УДК 376.42
ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2019 М. О. Иванова
обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное
(дефектологическое) образование, направленность (профиль) Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья e-mail: vingru987@gmail.com
Научный руководитель - Е. В. Леонова, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики
e-mail: leonkal 973@ mail. ru
Россия, г. Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В статье рассмотрены понятие «конфликт», подходы к изучению конфликтов, особенности конфликтных ситуаций среди детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, причины их возникновения и способы решения.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития, конфликт, конфликтное поведение.
Возникновение конфликта является результатом ежедневного соперничества и противостояния людей в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые приводят к нарушению личностного или межличностного спокойствия индивида.
Изучением проблемы конфликта, причин возникновения и способов разрешения занимались отечественные ученые А.Я. Анцупов, А.И. Божович, А.И. Шипилов и другие. Среди зарубежных исследователей этой проблемой интересовались А. Адлер, К. Левин, К. Роджерс, Б. Скинер, К. Хорни и другие. Данными авторами были рассмотрены вопросы определения сущности конфликта, его деструктивных и конструктивных функций, роли в процессе формирования личности и коллектива.
Также в работах авторы раскрывают вопросы профилактики и путей разрешения конфликта, ориентированных на оптимизацию взаимоотношений в коллективе, формирования положительных качеств личности индивида.
Изучение эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, а также их конфликтности занимались такие ученые, как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.Е. Самодумская, У.В. Ульенкова и другие.
В процессе межличностного общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития часто возникает необходимость на практике усваивать нормы поведения и общения с другими людьми, уметь адаптировать эти нормы и правила к различным возникающим ситуациям. Также совместная деятельность детей с задержкой психического развития со сверстниками способствует возникновению ситуаций, которые нуждаются в согласовании действий, проявлении доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от собственных желаний в
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
пользу достижения общей цели.
Часто у детей младшего школьного возраста с ЗПР происходят конфликты из-за того, что каждый ребенок придерживается и отстаивает только свои права, не считаясь с правами сверстников. Дети с ЗПР в таких случаях не всегда находят нужные способы поведения, которые могли бы разрешить возникшую конфликтную ситуацию.
Возникновение конфликтов среди детей младшего школьного возраста с ЗПР, протекание его и способы разрешения связаны также с индивидуальными особенностями детей данной категории, а именно с незрелостью эмоционально-волевой сферы. В одних случаях это может проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, в других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с плаксивостью, капризностью и другими проявлениями. При этом может наблюдаться незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Все эти проявления в результате способствуют появлению трудностей в социальной адаптации и увеличению конфликтных ситуаций [Фадина 2004].
Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития прибегают к разрешению конфликтных ситуаций с помощью следующих способов [Власова, Лубовский, Цыпина 1994]:
агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, а также физически более слабые, животные, или на вещи
бегство - ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например отказывается от посещения школы. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.
регрессия - возврат на более низкий уровень развития также является достаточно частой реакцией школьника с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности
отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации -ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой не может избежать
На основе вышеизложенного нами было изучено конфликтное поведение среди детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Мы организовали опытно-экспериментальную работу на базе Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья "Ступени"».
В исследовании принимали 12 учеников 4 класса (возраст 9-10 лет) с задержкой психического развития, учитель начальных классов, педагог-психолог. Состав участников был определен по результатам предварительной беседы со школьным педагогом-психологом и учителем.
Для изучения особенностей конфликтного поведения среди детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития нами применялись такие методики как Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) и Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам [Фетискин, Козлов, Мануйлов 2002].
Анализ результатов исследования по методике «Оценка психологической атмосферы в коллективе» (по А.Ф. Фидлеру) (см. рис. 1) показал, что 42% испытуемых (5 человек) считают климат в коллективе благоприятным. Данные анкеты демонстрируют, что в классе царит атмосфера дружелюбности, удовлетворенности, сотрудничества, взаимной поддержки, увлеченности и занимательности. По результатам беседы можно отметить, что в классе приняты взаимопомощь, взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу. Отношения строятся на принципах дружеского общения, помощи друг другу, конфликтные ситуации возникают редко.
33% испытуемых (4 человека) считают климат в коллективе неопределенным. По данным методики было установлено, что в классе царит атмосфера недостаточной дружелюбности, неудовлетворенности, равнодушия и скуки. По итогам беседы было выявлено, что для них хоть и существует в классе доброжелательная атмосфера, но все же они отмечают, что «класс скучный», иногда они участвуют в совместной деятельности, а иногда они считают это неинтересным. Также дети считают, что в классе часто лидеры бывают несправедливы к ним и отмечают, что конфликты со сверстниками возникают тоже достаточно часто.
25% испытуемых (3 человека) считают климат в коллективе неблагоприятным. Они отмечают, что в классе царит атмосфера враждебности, несогласия, неудовлетворенности, холодности, недоброжелательности, равнодушия, скуки. В ходе беседы с педагогом-психологом было выявлено, что дети часто обижают их, неохотно принимают в свою компанию, часто подшучивают над ними, им приходится отвечать в агрессивной форме. У детей данной группы часто возникают конфликты со сверстниками, иногда возникают драки.
Рис. 1. Изучение психологической атмосферы среди детей младшего школьного
Методика «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам» позволила выявить (см. рис. 2), что среди респондентов в 4 классе доминирует средний уровень конфликтоустойчивости - 42% (5 испытуемых), что говорит о норме. Высоким уровнем конфликтоустойчивости обладают 33% респондентов (4 человека), что говорит о наличии у них успешной и высокой устойчивости к конфликтам, низкий уровень встречается у 25% респондентов (3 человека), что свидетельствует о выраженной конфликтности этих испытуемых. Очень низкий уровень конфликтоустойчивости, что говорит о высокой конфликтности, не встречается ни у одного из респондентов.
Изучение психологической атмосферы
Неблагоприятны й климат
25%
Неопределенный климат
33%
возраста с задержкой психического развития
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Исследование устойчивости к конфликтам
Уровень выраженной конфликтности
25%
Средний уровень конфликтоусто йчивости
42%
Высокий уровень конфликтоусто йчивости
33%
Рис. 2. Изучение устойчивости к конфликтам среди детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Таким образом, по результатам исследования конфликтного поведения в 4 классе мы можем сделать вывод (см. рис. 3), что у 42% обучающихся склонность к конфликтам не вызывает опасений, 25% обучающихся не умеют контролировать свои поступки и эмоции при каком-либо столкновении интересов, они не всегда способны разрешить конфликт конструктивно. И 33% испытуемых способны подходить конструктивно к разрешению конфликтной ситуации, они не стремятся ее вызвать или развернуть, при случае стараются избегать.
Рис. 3. Особенности конфликтного поведения среди детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Одним из способов разрешения данной проблемы нам видится разработка программы профилактики (коррекции) конфликтного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Библиографический список
Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1994. 256 с.
Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Ярославль: Ремдер, 2003. 100 с.
Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. Балашов: Николаев, 2004. 68 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.