002. - Kn.1: Sistema rabotih psikhologa s detjmi rannego vozrasta.
3. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posob. / sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 1998.
4. Ratanova, T.A. Metodih izucheniya i psikhodiagnostika lichnosti: ucheb. posob. / T.A. Ratanova, N.F. Shlyakhta. - M., 2000.
5. Fetiskin, N.P. Socialjno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malihkh grupp / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuyjlov. -M., - 2002.
6. Nikishina, V.B. Psikhodiagnostika v sisteme socialjnoyj rabotih: ucheb. posob. dlya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj / V.B. Nikishina, T.D. Vasilenko. - M., 2004.
7. Gromova, O.N. Konfliktologiya: kurs lekciyj. - M., 2001.
8. Karakozov, S.D. Psikhologicheskie osnovaniya prognozirovaniya uspeshnosti ucheniya studentov v vuze // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2011. - № 6 [Eh/r]. - R/d: www.science-education.ru/100-5071
9. Litvinenko, M.V. Modelj metodiki ocenivaniya dostizheniyj celeyj obucheniya v kontekste kompetentnostnogo podkhoda / M.V. Litvinenko, N.I. Rihzhova, V.I. Fomin // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2008. - № 9.
Статья поступила в редакцию 20.03.14
УДК 538
Novichikhina T.I., Golub P.D., Nasonov A.D. THE SCIENTIFIC-INFORMATION FIELD IN THE WRITINGS OF THE GREAT NATURALISTS OF ANCIENT TIMES. The paper observes a scientific-information field in the writings of scholars of ancient times. The scientific and educational work of the mankind in the ancient period has been analysed. Key words: scientific information , history, science , ancient scholars.
Т.И. Новичихина, канд. физико-мат. наук, доц., зав. каф. физики и методики обучения физике Алтайской гос. педагогической академии, г. Барнаул; П.Д. Голубь, канд. физико-мат. наук, проф. каф. физики и методики обучения физике Алтайской гос. педагогической академии, г. Барнаул; А.Д. Насонов, канд. физико-математических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике Алтайской гос. педагогической академии, г. Барнаул, E-mail: b_jogka@mail.ru
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ В ТРУДАХ ВЕЛИКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ АНТИЧНОСТИ
Рассмотрено научно-информационное поле в трудах ученых античности. Сделан анализ научно-образовательной деятельности человечества в античный период.
Ключевые слова: научная информация, история, естествознание, античные ученые.
Научная информация во все времена являлась той отправной площадкой, на которой строилось и развивалось мировоззрение человека. Процессы накопления научных знаний, сохранения и передачи имеющейся информации о природе и человеке сыграли существенную роль в развитии цивилизации в целом. Познавательный опыт предков и передача его последующим поколениям становится особенно значимым в периоды кардинальных изменений укоренившегося уже миропонимания.
Одним из таких переворотов в сознании человека особенно выразительно проявился на рубеже новой эры, когда человечество стало переходить от мифологической картины мира к более высокому, отчасти научно обоснованному уровню миропонимания. В этом неоценимую роль сыграла античная наука. Так, в Древней Греции научные изыскания были направлены на то, чтобы объяснить явления природы без привлечения сверхъестественных сил, понять мир из его самого. При этом особый статус отводится доказательности тех или иных утверждений, относящихся к описанию природных явлений. Например, основатель атомистики Демокрит писал: «Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством».
В Древней Греции возникают целые научные направления - школы с различными исходными представлениями о мироустройстве, но стремящиеся отыскать научную истину вырабатывая все новые и новые знания и, тем самым, расширяющие границы научно-информационного поля. К таким школам, прежде всего, следует отнести ионийскую, эгейскую, пифагорейскую и атомистическую.
Древняя Греция дала ученому миру целую плеяду великих мыслителей, которых по праву можно назвать гигантами научной мысли и вклад которых в развитие научных представлений неизмеримо высок. Именно о таких представителях античной науки пойдет речь далее.
Следуя хронологии событий, обратимся к трудам уже упомянутого Демокрита (460-370 г. до н.э.), явившегося основателем школы атомистов.
Суть учения Демокрита сводится к следующему.
Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, всё другое - только воззрение.
Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме.
Из ничего не происходит ничего.
Ничего не случается случайно.
Различие между веществами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке.
Эти положения, весьма смелые для своего времени, явились основой современного естествознания. Они высказаны атомистами только из наблюдений и умозаключений, поэтому не вполне соответствуют современным представлениям, подтверждённым экспериментально.
Концепция атомистов о дискретности (расчленённости) вещества предполагает делимость материи, но существует предел такой делимости - мельчайшая частица - атом (т.е. «неделимый»). Величайшая заслуга древних атомистов состояла в том, что они своими гениальными догадками предвосхитили будущий успех атомной и молекулярной теории.
Всю значимость идеи атомизма лучше всего отражает мнение Р. Фейнмана - крупного физика современности: «Если бы в результате, какой-либо мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались уничтоженными и к грядущим поколениям перешла бы только одна фраза, то, какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза... - все тела состоят из атомов - маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольших расстояниях, но отталкиваются, если одно из них приближается к другому».